А. Сологуб

 

Приватизация со знаком «минус»

 

В правительственных кругах России по вопросу дальнейшей приватизации сложилось очевидное противоречие. Одни хотят поскорей избавится от лишнего госимущества. Другие, напротив, всеми силами стремятся удержать его в своих руках. Первые — это те, кто думает, что государство владеет заводами, фабриками или хотя бы их частью, и продав это, получит доход в бюджет. А вторые — те, кто от лица государства управляет госсобственностью.

Первые пытаются ускорить приватизацию, упрощая процедуру смены собственника. А вторые всячески препятствуют этой смене. Конечно, пользователю имущества всё равно кому оно принадлежит, главное, что он им управляет и извлекает доход. А с переходом имущества в частные руки неизбежно сменится и пользователь.

 

Доходы от продажи ниже расходов на предпродажную подготовку

 

План приватизации на 2004 год государство выполнить уже не успеет. Об этом министр экономического развития и торговли Герман Греф заявлял еще в конце апреля текущего года. И, видимо, поэтому в конце июля на заседании Правительства РФ министры решили в будущем году выставить на приватизацию на 112 объектов больше — 1 тыс. 916. Они посчитали, что смогут выручить от их продажи 40 млрд. руб.

Но чтобы эти планы не остались на бумаге, нужно внести поправки в законодательство. Именно оно, по признанию Грефа, — слабое звено приватизации: не позволяет оперативно продавать компании. Законом предусмотрена продажа госсобственности только по конкурсу. А подготовительная процедура к конкурсу тянется почти год. Сейчас в Правительстве рассматриваются варианты упрощения процесса приватизации. Один из них — продажа ГУПов без предварительного акционирования. То есть на аукцион будет выставляться только имущественный комплекс предприятия.

По действующему законодательству, приватизируемые предприятия должны самостоятельно проводить свою предпродажную подготовку. В нее входит балансовая оценка стоимости активов, аудит уставного капитала и многое другое. Как правило, управляющие госпредприятий не торопятся всё это делать, давая тем самым возможность своим теневым союзникам запустить механизм банкротства и прибрать предприятия к рукам подешевле.

С низким коэффициентом полезного действия работают и продавцы государственного имущества. Продажей федерального имущества занимается специализированное госучреждение при Правительстве РФ — Российский фонд федерального имущества. Имущество, находящееся в собственности субъектов Федерации, продают аналогичные фонды при администрациях регионов.

В среднем по России, как подсчитали аналитики, каждый второй приватизационный аукцион признается несостоявшимся. Если активы не были проданы с первого раза, торги проводят повторно. Но и это не гарантирует успеха. Непроданные в отчетном году предприятия включают в план приватизации на следующий год. Таким образом, в руках государства скапливается неликвидная и неуправляемая собственность. Из последних примеров — 8,1%-ный госпакет акций «Сибакадембанка». В августе государство не смогло его продать в очередной раз: предыдущая попытка была в марте этого года...

На 1 июля 2004 года в собственности РФ находятся 9 тыс. 222 федеральных государственных унитарных предприятия (ФГУП). Кроме того, РФ является акционером 3 тыс. 905 акционерных обществ. Из них половина предприятий — с пакетом акций менее 25% уставного капитала. Налицо устойчивая тенденция: с каждым годом денег от приватизации государство получает всё меньше, при этом затрачивая на продажу своего имущества всё больше. Это справедливо как для России в целом, так и для Петербурга в частности. При этом из ценного имущества в городе на Неве остались, практически, только памятники культуры.

 

Дворцы могут не дожить до светлого будущего

 

И хотя губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко приветствует приватизацию федеральных памятников архитектуры, перейдут они в частную собственность еще не скоро. Для их приватизации не подготовлена законодательная база. Согласно федеральному закону «Об объектах культурного наследия», федеральные памятники продавать нельзя, пока объекты не будут разграничены на федеральную собственность, собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность. То есть, пока не станет ясно, кто какую часть памятника будет продавать, и в какой бюджет пойдут вырученные деньги.

Любопытно, что в середине 2002 года Госдума приняла закон «Об объектах культурного наследия». А в начале того же года она утвердила федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», который разрешает приватизацию объектов культурного наследия. Вот так и живем...

Законодательные противоречия парламентарии устранят в лучшем случае грядущей осенью. «Мы надеемся, что этот вопрос не затянется, многие памятники уже не могут ждать годы», — выражает оптимизм пресс-секретарь Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры администрации Санкт-Петербурга (КГИОП) Ксения Черепанова. Так что желающим приобрести ветшающие дворцы в городе на Неве придется немного потерпеть.

Впрочем, уже сейчас потенциальные собственники могут вкладывать деньги и восстанавливать архитектурные творения прошлого. Еще шесть лет назад КГИОП подготовил инвестиционный список федеральных памятников. В него вошли 26 объектов, которым требуются срочные денежные вливания. Именно они и являются первыми кандидатами на продажу. У шести зданий из списка уже нашлись инвесторы. «В перспективе они надеются, что здание достанется именно им», — говорит Ксения Черепанова. По ее словам, наибольший интерес среди памятников архитектуры у отечественных банков вызывает дворец великого князя Алексея Александровича на набережной Мойки, 122.

 

Аптеки и гостиницы: оптом и в розницу

 

Привлечение частного капитала должно спасти и постепенно «вымирающие» в Петербурге государственные аптеки. Впервые об их приватизации заговорили в 2002 году. Еще тогда было решено объединить госаптеки в четыре ГУПа, акционировать и продать. Прошло два года, и к этому вопросу вновь вернулись. Сейчас в аптечной сфере полным ходом идет предпродажная подготовка: 146 действующих аптек объединили в четыре ГУПа и назначили новых руководителей образованными сетями. Далее ГУПы преобразуют в ОАО. И за счет продажи части акций городская администрация планирует привлечь инвестиции в аптечные предприятия.

Основное отличие государственных аптек от частных — в размерах площади. Так, средняя площадь госаптеки — 800 кв. м., а площадь коммерческих аптек, как правило, не превышает 300 кв. м.

Интерес к петербургским аптекам проявляют не только крупные городские сети, такие как «Первая помощь» и «Фармакор», но и московские компании. Однако пока заинтересованные в покупке аптек бизнесмены не понимают, какую часть акций городская администрация будет продавать. «По умолчанию считают, что у города должен остаться контрольный пакет акций. Но в таком случае совершенно не понятно, кто будет покупать остальное, если аптеками нельзя будет управлять. Городская администрация оказалась меж двух огней: надо привлечь инвестора и при этом не дать ему контрольный пакет акций», — говорит генеральный директор ЗАО «Фарминднкс» Владимир Кириллов.

Аналитики рынка убеждены, что продавать акции аптечных сетей не очень выгодно, так как в сети наряду с прибыльными аптеками войдут и убыточные. «Продав аптеки по одиночке, город мог бы выручить больше средств, но тогда и нареканий было бы больше, что распродают госимущество», — полагает Владимир Кириллов.

По опыту российской приватизации, с момента преобразования госпредприятия в акционерное общество и до продажи его контрольного пакета могут пройти годы. Как это было, например, с петербургскими гостиницами. В начале августа ГУ «Фонд имущества Санкт-Петербурга» объявил о проведении 7-го и 22-го сентября 2004 года аукционов по продаже госпакетов акций гостиниц. На торги выставляется 60% акций ОАО «Гостиница «Выборгская», 55% — ОАО «Гостиница «Киевская», 60% — ОАО «Гостиница «Чайка», 60% — ОАО «Гостиница «Южная» и 75% акций ОАО «Гостиница «Турист».

«Они были приватизированы в 1994 году, и только сейчас город счел, что не актуально держать в собственности пакеты акций», — поясняет начальник отдела продаж объектов приватизации ГУ «Фонд имущества Санкт-Петербурга» Владимир Васильев.

Из крупных и известных объектов петербургской промышленности и инфраструктуры в текущем году государство продавать ничего не собирается. А вот в 2005 году планируется продажа 48% акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга». Из них 20% находятся в федеральной собственности, а 28% — в собственности города. А пока городская администрация ограничивает себя продажей ремонтно-строительных предприятий, бань, парков и прочего имущества, где нет доли федерального центра.

...Приходится признать, что положительный эффект от приватизации сейчас стремится к нулю. Та собственность, что в советские времена считалась общественной и приносила пользу государству, стала для него обузой. Но с выгодой для себя избавиться от этого балласта государству удается с трудом.

Тем временем многие промышленные предприятия уже давно находятся под прицелом частных инвесторов. Последние прикладывают максимум усилий к тому, чтобы путем банкротства завладеть имущественным комплексом, а главное — территорией завода или фабрики. А само производство новых хозяев волнует в последнюю очередь. В конечном счете, на таких предприятиях сокращаются рабочие места и налоговые поступления в бюджет.

Явление это для города неприятное, но временное. И вскоре на месте старых заводов могут появиться новые цеха, торговые комплексы, жилые или деловые кварталы. Что, в общем-то, не пойдет во вред городской экономике.

 

ИА «Росбалт»

6.08.2004


Реклама:
-