Линдон Ларуш

 

О НРАВСТВЕННОЙ МИССИИ ЭКОНОМИКИ[1]

 

Мне бы хотелось остановиться на трех темах: природа кризиса и его неизбежность; проблема, которую он представляет, особенно для Европы, и общие принципы решения этой проблемы; и, наконец, особая роль преимущественно некорпоративных производителей и предпринимателей в процессе возрождения и восстановления стабильности в обществе.

Прежде всего по вопросу об экономике: следует понимать, что современная мировая денежно-валютная и финансовая система обречена и ничто не может ее спасти в нынешней форме. Это результат концептуального изменения, инициированного Соединенными Штатами и Британией начиная примерно с 1966 года и по сей день. Содержание этого изменения - в отказе от ориентации на общество, основанное на ценностях производства, в пользу того, что было названо "обществом потребления".

В предшествовавший период мы привыкли думать о решении общественных проблем в терминах улучшения качества продуктов, увеличения их количества, расширения их производства. Именно таков был наш образ мысли. Мы привыкли думать о минимизации безработицы. Мы привыкли думать об улучшении качества занятости. Мы привыкли думать об увеличении производительности в терминах физического производства; о повышении квалификации и совершенствовании трудовых навыков - полезных навыков; о росте инвестиций в технологии - меньше повторения, больше инноваций. Именно таким образом мы старались решить проблемы.

С 1966 года все изменилось. Произошла подмена ценностей, которая изначально захватила среду университетского студенчества второй половины 60-х - именно в ней произошел отход от господствовавших до этого ценностей, сдвиг в пользу "потребительских ценностей". Производитель, труженик, рабочий стали восприниматься врагами "правильной" культуры. В соответствии с новыми веяниями нам всем следовало начать исповедовать "постиндустриальную культуру", которая означала культуру "постпроизводственную", "постпродуктивную". Нам следовало упростить жизнь, которая должна-де базироваться только на потреблении. Нам следовало уничтожить "синие воротнички" и носить только "белые воротнички" и т. п.

 

"МЫ НЕ ПРОИЗВОДИМ. МЫ ИМПОРТИРУЕМ!"

 

За последние 35 лет это глубинное изменение распространилось по миру и привело повсюду к грандиозным социальным, моральным и культурным конвульсиям. Сегодня люди в развитых странах говорят: "Мы больше не производим! Мы - импортируем!" Мы импортируем дешевые товары, созданные дешевым трудом в других странах. А как мы расплачиваемся за них? С помощью кредита! Мы занимаем у них деньги (или крадем их). Мы превращаем в руины валюты тех стран, которые занимаются производством, и таким образом мы получаем то, что они производят, задешево. Мы понижаем их уровень жизни. Мы получаем товары еще дешевле. Мы покупаем в кредит. Мы влезаем в долги. Но нас это не тревожит, потому что за нами сила. Мы можем себе позволить увеличивать свои долги безгранично.

На сегодняшний день мы набрали такое количество долгов, что мы являемся полным банкротом. И это произошло за 35 лет.

Совершенно очевидно: то, что мы должны сделать, - это найти какой-нибудь способ вернуться к нормальной, здравомысленной политике. Мы должны отказаться от строительства общества, основанного на потребительских ценностях, и вернуться к обществу созидательных ценностей, в котором мы производим средства обеспечения нашей жизни, или, что одно и то же, производим нечто полезное для мира. Вернуться к тем методам, которыми мы привыкли решать наши проблемы, к тем способам и средствам, с помощью которых мы решали проблемы послевоенного периода. Те, что использовал Франклин Рузвельт для вывода США из депрессии, которая была результатом некомпетентности и глупости его предшественников - Теодора Рузвельта, Вудро Вильсона, Калвина Кулиджа и др. К тем средствам, благодаря которым мы прошли через войну и выжили, благодаря которым в послевоенный период была восстановлена и заново отстроена Европа, - которыми мы пользовались вплоть до середины 60-х годов. Они работали.

 

У ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЕСТЬ МИССИЯ

 

Существует еще один важный аспект, в котором проявляется отличие предпринимательства как такового от корпорации, основанной на акционерной собственности, на собственности владельцев, отстранившихся от управления. Проблема отстраненного владения - типичная для больших корпораций, крупной промышленности - заключается в том, что акционеры интересуются только получением дивидендов на свои акции, а не производством или продуктом компании, вследствие чего такая форма собственности обычно не является прогрессивной. Хотя с помощью целенаправленного государственного воздействия ее можно заставить быть в определенной степени прогрессивной. Контролировать ситуацию можно при помощи госрегулирования, устанавливая правила, касающиеся финансов, налогов, надзора - всего того, что в некотором смысле направлено на борьбу с реакционной тенденцией, когда акционеры хотят быть просто кровососами корпорации. И только таким образом можно заставить корпорацию сосредоточиваться на технологическом прогрессе и улучшении качества продукта.
В случае с предпринимателем все обстоит по-другому: предприниматель, непосредственно управляющий фирмой, которой он владеет, ориентирован на выполнение некой миссии. Предприниматели часто начинают свой бизнес на основе своих приобретенных ранее навыков и способностей, которые, как они считают, могут быть востребованы рынком. Они - люди, движимые миссией созидания, достижения чего-то полезного - как для местного сообщества, так и для общества в целом. Иными словами, у них есть персональное чувство самоидентичности и гордости за общественно значимую работу, которую они выполняют, выстраивая свою фирму и ее деятельность.

В истории, особенно в современной, можно обнаружить множество примеров предпринимателей такого рода, в частности, предпринимателей "от науки", которые стремятся быть проводниками научно-технического прогресса в экономику.

В США не крупные автомобильные корпорации определили успехи в автомобильной отрасли, это были малые фирмы, их вендоры - разработчики, работающие на подряде, изобретавшие и производившие компоненты или элементы, которые затем включались в конструкцию двигателя и заставляли его работать более эффективно. Следовательно, они были предпринимателями, трудившимися, можно сказать, в поте лица своего с целью достигнуть, создать нечто большее, чем прибыль, при этом рассчитывая заработать себе на жизнь, надеясь на рост своей фирмы в результате этих усилий.

 

НРАВСТВЕННОСТЬ И ОТКРЫТИЕ

 

Теперь перейдем к проблеме очень специфического характера: каков моральный, нравственный путь получения прибыли? Нравственный способ получить доход? Ну прежде всего следует разобраться с тем, что такое моральный. Что такое нравственность? Некоторые люди любят обвешивать стены вокруг себя табличками: "Не делай того, делай это". Матери иногда так поступают по отношению к своим детям. Работодатели иногда так поступают со своими служащими: "Делайте так-то, не здесь плюйте, место для плевания здесь, не..." Ну и так далее. Это не есть мораль. Это лишь попытка управлять. А бизнес-менеджмент - это плохая вещь. Он не имеет отношения ни к морали, ни к хорошей экономике.

Мораль связана с пониманием фундаментального различия между любым представителем животного мира и человеческой личностью. Это особенно ясно для христианства, или во всяком случае должно быть понятно тому, кто претендует называться христианином. Только человеческая личность обладает теми способностями познания и открытия универсальных законов, с помощью которых мы можем увеличить силы человеческого рода для его существования во вселенной. Никакой другой биологический вид, кроме человека, не обладает возможностью увеличения своего так называемого "экологического потенциала". Только человечество способно к этому. Человечество делает это благодаря творчеству.

Говоря о таком творчестве (и вспоминая Леонардо да Винчи или Иоханнеса Кеплера и других), мы часто имеем в виду научные открытия вселенских законов в физике. Но существуют и другие области открытий, которые не менее важны. Когда вы открываете закон, настоящий универсальный закон, как вы передаете ваше открытие другим? Вы должны разделить с ними переживание самого процесса открытия, они должны воссоздать процесс познания, пережить само ощущение проблемы, научный парадокс, который нельзя объяснить без совершения открытия. Они должны вновь пережить в своем опыте усилия, необходимые для разрешения указанного парадокса. Они должны воссоздать опыт в форме экспериментальной проверки, которая продемонстрирует, является предлагаемое решение верным или нет. Таким образом, именно социальные отношения между людьми, проявляемые при передаче друг другу творческих идей, являются основой способности общества применять открытые фундаментальные законы к природе. Иными словами, общество совершенствуется не благодаря одному человеку, который делает открытие и выбегает на улицу с криком "Эврика!", воображая себя Архимедом. Да, открытия совершаются индивидуумами. И только индивидуальный человеческий ум может сделать открытие. Но как можно добиться кооперации, взаимодействия членов общества для совершенствования и использования открытия? Они должны разделить опыт этого открытия, заново открыть закон.

 

ОБЩЕЕ БЛАГО

 

Таково классическое образование - в отличие от образования по учебникам, зубрежки, которая стала типичной сегодня.

Итак, именно социальные отношения между людьми являются основой для кооперации, для применения открытий с целью увеличения силы человеческой расы и ее власти в природе и над природой. В этом заключается отличие человека от животного.
Признавая, что человек не животное, что человек имеет творческую силу, которая помимо него присуща только Творцу вселенной, мы не можем не сделать вывод о том, что каждая человеческая личность имеет сакральную сущность благодаря этой естественной способности каждой личности.

Нравственность имеет прямое отношение к тому, что из всего этого следует. Нравственность это то, что Платон, а также апостол Павел и апостол Иоанн называли агапе (учение о безусловной любви. - Прим. пер.), и что в теологии иногда именуется общим благом. Принцип агапе является основой и самой сущностью нравственности, как это явственно следует из тринадцатой главы Первого послания к коринфянам апостола Павла. Это не запреты и предписания и даже не сами поступки. Это истинная и безусловная любовь, любовь человечества, понимаемая через призму того, что каждый человек заключает в себе образ и подобие Творца. И вследствие этого наши отношения к другим людям должны быть творческими отношениями или отношениями, основанными на этом творчестве. Мы должны так организовать свою деятельность, чтобы не повторять пройденное, но чтобы создавать новые решения и разделять с другими эти решения и приносимую ими пользу и выгоду. Что действительно бесценно, так это не тот или иной достигнутый результат, а именно процесс прогресса.

Истинным предпринимателям, осознавшим эту истину о себе самих, о своей роли в жизни, свойственна особая нравственность. Нам всем придется умереть. И поэтому все, чего мы достигли в нашей жизни, не имеет большого значения. Мы смертны. Мы не можем забрать это с собой. Но что мы оставляем после себя? Чего никогда нельзя отнять у нас? Мы внесли вклад в процесс прогресса человечества. Мы совершили добрый поступок сегодня, мы сделали что-то хорошее в этом году. Мы способствовали улучшению жизни, мы создали фундамент, платформу, на которой человечество может продолжать строить дальше. Мы стали частью вечности. Мы часть человечества - со всей его прошлой историей и будущей историей.

И именно это чувство идентичности с человечеством во всей полноте его истории дает предпринимателю ощущение своей моральной миссии, придает ему силы и осмысленность всей его деятельности. Предприниматель-инноватор иногда тратит 25-50 лет жизни на то, чтобы найти и разработать решение проблемы. Таких примеров немало. И какова же мотивация человека, который совершает все это? Получить прибыль в следующем году? Нет. Быть способным сохранить свой бизнес, обеспечить его выживание, сделать следующий шаг, добраться до следующей программы, приняться за следующий продукт, принять следующий вызов.

 

ПРИБЫЛЬ - ТОЛЬКО СРЕДСТВО

 

Если вы окажетесь в России, обратите внимание: в России нет правильного понимания сущности предпринимательства. Это была проблема советской системы. Советская система недооценивала и принижала индивидуальность, нравственность личности. В России наблюдалась тенденция делать одни и те же вещи - опять, опять и опять. Там не умели привносить изменения. В какой же области Россия действительно привнесла инновационные изменения? В военно-научной сфере! Почему? Потому что они не думали о ней как об экономической деятельности. Они думали об этом как о патриотизме. Они думали о проблеме вооружений и обороны. Они думали об этом как об отчаянном, фанатичном служении во имя спасения нации, во имя того, чтобы сделать ее сильной. Это была миссия - миссия во имя научного прогресса! И они сделали это! Они совершили буквально чудеса в этой области.

Итак, что необходимо, так это иметь ориентацию на миссию в противоположность корпоративной ориентации на прибыль. Конечно, мы не собираемся нести убытки, если мы можем избежать их. Мы собираемся получать прибыль, потому что получать ее необходимо, чтобы предприятие продолжало существовать и развиваться. Но мы действуем не во имя прибыли. Мы производим прибыль в качестве средства для достижения цели. Прибыль - это инструмент продолжения нашей деятельности, нашей работы. Развивайте себя, развивайте предприятие! Будьте готовы принять новые вызовы, решать новые проблемы. И тогда умирающий предприниматель сможет сказать: "У меня есть достижение, которое я могу передать вам. Продолжайте двигаться вперед. Сделайте что-нибудь доброе для человечества".

И это именно то, что требуется. Так давайте организуем общество, имея это в виду. Мы должны добиться понимания того, что собой представляет нравственность. Мы должны осознать истинное значение для практики того факта, что человек создан по образу и подобию Божию, в отличие от всех остальных созданий.

 

СОЗИДАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ПРОТИВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

 

Таким образом, все цели, миссии, социальные отношения должны основываться на этой концепции человека. И в частности, мы должны осознать истинную роль предпринимательства как посредника, как двигателя, который использует энергию творчества, производимую нашей культурой, и переводит ее в сферу практического приложения, решения практических проблем, возникающих в процессе бизнеса. Если мы примем эту точку зрения, если мы отринем всю ту чепуху, которая загрязняет наши мозги и души, если мы откажемся быть "обществом потребления", чтобы стать обществом, ориентированным на производство блага - блага в моральном смысле этого слова, - блага для человечества, решая конкретные проблемы конкретных людей или групп людей с лозунгом: "Делай добро, производи благо и добивайся свершений и, делая все это, выживай", - то это как раз и будет то, что всем нам так необходимо. И конкретная программа не так уж и важна. Без такого рода изменений мы не добьемся успеха.

У нас было ощущение, что мы добились успеха в восстановлении и развитии экономики в течение 20 лет - с 1945-го по середину 60-х годов. Но посмотрите, что произошло. Мы решили многие проблемы. Мы преуспевали. Мы имели работающую экономику. И что же мы сделали? Мы разрушили ее, осуществив сдвиг от созидательных ценностей к потребительским ценностям! Мы разрушили ее, отрицая творчество! Мы разрушили ее, уничтожив нашу систему образования! Мы больше не даем детям настоящего образования в школах. Мы рекомендуем им просмотреть справки на ту или иную тему в Интернете. Мы больше не позволяем им думать, мы не поощряем их к этому. Мы разрушили культуру, на которой были основаны все достижения Европы начиная с эпохи Ренессанса.

Следовательно, опасность не в том, что мы не знаем, как добиться успеха. Человечество преуспевало в этом раньше. Опасность в том, что мы снова отбросим это, таким же образом, как мы выбросили на свалку якобы за ненадобностью старые добрые методы за последние 35 лет. Поэтому оставим в стороне все технические вопросы - технические аспекты не будут иметь никакого значения до тех пор, пока мы не обоснуем с помощью морального чувства - почему и зачем мы делаем то, что делаем. Почему мы выбираем эту систему, почему мы отдаем ей предпочтение? Потому что мы постоянно держим в поле зрения нравственный принцип, потому что человек создан по образу и подобию Творца и мы должны действовать по отношению к друг другу и к миру соответственно.

 

Перевод и публикацию подготовил

Андрей Кобяков

 

«Русский предприниматель»

сентябрь 2004



[1] Читатели РП уже знакомы с некоторыми взглядами Линдона Ларуша - пожалуй, одного из самых неординарных и светлых общественных деятелей и мыслителей современности, имеющего всемирную известность и признание (см. "Русский предприниматель", 2001, №0). В нашей стране у Линдона немало искренних друзей и соратников в научных и общественно-политических кругах. С большой надеждой он смотрит на нравственную, созидательную роль России в мире, на роль инициативных и неравнодушных людей - наших сограждан, осознающих моральную ответственность за судьбу мира, вверенного нам Творцом.Наш журнал также видит в Линдоне Ларуше своего большого друга и стратегического союзника. Нам представляется, что публикуемое ниже (в сокращении) его выступление в Милане 22 марта 2002 года на форуме Iniziativa Italia на тему "Предпринимательство и нравственная миссия экономики" является чрезвычайно актуальным для предпринимательского сообщества России в свете задачи разработки этических принципов ведения бизнеса. Редакция "РП"

 


Реклама:
-