В.Л. Махнач

 

Христианство и познание.

 

Трудно переоценить роль христианства в формировании крупнейших государств и мировой культуры и искусства, в объединении народов, в развитии основных научных направлений.

Что же касается России, то она обязана Православной Церкви своим происхождением. Объединение разрозненных славянских княжеств, формирование единого государства, имперских и земских традиций, раннего самоуправления - все это происходило под непосредственным благотворным влиянием Церкви, христианских принципов, Опыта Православной Византии.

Следует вспомнить и о том, что письменность, привнесенная святыми равноапостольными братиями Кириллом и Мефодием, началась для славян с богослужебных и библейских текстов. Кроме того, церковно-славянский язык, практически калькированный с греческого, позволил непросвещенным народам усвоить понятия и представления эллинского востока и, главным образом, превзошедшего языческую философию христианства.

Роль Православия в развитии Российского Государства во все времена была созидательной, прогрессивной. Мы не будем в этом кратком обзоре перечислять многочисленные победы и свершения народа, вдохновленного Церковью, великие шедевры архитекторов, иконописцев, композиторов, поэтов и писателей, творивших во Славу Божию и черпавших свои творческие силы в молитве.

Остановимся на одном общем вопросе. Вульгарный атеизм неоднократно пытался противопоставить религию естествознанию. Оснований для такого противопоставления, безусловно, нет и быть не может, ибо религия, в данном случае, - христианство, затрагивает взаимоотношения человека с Богом, духовный мир, изучает духовные законы, рассматривает вопросы о первопричинах и целях всего созданного  и происходящего. Естественные же науки охватывают в процессе познания лишь часть материального мира. Даже материальный мир в целом не может быть объектом познания какой бы то ни было науки и, даже, комплекса наук - в силу бесконечности познания. Тем более духовный мир не является объектом исследований естественных наук. Если какая-то наука или ее представители ничего не знают (или не понимают) о Боге - Творце, Создателе, Абсолютном начале, то на этом основании, безусловно, невозможно отрицание Бога. Как известно, слепой не видит солнца, но это не означает, что солнце не существует.

Итак, религия предполагает целостное восприятие Абсолютного Начала, регулирует наше отношение к Нему, закладывает нравственные основы для направления воли. Естественные науки сводят неизвестное к привычному в материальном мире, устанавливают связи между фактами, полученными во внешнем опыте, систематизируют, обобщают материальный опыт, формулируют закономерности физического мира. Наука отвечает на вопросы как? и почему?  Религия- что? и зачем? Исключить одно другим невозможно. В одних случаях различны предметы познания, в других - грани проявлений познаваемого. Кроме того, наука не может оценить в своих рамках подлинность опыта, выходящего за пределы ее оснований, методов и категорий. В то же время существует не мало точек соприкосновения и нет серьезных противоречий между этими двумя основными составляющими познания. Основными потому, что философию можно рассматривать как инструмент богословия, ставящего более глобальные вопросы; а искусство всегда религиозно - скрыто или явно.

Противопоставление Религии и Науки - результат искаженного понимания сущности и религии и науки. Как отмечал профессор Н. Н. Фиолетов: «Недоразумение коренится в неправильности самой методологической постановки вопроса об отношении религии и науки».

Критика Библии нередко основана на отрицании Шестоднева и коррекции сроков существования мира и человека. Однако, актуалистический принцип, предполагающий, что скорость течения времени неизменна, не может считаться безупречным. С учетом необъяснимых сдвигов геологических пластов и погрешностей радиоуглеродного метода остается открытым вопрос корректности исследований событий большой древности. Кроме того еврейское слово Иом, использованное в библии для обозначения Дней творения может означать любой период времени, а тем более, если речь идет о Божественных «Днях». Здесь не только уместно вспомнить об относительности времени, но и следует принимать во внимание, что Бог сам творит и время и пространство. К тому же сами понятия пространства и времени возникают в момент появления (сотворения) мира.

В то же время, явление энтропии подтверждает, что мир не развивается от простого к сложному, а деградирует. Максимально совершенным и организованным он был «сразу после» сотворения. Своеобразное нарушение второго начала термодинамики отмеченное в работе В.П. Майкова «Расширенная версия классической термодинамики — физика дискретного пространства — времени» косвенно подтверждает факт стабилизирующего действия внешней энергии, то есть Творца в жизни мира и после завершения его творения. В христианской терминологии это называется Промыслом Божиим. Абсолютная благость и совершенство Творца означают, что Он не является виновником разрушения. Хаос и разрушение — результат несоблюдения установленных Им законов свободными существами (людьми). В этом смысле изначальное совершенство сотворенного мира и последующие негативные процессы описывается в научных моделях д-ра Хокинга, который ввел понятие «мнимое время», в котором нет ограничений во вселенной. Теория симметричной вселенной академика Наана так же говорит в пользу библейских представлений мира из ничего, а не из какой бы то ни было первоматерии при полном соблюдении закона сохранения 1+(-1) = 0, следовательно 0 = 1+(-1). Косвенно об этом же свидетельствует и теория большого взрыва. Однако Творческая внешняя сила (Божественная) необходима для того, чтобы вызвать к жизни «ничто». Данные о «золотом сечении», современные представления о гармонии, о сложности живого и неживого мира убеждают многих ученых (а не только поэтов) в величии Творца. Однако и ученому при этом необходим религиозный опыт, ибо недостоверность науки (преобладание гипотетической составляющей над эмпирической, домысла над фактом, отсутствие безупречных и однозначных критериев достоверности) не позволяет получить руководство к нравственному выбору, который должен совершатся «здесь и сейчас», ежемоментно. Это уже область мировоззрения.

Нужно обратить внимание на методологическое сходство религии и науки. Догматы в религии играют роль подобную постулатам в науке. Стройная логика - неотъемлемый элемент богословских построений, личный духовный опыт и опыт Церкви, а главным образом - ее святых - эмпирический элемент. А вот атеизм не имеет возможности проверки, а поэтому — не научен по методам и содержанию. Следует отметить развивающиеся  синтез и взаимопроникновение религиозных и светских наук. Так основное богословие тесно связано с философией, нравственное богословие - с психологией, история Церкви неотделима от светской истории, Церковное право немыслимо без логики, гомилетика без риторики. Серьезное изучение Ветхого Завета предполагает знание истории, геологии, физики, глобальных синтетических концепций.

По замечанию Энштейна мотивация научного творчества базируется не на значении, а именно на вере в познаваемость мира и закономерность его устройства. Аксиоматичность и научного, и религиозного знания еще более рельефна, если принять во внимание отсутствие логической цепочки от непосредственного опыта мировосприятия к первичным естественнонаучным и мировоззренческим положениям.

Остается огромное число явлений, объяснение которым в большей степени способна дать религия (с точки зрения смысла и цели), нежели наука (с точки зрения механизмов и природы). В числе таких явлений и т. н. «гений стал» и возникновение жизни (вероятность случайного возникновения из «хаоса» неизмеримо меньше всех мыслимых сроков существования вселенной, предложенных учеными).

Важно понять Религия и Наука — составные части полноценного знания человека о Мире и о себе самом.

Опыт православия и данные богословских наук неоценимы для формирования нравственной личности и получения целостного знания современным человеком, желающим достойно войти в 3-е тысячелетие Христианской эры. Однако, опыт Церкви по освоению информационных технологий отстает от потребностей современного мира.


Реклама:
- oura ring generation