Я. Амелина

 

Зелёные знамёна над Таврией

 

Проезжая от Симферополя к Феодосии, невозможно не заметить десятки новёхоньких мечетей, выстроенных за последние два года. "Неужели здесь столько мусульман?" - возникает невольный вопрос. Если на все эти молельные дома хватает верующих, то приверженцев ислама в Крыму должно быть более четверти миллиона (столько на полуострове крымских татар, по последней переписи населения).

- Строительство новых мечетей осуществляется преимущественно за счёт иностранных спонсоров. Помощь в финансировании строительства, подготовке священнослужителей предоставляет в основном Турция, которая с января прошлого года стала постепенно уменьшать объёмы финансирования, поскольку, по мнению некоторых турецких аналитиков, религиозность крымских татар крайне низка, - говорит протоиерей Александр Кубелиус.

- Ислам у крымских татар - на уровне домашней традиции, - вторит ему известный крымско-татарский журналист, бывший главный редактор газеты "Авдет" Лиля Буджурова, - даже молитвы читаем на татарском, а не на арабском языке.

Тем не менее оказывается, что интерес к судьбе крымских татар проявила Саудовская Аравия, родина ваххабизма. Она участвует в подготовке священнослужителей, финансирует образовательные проекты. Многочисленные факты подтверждают, что на Крымском полуострове вовсю идёт экспансия радикальных форм ислама.

Самый мощный всплеск интереса к распространению здесь исламского фундаментализма произошёл в 2000 г. Тогда ряд российских изданий и телеканалы РТР и НТВ почти одновременно напечатали и показали материалы, посвящённые крымским ваххабитам. В итоге едва не разразился российско-украинский дипломатический скандал: местные власти и СБУ в один голос отрицали существование ваххабизма на полуострове.

А вот духовные власти, в отличие от" светских, не пытались замолчать проблему. Напротив, она их сильно беспокоила. Осенью 2000 г. полуостров посетил муфтий мусульман Украины, шейх Ахмед Тамим. На пресс-конференции в Симферополе он отметил, что в Крыму распространяется много литературы, пропагандирующей ваххабизм и исламский фундаментализм. "Духовное управление мусульман и большинство мусульманских общин Украины осуждают религиозный экстремизм во всех его проявлениях и выступают против попыток использовать религию в политических целях", - подчеркнул Ахмед Тамим. Но из выступления шейха следовало, что достигнуть взаимопонимания в этом вопросе с новым руководством духовного управления мусульман Крыма, активно участвующим в политических акциях, пока не удалось.

Радикальный ислам на этом полуострове вновь привлёк к себе внимание после теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. Как заявил в интервью УНИАН вице-президент Фонда "Стратегия-1" Михаил Гончар, несмотря на то, что сейчас деятельность исламских фундаменталистских центров в Крыму не достигла опасных масштабов, она таит в себе потенциальную долговременную угрозу. Речь идёт о проповедниках ваххабитского толка, имеющих несколько сотен сторонников в исламской среде полуострова. Они занимаются проповеднической деятельностью, распространяют среди крымских татар специальную литературу, предоставляют средства для строительства мечетей. Они активно действуют среди крымско-татарской молодёжи, которая не имеет постоянной работы и живёт с грузом нерешённых социальных проблем. Это, прямо скажем, взрывоопасный материал для будущего не только Крыма, но и Украины и России.

Следует сказать и об организации "Хизб ут-Тахрир", активистов которой в Узбекистане бросают в тюрьму на несколько лет. В программе этой партии говорится, что её идеологией является ислам, а назначением - "возродить исламскую умму (сообщество), освободить его от идей, системы и законов неверных, так же как и от господства и влияния их государств. Она также нацелена на восстановление исламского государства халифат". Достичь всего этого предлагается исключительно ненасильственными методами, но в это верится с трудом.

Сравнительно недавно представители этой партии появились и в Таврии. Поначалу сведения о её деятельности были довольно скудны. Например, в январе прошлого года в Баку вместе с пятью членами "Хизб ут-Тахрир" был арестован гражданин Украины, крымский татарин из Симферополя Юнус Вилеев, ранее уже встречавшийся с одним из руководителей партии. При обыске у арестованных изъяли инструкции по изготовлению взрывных устройств и подготовке террористических актов в филиалах - международных организаций в Баку.

Однако ныне и слепому видно, что местные "хизб ут-тахрировцы" - реальная сила, о чём говорит хотя бы постоянное поминание партии в речах председателя Меджлиса крымско-татарского народа (представительного органа, контролирующего и направляющего подавляющее большинство проживающих на полуострове татар) Мустафы Джемилева.

На прошедшей в конце апреля встрече с преподавателями и студентами Крымского государственного инженерно-педагогического университета он обратился к молодёжи с просьбой "быть осторожнее" в связях с "различными авантюристическими организациями, использующими в своих целях изречения из Корана". Здесь явно имелась в виду организация "Хизб ут-Тахрир", которая, по утверждению симферопольской газеты "Полуостров", в последнее время заметно активизировала свою деятельность в Таврии.

Ранее на встрече с представителями татарских национальных СМИ Джемилев заявил, что, по его мнению, Координационный Совет общественно-политических сил крымско-татарского народа, партии "Миллет" и "Хизб-ут-Тахрир" использовали митинги против войны в Ираке в качестве политических акций противостояния Меджлису. Дело в том, что начало американского вторжения в Ирак чуть было не вызвало раскол в среде крымских татар. Меджлис в своём официальном заявлении от 23 марта поддержал акцию Вашингтона, а перечисленные выше структуры встали на защиту братьев-мусульман. И, видимо, они потенциально представляют собой реальную силу, конкурирующую с Меджлисом в борьбе за умы крымских татар. О том, что в Крыму действуют исламские фундаменталисты, известно, пожалуй, всем.

- То, что мусульманизация Таврии идёт, - это однозначно, - утверждает атаман казачьего войска Запорожского в Таврии Сергей Карелин, - мусульманские движения появились здесь до подписания Большого российско-украинского договора, когда было непонятно, кому же принадлежит Крым. На картах, издаваемых в Турции, она заштрихована как их территория. Турция оказывает татарам большую финансовую помощь. А когда несколько лет назад сюда приезжал турецкий министр, на улицах Бахчисарая повсюду висели турецкие вымпелы со звёздами. Я сказал мэру: повесьте хоть один украинский или крымский флаг, а то такое ощущение, будто по Турции идёшь. Сюда приезжали посланцы "Серых волков" (турецкая радикально-исламистская организация), пакистанские миссии, члены которых, кстати, вовсе не спешили покинуть Крым. И сейчас мусульманские движения набирают обороты...

Мэр Бахчисарая (города, в котором работа местного Меджлиса, возглавляемого самыми активными крымско-татарскими лидерами, считается "образцовой") Виталий Курбатов также знаком с ваххабитами не понаслышке.

- Я знаю несколько представителей ваххабитского течения в городе, - говорит он. - Они рассказывают детям о своей вере, но пока ведут себя мирно и спокойно - до определённого момента. Когда он настанет? Может быть, очень скоро.

Об опасности роста влияния исламских фундаменталистов мы беседовали с Мустафой Джемилевым. Характерно, что он сам заговорил об этом. По его словам, своих средств для строительства мечетей у татар, значительная часть которых не имеет ни работы, ни нормального жилья, просто нет. Однако большинство иностранных доброхотов, предлагающих деньги, преследуют свои, весьма далеко идущие цели.

- Мы были рады всем, кто окажет нам помощь в строительстве, - говорит Джемилев, - но некоторые арабские организации начинают строить мечети и создают вокруг себя исламистские организации, нетрадиционные для Крыма. А потом начинается - "я верный, ты неверный". Пользы от такой "помощи" в десять раз меньше, чем вреда. Два раза Саудовская Аравия оказала нам помощь в отправлении верующих на поклонение мусульманским святыням. Но теперь мы решили отказаться от этой помощи, потому что, во-первых, они сами, по своим принципам, стараются отобрать людей, во-вторых, мы заметили, что паломникам сразу начинают проповедовать ислам ваххабитского толка.

Ваххабиты ведут активную пропаганду своих идей не только среди простых мусульман. Похоже, они хорошо освоили современные пиар-технологии и серьёзно занялись собственным имиджем. Главный редактор одной из популярных крымских газет рассказала, как весной представители радикальных исламистов предложили ей встретиться, чтобы читатели могли получить более полное представление о ваххабизме.

- Они оказались спокойными, образованными, очень хорошо подготовленными к разговору людьми, - рассказывает редактор, - я поняла, что мне просто не хватает знаний, чтобы вести дискуссию на заданном ими высоком интеллектуальном уровне.

О пределах дальнейшего расширения ваххабитского влияния мнения экспертов расходятся. До определённой степени сдерживающим фактором, не позволяющим пока радикальному исламу вырасти на полуострове до угрожающих размеров, является позиция Меджлиса. Его лидеры, как мы видим, категорически против ваххабизма - правда, по утверждению многих экспертов, лишь потому, что проигрывают в конкурентной борьбе за умы крымских татар. Борьба с угрозой агрессивного ваххабизма поддерживает авторитет Меджлиса.

- В отдельных сёлах действительно появились ваххабиты, - говорит Лиля Буджурова, - но их мало - около трёхсот на весь Крым, - и они говорят такие дикие для крымских татар вещи (например, отказываются почитать могилы предков), что их отторгает само крымско-татарское общество. И всё-таки, - полагает Л. Буджурова, - чем хуже будут жить люди, тем больше будет ваххабитов.

По мнению старшего научного сотрудника Центра СНГ Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России Алексея Полянского, "учитывая становление и слабость исламских институтов в Крыму, ваххабизм может быстро взять верх над другими направлениями ислама". Подобное развитие событий предрекают и некоторые другие аналитики. Пока же очевидно, что ситуация выходит из-под контроля государственных органов Украины и Меджлиса крымско-татарского народа.

 

Таврия

РД № 8 2004


Реклама:
-