В.В. Аверьянов
кандидат философских наук,
научный сотрудник института
философии РАН.
В прошлом году вышла моя книга "Природа русской
экспансии", где очень подробно
анализируется феномен современного русского традиционализма, современного
неоконсерватизма. С моей точки зрения, консервативная идеология в последние
несколько лет в России, входящая в свои права, несет несколько иную нагрузку,
чем та, которая была у консерватизма в классическом его понимании или в более
позднем - модернистском.
Конечно, любой консерватизм по определению ситуационен. Но,
с другой стороны, я попытался вычленить такой феномен, как динамический
консерватизм. Как я считаю, такой подход позволяет показать, где граница между
традиционализмом и консерватизмом.
Динамический консерватизм это очень непретенциозная идеологическая рамка, поскольку он не претендует на то, чтобы стать какой-то господствующей идеологией, а скорее является констатацией того, что существует сложившийся традиционный архетип социального наследования, архетип, прежде всего сложившийся в рамках церковной культуры. Хотим мы того или не хотим, он оказывает мощнейшее воздействие на всю культуру. В этом смысле его надо учитывать, как, прежде всего, культурный фактор, как цивилизационный фактор. После чего можно говорить о том, насколько эта идеологическая практика может быть представлена в политической сфере.
Консерватизм в последние годы в России все-таки это столько
попытка возродить какой-то старый консерватизм или подражать новым консерваторам
в Америке или на Западе, хотя и такие попытки есть, но скорее интуиция того,
что существует альтернатива идеологической матрице, которая господствовала и в
советское время, и в постсоветское. Консерватизм является скорее интуицией
начертания альтернативы, которая опирается на цивилизацию, как самобытие. В
этом смысле консерватизм апеллирует к национальной государственной традиции.
Что происходит сегодня с идеологией? На мой взгляд, в ходе
последних парламентских выборов был нанесён сокрушительный удар по
идеологической матрице, которая господствовала не только десять, но и
восемьдесят последних лет и в определенном смысле даже больше. Очень мощный
удар по старой идеологической матрице был нанесен в ходе последней думской кампании.
"Правое" и "левое" было просто размазано по электоральной
стенке. Мне кажется, что те "правые" и "левые", которые
потерпели довольно ощутимые поражения, от этого удара не оправятся в ближайшее
время.
Идеологические перспективы в России не безоблачны и сейчас
они достаточно не определенны даже для очень серьезных аналитиков. И я объясню,
почему.
В своей книге я попытался в категориальном плане
рассмотреть понятие "смутного времени". Смутные времена в России
повторяются, из последнего "смутного времени" мы только сейчас вышли.
Это не метафорическое истолкование и не публицистический параллелизм, но строгая
историософская категория. И вот эта категориальная постановка вопроса позволяет
говорить о том, что возможны какие-то осторожные прогностические построения,
какие-то уже менее строгие метафоры и параллели, с которыми надо уметь
работать, естественно, не принимать их буквально.
Если такие параллели проводить, то Владимир Владимирович
Путин, как верховная власть в России, по сути дела, является чем-то средним
между Михаилом Романовым в XVII веке и Сталиным в XX веке. От Романова –
моложавость, да и ставка элитой сделана на него, как на молодого. От
Сталина – искусство очень осторожного балансирования на грани противоречивых
интересов. Я конечно имею ввиду Сталина 20-х годов, политика сверх-осторожного,
умеющего затаиться, умеющего выстраивать дипломатичнейший курс как внутри
государства, так и на международном плане.
Трудность в прогнозе связана с тем, что после каждого
смутного времени наши национально-государственная традиция переживает нечто
такое, что можно назвать мутацией. И очень серьезные точки бифуркации связаны
не только с моментом выхода из смутного времени, но и с событиями в ближайшие
десятилетия после него.
В XVII веке таким переломом стал раскол церкви, который я со
смутным временем связываю напрямую. В XX веке кризисный этап происходил в 30-е
годы, когда определялась по сути дела судьба дальнейшей нашей цивилизации. Она
определилась совершенно конкретным образом, во многом альтернативным тому, о
чем говорили большевики во время их прихода к власти. То же самое нам следует
ожидать в ближайшее десятилетие. Действительно, как верно сказано в названии
круглого стола, будут метаморфозы. Они уже сейчас ощущаются, но сейчас они,
действительно, достаточно туманны.
Единственное, что можно прогнозировать с достаточно большой
долей уверенности, это поворот к традиционалистской идее, поворот к значимым
для нашей традиции архетипам и символам. Он неизбежен. Так или иначе власти
придётся сделать ставку не на случайные сегменты элиты, выплывшие наверх в
данный момент, а на классические традиционные типы, фундаменталистские типы
нашего общества.
Другое дело, что даже, если эта ставка будет сделана, это
не гарантия успеха. Как показывает наша история, самоидентификация власти в
России бывает достаточно непоследовательной. Она постоянно стремится к каким-то
очень сложным и исторически часто неоправданным смешениям. К каким‑то
очень противоречивым парадоксальным сочетаниям, химерическим сочетаниям
традиционалистских архетипов и архетипов радикально модернистских.
Что делать с этой мутацией? Это, может быть, сейчас главный вопрос, который стоит на повестке дня. Как жить в условиях длящейся мутации, которую мы неизбежно будем переживать в ближайшие десять лет.
«Новая политика»
18.06.2004