С.Г. Кара-Мурза

 

Представление окончилось

 

Госдума, сплочённая морально-политическим единством, 10 июня "с блеском" проштамповала 27 законов по жилищному вопросу. Думаю, депутаты их и не читали - чтобы совесть не грызла и кошмары не мучили. Фракция КПРФ и фракция "Родина" ушли из зала - спорить было бесполезно, а участвовать в таком людоедском деле никак нельзя. Пожалуй, после приватизации Чубайса такого удара по населению, буквально по каждой семье, в ходе реформы ещё не делалось. Когда в Госдуме уничтожали Жилищный кодекс РСФСР, на который не посмел замахнуться Ельцин, я прочёл его впервые в жизни. Как много мне открыл бы этот короткий сухой документ! Первое, что сегодня поражает в этом кодексе, - это многослойная защита жильца против произвола государства,[1] его чиновников. Выселение было практически исключено. И это притом, что государство было собственником жилья!

В рамках небольшой статьи невозможно сравнить старый советский и новый Жилищные кодексы. У тех же читателей, кому хватит сил и терпения это сделать, возникнет мучительное чувство: что же мы натворили! Кому мы отдали власть! Восхищаясь новым "крайне либеральным" Жилищным кодексом, наша демпресса видит достоинства именно в беззащитности жильца перед собственником и властью: "Законопроект даёт собственнику право выселять несобственника с жилплощади, невзирая на прописку. Вступят в права собственности и муниципалитеты. Они теперь смогут распоряжаться социальным жильём как нормальные владельцы: неплательщиков выселять, переориентировать дома на другие нужды, предоставлять и отбирать жильё".

Новый Жилищный кодекс разрешает властям выселять людей (даже владельцев квартир) из дома - если власти захотят использовать дом или землю под ним в других целях. При этом выселяемым дадут не квартиру, а лишь стоимость жилья, которое они теряют. А эта стоимость, определяемая по справке БТИ (Бюро технической инвентаризации), - в несколько раз меньше рыночной.

В Послании 2004 г. В.В. Путин сказал: "Одной из самых актуальных задач считаю обеспечение граждан доступным жильём. Это по-прежнему - очень болезненный вопрос для большинства людей в России". Далее он ставит задачу: "Обеспечить возможности приобретения (жилплощади) на рынке для основной части работающего населения России...".

Итак, в том светлом будущем, которое обещает В.В. Путин, возможность приобретения жилья на рынке будет у основной части работающего населения России. Но только не у всех граждан, а даже и не у всех работающих. То есть в будущей "процветающей" РФ часть работников не сможет заработать себе на жильё. И речь теперь идёт уже не о достойном жилье, а о доступном.

Незадолго до оглашения Послания, в конце декабря 2003 г. вышел доклад "группы Шувалова", которая готовила законопроекты. Газета "Коммерсант" сообщила суть этого документа: "Непосредственное финансовое участие государства в удовлетворении жилищных потребностей граждан должно быть сведено практически к нулю... В докладе группы подчёркивается, что жилищный сектор должен действовать "на рыночных принципах и удовлетворять запросы основной части населения на уровне, соответствующем платёжеспособному спросу"...".

Смысл понятен - государство снимает с себя обязательства в жилищном секторе, здесь оно отказывается быть социальным и становится чисто рыночным (это прямо противоречит Конституции, поскольку жильё - главная часть социальной сферы). Право на жизнь в принципе отменяется - всё решает кошелёк.

Но главное в том, что утверждение В.В. Путина неверно передаёт суть проблемы, служит дымовой завесой. Разве сейчас для большинства населения РФ главной проблемой является приобретение жилья? Совсем нет, пока что большинство живёт во вполне пригодных квартирах и домах. Критической проблемой для большинства является содержание жилья. Вот здесь новые законы и несут в себе угрозу для благополучия каждой семьи. Каждой! За исключением ничтожной прослойки богатых.

Так давайте прикинем, какие новые траты будут возложены на семью, проживающую в средней квартире с рыночной стоимостью 100 тыс. долларов.

Во-первых, люди не верят, что будет введён закон об обязательном страховании жилья. Будучи председателем Госстроя, Н. Кошман называл и цену страховки - 2% в год. Но аппетиты растут, и вот сообщение прессы: "Эксперты предполагают, что тарифы на обязательное страхование жилья составят 3% от рыночной стоимости квартиры в год" ("КоммерсантЪ", 31.07.2003). Если так, то средняя семья заплатит в год 3 тыс. долларов, или 90 тыс. рублей. Потянет она это? Да на хлеб и на гроб не останется. Вывод закономерный: пусть продаст квартиру - рынок у нас свободный.

Во-вторых, вводится "местный налог на недвижимость". Вот он-то будет рассчитываться не по справке из БТИ, а исходя из рыночной стоимости жилья, которую будут определять муниципалитеты. Размер ставки с 2007 г. будут устанавливать местные власти. Вице-спикер Госдумы Г. Боос успокаивает: "Мы рассчитываем получить десятки миллиардов только за счёт богатых людей, не обременив социально незащищённые слои". Как, интересно, они собираются отделять овец от козлищ? Да и что это за туманное понятие - "социально незащищённые слои", кто такую справку выдаёт? Пока что говорят о высшей ставке в 1%. Это со средней квартиры составит 1 тыс. долларов в год. Хотите, чтобы чиновники уважили и скостили сумму - побегайте за ними, у них тоже дети молочка просят.

В-третьих, Жилищный кодекс и закон о тарифах в ЖКХ предусматривают, что именно вы, владелец квартиры, или жилец, обязаны нести все затраты по содержанию и ремонту жилья. Расходы по восстановлению изношенной инфраструктуры будут включаться в коммунальные платежи. Представляют ли себе наши граждане, каков масштаб этих расходов? Думаю, очень слабо.

В настоящее время жилищный фонд РФ быстро разрушается, поскольку средства, выделяемые на его содержание, совершенно несоизмеримы с реально необходимыми суммами. Население оплачивает, и то далеко не полностью, лишь стоимость текущих услуг. Главные же расходы - по ремонту зданий и инфраструктуры - никто на себя не берёт. Население их оплатить не в состоянии, и это настолько очевидно, что эти расходы даже не включаются в смету коммунальных платежей. Государство, которое в прошлом брало эти расходы на себя, отказалось от них, причём негласно, даже не предупредив общество. Это самым драматическим образом сказалось не только на состоянии тепло- и водоснабжения, но и процесс разрушения жилых зданий приобрёл лавинообразный характер.

Теперь государство уходит от ответственности и бросает население перед лицом грядущей техносферной катастрофы в ЖКХ. Большинство граждан останется в полуразрушенных домах-трущобах, а меньшинство попадёт в лапы чиновников и хищных полупреступных фирм, втридорога продающих жильцам тепло и воду.

По данным Госстроя, для того чтобы только стабилизировать ситуацию в ЖКХ, надо срочно вложить 5 триллионов руб. (по состоянию на 2003 г.). Задержка означает ускоренный рост этой суммы. Если разложить эту сумму на граждан, получается по 30 тыс. руб. с носа.

Если в нашей воображаемой квартире живут три человека, то с них - 3 тыс. долларов. Конечно, не все сразу, но по тысяче в год вполне реально.

Есть и ещё один существенный момент. РФ рвётся в ВТО и обещала приватизировать электростанции и пр., а также поднять тарифы до уровня мировых. При нашем энтузиазме они поднимутся повыше мировых. Для жильцов это будет означать рост тарифов на газ, свет, тепло и воду в несколько раз. Значит, платежи за квартиру возрастут на 1-2 тыс. долларов в год.

Подведём итог. Нынешние либеральные жилищные законы, подготовленные в администрации Президента и протащенные через Госдуму "единороссами", вынудят среднюю семью, проживающую в двухкомнатной квартире, выложить в год около б тыс. долларов сверх того, что она платит сейчас. Кто-то ведь должен оплатить реформы и украденные из ЖКХ 5 триллионов руб.! И не надо ломать руки и вопрошать: "Что делать?" Совета спросите у тех, за кем брели все эти 15 лет, они всегда готовы помочь.

На днях спросили П. Шелища, председателя Союза потребителей России, экс-депутата от "Яблока": "Разработчики нового жилищного кодекса предполагают, что богатые и бедные будут жить в разных кварталах. Это неизбежно?" Демократ важно ответил:

 

"Да, это неизбежно. Наступает естественное расслоение бедных и богатых... К тому же, если у человека не хватает денег на хлеб и лекарства, зато от советской власти осталась дорогая квартира, почему не поменять её на другую, чуть проще, меньше и дальше?" ("Дело", 14.06.2004).

 

Ничего естественного в этом расслоении, конечно, нет - это дело подлых рук человеческих, а также следствие наивности нашего избалованного советской властью населения.

В.В. Розанов написал о хаосе революции:

 

"С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русскою Историею железный занавес.

- Представление окончилось. Публика встала.

- Пора одевать шубы и возвращаться домой.

Оглянулись.

Но ни шуб, ни домов не оказалось".

 

После той революции мы сумели обустроиться - и шубы пошили, и дома построили, и Русская История продолжилась. Теперь будет покруче. Шубы Гайдар утащил, а сейчас и за дома принялись. Во всех смыслах.

 

РД № 8 2004

 



[1] В который раз приходится делать оговорку, что в данном случае автор имеет в виду не государство (политически организованную нацию), а государственную власть, ее институты, ее чиновников. Важность этого уточнения состоит в том, что подменяя власть государством, авторы вольно или невольно толкают гнев читателя не по адресу. И в результате он вместо того чтобы подумать, как изменить состав властных институтов, который все-таки избирается, обрушивает свой гнев против государства, ставя тем самым под вопрос его существование (прим. Ред. ЗЛ).


Реклама:
-