Дебаты в британском парламенте о ситуации в России

10 марта 2004 года, среда, Лондон, Вестминстер Холл

 

 

Редакция «Золотого льва» предполагает в дальнейшем довольно подробно освещать деятельность Государственной Думы, которая в иных средствах информации, как правило, преподносится в ёрническом, шутовском, сатирическом виде. Даже в официальном печатном органе – «Парламентской газете» - не публикуется стенограмм, что было бы естественно для парламентского издания, связывающего народ со своими представителями. Но и в нем в лучшем случае появляются журналистские комментарии, отражающие субъективное мнение корреспондентов. Они мало чем отличаются от стиля либеральных газет, преимущественно поверхностных и снисходительно-высокомерных.

К сожалению, для подобного отношения фракция «партии власти», обладающая квалифицированным большинством, и руководство Госдумы прилагают значительные усилия. За четыре месяца своей деятельности в новом составе нижняя палата практически не провела ни одного полноценного заседания. Порядок работы Госдумы на пленарных заседаниях устроен так, что депутаты лишены возможности выступать, участвовать в дебатах, задавать вопросы, полемизировать, словом – действовать в традициях, сложившихся в европейской парламентской системе. Председательствующие от «Единой России» знают лишь один метод ведения заседаний – ни при каких обстоятельствах не допускать дискуссии, ограничивать до предела время выступления, сводить рассмотрение любого вопроса к нескольким минутам. После чего «одушевленные кнопки» фракции большинства приводятся в движение с заранее известным результатом, обычно неблагоприятным для русских национальных интересов.

Ниже приводится выдержки из стенограммы одного из заседаний парламента Соединенного Королевства, посвященного рассмотрению ситуации в России.[1] Знакомство с ними, с одной стороны, позволяют раскрыть русскому читателю уровень знаний британских парламентариев относительно России, и степень высокомерной предвзятости, которую они при этом демонстрируют. С другой стороны – эти дебаты дают определенное представление о том, какова практика публичной парламентской деятельности. И здесь русским представителям, чей парламентский стаж исчисляется всего лишь несколькими годами, есть чему поучиться, поскольку он не идет ни в какое сравнение с британским опытом, насчитывающим несколько столетий.

Редакция не отказала себе в удовольствии снабдить некоторые пассажи краткими подстрочными комментариями.

 

*******

 

Председательствует Джон МакУильям

 

Мальком Брюс (округ Гордон) (лорд) (оратор выступал приблизительно 45 минут):

Хотя присутствующие могут предположить, что этот вопрос не является важным, я бы хотел возразить, что это основной спор о том направлении, в котором разворачивается Россия, а также о том, насколько Россия соответствует тому, чтобы стать частью демократического сообщества. Следовательно, он является важной предпосылкой для развития отношений между нашей страной и Россией. Я должен напомнить, что я являюсь членом делегации Соединенного Королевства в Совете Европы и его парламентской Ассамблее, а также членом его комитета по законодательным делам и правам человека. Я являюсь докладчиком по вопросам, связанным с политическими заключенными, особенно в Азербайджане, который очевидно выходит за рамки нашей дискуссии, но также является частью Европы. [2]

В течение последних двух лет члены парламентской Ассамблеи были весьма озабочены тем, что происходит в России президента Путина. До последнего времени внимание концентрировалось на событиях, происходящих в Чечне. Ассамблея Совета Европы приостановила право голоса российской делегации, поскольку она потрясена бездействием со стороны Российских властей по устранению вопиющих нарушений прав человека в Чечне. Мы говорим о событиях, о которых ясно сообщалось, о таких случаях, когда российские солдаты или иные российские служащие врывались в подвалы домов, где невинные люди – женщины и дети, прятались от гражданской войны, и бросали гранаты, убивая их. Против этих служащих не было предпринято каких-либо действий. [3]

С сожалением я вынужден сказать, что британский премьер-министр устроил прием президенту Путину во время официального визита в нашу страну через неделю после того, как парламентская Ассамблея приостановила право голоса российской делегации. Верно, что премьер-министр уговаривал президента Путина при известном случае, но получил отповедь от г-на Путина по ситуации в Чечне. Наш премьер-министр мог бы быть более последовательным, парируя, что это является обязанностью правительств, которые подписали европейскую конвенцию по правам человека и имеют действующие собственные законы, поддерживающие и обеспечивающие соблюдение указанных обязательств. Вот о чем мы просим российские власти.[4]

Выразив озабоченность о ситуации в Чечне и недостаточности мер по ее устранению, дебаты переходят к тому, что я бы назвал основным направлением развития российской жизни. Я получаю большое количество сообщений о нарушениях прав человека властями, касающимися ряда заключенных. Я также слушал отчеты об условиях содержания российских заключенных, а также о доказательствах причинения себе травм, голодовок, поджогов заключенными тюрем, самоубийств, а также случаев смерти людей при подозрительных обстоятельствах в российских тюрьмах. Состояние тюрем и обхождение с заключенными в России является открытым серьезным вопросом.

Я хотел бы посвятить большую часть своей речи ситуации вокруг трех руководителей компании Юкос, арестованных в прошлом году. Я полагаю, что в чем бы их ни обвиняли, то, как с ними обходятся, является симптоматичным с точки зрения изменения позиции в судебном процессе в России, что просто неприемлемо. Если оставить это без возражений, то российские власти в общем случае будут считать, что при том, что они подписали европейскую конвенцию по правам человека, к ним не будут применены какие-либо санкции, и даже не будет иметь место общественное порицание за нарушения.

Первым, что следует отметить является то, что в июле прошлого года два руководителя компании Юкос, Платон Лебедев и Алексей Пичугин, были арестованы. и по сей день находятся в заключении. В момент их ареста широко сообщалось, что это удар по президенту Юкоса, Михаилу Ходорковскому, который хорошо известен по своей деятельности по поддержке организаций, занимающихся правами человека, оппозиционных политических партий, содействующих развитию плюрализма в России, а также по усилиям по созданию большего количества либеральных академических институтов, используя свой личный значительный успех.

То, что я хочу сказать, остается в силе независимо от того, следует ли считать г-на Ходорковского "хорошим парнем" или "плохим парнем". Я рад заявить, что, углубившись в дело Ходорковского, многие люди на западе считают его примером того, как могла бы Россия успешно развиваться, а не направляться в обратную сторону.

Не секрет, что в соответствии с распространенным мнением, в России имеет место, либо враждебное, либо безразличное отношение к олигархам. Но это не должно быть оправданием невыражения протеста. Печальным фактом является то, что в России нет традиции демократии, нет устоявшейся традиции отстаивания прав человека и законности, и, возможно, имеет место циничный настрой населения, который не ждет этого. Действительно, население может считать, что власти имеют право использовать любые средства, которые они сочтут необходимыми, чтобы преследовать людей, которые, по их мнению, действуют против их понимания национального интереса. [5]

В перспективе, условия, позволяющие России действовать таким образом, могут иметь значительные последствия, особенно для народа России. Если ситуация останется неизменной, Россия может скатиться назад к старым страшным механизмам Советского Союза, а не двигаться вперед к плюралистической демократии. В конечном счете это может подорвать доверие к экономическому развитию в России и готовности инвестировать в нее. [6] Компании, ищущие российских партнеров, неминуемо будут озабочены тем, что если их российский партнер в немилости у президента или центральных органов власти, против западного партнера и российской компании может быть сфабриковано дело, что нанесет глубокий урон экономическим и коммерческим интересам обеих сторон. Мы знаем, что ВР имеет значительные инвестиции и договоры о сотрудничестве в России. Хотя эта компания на публике заявляет, что она чувствует себя комфортно, в кулуарах хорошо известно, что она гораздо менее оптимистична в отношении перспектив успешной деятельности в регионе.

После того, как были арестованы г-н Лебедев и г-н Пичугин, г-н Ходорковский дал понять, что он не намерен изменять свое поведение, и пожелал продолжать поддерживать то, что он называет демократическим плюрализмом, и, конкретно, будет поддерживать три политические партии: Яблоко, Союз правых сил и Коммунистическую партию. Имеется доля иронии в том, что Коммунистическая партия является единственной эффективной оппозицией партиям президента Путина в руководстве российской Думы. Если учесть, что только 14 лет прошло с момента коллапса коммунизма, то ход событий вызывает иронию, поскольку наиболее либеральные демократические партии получили сокрушительное поражение на выборах.

Между прочим, следует отметить, что президент Путин систематически закрывал критически настроенные или оппозиционные средства массовой информации, включая телевизионные станции и газеты. Недавние выборы подверглись жестокой критике многими обозревателями, не только по причине наличия доказательств, что при проведении голосования имели место искажения, но гораздо больше за то, что был полный дисбаланс в освещении событий до выборов между правительственной и оппозиционными партиями. Я, со своей стороны, был поражен, когда сразу после выборов лидер либерал-демократов, название которых аналогично нашей партии, но при этом они абсолютно не разделяют наших ценностей, — это экстремистская националистическая партия – объявил, что его партия на 110 процентов поддерживает президента и будет использовать свои голоса, чтобы он мог получить две трети голосов, необходимых для изменения конституции по своему усмотрению. Это позволяет ясно понять, что демократия и плюрализм в России закончились, прожив совсем короткий срок. Это трагедия, поскольку многие из нас надеялись, что России уготовано более яркое будущее. [7]

Был выдвинут аргумент, что так называемые олигархи являются лицами, которые воспользовались посткоммунистической ситуацией и заработали огромные денежные средства путем коррупции. Это верно, что они сделали деньги; они смогли приобрести долю в значительных, ранее принадлежавших государству предприятиях, которая в дальнейшем выросла в стоимости, иногда благодаря деятельности нового менеджмента, а иногда благодаря тому, что они дешево достались. Мое мнение таково, что за этот вопрос можно было взяться без преследования граждан, помещения их в тюрьму и нарушения прав человека. [8]

Что касается Юкоса, г-н Ходорковский дал понять, что он желает поддерживать диалог и быть конструктивным. На протяжении последних нескольких лет объективные обозреватели вне России отмечали, что Юкос развивал такую модель работы, которая была прозрачной, открытой, являясь крупнейшим налогоплательщиком в России. В противоположность Соединенному Королевству, оплата налогов в России – это клуб, в который многие люди не имеют намерения вступать, однако компания Юкос платила существенные налоги. Ее счета были прозрачны, и она решила продемонстрировать в порядке, вселяющем доверие вне России, что она работает в соответствии с высокими стандартами и свободна от коррупции. [9]

Обратимся к тому, что же произошло с лицами, которых я упомянул. Реальность такова, что нарушены практически все основные права, имевшиеся у них. [10] Г-н Лебедев, который являлся одним из деловых партнеров М. Ходорковского, находится в тяжелом положении в тюрьме. Он теряет зрение, и ему довольно трудно читать бумаги, связанные с его делом. На последнем слушании, когда он попросил судью, нельзя ли ему иметь увеличительное стекло, судья отказал предоставить ему таковое и объявил его в тактике затягивания рассмотрения весьма сложных бумаг.

Важно обратить внимание на условия, в которых оказались эти лица. Состояние здоровья г-на Лебедева плохое, он не справляется со своим заточением и ему не предоставлены права – Несколько позже я перейду к конкретным нарушениям прав. Г-н Пичугин потерял в тюрьме треть своего веса. Считается, что он приобрел туберкулез, который развивается, однако оказалось трудно провести какие-либо медицинские обследования. Против его желания ему были сделаны инъекции психотропных препаратов.

Я подчеркиваю, что речь идет о России 2004 г., а не о Советской России под властью коммунистов. Предполагается, что это демократическая Россия, которая подписала Европейскую конвенцию по правам человека. Это не совпадение, однако, что до того, как стать президентом, Путин обучался как агент КГБ. В течение последних двух лет экс-сотрудники КГБ получили ключевые посты в России, и известно, что для достижения своих целей они применяют свои старые способы.

Указанные лица содержатся в бывшей тюрьме КГБ, которая имеет устоявшуюся репутацию за ту роль, которую она имела в советский период. Имеется точка зрения, что они столкнулись с целым перечнем нарушений. Я встречался с адвокатами г-на Ходорковского, а его главным адвокатом является гражданин Канады г-н Роберт Амстердам. Он сказал, что он шокирован и пришел в ужас от того, как обращаются с его клиентом и от процесса, в котором отказано. Он заверил меня, что ситуация имеет сходство с тем, что происходила в первые годы существования Советского Союза – даже не в последний, менее жесткий период.

Ведущий адвокат защиты, действующий в интересах г-на Лебедева и г-на Ходорковского, Антон Дрель, был вызван генеральным прокурором для дачи показаний. Это прямое нарушение статьи 8 закона о правах и обязанностях адвокатов. Это не международный закон, но российское право, которое было нарушено. В нем говорится, что адвокат защиты не может быть ни подвергнут допросу, ни вызван для дачи показаний, относящихся к идущему процессу.

В пятницу 9 октября, правоохранительные органы обыскали офисы, связанные с Юкосом, а также компании-филиалы, включая офис адвоката Антона Дреля. Документы, связанные с защитой Лебедева и Ходорковского, были конфискованы с нарушением права адвоката не разглашать информацию, связанную с клиентом. Считается, что связь между адвокатом и клиентом (между адвокатами и г-ном Лебедевым) перехватывается в тюрьме Лефортово.

Указанным лицам было отказано открыть судебные слушания, несмотря на то, что уголовный кодекс дает им это право. Им также было отказано в праве на эффективную консультационную помощь. С одной стороны я слышал, как г-н Амстердам жаловался на то, что трудно получать инструкции, информацию от клиента или информировать его, поскольку слушания часто проводятся в помещениях, в которых не только адвокаты защиты, но никто еще не имеют разрешения присутствовать. Адвокаты защиты говорят, что им мешают любыми другими способами, и что они не могут выполнять свои функции.

Клиентам было отказано в предоставлении залога, несмотря на то, что российский уголовный кодекс вполне ясен в этом вопросе. Аргумент, который использовался в случае г-на Ходорковского, например, состоял в том, что он или другие каким-либо образом покинут страну или помешают судебному процессу – возможно, сами организуют свою эффективную защиту.

Аргумент в случае г-на Ходорковского сомнителен. Он имел множество возможностей покинуть Россию, и он при каждом случае давал понять, что он не имеет таких намерений. Он был вне страны и возвращался много раз. У него один ребенок находится в школе-интернате в Швейцарии, однако остальные члены его семьи живут в России, здесь же находится его единственный дом. Он ясно давал понять, что не намерен скрыться из-под залога, и что он желает противодействовать обвинениям, выдвинутым против него и иметь возможность доказать свою невиновность.

Как я сказал ранее, г-н Пичугин подвергся инъекции психогенных препаратов. Его жена видела следы от иглы. Он жаловался на это лечение, но никаких действий предпринято не было. Были проведены многочисленные налеты на компанию и офисы адвокатов, которые проводились без должного разрешения вооруженными людьми, которые пытались найти хоть что-нибудь, что могло бы помочь суду в рассмотрении дела.

Во всяком случае, ясно, что российские власти намерены вести судебное дело по своему усмотрению без оглядки на собственные законы ведения судебных дел, а также на обязательства по европейской конвенции по правам человека, зная, что подавляющее большинство российских людей не имеет интереса к действиям в отношении этих лиц.

Не имея опыта честной и демократической судебной системы, они ни мало не удивлены, что в данный момент ее тоже нет.

Это является одной из причин, почему данные дебаты являются важными. Граждане в свободных странах, таких как наша, протестуют по данному делу, и дают понять, что страна не должна вести себя так, особенно если она хотела бы, чтобы ее приняли в семью демократических наций. [11]

Я бы не хотел быть таким уж фанатиком. Однако, лица, поддерживающие г-на Ходорковского и других политзаключенных в России, а также организации, занимающиеся правами человека, разочарованы тем, что правительство Соединенного Королевства не заняло публичной позиции критики такого поведения, и не призвало российские власти соблюдать свои собственные правила, а также правила Европейской конвенции по правам человека. И я не единственный человек, придерживающийся этой точки зрения.

Французское правительство заявило, что оно считает этот вопрос внутренним делом России. Я не думаю, что мы может принять эту точку зрения. Вопрос о том, являются ли обвинения против указанных лиц законными, не является главным вопросом, хотя я сказал, что я не убежден, что обвинения подлинны. Главный вопрос состоит в том, что, какими бы ни были обвинениям в адрес этих лиц, с ними не должны обращаться подобным образом. Они должны иметь право на справедливый суд и честный процесс. То, что мы сейчас наблюдаем - это показательный судебный процесс старого образца, который проводится без опоры на демократическое судебное разбирательство. Имеют место очевидные попытки запугать остальных и сломать обвиняемых. [12]

Я видел копию открытого письма г-ну Ходорковскому от бывшего политзаключенного Советской России, который считает, что теперешний шаблон действий не отличается от того, что существовал в Советской России, а лица, совершающие нарушения, весьма похожи на тех, что совершал нарушения на протяжении прежнего режима. В письме г-ну Ходорковскому сообщается, что то, что он делает, это очень смело, но весьма глупо, поскольку он не добьется успеха. Если мы не поддержим права этих лиц, то их положение будет весьма уязвимо. Я полагаю, что это долг парламента и данного правительства выразить нашу озабоченность и дать понять российским властям, что такого рода процесс неприемлем. Мы не должны вмешиваться в процесс в отношении обвинений, но мы должны потребовать, чтобы судебное преследование проводилось в соответствии с российским правом и международным правом, под которым Россия поставила свою подпись. [13]

Я получил последний отчет о том, как развивается ситуация. Басманный суд Москвы четыре дня назад принял решение ограничить время, выделенное Платону Лебедеву на чтение дела. Тот же суд отказал ему в увеличительной линзе, позволяющей ему читать бумаги. Он обязан закончить просмотр к концу марта, что дает ему недостаточно времени для подготовки к защите. Другим двум заключенным было сказано, что следствие по их делам было полностью завершено, но к ним должны быть добавлены новые эпизоды или обвинения. Слушание дел было отложено, и никаких дат судебного разбирательства не было установлено.

Этот случай привлек внимание многих бывших диссидентов старого режима в России, включая Елену Боннер, жену г-на Сахарова. Она отправила письма уполномоченному по правам человека в Москве и опубликовала открытые письма с выражением глубокой озабоченности нарушением прав с призывом к международному сообществу бороться за права политических заключенных в России. Я не сомневаюсь, что лица, на которых я ссылаюсь, являются политическими заключенными, но это не влияет на направление удара моего аргумента. Какого бы рода ни был заключенный, с ним должны обращаться должным образом. [14]

Я наблюдаю за ситуацией в России на протяжении последних нескольких лет со все возрастающей озабоченностью, как и многие из нас. Я понимаю, насколько трудно развернуть прежний коммунистический тоталитарный режим без опыта демократии к современной плюралистической демократии. Я никогда не ожидал, что Россия мгновенно трансформируется в свободную открытую демократию, но я верил и считал, что она будет постепенно двигаться в этом направлении. Последние 12 месяцев показали, что происходит обратное; Россия движется в сторону от демократии, по направлению к тому, что можно было бы назвать демократическим тоталитаризмом. [15]

Я не отрицаю, что президент Путин был избран легитимно и, возможно, будет переизбран значительным большинством. Несмотря на критику, исходящую от наблюдателей, выборы в Думу, вероятно, отражают популярное мнение в России. Я поспорил бы, что если бы большее количество партии имело бы более честную платформу и доступ к более свободным средствам информации и услугам вещания, баланс в Парламенте был бы другим, и не имело бы место вытеснение либеральных и правых сил из Думы. Однако, я не верю, что полная, честная и открытая платформа позволила бы указанным партиям войти во власть.

Я не наивен и в курсе российского общественного мнения, но мы должны понять, что подавляющее большинство русских не имеет опыта демократического общества и не представляет себе, что это такое. Режим, который они, возможно, не любили, рухнул, что привело к периоду хаоса, который больно ударил по многим людям. Многие люди пострадали, потеряли работу, потеряли доход, им не платили, страдали от голода, либо уехали из страны. Конечно, люди могли бы сказать, что коммунизм – это не сахар, но анархия еще хуже.

Тем не менее, если Россия хочет иметь будущее, и если она подписывает Европейскую конвенцию по правам человека, по которым мы являемся со-гарантами, то это что-то значит, она должна вести себя в соответствии с принципами конвенции. Через наши дела с Россией, будь то бизнес или политика – между парламентами или между правительствами – мы должны показывать, что Россия должна, безусловно, соответствовать базовым стандартам, если она хочет быть принятой в демократическую семью наций. [16]

Мы нуждаемся в конструктивных отношениях с Россией. Я понимаю, что Россия является важным политическим игроком, и поэтому я понимаю то чувство такта и тревоги, с которыми правительство действуют для поддержания отношений с Россией. Однако, события последнего года создали слабый противоток, поскольку позиция России в отношении акций в Ираке была важна. По крайней мере, наше правительство, и особенно американское правительство стремились избежать наложения Россией вето – им нужен был нейтралитет. Я не буду настаивать на этом, а только скажу, что имел место слабый компромисс. Хотя я понимаю, что я призываю наше правительство признать, что оно обязано в публичных и приватных переговорах с российскими властями сказать: "Мы хотим работать с вами, видеть вашу экономику процветающей, и развиваться вместе с вами, но если вы не готовы действовать в рамках соответствующих стандартов демократического плюрализма, выполнять свои собственные законы, и соблюдать международные соглашения, которые вы подписали, вы поставите под вопрос нашу способность продолжать отношения на уровне, которого желают обе наши стороны". [17]

Если мы ничего не скажем, то это значит, что мы одобряем поведение России. Мы не делали этого, когда существовал Советский Союз. Мы вели бизнес с Советским Союзом и работали с ним на протяжении холодной войны, но мы постоянно протестовали против нарушения прав человека и старались отстаивать права ряда людей, и в результате гарантировали свободу некоторым диссидентам. Было бы плохо, если бы мы не приготовились быть в равной степени последовательными в новой ситуации, в которой имеется действительное стремление к строительству демократических институтов в таких странах, как Россия.

Мы расширили Европейский Союз, и приняли восемь членов из бывшего коммунистического лагеря, хотя, по общему мнению, ни одна из них не была свободно связана с Советским Союзом. Мы расширили Совет Европы до 45 членов и вовлекли в диалог, чтобы поднять стандарты.

Я упомянул в начале моего доклада о своей роли в обеспечении освобождения политических заключенных в Азербайджане. Мы встретились лицом к лицу со странами, которые борются за демократию, и мы подталкиваем, убеждаем и оказываем на них давление, чтобы они двигались в правильном направлении. Было бы неправильно, если бы мы решили бы, что мы можем запугивать Азербайджан, Армению, Грузию, Румынию или Молдову, но не можем поступать также с Россией, поскольку она столь велика и важна, и что поэтому мы позволили бы России ускользнуть от этого. Это будет крах нашей ответственности перед российским народом. [18] Нам также будет трудно отстаивать свои позиции в указанных иных странах, поскольку они тогда сказали бы: "Вы запугиваете нас только потому, что мы малы; вы заставляете нас принять трудные изменения, но вы позволяете России избежать их". Этот аргумент интенсивно использовался в наших дебатах в Страсбурге по поводу Чечни, однако не всплывал с той же степени интенсивности в контексте нарушения прав политических заключенных, которых мы могли бы назвать господствующей тенденцией российского общества.

Мы сейчас не будем отстаивать ту точку зрения и показывать, что то, что происходит в России, неприемлемо, я уверен, что этот аргумент всплывет, и что придет время, когда этот Зал будет заполнен Членами парламента, желающими выразить свою озабоченность ухудшающейся обстановкой в России. Я считаю, мы можем выразить эти опасения в конструктивной, цивилизованной, но твердой форме, и что это наш долг как демократической страны, как координатора Европейской конвенции по правам человека, а также как друга российского народа.

Мы не должны стоять в стороне и дать России сползать обратно в тоталитаризм просто на том основании, что это приведет к стабильности и порядку, и это популярное мнение будет обоснованно удовлетворено. Это нехорошо. Я надеюсь, что министр сможет заверить меня, что британское правительство желает показать российским властям, что оно ожидает гораздо большей последовательности и действительного применения собственного законодательства России и требований международных договоров, которые подписала Россия.

 

Михаэль Мор (округ Твиддейл, Эттрик и Лаудердейл) (лорд):

Я поздравляю моего уважаемого друга, члена парламента от Гордона (Малькольма Брюса) не только за поддержку дебатов, но и за изложение всеобъемлющей обеспокоенности о ряде высокопоставленных политических заключенных и за отображение ситуации с правами человека в России. Я бы хотел посвятить свои ремарки этому аспекту.

Как мой уважаемый друг сказал, Россия – как мы теперь опять ее называем – претерпела за последние годы грандиозные изменения. Наши взгляды на страну изменялись быстро в течение этого периода. Мы все разделяли радость и оживление при завершении старого коммунистического устройства и Советской Республики, а также радовались связанной с этим демократизацией в странах Восточной Европы, которые, к счастью, как сказал мой уважаемый друг, будут вступать в Европейский Союз через несколько недель. Это событие поддержано всеми партиями в парламенте и вне его.

Что касается международных отношений, мы приветствовали либерализацию российской экономики и желание России участвовать в международных организациях, каких как ООН гораздо более конструктивно. Прискорбно, что по мере совершения существенных и приветствуемых изменений, наше внимание со все возрастающей степенью приковывалось к изменениям внутри страны, особенно к все возрастающей очевидности нарушения прав человека. Это было отражено моим уважаемым другом. Прошлым летом мы провели краткие дебаты о Чечне перед визитом президента Путина. Опять данные дебаты своевременны, поскольку они имеют место за несколько дней до президентских выборов. Жаль, что в обоих случаях наши дебаты были сфокусированы на правах человека, а не других вопросах, которые я уже упомянул. Мы не можем не учитывать тот факт, что число политических заключенных в стране растет. Большое количество неправительственных организаций задокументировало более широкие нарушения прав человека, такие как задержание, все возрастающие доказательства пыток и плохое обращение с заключенными, а также значительное ограничение свободы выражения мнения в стране. Один из наиболее тревожных аспектов касается тысяч детей – одна из оценок дает цифру 17 000 – которые содержатся в тюрьме в нарушение международных конвенций. Многие тысячи находятся в предварительном заключении.

Ситуация в Чечне была предметом дебатов несколько месяцев назад. Она является рубцом на ситуации с правами человека в России. Принудительное исчезновение тысяч людей, внесудебные и скорые расправы, произвольное задержание и пытки, дискриминация по национальному признаку проводились широкомасштабно. Я принимаю то, что нарушения были с обеих сторон, но российское правительство не может избежать ответственности в таких обстоятельствах. [19] Это более, чем проблема внутренней безопасности. Президент Путин сказал, что это часть войны с международным терроризмом. Я опасаюсь, что наш премьер-министр подтвердил этот аргумент со своим комментарием. После наших дебатов в Вестминстерском холле в июле уважаемый Член парламента от Рейгейта (г-н Блант) поставил перед премьер-министром вопрос о том, что он должен поднять вопрос о Чечне во время государственного визита. Все мы приветствовали его слова о том, что он сделает это в жестких выражениях. Однако, оказалось, что он посчитал возможным оправдать некоторые из действий, как часть более широкой международной войны с террором.

Хотя я принимаю, что элементы этого есть, я надеюсь, что правительство не примет это полностью, будет противодействовать российским действиям в Чечне самым последовательным образом. Вопрос этот появился не в течение последних нескольких лет, прошло почти 60 лет с момента возникновения проблем в Чечне, начавшихся массовой депортацией. Мы не должны потерять из виду этот исторический момент, и должны продолжать привлекать внимание к его неприемлемости для данной страны и для международного сообщества.

Россия должна принять тот факт, что она несет огромные международные обязательства поддерживать и развивать права человека. Она подписалась не только под Европейской конвенцией по правам человека, но также под каждым значительным договором ООН по правам человека, а также под различными конвенциями по экономическим, социальным и культурным правам, гражданским и политическим правам, устранению расовой дискриминации и дискриминации женщин, против пыток и по правам детей. К сожалению, имеют место все большее количество свидетельств того, что российское правительство нарушает каждый из указанных договоров. [20]

Имеет место симптоматическая тенденция государства, которая была отмечена моим уважаемым другом, укрепить центр и ограничить оппозицию. Как упоминалось, парламентские выборы в декабре отразили широкие взгляды российского народа. Однако, ряд обозревателей описали их как "свободные, но нечестные", которыми мы все должны быть обеспокоены. Один журналист, с которым я разговорился позавчера, и который собирается в Москву, чтобы освещать президентские выборы, описал их, как “личный плебисцит Путина”. Действительно, выглядит это так, что имеет место полное отсутствие серьезной оппозиции. Претенденты на последних президентских выборах практически потерпели поражение и многие из них хранили молчание с тех пор. Действительно, имело место предположение, что регионы, которые они представляют, были наказаны за их безрассудную смелость противостоять Путину на последних выборах.

Мы наблюдаем все возрастающее присутствие представителей президента в каждом из регионов, а президент Путин все больше желает проявлять свой контроль. Последним примером этого была отставка всего его Кабинета министров и назначение премьер-министра. Что более всего тревожит, так это то, что мы наблюдаем возрождение службы безопасности и разведки, как реальных источников и сил, обеспечивающих власть в государстве. [21] Более того, недавнее пресечение деятельности независимого телевидения и средств массовой информации дает нам почву для беспокойства. Я ценю то, что президент Путин привнес некую степень стабильности и значительный экономический рост после экономического и политического хаоса эпохи президента Ельцина. Однако, с возрастающей настойчивостью мы должны спросить: какой ценой это было достигнуто? [22]

Если мы более тесно свяжем Россию с международной семьей государств, то мы должны делать это с известной долей критицизма. У нас сильные взаимоотношения, но не менее, чем устойчивые. Мы должны пристально понаблюдать за выборами президента на этой неделе. Предполагая, что с высокой степенью уверенности мы может предсказать результаты выборов, мы должны дать понять президенту Путину, что его новый срок должен также означать новую эру. По крайней мере, мы должны увидеть больший доступ по проблемам прав человека и международных мониторинговых организаций в России. [23] Мы не должны смиренно терпеть нарушения прав человека, которые были документально подтверждены в стране. Мы должны оказать любую поддержку реформам и демократизации в самом широком смысле, чтобы не допустить сползание в тоталитаризм. Наши отношения с Россией означают, что мы должны играть важную роль. Мы не должны отступать. Мы не должны избегать конфронтации с Россией в отношении нарушений, которые делают ее вызывающим все большую обеспокоенность членом международного сообщества.

 

Ричард Спринг (округ Западный Саффокл) (консерватор) (оратор выступал примерно 13 минут):

Я поздравляю Члена парламента от Гордона (Маккольма Брюса), обеспечившего дебаты. Это особенно вовремя, поскольку выборы в России состоятся 14 марта. Прежде, чем обратиться к конкретным вопросам, которые уважаемый господин поднял – права человека и политические заключенные – я хочу обратить внимание на тот прогресс, которого добилась Россия с момента последних президентских выборов. По-моему Карл Маркс сказал, что политические события имеют экономические причины. Я парафразирую, однако имеет место некая историческая правда в этом положении, и я хочу рассмотреть то, что происходит в России с учетом этого аспекта тоже.

В России имеет место заметный прогресс, и нет сомнения в том, что это имеет место благодаря руководству Владимира Путина. Он принял некоторые жесткие решения. Россия преуспела значительно больше и в более короткий срок, чем кто-либо мог ожидать несколько лет назад. Десять лет назад мало кто мог предвидеть значительный государственный визит Путина в Британию, первый, совершенный российским лидером со времен визита царя Александра II в 1874 г. В настоящее время российская экономика становится значительно лучше, чем когда-либо с середины 1980-х годов. После 11 сентября, международное сотрудничество находится на беспрецедентном уровне; имеют место связи с НАТО и ЕС. Чрезмерные расходы на оборону, которые были характерны для России, были обузданы. [24] Образование российской молодежи имеет теперь в основном отечественный приоритет. Президент Путин неоднократно говорил о своем неприятии коррупции и тех, кто обогатился за счет нее. Я слышал, как он говорил об этом в ряде случаев.

Для России имеет место великая надежда. Процесс может оказаться успешным, и он может оказаться примером для других стран региона, которые борются с трудным советским наследством и командной экономикой и культурой управления, вытекающим из него.

В России пять лет наблюдается экономический рост; произошел 30 процентный рост ВНП. Впервые с 1920-х годов Россия способна прокормить свой народ и скот за счет своих поставок. Она является нетто-экспортером зерна, и она является вторым по величине производителем нефти после Саудовской Аравии. Не только благосостояние государства выросло. Реальные доходы семьи выросли на 13,5 % в 2003 г., а за пять лет реальные доходы выросли на 50%. Хотя имеет место огромное неравенство в благосостоянии и доходе, указанные факты свидетельствуют о необычайных результатах.

Вообще вырос уровень жизни. Проблема огромного разрыва между богатыми и бедными остается. Имеет место президент, который находится на волне личной популярности, частично по причине экономического фона, о котором я сейчас рассказал. Я полагаю, что неизбежно, особенно в молодом поколении, появится потребность в больших гражданских правах и правах человека, вызванная указанным экономическим процветанием и ростом.

Несмотря на весь прогресс, имеет место значительная международная озабоченность некоторыми действиями внутри границ России. Это то, о чем говорили Члены парламента от Гордона и от Твиддейла, Эттрик и Лаудердейл (г-н Моор). Как друг России, Британия обязана поддерживать российское правительство в его попытках урегулировать эту озабоченность. Иногда это означает понимание уникальных и беспрецедентно сложных задач, с которыми президент столкнулся в России. Иногда это означает принятие жесткой позиции и разъяснения границ международных стандартов поведения.

В январе Государственный секретарь США Колин Пауэлл посетил Москву. Его миссия состояла в доставке послания российскому правительству – о нем широко сообщалось – о том, что запад очень заинтересован в прогрессе демократических преобразований в России и во всем, что из этого вытекает. Не расскажет ли министр парламенту, какие шаги предпринял министр иностранных дел, чтобы дополнить этот подход, который был принят государственным секретарем Пауэллом?

Многочисленные дискуссии в средствах массовой информации о России были сфокусированы на случаях, касающихся Бориса Березовского и Михаила Ходорковского, о котором упоминал уважаемый Член парламента от Городона. Для многих людей, включая очень требуемых внешних инвесторов, непредсказуемость ведения бизнеса в России, с ее так называемой мафией и страхом, что отрасль может стать мишенью, делает Россию рискованным местом для инвестиций. Только по этой причине имеется обеспокоенность. Единственным способом снизить этот ощутимый риск может послужить предоставление международным организациям, неправительственным организациям и свободным и независимым средствам массовой информации большей свободы для внимательного изучения судебной практики и прав человека, а также более открыто сообщения о своих исследованиях. Это будет выгодно, как для демократии, так и для российской экономики, если бы это открыто поощрялось.

Открытое тщательное изучение прав человека и судебного процесса имеет прямое отношение к вопросу о политических заключенных. Не выразит ли министр российскому правительству мнение о том, что это в российских интересах иметь полностью открытую и прозрачную правовую и уголовную судебную систему? Это верно, что по сравнению с другими местами мира, как сообщается и понимается в России, нарушения прав человека в России больше освещаются в Британии. Чем больше Россия видится как крупный мировой игрок (что несомненно), тем более пристальное внимание оказывается этим вопросам. [25]

Сообщения о пытках и плохом обращении в отделениях милиции, а также ужасающие условия в отделениях предварительного заключения в России являются не единичными, а довольно широко распространенными. Очень часто виновные ускользают от наказания за свои преступления. Жертвам было отказано в правосудии, совершаемом местными органами власти, которые игнорируют жалобы. Структуры, которые должны рассматривать жалобы и подготавливать правосудие, часто отсутствуют. Коррупция во многих регионах носит эпидемический характер. Как я сказал ранее, президент Путин говорил об этом.
Президент Путин также говорил о необходимости установить гражданское общество и устойчивую демократию, в которой права человека, а также гражданские и политические права полностью гарантировались бы. Он хорошо осведомлен об этой проблеме. В прошлом году он описал следующее:

"Институт демократии еще должным образом не развился у нас… Наши законы правильные, но они либо не работают, либо просто незаметны".

Это интересный взгляд, поскольку он применим к Чечне, о которой упоминалось сегодня утром. Ответит ли на это министр, и не расскажет ли Палате, какие недавние дискуссии между британским и российским правительством проводились по поводу Чечни? Такие систематические нарушения не могут быть устранены за одну ночь, но шаги должны и могут быть предприняты.

Мы думаем, что во всех действующих демократиях необходима должная отчетность. Это применяется во всем мире, как внутри стран, так и на международном уровне. Эту проблему должно признать российское правительство. Только содействуя прозрачности и открытости, может президент Путин продемонстрировать своим критикам, что имеет место прогресс, и что Россия предана идее отвечать высочайшим стандартам, о которых упоминалось ранее. Это ключевое испытание для России, поскольку она стремится содействовать притоку иностранных инвестиций и увеличению сотрудничества с Евросоюзом. Возможно, министр мог бы использовать сегодняшние дебаты, чтобы проинформировать Палату о том, какую помощь оказывает британское правительство России по обоим вопросам.

В прошлом Россия не смогла воспользоваться в полной мере своими возможностями. Одним из примеров этого было решение российских властей не продлевать миссию Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Чечне после декабря 2002 г. Это безусловно не было нужным сигналом для международного сообщества. Это не может служить интересам России, если она откажет в международном наблюдении со стороны организации, которая имеет выдающийся опыт в борьбе за права человека и демократию во многих частях мира. Многое вызывает озабоченность в связи с Чечней, включая ужас терроризма, который вызван ситуацией там, и который поразил людей в Москве. Терроризм, где бы он ни имел место, должен быть осужден, и массовое убийство невиновных людей в Москве было поистине ужасающим. Во время дебатов 18 июня министр по Европе сообщил о растущей и серьезной угрозе исламских экстремистов в Чечне. Будет интересно услышать об этом от заместителя министра. Не сообщит ли он парламенту новую информацию, каково мнение правительства об угрозе, исходящей от чеченских экстремистов в России в настоящее время, и их влиянии на глобальные террористические сети?

Россия продолжает сталкиваться с важными сложными задачами. Имеют место ряд ограничений, которые хорошо освещены, с точки зрения того, что может быть выполнимо в короткие сроки, но конечно имеется свет в конце туннеля. Ранее я упоминал о необыкновенном прогрессе, которого достигла Россия за последние несколько лет. Страна имеет президента, который предпринимает важные и часто трудные шаги, чтобы его страна заняла свое место в 21 веке. Как недавно отметил Лев Арон, уроженец России, который написал полную биографию Бориса Ельцина:

Расходы на оборону резко упали с 30 процентов ВНП до 5 процентов. В прошлом сентябре Путин гордо отметил, что Россия впервые за свою историю больше тратит на образование, чем на оборону.

При ясном результате выборов, которые являются перевыборами президента Путина, я убежден, что он должен будет показать, что российское правительство, имея в виду продолжающуюся заинтересованность международного сообщества, обсудит вопрос о содействии защите прав человека, действию права и демократии не только внутри страны, но и по всему региону, который так сильно зависит от России по причине экономического процветания и развития.

Это кажется удивительным, что на протяжении своей жизни мы оказались свидетелями трансформации России. Это удивительная успешная история, и Россия в настоящий момент является значительным игроком на мировой сцене. Мы должны учитывать это, строя наши отношения. Наш критицизм исходит от желания того, чтобы Россия преуспела. Достигнут значительный прогресс, но по мере того, как развивается ее экономика и процветание будет развиваться и демократия, прозрачность и уголовная судебная система. Наша задача состоит в том, чтобы побудить российское правительство идти по наиболее возможному и наиболее конструктивному пути. [26]

 

Парламентский заместитель министра по иностранным делам и делам содружества (Билл Раммелл) (оратор выступал примерно 12 минут):

Я поздравляю уважаемого Члена парламента от Гордона (Маккольма Брюса), обеспечившего дебаты. Это верно, что мы должны обсудить эти вопросы, особенно в свете подготовки к выборам президента. До проведения дебатов мы обсуждали несколько раз те вопросы, которые Члены парламента сейчас подняли по поводу России. Это возможно не является делом парламента заниматься этими вопросами, и Члены всех партий должны обсудить эти вопросы.

Я бы хотел зафиксировать свое ясное мнение о том, что Россия важна для Соединенного Королевства со стратегической, политической и экономической точек зрения, и наши интересы состоят в том, чтобы Россия была стабильным, преуспевающим, демократическим и влиятельным членом международного сообщества. Сказать, что мы хотим, чтобы Россия была изолирована и не хотим иметь с ней дела, было бы ложным заявлением. За последние 15 лет после развала Советского Союза, Россия совершила огромные и желательные шаги вперед, и провела жизненно важные демократические и экономические реформы. [27] Слушая уважаемого члена парламента от Саффолка (г-на Спринга), я был поражен тем фактом, что я отношусь к детям времен холодной войны и вырос со старым Советским Союзом, но теперь, после относительно короткого периода времени, мы стоим перед лицом совершенно иной России, хотя здесь имеют место спорные вопросы и обеспокоенность. Я прокомментирую некоторые из них, но хотел бы подчеркнуть степень прогресса, который имел место. Мы хотели бы, чтобы это прогресс продолжался. [28]

Россия ранее и теперь вновь делала публичные заявления о том, что она поддерживает свои обязательства по правам человека. Она показала это через свое членство в Совете Европы, а также приняв обязательства по ряду конвенций ООН по правам человека. Важнейшей нашей задачей, как друга и партнера России, является помощь в претворении этих обязательств в жизнь.

Поскольку предметом данных дебатов являются политические заключенные и права человека, я сконцентрирую внимание на российской системе уголовного судопроизводства и наказания. Это вопрос, по которому выступал уважаемый Член парламента от Гордона. Однако, сразу я хотел бы прояснить, что мы разделяем взгляды Государственного департамента США, изложенные в отчете о правах человека в прошлом месяце, о том, что нет заслуживающих доверия сообщений о политзаключенных в России. Это не означает, что отсутствует озабоченность о заключенных, и я прокомментирую это, но что касается принятого значения термина "политзаключенные", которое существовало в советские времена, то мы не видим доказательств наличия правдоподобных сообщений о таком положении вещей в России сегодня.

Тем не менее, ряд случаев за прошедшие несколько лет действительно привлекли внимание средств массовой информации, Парламента и неправительственных организаций, которые занимаются правами человека. Совсем недавно мы узнали о деле г-на Ходорковского, о котором говорил уважаемый господин. Г-н Ходорковский, бывший глава нефтяной компании Юкос, находится в предварительном заключении, и обвиняется в ряде случаев уклонения от налогов и мошенничества. Его задержание это один из аспектов широкомасштабного уголовного расследования, проводимого властями по деятельности Юкоса и его главных акционеров. Платон Лебедев, его коллега и мажоритарный акционер Менатеп – холдинговой компании Юкоса – находится в предварительном заключении с июля 2003 г., и также обвиняется в уклонении от налогов и мошенничестве. Александр Пичугин, бывший служащий службы безопасности, также находится в предварительном заключении с июля 2003 г., обвиняется в сговоре по совершению тяжкого убийства. Другой мажоритарный акционер Менатепа, Шатоновский, был признан виновным в уклонении от налогов в феврале 2004г. и условно осужден. Хотя он отрицает свою вину, он вернул значительную часть налоговых выплат, востребованных властями.

Как мы слышали сегодня, адвокаты указанных трех лиц, которые все еще находятся в заключении, сделали серьезные заявления о нарушении установленной процедуры и дурном обращении. Поданы жалобы в Европейсктий суд по правам человека. Нет необходимости говорить, что мы озабочены в связи с указанными заявлениями и внимательно за ними следим. Совместно с нашими партнерами в Евросоюзе, мы продолжаем оказывать давление на российское правительство в том смысле, что правовые нормы должны применяться без дискриминации и пропорционально ситуации. К правосудию нельзя относиться как к выборочной мере. Жизненно важно, чтобы все необходимые условия, гарантирующие честный суд, скрупулезно выполнялись, и чтобы условия, в которых содержатся лица, удовлетворяли международным стандартам.

Перечисленные заметные дела подняли более общие вопросы об идущей реформе российской системы уголовного судопроизводства. Нам ясно, что президент Путин и его правительство понимают масштабы и важность этой задачи. Поэтому он сделал реформу судопроизводства ключевым пунктом своего теперешнего президентства. Стоит отметить, что имел место ряд существенных реформ, и стоит упомянуть основные из них.

Существенные меры были предприняты, чтобы увеличить независимость и ответственность судебной власти. Параллельно, Россия ввела новый уголовно-процессуальный кодекс в 2002г. Он предусматривает ряд мер по сокращению возможных нарушений в системе уголовного судопроизводства. Например, теперь требуется решение суда для ордера на обыск и арест, что приветствуется. Аналогичным образом, задержанные должны предстать перед судом в течение 48 часов. Судам теперь не разрешается отправлять дела на дополнительное расследование, если обвинение очевидно не смогло представить достаточных доказательств. Очень важно, что с января 2004 г. внедряются суды присяжных во всех, кроме одного, российских регионах для рассмотрения наиболее серьезных преступлений. В долгосрочной перспективе это видится как существенный шаг вперед.

 

Малькольм Брюс: Я заявил, что в моем разговоре с г-ном Робертом Амстердамом он сказал, что на бумаге российский уголовный кодекс является, вероятно, лучшим в мире, но в случаях его клиентов, фактически все требования, о которых упоминалось, почти ежедневно нарушаются. Это действительно тревожит. Во времена Советского Союза сообщалось, что Россия имеет образцовую конституцию, но она просто не применялась. [29]

 

Раммелл: уважаемый господин предвосхитил следующий вопрос, которому я хотел бы уделить внимание.

Желание реформировать наследство советской системы уголовного правосудия, безусловно, существует. Однако, уважаемый господин, безусловно, прав: ключевым вопросом здесь является внедрение в жизнь. Имеются несколько изначальных вселяющих надежду признаков; в сферах, о которых я уже говорил, количество лиц, находящихся в предварительном заключении, снизилось; суды присяжных выносят оправдательные приговоры в количестве случаев, которые соотносятся с ситуацией в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве, и имеются существенные признаки того, что судебная власть все более желает и способна установить свою независимость. Особенно приветствуется то, что мораторий на смертную казнь выполняется при ясном заверении президента Путина о том, что она не будет вновь учреждена. [30]

Однако остается большое количество проблем с внедрением в жизнь. В некоторых регионах, суды испытывают недостаток в необходимых технических знаниях, обучении и ресурсах, чтобы правильно применять законодательство. Коррупция остается серьезной проблемой; региональные судебные власти остаются зависимыми от местных административных ресурсов, и особую озабоченность вызывают последовательные сообщения, задокументированные организациями по правам человека о пытках и жестоком обращении, которые испытывают некоторые заключенные, находящиеся в руках российских правоохранительных органов. Поэтому мы работаем с российским правительством и с неправительственными организациями в целях поддержки реформ, которые уже ведутся. Например, Департамент международного развития профинансировал программу стоимостью 800 000 фунтов стерлингов по обучению судей и сотрудников судов, а также финансирует крупную программу по оздоровлению правосудия. Кроме того, Министерство иностранных дел финансирует ряд программ по борьбе с пытками, и мы поддерживаем работу Нижнего Новгорода, связанную с Комитетом против пыток, неправительственной организацией, которая оказывает помощь жертвам пыток и плохого обращения в получении возмещения от властей. Проект привел к судебному преследованию ряда служащих правоохранительных органов, что является приветствуемым и позитивным шагом. [31]

Судебная реформа является другой сферой сотрудничества. Условия в тюрьмах, особенно в учреждениях предварительного заключения, остаются в высшей степени плохими по западным стандартам. Переполненность является важной проблемой. Камеры часто плохо проветриваются, а рацион заключенных скуден, они имеют мало возможности для физических упражнений, что приводит к проблемам санитарии и здоровья. В соответствии с данными Российского министерства юстиции, около 450 000 заключенных – около половины всех заключенных – имеют проблемы со здоровьем, при очень высоком уровне заболеваемости туберкулезом и СПИДом. Однако, намерение и стремление Министерства юстиции улучшить условия содержания в тюрьмах очевидно. Количество заключенных упало на четверть за последние четыре года по амнистии, а приговоры по помещению в заключение становятся все более мягкими.

Мы финансируем дальнейшую работу по внедрению приговоров, не связанных с лишением свободы, за малые преступления, и на прошлой неделе г-н Александр Елизаров, исполняющий обязанности Заместителя министра юстиции, в сопровождении группы из восьми человек, посетил Соединенное Королевство по нашему приглашению. Они прибыли, чтобы ознакомиться с организацией и работой службы пробации, общественного обслуживания и участия неправительсвенных организаций по правам человека. Это была хорошая инициатива, которая показывает, как мы работаем над этими вопросами.

Уважаемые господа упомянули Чечню, которая вызывает особую озабоченность правами человека и законностью. Мы признаем серьезную угрозу, которую представляет собой терроризм в Чечне, и в прошлые годы имели место серьезные акции смертников на северном Кавказе и в Москве, самой последней была акция в московском метро 6 февраля. Эти атаки привели к смерти сотен невинных людей. Мы крайне осуждаем эти чудовищные акты насилия против невиновных граждан.

Мы хотели бы, чтобы Россия преуспела в установлении подлинной стабильности. Однако, попытки установить мир в Республике не могут иметь успех без большего внимания к продолжающимся надежным сообщениям о нарушениях прав человека федеральными и местными силами безопасности и обстановке безнаказанности, в которой они действуют. Продолжают поступать надежные сообщения о значительном количестве произвольно совершаемых арестов, задержаний и исчезновений людей в Республике, а также постоянно поступают сведения о пытках задержанных.

Как министр, отвечающий за Россию, я разъяснил свою озабоченность о ситуации в Чечне российским властям, а также и мои коллеги. Я сделал заявление в прошлом октябре в связи с президентскими выборами в Чечне, в котором я выразил озабоченность о проведении выборов и призвал к соблюдению прав человека в целях способствования действительно открытому политическому процессу и примирению.

Мы длительно оказывали давление на русских, чтобы они добивались политического, а не военного решения в Чечне. Мы приветствовали политический процесс, который способствовал выборам, но было некоторое разочарование недостаточностью поступательного движения. До и после указанных выборов Соединенное Королевство поддержало заявления Евросоюза об озабоченности до и после выборов, в которых выражались аналогичные подходы к условиям выборов и правам человека, и я поднял вопрос о выборах в Чечне и нарушениях прав человека непосредственно перед послом России в Соединенном Королевстве. При моем приезде в Москву, который состоится в этом месяце, я снова выражу свою озабоченность.

Теперь я хотел бы обратиться к некоторым особым аспектам. Уважаемый Член парламента по Гордону дал широкий обзор, выделив одновременно конкретные темы для озабоченности. В его комментариях содержалась критика того факта, что имел место государственный визит, и что президент Путин был принят моим уважаемым другом премьер-министром. С такой страной, как Россия, очень важно, чтобы мы обсуждали проблемы, и государственный визит был возможностью для нас это сделать.

Уважаемый господин также выразил озабоченность, касающуюся развития плюралистической демократии в России. Ситуация сейчас гораздо лучше, чем это было при советском режиме, были проведены жизненно важные демократические реформы в России, и теперь имеется большее количество политических партий. Я понимаю замечания, которые были сделаны в связи с результатами выборов, но они широко отражают мнение народа. Однако, мы озабочены рядом негативных тенденций на пути демократизации страны; обозреватели из организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и в Совете Европы критически относятся к некоторым аспектам проведения парламентских выборов в России в декабре. Мы надеемся и настаиваем на том, чтобы это было учтено в грядущих президентских выборах. Уважаемый господин поднял ряд вызывающих озабоченность вопросов, и мы должны тщательно рассмотреть их.

Я обращаюсь к замечаниям уважаемого Члена парламента от Твиддейла, Эттрика и Лаудердейла (г-н Мор). Во-первых, я должен сказать, что мой друг премьер-министр не оправдывает подавление прав человека ссылкой на войну и террор. Мы должны провести полноценные дебаты об этом. Каждая страна, которая втянута в войну, должна поддерживать равновесие между применением соразмерных мер безопасности по защите граждан от терроризма и поддержкой гражданских свобод и соблюдения прав человека. Это сложная задача. Каждый должен быть бдительным в отношении соразмерности предпринимаемых акций, при определении их необходимости, а также учитывать, как это отразится на гражданских свободах и правах человека. Эту ситуацию нелегко разрешить. Здесь нет автоматических решений.

 

Мор: Я не совсем согласен с тем, что сказал министр. Считает ли он, что при поиске равновесия российское правительство поступает правильно в Чечне?

 

Раммелл: Я сказал, что сказал по поводу Чечни. Россия и Чеченская Республика стоят перед серьезной угрозой терроризма. Мы хотим, чтобы Россия могла восстановить стабильность, но она также должна уважать права человека и искать политические, а не силовые решения проблемы. Вот о чем я пытался сказать.

Я возвращаюсь к комментариям уважаемого Члена парламента от Западного Соффокла. Они показывают, как изменились времена, идеология и политика, если Член парламента – консерватор призывает в помощь Карла Маркса для поддержки своих аргументов. Однако, я согласен с рядом положений, высказанных этим господином. Я согласен с его замечаниями о значительном экономическом росте в России, и о радостном факте о том, что расходы на оборону значительно снизились. Он также сделал важные замечания об обязательствах президента Путина и его неприятие коррупции. Я согласен с тем, что по мере развития экономики в России, это желание иметь гражданские права и права человека будет усиливаться, особенно среди более молодой части населения. Уважаемый господин также спросил о комментариях, сделанных Колином Пауэллом во время его недавнего визита в Россию. Я одобряю подход Колина Пауэлла, подчеркивающий важность сотрудничества с Россией при выражении нашей озабоченности. Это тот подход, который мы стараемся применять и будем использовать во время моего визита в Москву в конце этого месяца.

В заключении я хотел бы кратко изложить взгляд на развитие отношений с Россией. Без сомнения Россия является ключевым партнером для Соединенного Королевства. Мы хотим и желаем, чтобы она была стабильной, процветающей и важным членом международного сообщества. Мы приветствуем прогресс, достигнутый по реформам за последние годы, и готовы продолжить нашу поддержку этого процесса. Однако, мы верим, что демократия, защита прав человека и открытое общество являются предпосылками долгосрочной стабильности и процветания. Я искренне считаю, что способствовать этому находится в интересах как нас, так и России. [32]

Россия сейчас несравнимо свободнее, чем в советские времена, и реформы получили импульс. Однако, не упустить этот момент и не допустить обратного движения. Как сторона, поддерживающая российский переход к новой политической и экономической модели, а также как друзья, мы не можем прятать нашу озабоченность, которую мы недавно выразили в нашем отчете о правах человека. Я высказал некоторые вопросы, вызывающие нашу озабоченность, по Чечне. Как и наши партнеры и многие неправительственные организации по правам человека, мы озабочены сообщениями о продолжающихся нарушениях прав человека федеральными и местными силами безопасности. Никакие политические решения не могут быть сделаны без более значительных усилий по решению этих проблем.

Аналогичным образом мы надеемся, что свободные средства массовой информации и плюралистический политический процесс являются основой для свободного общества. Как и другие, мы озабочены недавними негативными тенденциями в этих сферах. С точки зрения внутренней ситуации, это в российских интересах, чтобы в политических процессах было широко отражено обсуждение вариантов и вклад из разных источников. Во внешней сфере, российское партнерство с западом нуждается, чтобы разделение ценностей было длительным. Эти вопросы важны и согласуются с тем подходом, который я изложил.
Я надеюсь, что дебаты предоставили возможность обсудить указанные вопросы и дать ясную картину тех действий, которые мы предпринимаем для поддержки обеспечения прав человека в России. Имеющиеся проблемы должны решаться, и мы намерены продолжать работать с Россией по этим вопросам, сочетая конструктивное участие и, если необходимо, критицизм с помощью. Действуя таким образом и используя желание российского правительства и соответствующие шаги, которые оно использует, мы надеемся продвинуть вперед процесс реформ. [33]

В любой ситуации развития реформ мы не может бездействовать, идут ли они вперед или назад. Мы хотим сотрудничать с Россией, чтобы процесс реформ шел вперед, и я буду вести указанные дискуссии, когда приеду в Москву в конце месяца. [34]



[1] Текст приводится по публикации в «Новой газете» № 19 от 22.03.2004 года. Оценка этим дебатам со стороны «Золотого льва», которые приводятся в примечаниях, разумеется, не имеет ничего общего с тем, как к ним отнеслось это либеральное издание.

[2] О том, где проходит граница Европы и Азии на Кавказе, как мы видим, есть серьезные разночтения. Еще совсем недавно такой границей считался Кавказский хребет, в связи с чем Закавказье относилось к азиатскому материку. Но после 1991 года западная версия физической географии, как мы видим, претерпела изменение. И понятно стратегическая причина этого географического шулерства, которое в дальнейшем даст Североатлантическому альянсу повод, чтобы включить Азербайджан, Грузию и Армению в состав НАТО и в Европейский Союз.

[3] Замечательный образчик британского лицемерия.

[4] Британия участвует в интервенции и оккупации Югославии, поощряя албанских мятежников и бандитов, в интервенции и оккупации Афганистана и в агрессии против Ирака, завершившаяся его оккупацией, вызвавшей сопротивление. Почти 40 лет британская армия ведет вооруженную борьбу против повстанцев в Северной Ирландии, применяя против них армейское вооружение, а против жителей – жесточайшие полицейские меропрития.

[5] Русские тоже не имели бы ничего против того, чтобы британское правительство считало необходимым поощрять тех своих королевско-подданных, которые покушаются на национальные интересы Соединенного Королевства и стремятся к его политическому и территориальному распаду.

[6] Русская экономика ни в прошлом, ни теперь не нуждается во внешних займах или в инвестициях.

[7] Какое тонкое знание подробностей, буквально воспроизводимых одними лишь либеральными русскоязычными изданиями, выходящими в Москве. Других информаторов у британских парламентариев, понятное дело, нет.

[8] Британская точка зрения: вор должен быть на свободе. Впрочем, она вряд ли относится к королевско-подданным. Эту привилегию британский парламент готов применять лишь по отношению к России.

[9] Уплата налогов, стало быть, это такой замечательный акт, что он дает уголовному преступнику иммунитет от преследования, даже если речь идет о взятках, измене или предательстве.

[10] Здесь и далее оратор, который ничего не видел самолично, воспроизводит ангажированные публикации либеральных московских изданий.

[11] Значительному числу граждан России глубоко антипатична «семья демократических наций», методы внешнеполитической деятельности которой мало чем отличаются от гитлеровских.

[12] Вся речь оратора – сплошное лицемерие, но здесь еще  и попытка сконструировать события, которых не было – оратор характеризует судебный процесс, когда как дело находится в стадии предварительного следствия.

[13] Британский парламентарий явно вмешивается в суверенные дела другого государства и оказывает давление на его судебные инстанции.

[14] Кто бы сомневался в справедливости этого тезиса. Что же касается Боннер, этой профессиональной вдовы, авторитет которой в России опустился ниже нулевой отметки, то она давно не проживает в России, переехав в США.

[15] Оратор играет словами, которые ровным счетом ничего не значат ни для Британии, ни для Европы, ни для России.

[16] В эту так называемую семью стремятся попасть не Россия и не ее граждане, а одни лишь внутренние иммигранты. Беда России состоит в том, что именно из таких иммигрантов ныне состоит практически вся номенклатурная бюрократия, подписывающая от имени России договоры и конвенции несуществующего «международного права». Оно приказало долго жить после того, как армии интервентов, включая британскую, подвергли бомбежкам Югославию.

[17] Очень страшно.

[18] Еще один самозваный благодетель на русскую голову.

[19] Если вспомнить еще одного полоумного английского лорда, посещавшего территорию чеченского мятежа на Кавказе, то невольно закрадывается предположение, что это немногочисленное сословие на Британских островах нуждается в психиатрической реабилитации. Было бы неплохо поселить их на время в чеченской среде или, наоборот, поселить в их поместьях чеченские семьи, что было одним и тем же.

[20] Все эти расплодившиеся акты, которые были неоднократно растоптаны западными державами, не стоят даже бумаги, на которых они изложены.

[21] Весьма опрометчивая оговорка. Британское правительство мечтает о практически неуправляемой России, которую бы можно было использовать ничуть не хуже прежних подмандатных или колониальных британских владений.

[22] Разве это не вмешательство во внутренние дела суверенного государства?

[23] Куда более полезно было бы вышвырнуть их за русские пределы взашей.

[24] Еще одна зарытая «западная собака» – наша военная мощь. Британские политики стали вспоминать о России не чаще, чем они это делают по отношению к Перу, если бы не русские вооруженные силы, все еще обладающие межконтинентальными ракетами, ядерными боезарядами и атомными подводными лодками.

[25] Какая саморазоблачающая лексика. Для британских политиков государства – игроки. Для русского политика игроки – персонажи одноименной комедии Гоголя, прощелыги и аферисты.

[26] Конструктивный путь, на который толкают Россию британские политики, это путь предательства русских национальных интересов, в конце которого должен наступить ее окончательный геополитический и цивилизационный крах.

[27] Примерно до середины 80-х годов британское правительство и британские СМИ не делали никакой разницы между Россией и Советским Союзом, полагая, что оба термина являются синонимами. Они перестали быть синонимами, когда появилась практическая возможность расчленения Советской России по ее внутринациональным границам, нарисованным сначала в Брест-Литовске. а затем и в московском Кремле.

[28] В переводе на нормальный язык «прогресс» означает дальнейшее обнищание, ослабление и расчленение России.

[29] К сожалению, и здесь британский парламентарий не знает предмета, о котором говорит. Расчленение и кризис в Советской России стали возможными именно тогда, когда законы СССР, к которым коммунистическая верхушка относилась вполне легкомысленно, стали действующим правом.

[30] Какая трогательная забота о душегубах и мятежниках, отрезающих головы своим пленникам, что имело место и по отношению к британским королевско-подданным, оказавшимся на Кавказе.

[31] Русская пресса злословила недавно по поводу выделения денежного содержания грузинским чиновникам из казначейства США, когда как русское правосудие, оказывается, уже давно питается из британского казначейства. Грузинское грехопадение – цветочки по сравнению с российскими яблочками.

[32] Британский министр ошибается. Что хорошо для Британских островов или для Европы, то для России, чаще всего, смерти подобно.

[33] Очевидная улика, подтверждающая вмешательство правительства Соединенного Королевства в суверенные дела России.

[34] Задача России прямо противоположна. Чем скорее будет прекращено ее разрушение под видом реформирования и чем быстрее будет покончено с самими реформаторами, которые в действительности мало чем отличаются от государственных преступников, тем для русских будет лучше.


Реклама:
-