Погром в законе

 

24 июня на заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке рассматривался проект Федерального закона № 58338-4 от 31 мая 2004 года, суть которого заключается во внесении изменений и дополнений во многие законодательные акты Российской Федерации и ликвидации ряда законов. Большинство "Единой России" во главе с нынешним председателем Комитета Николаем Булаевым отвергло предложение депутатов-коммунистов и их союзников - включить в заключение Комитета предложение об отклонении законопроекта. Депутаты "Единой России" предложили создать внутри Комитета рабочую группу по доработке и внесению поправок в законопроект, - и данное решение было принято проправительственным большинством депутатов.

Понимая, что законопроект носит явно антисоциальный характер и не случайно характеризуется лидерами оппозиции как "антиконституционный переворот в социальной политике", депутаты "Единой России" не стали настаивать на немедленном одобрении законопроекта и проголосовали за его "доработку".

Образно говоря, депутаты "Единой России" заняли такую позицию: "пусть вы и убеждены, что автомобиль ездить не сможет, ремонтировать его бесполезно и неминуемо случится авария, - все равно примем решение - чинить и точка". Очевидно, что такая позиция является косвенным, скрытым от прямой критики общественности одобрением законопроекта и созданием атмосферы видимости уступок.

Стоит также отметить, что обсуждать законопроект комитетское большинство снова предлагает в спешке. Председатель-единоросс Николай Булаев заявил, что рабочая группа будет работать в пятницу, субботу и в воскресенье. В итоге многие желающие просто не смогут спланировать свое участие.

В связи с такой позицией "Единой России", представляющей в Комитете по образованию и науке и в Госдуме в целом не интересы граждан и профессионального сообщества, а интересы Правительства - члены Комитета Алферов Ж.И. (КПРФ), Денисов О.И. ("Родина"), Заполев М.М. (КПРФ), Зюганов Г.А. (КПРФ), Кондауров А.П. (КПРФ), Мельников И.И. (КПРФ), Смолин О.А. (КПРФ) выступили с официальным заявлением под названием "Погром в законе". Текст заявления прилагается.

 

ПОГРОМ В ЗАКОНЕ

 

В связи с намерением Правительства разрушить российское социальное законодательство путем отмены 41 социального закона и ликвидации важнейших правозащитных норм в 155 других законах (проект ФЗ № 58338-4 от 31 мая 2004г.), мы, нижеподписавшиеся депутаты Комитета Государственной Думы по образованию и науке, имеем честь заявить следующее.

 

1. Правительственный законопроект представляет собой попытку антиконституционного переворота в социальной политике. Это попытка переворота в социальном строе, поскольку законопроект затрагивает интересы более трех четвертей населения России.

Если он станет законом, почти неизбежно потеряют:

29 миллионов работников с зарплатой ниже прожиточного минимума - все шансы, что она когда-нибудь станет выше. Возможно, во многих регионах она даже будет снижена;

15 миллионов учителей, врачей, ученых, работников культуры и социальной сферы – все федеральные гарантии в области оплаты труда. Ответственность за зарплату полностью «сбрасывается» в регионы;

22 миллиона семей – всякие надежды на повышение детских пособий, а во многих регионах – и на их своевременную выплату;

9,5 миллионов ветеранов труда и столько же тружеников тыла - все льготы, кроме жилищно-коммунальных;

10,5 миллионов инвалидов, почти один миллион инвалидов и сто тысяч участников Великой Отечественной войны – все существующие льготы, кроме коммунальных, при явно недостаточных денежных компенсациях.

 

Это попытка переворота антиконституционного, так как предложенный законопроект безусловно противоречит следующим статьям Конституции:

статье 7, определяющей Россию как социальное государство;

статьям 7 и 37, обязывающим устанавливать единую для страны минимальную зарплату;

статье 55, запрещающей принимать в стране законы, ограничивающие права и свободы граждан, ухудшающие их положение;

статье 114, обязывающей Правительство проводить единую федеральную социальную политику, в том числе в области образования и науки. И т.д., и т. п., и пр.

 

2. Среди 41 закона, которые требует отменить Правительство:

Федеральный закон «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, в учреждениях начального, профессионального и среднего профессионального образования». – У распухшего от нефтедолларов бюджета страны денег на питание детей нет;

Федеральный закон «О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». – Малообеспеченные дети на каникулах уже никуда не поедут;

Постановление Верховного Совета РФ от 06.03.1992 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений». – Безусловно, приведет к повышению родительской платы в детских садах и яслях, к сокращению в них числа детей и дальнейшему ухудшению их подготовки к школе;

Закон РСФСР «О социальном развитии села». – Более миллиона сельских учителей, врачей и работников культуры потеряют 25% надбавку к зарплате, а педагоги и медики – еще и коммунальные льготы;

Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию». – Теперь образовательные учреждения можно будет закрывать, не спрашивая законодательную власть, без финансирования сбрасывать в регионы, не спросив их согласия.

Более того, на заседании Правительства 15 апреля Министр финансов А. Кудрин «озвучил» предложение приватизировать все бюджетные организации, в которых внебюджетные доходы превышают 50%. Если команда будет исполнена, под приватизацию попадут большинство ведущих вузов, научных и медицинских организаций, почти все национальное достояние России, включая МГУ, Большой Театр и Эрмитаж.

 

3. Помимо уничтожения социальных законов целиком, Правительство предлагает исключить из действующих законодательных актов:

- положение о Федеральной программе развития образования. – Через нее, прошла, между прочим, основная часть компьютеризации сельской школы;

- статью «Государственные гарантии приоритетности образования» целиком;

- статью «Материально-техническая база образовательного учреждения» целиком;

- обязательство государства оказывать нуждающимся социальную поддержку в период обучения;

- запрет на сокращение бюджетных учебных мест для студентов. – Гигантский шаг к вытеснению бесплатного образования в стране при низких доходах населения;

- положение об обязанности государства выделять на науку не менее 4% расходной части бюджета страны. – В настоящее время около 2%, и даже Совет Безопасности обещал удвоить показатель к 2010 году;

- все упоминания о налоговых льготах. – Если действующие льготы по налогу на добавленную стоимость и налогу на имущество будут отменены, 3,5 миллионам внебюджетных студентов государственных и негосударственных вузов придется платить за образование много больше, чем сейчас;

- финансовые гарантии права граждан на получение образования в негосударственных школах. – Часть таких школ просто будет закрыта;

- все, что касается заработной платы педагогов и, в частности, положение о том, что средние ставки в образовании должны быть не ниже средней зарплаты в промышленности. – Заставляет педагогическую и научную интеллигенцию оставить надежду на нормальную жизнь.

Кроме того, почти 1,5 миллиона учащихся ПТУ и 1, 25 миллиона студентов ссузов, которые в 2005 году будут переданы в регионы без достаточного финансирования, рискуют остаться без профессии и диплома.

 

4. Разрушению подвергаются не только социальные, но и либерально-демократические нормы законодательства. На уровне закона научные организации и образовательные учреждения резко ограничиваются в возможности зарабатывать деньги, использовать для этого имущество (в том числе путем сдачи его в аренду), самостоятельно распоряжаться тем, что заработано. Иначе говоря, образованию и науке по-прежнему не собираются давать «рыбы», но к тому же отнимают и «удочки».

 

5. Правительственный законопроект – не социальный и не либеральный. Это реванш торжествующей бюрократии, которая возродилась и, как гидра,  многократно умножилась, пережив революции и контрреволюции, невиданный экономический кризис и нефтяной «бум».

Это настоящий закон о погроме социальной сферы, включая образование и науку, неслыханный погром в законе всего, что касается развития человеческого потенциала страны, а значит – ее будущего.

 

6. Мы призываем образовательное и научное сообщество:

выразить недоверие каждой фракции, каждому депутату Государственной Думы, независимо от политической ориентации, которые проголосуют за правительственный законопроект;

предупредить все фракции и всех депутатов, что такое недоверие будет им выражено;

принять участие в акциях протеста, какие бы политические силы и социальные организации их ни проводили;

направлять письма и телеграммы протеста в адрес Президента РФ, руководителей Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы;

требовать вынесения основных положений правительственного законопроекта на общенародный референдум.

Со своей стороны мы сделаем все возможное, чтобы закон о погроме не стал погромом в законе.

 

Члены Комитета Государственной Думы по образованию и науке:

 

Алферов Ж.И., вице-президент Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии

Денисов О.И., председатель Российской Ассоциации Профсоюзных организаций студентов (РАПОС), кандидат психологических наук, зам. пред. Комитета

Заполев М.М.

Зюганов Г.А., доктор философских наук

Кондауров А.П.

Мельников И.И., профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, председатель Комитета в 1996-2002 гг.,

Смолин О.Н., доктор философских наук, член-корр. РАО, первый зам. председателя Комитета

 

Мик 25.06.04


Реклама:
-