С.С. Сулакшин
Монетизация, да не та
Правительство, а вслед за ним большинство депутатов в
Госдуме РФ предложили и приняли закон о так называемой монетизации льгот. Суть
ее заключается в том, что ранее предоставляемые отдельным социальным группам
населения привилегии в виде более дешевых лекарств, оплаты услуг ЖКХ,
санаторно-курортного лечения, проезда общественным транспортом и т.п. в
натуральном виде с принятием закона заменяются их денежными эквивалентами.
Поскольку законодательная мера затронула миллионы людей, дискуссия оказалась
очень бурной. Авторы и апологеты закона в основном отталкивались от таких
доводов как:
- Система «советская», что почти «тождественно» тому, что
она несправедливая. Селяне на автобусах не ездят и воспользоваться
причитающейся натурльготой не могут.
- Льготы не доходят до адресата. Потому, что развит клан
«нечестных» чиновников и мафиози. Они растаскивают и расхищают выделяемые
ресурсы.
- Ранее принятый закон о разделении полномочий (и средств!)
по вертикали между центром и регионами диктует необходимость переложить
ответственность за привилегии в регион.
- Традиционный примитив: нигде в мире такой масштабной
системы натурльгот нет.
В дискуссии, публичных и социальных протестах спор шел, как
правило, в таких областях, как антисоциальность и негуманность. Ибо
большинство, основываясь на реальном опыте, конечно понимают, что бюрократизм,
казнокрадство и коррупция в равной степени коснутся и денежной формы социальной
поддержки. Многие понимают, что перевод финансовых обязательств перед людьми на
уровень дотируемых региональных бюджетов не упрощает систему. Как на практике
доходили детские пособия и иные денежные компенсации в большинство дотируемых
регионов люди знают не понаслышке. Большинство (около 70%) уверены в
неэквивалентности монетизации льгот.
Однако, в дискуссии почти не слышно макроэкономического
анализа. Но за деревьями нужно видеть лес. На наш взгляд, эта масштабная затея
обусловлена и иными, скрытыми причинами, выходит существенно за рамки только
социально-гуманитарных последствий.
Ключевым финансово-экономическим содержанием масштабной
процедуры замены льгот является инструмент монетизации. Посмотрим на него шире.
Во-первых, зададимся вопросом - нет ли в российской
экономике иных или схожих финансово-экономических проблем монетизации? Есть. Их
создали примитив-либералы еще в 90-е годы, занимаясь шоковой терапией, управляя
макроэкономикой через единственный управленческо-целевой параметр – индекс
инфляции. Уточним, что речь идет об инфляции цен на конечном, потребительском
рынке. Для этого по известным подсказкам из известных стран сжималась денежная
масса в стране, внутренний спрос, исчезали не только накопления и зарплаты
населения, но и оборотные средства предприятий, платежные ресурсы. Исчезали
инвестиционно-кредитные ресурсы. Механизм расширенного воспроизводства был
фактически парализован, развитие превратилось в спад и сырьевую деградацию
экономики. Эти явления имеют место до сих пор. Оборотные и платежные средства,
кредитные инвестиционные ресурсы были именно демонетизированы, то есть
обезденежены. Называлось это по терминологии МВФ, Мирового банка, иных
советников - жесткой монетарной политикой. И каждый год и много лет вплоть до
недавних времен российские власти подписывали обязательства проводить такую
политику перед международными кредиторами.
Как это выглядит в цифрах? На сегодня ВВП нашей страны
(напомним, что это ценовое выражение объема товара и услуг, произведенных
национальной экономикой) обеспечен денежным оборотом на 24%. Так называемый
коэффициент монетизации национальной экономики, который определяется как
отношение денежной массы к ВВП в России можно сравнить с показателями в иных
странах. Англия – 100%, США – 60%, Япония - 150%, Китай – 215%. Среднемировой
показатель в два раза больше российского.
Кстати будет сказать, что в тех странах, где деньги в
национальной экономике работают как длинные и дешевые инвестиционные, то есть
ведущие к развитию, экономическому росту и росту предложения на рынках
потребления – потребительская инфляция падает! И это понятно. В балансе спроса
и предложения, который в рыночной экономике определяет равновесные цены можно,
как в России умерщвлять спрос (а заодно и продолжительность жизни, рождаемость,
фактор, стимулирующий экономический прогресс), но можно, как в странах, понимающих
в чем состоит их собственный национальный интерес, развивать предложение. То
есть стимулировать экономический рост.
Итак, монетизация российской национальной экономики всего
24%. Если монетизация льгот, так бурно ныне внедряемая по похожим на опыт 90-х
годов примитив-либеральным схемам стоит около 10 млрд. долл., то сколько же
стоит демонетизация ВВП России в целом? Это можно оценить. Скажем, если взять
английские пропорции, то в 2003 г. она (дефицит денег в хозяйственном обороте)
составляла 340 млрд. долл.! Причем недоставало именно инвестиционных и
оборотных ресурсов прежде всего в реальном секторе, промышленности, транспорте,
строительстве, энергетике, то есть там, где закладывается рост, процветание,
добавочная стоимость. Где формируется прогресс общества и благосостояние людей.
Если взять за ориентир китайские пропорции, то
недомонетизация российской экономики составляет более 600 млрд. долл.!
Фантастичны ли эти цифры? На первый взгляд – да. Но это не так, поскольку
именно столько демонетизаторы выкачали из экономического организма страны
финансовой крови.
Рассчитанная по минимуму неудовлетворенная потребность
российской экономики, 80% которой контролирует уже не государство, а бизнес,
только в инвестициях составляет около 100 млрд. долл. в год. Только требуемое к
строительству жилье стоит более 300 млрд. долл. Только потребности регионов в
финансировании реально существующих бизнес планов составляет 40 млрд.
долл. Как видим жизнь требует именно того, что у нее «урезано». Урезанная жизнь
– как говорят философы, это как минимум, заболевание, а вообще-то смерть.
Но даже при такой невиданной в мире демонетизации ВВП
все-таки производится! Интересно, за счет чего? Что является в данном случае
аналогом натурльгот, которые Правительство и депутаты собрались монетизировать?
Что заменяет в хозяйственном обороте российской экономики нормальные денежные
средства? Ответ известен. Это: бартер, т.н. суррогатные деньги, запрещенная к
обороту валюта, криминальные схемы по понятиям (черные, серые). Все эти схемы
неналогооблагаемы. Государство теряет на этом многие десятки млрд. долл.
ежегодно. Соответственно приобретает на этом криминал и немало. Инвестиционный
и воспроизводственный механизм едва дышат. Надежды на удвоение ВВП, решение
проблем бедности, жилья и т.п. не более, чем мечты.
Возникают резонные вопросы. Почему финансовые власти
страны, 14 лет демонетизировавшие национальную экономику, вплоть до ее
паралича, сырьевизации и стагнации во имя борьбы с инфляцией, вдруг сами
заговорили о монетизации?
Почему они начинают с монетизации на конечном рынке
потребления, что в отсутствие роста предложения неизбежно подхлестнет инфляцию,
предмет их же первейшей заботы?
Почему они вновь упорно не замечают и забывают о настоящей
перезревшей проблеме монетизации национальной экономики, как механизме
стимулирования ее экономического роста?
Почему они все это время кляли и запрещали инвестиционную
монетизацию, ведущую к экономическому развитию, росту предложений, снижению за этот
счет потребительской инфляции, но сегодня, тем не менее, проводят в жизнь
монетизацию, причем ведущую к инфляции, но не ведущую к развитию?
Не большой секрет, что дополнительных доходов в бюджете на
покрытие монетизированных льгот нет, и, по мнению представителей Банка России
придется печатать деньги в объеме до 300 млрд. руб.(более 10 млрд.долл.).
Что за глубокий смысл скрыт в подобных парадоксах?
Объяснения по простой логике «исчерпывающего перечня
причин» могут быть следующими.
Лица, принимающие реальные решения, некомпетентны и их
слова об экономическом росте, удвоении ВВП, о борьбе с бедностью, о решении
жилищных проблем, о социальном государстве являются декларациями. Здесь вывод
очевиден: надо помочь им добротной экспертной поддержкой.
Либо лица, принимающие решения, компетентны, но догматичны
в своем примитив-либерализме, слышат, как глухари на ветке, только себя, и,
добросовестно заблуждаясь, наносят вред людям и стране. В этом случае их нужно
менять. И достаточно очевидно кого из них в первую очередь.
Либо лица, принимающие решения, вполне компетентны и
заинтересованы в сложившейся системе по причинам сращивания основных
интересантов (см. выше о черных, серых схемах) и власти.
Либо лица, принимающие решения, все понимают, но реализуют
не российские национальные интересы. Кому надо заниматься этой проблемой хорошо
известно.
Недавно один высокопоставленный чиновник в Правительстве
высказался публично в том духе, что то ли агенты влияния, то ли невежды
могут упорно, многие годы проводить столь вредоносные для страны решения.
Видимо он прав.
Видимо, надо активнее поддержать ростки и сигналы о новых
подходах к социально-экономическому управлению развития страны, которые
В.В.Путин и М.Е.Фрадков проявляют, например, в недавно утвержденных: «Основных
направлениях деятельности Правительства до 2008 г».
Видимо, надо приходить к точным оценкам и мерам по поводу
тех примитив-либералов, которые под очевидно назревший занавес эпохи
пренебрежения национальными интересами и интересами российского населения продолжают
свои «эксперименты» над страной.
А может стоит обратиться и к богатству русского языка и
пристальнее взглянуть на сами слова - явления, слова – герои: демонетизация и
демонетизаторы.
Автор - директор Института
законодательства
и нормативно-правовых разработок,
доктор физико-математических наук,
доктор политических наук, профессор
МиК 5.08.2004