М.Г. Делягин

 

Правительство сокращает бедность путем борьбы с бедными

 

Вопрос читателя:

Уважаемый Михаил Геннадьевич,

Пройдясь по Московским магазинам приходишь в уныние. Они пусты как в конце 90-х. Только тогда в магазинах не было товаров и соответственно потребителей. Сейчас же картина обратная - товары есть, потребителей нет. Это, как Вы понимаете следствие нищеты или если сказать более деликатно, следствие низких доходов населения. Потребительский спрос в нокауте. Что-то не припоминается, чтобы эта проблема беспокоила нашего премьера и президента. В США вот беспокоит. Там даже стимулирование потребительского спроса не так давно проходило под эгидой президента. И это все потому, что на потребителе держится вся Америка. Как вы можете прокомментировать это применительно к России?

 

Если походить по московским бутикам, то картина действительно ужасающая, потому что в них нет ни одного покупателя. В некоторых сетях скидки достигают 70% (я сам покупаю рубашки с такой скидкой), и продавцы счастливы, что у них кто-то что-то покупает. В итоге получается недорого. Но чтобы составить впечатление о московском потребительском спросе в целом, нужно зайти не только в бутик, а нужно зайти, например, в «Перекресток», в «Пятерочку». Я уже не говорю про разного рода рынки, где жизнь кипит – не то слово.

К сожалению, торговля высоко монополизирована, что способствует задиранию цен. Это видно даже по рынкам, когда на всем рынке одна цена на один и тот же товар, даже на один и тот же товар разного качества, но одного наименования. Это свидетельство монополизации, а следствие этого – завышение цен.

В этих условиях можно сказать, что представленное в вопросе наблюдение не очень верное, но вывод достаточно внятный: в Москве очень много бедных, которым не по силам монопольно завышенные цены магазинов, и которые ориентируются на цены рынков (тоже монопольно завышенные). В Москве очень поляризованное общество, оно более поляризованное, чем в любом другом месте в России, чем сама Россия. В Москве большая часть очень богатых людей. Мы видим это на улицах по тем машинам, которые проезжают мимо нас, - в последнее время на роскошных машинах все больше синих официальных номеров и мигалок. Но при этом существует огромная Москва, в которой, я думаю, более трети, может, половина людей, которых нельзя отнести к среднему классу, которые еле сводят концы с концами. Иногда люди, которые еле сводят концы с концами, зарабатывают очень много по меркам не только Москвы, но и других стран.

У меня есть знакомый журналист, который, работая по 15 часов в сутки, зарабатывает до $900 в месяц. Но когда из этих $900 вычитаются расходы на квартиру, которую он снимает на окраине столицы за $150, на помощь родителям, на помощь младшей сестренке, которая пока учится, на жизнь остается $300 или чуть больше, чего хватает для очень ограниченной жизни.

В Москве в силу высокого уровня цен и, безусловно, в силу привычки москвичей потреблять определенные вещи - никто не будет экономить, отказываясь от мобильного телефона, никто не будет экономить, переезжая с последней станции зеленой ветки в какой-нибудь Дзержинск под Москвой, где стоимость жилья существенно ниже. В силу этого уровень доходов, который для какого-то Иванова кажется запредельным, для Москвы является гранью бедности

В Москве огромная часть бедных людей. В силу того, что на заработки приезжают люди, как правило, бедные, я думаю, что эта доля не намного ниже, чем средняя по России. Я думаю, по России она составляет 2/3, а в Москве чуть меньше половины. Правительство это не очень интересует, потому что наш экономический рост, наша экономика по-прежнему ориентированы на нефтедоллары, на олигархов. В этом принципиальное отличие нашей экономики от американской, которая ориентирована на потребительский спрос, где основная часть бюджета - подоходный налог.

У нас же основная часть бюджета - налог от корпораций, а основной мотор экономики – развитие корпораций. Это поверхностное различие, выражающее более глубинное различие, уже политическое, которое состоит в том, что американская власть отвечает перед населением.

Можно сколько угодно говорить о том, как население дурят и обманывают, но когда население дурят и обманывают – это признак того, что перед этим населением отвечают. У нас население сейчас перестают дурить и обманывать, потому что власть окончательно перестает отвечать перед населением и начинает отвечать сама перед собой. Даже не перед коммерческими олигархами, она начинает отвечать перед силовой олигархией, которая является ее неотъемлемой частью.

Власть «закукливается» от общества и уходит в параллельное измерение. В этой ситуации нищета никого не интересует, как не интересовала на протяжении всех 1990-х гг. В этом отношении правительство Путина такое же, как и предшествующее правительство Примакова, а Путин такой же президент, как и Ельцин, - президент, который не является выразителем интересов общества, который ориентирован только на его верхнюю часть. При Ельцине - на олигархов коммерческих, сейчас на олигархов силовых.

Есть принципиальное отличие в макроэкономическом положении США от России. США нужно стимулировать экономический рост, чтобы он был, и для этого все средства хороши, а в России нужно стимулировать экономический рост, чтобы он соответствовал требованиям Президента об удвоении ВВП, которое у специалистов с момента своего появления кроме здорового смеха ничего не вызывает. Совсем другая мотивация. Экономический рост у нас есть итак из-за нефтедолларов. Именно потому, что этот рост имеет внешний источник, это является одной из причин того, что у нас так высока концентрация богатых.

Так что, лозунги правительства по поводу того, что мы будем бороться с бедностью, это только лозунги. Посудите сами, правительство говорит о необходимости борьбы с бедностью, но при этом оно не осуществляет программу развития депрессивных регионов по созданию новых рабочих мест, с одной стороны; с другой стороны, оно занимается сворачиванием социальной помощи. Это можно трактовать как то, что оно сокращает бедность путем борьбы с бедными, но это не есть борьба с бедностью в нормальном смысле слова.

 

22 сентября 2004


Реклама:
-