В. Тетёкин

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Как ее формируют в Кремле. Служение бизнесу

 

В МИДе недавно прошло большое совещание с участием президента РФ и послов России в зарубежных странах. Событие немалое. Не так часто собирается вся внешнеполитическая верхушка государства. Такие мероприятия везде считаются важным поводом для того, чтобы глава государства огласил свое видение места страны в окружающем мире. Разумеется, и Путин попытался сделать это в 40-минутном выступлении. Видение оказалось своеобразным. Все свелось в основном к призыву активнее лоббировать интересы российского бизнеса.

Начав с традиционной констатации, что «дипломатия должна помогать решению общенациональных задач», Путин без долгих проволочек объяснил, что это за задачи. Оказалось, что это «повышение конкурентоспособности нашей экономики, кардинальное увеличение ВВП, интеграция России в мировую хозяйственную систему», а также «защита национальных экономических интересов, повышение инвестиционной привлекательности России, противодействие дискриминации на внешних рынках».

Вроде бы все правильно. Отметим, однако, что это говорится на фоне торжества либералов в российской верхушке, добивающихся полного ухода государства из сферы производства и передачи всего, что только можно, частному собственнику. То есть «общенациональные задачи» — это прежде всего продвижение интересов бизнеса. Таким образом, классовую сущность нынешнего российского государства, отражающего интересы компрадорской буржуазии, президент обнажил вполне рельефно.

А вот подлинно общенациональные задачи — такие, как обеспечение территориальной целостности и безопасности страны — в выступлении Путина даже не упомянуты. И не потому, что нет таких угроз. Их больше, чем хотелось бы. На целостность России покушаются и на юге (Чечня), и на востоке (открытые претензии Японии на Курилы), и на западе (скрытые претензии Германии, Польши и Литвы на Калининград). Но об этом у президента ни слова, ни полслова. Точно так же и о безопасности России. Расширение НАТО, выход армии альянса на ударные позиции на наших границах, появление баз НАТО в Средней Азии — всего этого как будто и нет. Как же! У нас на Западе сплошные друзья...

Максимум вольнодумства, которое позволил себе глава государства,— это заявление, что «очередная волна расширения ЕС и НАТО создала на континенте новую геополитическую ситуацию и теперь нужно минимизировать потенциальные риски и ущерб для безопасности экономических интересов России». То есть риски и ущерб есть. Но только для экономических интересов. Опять-таки четко классовая позиция: интересы российской буржуазии защищать будем, а интересы народа в целом оставим за скобками.

Правда, Путин еще опечалился, что «представление о России за рубежом далеко от реальности». Ну это еще неизвестно, чье представление дальше от реальности: российского президента (который предпочитает смотреть на страну через розовые очки) или внешнего мира, который видит происходящее в России без прикрас. Далее Путин утверждает, что «нередки и спланированные кампании по дискредитации нашей страны, вред от которых очевиден и для государства, и для отечественного бизнеса». (Опять бизнес!)

Тут бы главе государства пойти дальше и сказать, что «кампании по дискредитации» являются составной частью традиционной западной стратегии ослабления России, как исторического конкурента. Но этого Путин признать не может. Ибо тогда разваливается его благостное утверждение, что «в России видят серьезного партнера в решении наиболее значимых международных проблем». Видят. Это точно! Но только не партнера, а противника. В мире идет жесткое противоборство. Даже внутри НАТО схватки нешуточные. Все защищают свои национальные интересы. И только российская верхушка с удовольствием продолжает жить в иллюзорном мире «общечеловеческих ценностей».

Но поскольку о «защите национальных интересов» говорить приходится (так принято в мире, да и неразумный избиратель того требует), то сообщается, что на направлении СНГ удалось «развернуть политику в сторону реальных интересов страны». Но тут же делается поразительное заявление, которое высвечивает обычно далеко запрятанные истинные настроения главы государства: «А вот чего не стоит делать — это увлекаться сентенциями о том, что никто, кроме России, не имеет права претендовать на лидерство на пространстве СНГ. Если мы признали определенные реалии, то нужно с этими реалиями считаться и из них исходить в выстраивании своей внешней политики».

Вот в этом квинтэссенция путинской внешней политики. Сначала бесславно, без малейшего сопротивления сдать позиции (будь то ликвидация нашего разведцентра на Кубе или согласие на создание американских баз в Средней Азии), а затем призвать к «признанию реалий». Подчеркнем, что эта идея высказана не в пылу спора с некими «консерваторами», настаивающими на необходимости для России сохранять зоны своих исторических интересов (как это делают все без исключения страны в мире). Никакой случайности в этой фразе нет. Она заложена в текст его выступления. То есть произнесена совершенно обдуманно. Цель — подобострастно заявить Западу, что обвинения верхушки России в «имперском мышлении» не соответствуют действительности.

Один из участников встречи потом сказал, что президент РФ фактически обнародовал «доктрину анти-Монро». Напомним, что президент США Монро в конце ХIХ века выдвинул доктрину, согласно которой все страны Южной Америки являются зоной жизненно важных интересов США и посторонним туда соваться не рекомендуется. А вот г-н Путин в пику г-ну Монро выдвинул концепцию, что по зоне исторических интересов России может гулять каждый, кому вздумается. Удивительное изобретение. Веха в истории не только российской, но и мировой дипломатии!

На это высказывание обратили внимание очень многие. Почувствовав, что дали маху, путинская команда начала отрабатывать назад, утверждая, что слова президента вырваны из контекста. В это можно было бы поверить, если бы не недавнее сенсационное заявление министра обороны РФ С.Иванова, что осенью 2001 года Путин сам обзванивал глав среднеазиатских государств, убеждая их согласиться на появление там американских баз...

Правда, затем президент РФ сподобился сообщить, что «первоочередной задачей по-прежнему является защита прав и интересов наших сограждан в странах СНГ и Балтии». Очередное пустое заявление, рассчитанное исключительно на поддержание образа «Путина-патриота». 1 сентября в Латвии начнут очередной этап ликвидации русских школ. Что собирается делать глава государства, чтобы предотвратить это варварство? Да ничего! Хотя нет! В очередной доклад обязательно вставят фразу о защите интересов соотечественников...

Кстати, было гордо заявлено, что «пришло время взяться и за создание в странах Содружества крупных информационно-культурных центров для работы с соотечественниками». Обратите внимание, что здесь упомянуто только СНГ. Без Прибалтики. Очевидно, не случайно. Но в любом случае идея необычно свежа. Через 13 лет после разрушения СССР вспомнили, что в СНГ и Прибалтике осталось около 20 миллионов наших соотечественников. Но ни одного российского культурного центра там нет. И это вполне сознательная политика. Дай соотечественникам только возможность, так они мигом объединятся, будут требовать своих каких-то культурных прав. Например, права учить детей на русском языке. А это сулит осложнениями в отношениях российской верхушки с местными элитами и их покровителями в США и Европе. Так что лучше подальше от этих центров.

Традиционно ссылаются на то, что на культурные центры нет денег. Так ведь только что владельцы футбольного ЦСКА (уже давно никакого отношения к армии не имеющего) за 11 миллионов долларов купили нападающего из Аргентины. За эти деньги можно создать по одному культурному центру в 11 странах СНГ и Прибалтики. А глава государства объявляет, что только-только «пришло время взяться за создание». Это Путин так считает. А глава Минфина Кудрин явно считает, что это время еще не пришло. Как вы думаете, уважаемый читатель, чья точка зрения на деле возьмет верх?

Выступление главы государства удивляет какой-то мелкотравчатостью. Нет, слова все использованы возвышенные, даже торжественные. И расставлены они правильно. Но вот общее впечатление — что текст сделан на уровне средней руки дипломата. Нет ни глубины анализа, ни постановки стратегических задач. Вскользь упомянуты Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток, Африка и Латинская Америка. Правильно сказано, что не надо бы забывать «о сохранении и развитии позиции там, где в прошлом нами были вложены немалые ресурсы». Но вывод сделан вот какой: «Здесь многое также зависит от инициативы посольства». То есть давайте, ребята, занимайтесь «сохранением и развитием», а мы этим хлопотным делом заниматься не будем, а будем представительствовать в разных «восьмерках».

Так что бурного толчка российская внешняя политика от этой речи не получила. Мысль не воспарила выше весьма посредственного уровня. (И чего 130 послов со всего мира свозили?) Явно ощущается, что сверхзадачей было обойти многочисленные подводные камни и, главное, не обидеть кого-либо из западных партнеров. А национальные интересы? Да Бог с ними! Подождут до лучших времен.

 

№ 95 20 июля 2004 г.


Реклама:
-