М.Г. Делягин

 

 

Нефтедоллары боятся

Способы их получения и использования - один из ключевых вопросов

не только экономической, но и обычной политики

 

Путинская Россия, как и брежневский СССР, живет за счет нефтедолларов. Прямой дополнительный доход от экспорта, связанного с ценами на нефть (нефти, нефтепродуктов, газа), включая полученный от наращивания физических объемов экспорта, с начала 2000 года по I квартал 2004-го составил 115, 4 млрд долл. Косвенный дополнительный доход, включающий стимулирование внутреннего спроса через закупки за нефтедоллары на внутреннем рынке, банковское кредитование и рост потребления, по оценкам, сопоставим с годовым ВВП.

 

Россия вылетает в экспортную трубу

 

В 2003 году товарный экспорт РФ вырос на 26, 7% - до 135, 9 млрд долл. по сравнению со 107, 3 млрд в 2002 году. Доля экспорта, связанного с нефтью, выросла с 52, 5 до 54, 2%; в I квартале 2004 года она достигла 58, 9%. Экспорт газа дает немного более четверти выручки, зависящей от цен на нефть, остальное - экспорт сырой нефти и нефтепродукты.

Основным и наиболее динамичным источником средств нефтяной отрасли является экспорт сырой нефти. Поступления от него в 2003 году увеличились на 37% при среднегодовом росте мировых цен на 19%. Выручка от продаж нефтепродуктов росла слабее: на внутреннем рынке - на 14, 5%, а на внешних и вовсе лишь на 12, 4%.

Увеличивающееся значение экспорта именно сырой нефти вызвано объективными причинами: экспорт нефтепродуктов технологически более сложен, качество российского бензина не соответствует требованиям развитых стран, их рынок нефтепродуктов уже поделен. В силу этого более привлекателен экспорт сырой нефти, не говоря уж о поставках ее на собственные НПЗ, находящиеся за пределами РФ, с последующей реализацией продуктов переработки на соответствующих национальных рынках.

Тем не менее это печальный сигнал, так как в долгосрочном плане на развитие страны влияет не столько величина доходов, сколько способ их получения: деньги, зарабатываемые просто, консервируют отсталость и в итоге провоцируют загнивание, а достающиеся сложными (в том числе и технологически) способами стимулируют прогресс, обеспечивая устойчивую конкурентоспособность общества.

Несмотря на это, высокие цены сделали нефтяную промышленность едва ли не самой успешной отраслью. Официально признаваемый уровень ее рентабельности составляет 15%, реальный же, по оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, достигает 37%, а в нефтепереработке и вовсе 68%.

Столь потрясающий финансовый успех позволил нефтяникам РФ только в 2003 году нарастить объем привлекаемых долгосрочных кредитов более чем вдвое - с 4, 6 до 9, 6 млрд. долл.

В результате средства отрасли выросли почти на треть - с 61, 7 до 81, 4 млрд. долл., причем доля поступлений, связанных с внутренним рынком РФ, лишь немного выше 20%. Понятно, что это связано с колоссальным разрывом внешних и внутренних цен, отнюдь не полностью компенсируемым российской системой налогообложения. В результате, по оценке Минфина, в распоряжении нефтяной промышленности после уплаты налогов, необходимых инвестиций, погашения затрат на добычу и транспортировку нефти при поставках на экспорт остается 34%, а на внутренний рынок - лишь 15% выручки. Принципиально важно, что даже намеченное на 2005 год усиление зависимости экспортной пошлины от динамики мировых цен лишь смягчит, но отнюдь не исправит диспропорцию, сохранив дополнительные экспортные мотивации.

Благодаря им основные интересы нефтяной промышленности РФ объективно лежат вне России, что требует от государственной власти особой тщательности при действиях в отношении этой одной из наиболее глобализованных отраслей экономики.

 

Бегство из благополучия

 

Казалось бы, для наиболее благополучной российской отрасли естественно вкладывать заработанные средства в собственное развитие, закрепляя успех. Однако все обстоит наоборот.

На фоне заверений нефтяников о приоритетном направлении средств на собственное развитие соответствующие статьи расходов отрасли увеличились в 2003 году незначительно. Себестоимость добычи и переработки выросла на 19,1%, а инвестиции в основной бизнес увеличились на 20%, или на жалкие 2 млрд. долл. (это наименьший прирост среди всех основных статей расходов). Подобные темпы вызывают нарастающую тревогу и объективно требуют вмешательства государственной власти, особенно на фоне неутешительных прогнозов динамики сокращения запасов легко извлекаемой нефти.

Бурный рост добычи в последние годы - `пиррова победа` нефтяников, ибо она во многом достигнута за счет хищнической эксплуатации недр с уничтожением самой возможности когда-либо извлечь значительную часть запасов (часто превышающую половину). Государственная власть в последние годы лишь стимулировала подобную политику - и не только принципиальным отсутствием всякого контроля за деятельностью крупных корпораций (так как он, по мысли либеральных фундаменталистов, стесняет бизнес и порождает коррупцию), но и отказом от учета горно-геологических условий при налогообложении добычи полезных ископаемых. Одинаковое налогообложение разных месторождений стимулирует выкачивание `легкой нефти` с последующим `выбрасыванием` месторождения. В результате сейчас, по официальным данным, добыча более трети (около 150 млн. т) извлекаемой из недр нефти выгодна лишь при высоких мировых ценах.

Реальные приоритеты отрасли - приобретение непрофильных активов (расходы на них выросли почти вдвое) и выплата дивидендов (рост на 86, 7%). Конечно, высокие дивиденды 2003 года отчасти объясняются и предпродажной подготовкой, которую провели ряд компаний, но само желание продать бизнес, относящийся к стратегически наиболее прибыльным, - уже тревожная тенденция.

Значимый кусок на этом `пиру победителей` удалось урвать лишь транспортным монополиям (расходы на их услуги выросли на 36, 6% - во многом из-за роста экспорта нефти по железным дорогам) и государству. Налоги выросли на 28, 6% и составили почти 20% доходов консолидированного бюджета.

Таким образом, в сказочных условиях 2003 года нефтяники направили основные усилия не на развитие своей отрасли (на него идет лишь небольшая и все уменьшающаяся доля выручки), но на бегство из нее, экспансию в другие сферы экономики и наращивание потребления.

 

Безумие бюрократии

 

Чем же вызвано поведение нефтяников, угрожающее самому существованию их отрасли?

В первую очередь на ум приходят бесконечные `наезды` на крупный бизнес, производящие удручающее впечатление изнурительного и мелкого по своей природе, но колоссального по объемам вымогательства. Отсутствие внятной государственной политики в отношении `олигархов` при обозначении их в качестве врагов сделало их естественной жертвой нездорового и не умеряемого никакими рамками энтузиазма силовой олигархии. Развертывание ситуации с `ЮКОСом` создает впечатление, что ее представители в азарте вот-вот могут начать переходить от обычной дойки к прямому откусыванию от не имеющих права даже мычать коров кусочков вымени.

Ситуация же с ВР/ТНК и вовсе анекдотична: представители спецслужб создают впечатление, что лишь спустя год после покупки ТНК в форме слияния до них дошло, что руководители корпорации могут иметь доступ к информации о ее деятельности (включая секретную информацию о запасах).

Конечно, непрофессионализму действительно нет предела. Но многочисленные истории с внезапно начинающимися и прекращающимися `наездами` на крупные коммерческие структуры по достаточно странным поводам, ставшие нормой российской экономической жизни, производят впечатление уже не только вымогательства, но и инсайдерской игры на российском фондовом рынке, который можно `опускать` нагнетанием подобных новостей, а потом `поднимать` их отсутствием.

Аппетиты силовой олигархии не разрушают производство непосредственно. Однако, подрывая мотивации к его развитию, в долгосрочном плане они способны оказать воздействие, схожее с ковровой бомбардировкой.

Добыча нефти и газа - исключительно капиталоемкая отрасль с длительной окупаемостью, гарантированно превышающей любой горизонт политической стабильности. Проще говоря, инвестиции в эту отрасль, сделанные при одном президенте, окупятся уже при другом и, соответственно, при гарантированно иных `правилах игры`. В этих условиях нефтедоллары объективно, вне зависимости от отношений крупного бизнеса с силовой олигархией, будут вкладываться преимущественно в отрасли с быстрой окупаемостью, а нефтяная промышленность будет проедать советское наследство и закончится вместе с ним.

Чтобы этого не случилось, государство должно разработать и реализовать систему гарантий и совместных проектов, сводящих на нет политические и коммерческие риски, связанные со сменой президента и эволюцией политической жизни в целом.

 

 

 

 

 

Автор - руководитель Института модернизации,

председатель Программного комитета партии «Родина»,

доктор экономических наук

 «Фельдпочта» № 34 - 14 июня 2004 г.

 


Реклама:
-