М. Делягин
РЕПЕТИЦИЯ
КАТАСТРОФЫ
Банковская система России имеет массу проблем: достаточно
указать хотя бы на незащищенность собственности, превращающую кредитование
реального сектора в "русскую рулетку", чреватый финансовой
катастрофой спекулятивный пузырь московской недвижимости и чрезмерно жесткую
финансовую политику государства, вернувшегося к самоубийственному снижению
инфляции за счет торможения экономики, характерному для середины 90-х годов.
Достаточно указать на сжатие денежной базы в первой половине 2004 года. Однако
при сверхдорогой нефти все это проблемы завтрашнего дня.
Сегодняшние проблемы банковской системы являются кризисом
не банков, но их регулятора — Центробанка. Приняв абсолютно разумное решение о
ликвидации значительного количества банков, специализи-ровавшихся на отмыве
денег, руководство Центробанка оказалось не в состоянии справиться с первым же
из них (вероятно, банкиры, отмывая деньги для взяток чиновникам, просто не
могли поверить в то, что их действительно могут закрыть). В результате
"оборона "Содбизнесбанка"" продолжалась две недели и так же
наглядно показала слабость путинского режима, как сто лет назад
"Обуховская оборона" показала слабость тогдашнего царизма. Наглядная
беспомощность Центробанка, неумение его руководителей сотрудничать с силовыми
структурами и видимое нежелание последних защищать общественные интересы
произвели шоковое впечатление на банковское сообщество.
После кошмарного заявления главы финансовой разведки
Зубкова о наличии "черного списка" банков этот чиновник вылетел бы из
госаппарата впереди собственного визга в любой стране с уважающим себя и свой
народ руководством. В России Зубков остался безнаказанным, и "черные
списки" действительно появились. По-видимому, как минимум часть из них
составлялась заведомо недобросовестными людьми, просто вымогавшими деньги у
банкиров за исключение их банков из этих списков (примерно так же, как это
происходит в ГИБДД со списком угнанных автомобилей).
Естественным результатом стало нарастание паники, причем
руководство Центробанка и пальцем о палец не ударило, чтобы остановить ее.
Более того: периодически оно еще и подливало масла в огонь вполне
безответственными заявлениями, в результате чего в банковской среде появилась
характерная шутка о человеке "с недвусмысленной фамилией Козлов".
Крах рынка межбанковских кредитов в условиях июньских
налоговых платежей и нехватки ликвидности из-за чрезмерно жесткой финансовой
политики Центробанка (депозиты банков в Центробанке упали за март-май в 5,6
раза — со 189,8 до 34,0 млрд.руб.), поставил банки в весьма сложную ситуацию.
Паника была усугублена неэффективностью Центробанка, новое руководство
которого, по-видимому, провело "чистку", избавившись от многих
профессиональных людей. В результате качество инструкций Центробанка упало до
такого уровня, что банкиры просто лишились возможности трактовать их
однозначно. Введение в действие Закона о валютном регулировании с 18 июня и
вовсе застало Центробанк врасплох: он зарегистрировал в Минюсте часть
критически значимых инструкций лишь 17 июня вечером. В результате чего в банки
они поступили лишь 19 июня, и 18 июня вся российская банковская система была
принуждена регулятором рынка к нарушению действующего законодательства. При
этом этих инструкций все равно было недостаточно для выполнения требований
нового закона, и Центробанк был вынужден официально заявить, что до 1 сентября
(пока он не сможет разработать все документы, необходимые для выполнения
закона) он не будет наказывать банки за нарушение этого закона!
Беспомощность Центробанка и нежелание его как-либо
вмешиваться в ситуацию подстегивало панику, приведшую в итоге к прямой нехватке
ликвидности у банков, часть которых оказалась не в состоянии справиться со
своими обязательствами перед вкладчиками. При этом в "зоне риска"
оказались прежде всего не банки, проводившие неоправданно рискованную политику,
и не "помойки", созданные для отмыва денег, а банки со значительной
долей частных вкладов в пассивах. В результате с серьезными проблемами выплату
денег вкладчикам столкнулся даже один из иностранных банков.
Руководство Центробанка зашевелилось лишь после прямой
угрозы президента "принять организационные меры". Однако внесенный в
Госдуму и уже принятый ею (хотя и не подписанный президентом) закон о гарантиях
вкладов в банках, не входящих в систему страхования вкладов, вступит в силу
лишь после запуска этой системы и касается лишь небольших вкладов — до 100
тыс.руб.
Двукратное снижение обязательных резервов действительно
поможет банкам, однако в условиях прекращения межбанковского кредитования
основная помощь достанется тем, у кого и так все в порядке. Например, при общем
приросте ликвидности в 120 млрд.руб. более 55 млрд.руб. придется на долю одного
лишь Сбербанка. Терпящим бедствие эти средства не достанутся, а их собственные
ресурсы ограничены. Так, "Альфа-банк", едва ли не единственный
частный банк, выполнявший свои обязательства в дефолт 1998 года, выплатил
вкладчикам 200 млн.долл.. Видя перспективы выплаты 700 млн., он похоронил свою
репутацию, введя комиссию за снятие денег со счета сначала в 5%, а потом и в
10% и завив, что так он делится со своими клиентами.
Но сегодня главная опасность, которую, похоже, не видит
руководство Центробанка (в той степени, в которой оно вообще способно что-либо
видеть), исходит от рынка московской недвижимости. Она перестала дорожать уже в
июне, а на прошлой неделе банки продавали ее со скидкой до 30% и только за
наличные. Сохранение этой тенденции приведет к "проколу" спекулятивного
пузыря московской недвижимости, обвальному падению цен и краху значительного
числа банков, кредитовавших строителей под их залог (по оценкам, кредиты и иные
операции с недвижимостью составляют около 10% активов банковской системы России).
Характерно, что либеральные фундаменталисты, правящие
Центробанком, категорически не хотят выдавать жизненно необходимые банковской
системе стабилизационные кредиты. Похоже, они даже не подозревают о возможности
контроля за их использованием (без которого они, конечно же, вредны, как и
любая бесцельная раздача денег). Однако при этом Центробанк с охотой кредитует
передел собственности, причем в пользу государства, что прямо противоречит не
только здравому смыслу, но и официальным документам — как его собственным, так
и правительства. Так, терпящий бедствие "ГУТА-банк" не получил от
него ни копейки, а когда он был доведен до грани банкротства, Центробанк дал
кредит государственному Внешторгбанку — на покупку, вероятно, по бросовым
ценам.
Эта операция, в развитых странах ставшая бы предметом
уголовного разбирательства, в России является, по-видимому, предметом искренней
гордости руководства Центробанка.
При этом передел собственности в пользу государства — ничто
на фоне передела в его пользу финансовых потоков: обезумевшие вкладчики и
корпорации в массовом порядке переводят свои средства в госбанки.
Заявления Центробанка создают устойчивое впечатление, что
под видом укрупнения банков он будет наносить удар по жизнеспособным и успешным
малым и средним банкам: их могут начать искусственно загонять в собственность
более крупных либо просто преследовать, не умея отличить от пунктов отмыва
денег.
На этом фоне особенно умиляют официальные лица и
представители "Единой России", все более громко заявляющие, что во
всем виноваты вкладчики, "раскачавшие белоснежный лайнер нашей банковской
системы". И в самом деле: какое право имеют эти людишки тревожиться о
сохранности своих денег? Как смеют они не доверять государству, превратившую
всю свою политику в череду обманов? Понимают ли они, что, тривиально заботясь о
собственном кармане, они ставят под сомнение эффективность самого президента
Путина?
Уроки этой истории подводить рано — она еще в самом
разгаре. Ясно одно: необходимо введение "запрета на профессии", при
котором лица, причастные к организации финансовых катастроф, навсегда теряют
возможность повторить свои достижения. Нынешний банковский кризис возник
"на ровном месте" просто потому, что государство и общество простили
организаторов дефолта 1998 года. Либеральные фундаменталисты отогрелись, пришли
в себя, вернулись на командные посты в экономике и вновь занялись любимым делом
— организацией кризисов.
Завтра 21.07.2004