Н. Коньков
ДИКТАТУРА
«ЗАКОННИКОВ»
Некогда президент Путин порадовал граждан Российской
Федерации заявлением, что отныне на территории нашей страны будет действовать
одна-единственная диктатура — диктатура закона. Но закон, как известно, плоти
не имеет и сам осуществлять собственную диктатуру не в силах. Эту диктатуру во
всей ее полноте призваны осуществлять государственные структуры и лица, эти
структуры представляющие. То есть на деле диктатура закона становится
диктатурой тех структур, которые определяют, где, кем и какие законы должны
соблюдаться. Так что красивые слова о "диктатуре закона" при
ближайшем рассмотрении означают диктатуру "законников", а это, согласитесь,
совершенно иное дело.
Не будем, следом за бессмертным героем "Горя от
ума", восклицать: "А судьи кто?" (а прокуроры? а следователи?
а...?) Всех этих "законников" назначает, в конечном итоге, президент
(властная вертикаль), порой этих назначенцев гаранта дополнительно утверждают
народные избранники в Думе — у нас же демократическое государство, в конце
концов.
Так почему же любой претендующий на серьезность разговор о
прошедших парламентских и президентских выборах, а уж тем более о возможных
фальсификациях избирательного процесса становится не то чтобы вообще
невозможным, а каким-то бессмысленным и даже неприличным,— всё равно что
жаловаться на обман со стороны уличных "наперсточников".
"Проигравшие кандидаты в ближайшие два-три месяца будут пытаться
взволновать хоть кого-нибудь громкими заявлениями — о нарушениях, "мертвых
душах", лишних бюллетенях… Как бы то ни было, итоги президентских выборов
— это то, с чем нам придется жить следующие четыре года как минимум",—
заявлялось, например, в опубликованном 14 марта, по "горячим следам"
голосования, материале сайта rbc.ru.
То есть выборный процесс рассматривается подавляющим
большинством нашего общества как пустая формальность, от которой ничего не
зависит, а их итоги — как заранее "нарисованная" властями картина,
основной сюжет и композиция которой известны задолго до первого показа. И это —
нормально, "как бы то ни было". А как бы то? "Чем отличаются
выборы в России от выборов в Америке? У нас окончательный результат известен за
три месяца до голосования",— в этой расхожей шутке содержится смертный
приговор отечественной демократии. Слово "демократия" усилиями
Ельцина, Чубайса, Гайдара и Ко стало у нас за последнее десятилетие едва ли не
бранным. Между тем демократия у каждого народа своя, и понятно, что та
демократия, при которой народ, якобы осуществляющий ее, нищает, деградирует и
вымирает, демократией называться не может.[1]
В ходе президентской кампании власть почти не волновали
оппозиционные кандидаты: их перспективы "переиграть" действующего
президента носили весьма призрачный характер. А вот явка избирателей при
наличии 50%-ного барьера представлялась, скажем так, несколько проблемной.
Сомнений в том, что "ведомство Вешнякова" с такой полупроблемой
справится, не было — а вот интерес к тому, как это произойдет, оставался.
ЦИК не обманул самые смелые ожидания наблюдателей. К 12.00
московского времени (14 марта 2004 года) явка избирателей составила целых 14%.
После чего запланированные ежечасные сообщения прекратились, и только к 15.00
были обнародованы новые цифры: 42%. Главная интрига выборов умерла, не успев родиться.
А теперь проведем самые приблизительные подсчеты, связанные
с данным "электоральным чудом". 28% российских избирателей,
"волеизъявившихся" за эти три часа из 64,39% всего проголосовавших 14
марта,— знаете ли, это 30 миллионов 258 тысяч человек. В России и за рубежом
были открыты, по данным ЦИК, чуть менее 95 тысяч избирательных участков. Даже
если предположить, что все они в это время работали, на каждом, подчеркну, на
каждом избирательном участке в среднем должно было проголосовать около 320
человек — по сотне каждый час, по двое каждую минуту. А если, не дай Бог,
где-то этот ритм не выдерживался? Значит, на остальных люди должны были
голосовать еще активнее, а сотрудники — просто сбиваться с ног для обеспечения
необходимого всплеска народного волеизъявления. "Усталые, но довольные,
они возвращались домой…".
Вы думаете, здесь сыграл свою роль пресловутый
"административный ресурс" с военнослужащими, "бюджетниками"
и прочими студентами-подследственными? Не исключено, конечно, но в те времена,
когда от "административного ресурса" на местах что-то зависело,
губернаторы и президенты субъектов Федерации вели себя несколько иначе, как
люди в своем праве, не пытаясь наперегонки выслуживаться перед Кремлем. Сегодня
ситуация совершенно иная, и "регионы" это знают. Если отношения России
с Белоруссией, по словам "батьки" Лукашенко, оказались отравлены
газом, то отношения между федеральным Центром и регионами отравлены ГАСом —
имеется в виду ГАС "Выборы".
Известно, что в 1996 году переизбраться Ельцину помогали
американские консультанты, специально вызванные из-за океана. В 2004 году такой
необходимости у власть предержащих уже не было. Присутствие "большого
заморского брата" могло осуществляться совершенно иными способами. 4 марта
в интервью журналисту Александру Головенко создатель системы ГАС
"Выборы" Юрий Ломов (НИИ "Восход") признал, что коллектив
разработчиков отстранен от эксплуатации системы:
"Как обстоит дело сейчас, не знаю…
Вообще, нынешняя система — это несколько не то, что мы создавали. Мало кто
знает, что она называется "ГАС-Выборы-М", модернизированная. Чтобы не
утомлять читателей техническими подробностями, скажу так: по непонятной мне
причине всю "начинку" нашей разработки заменили на американскую"…
И далее, отвечая на вопрос о гарантиях отсутствия заморских
"жучков" и возможности фальсификации итогов выборов в этой системе:
"В контексте прошедшей модернизации
такой гарантии у меня, конечно, нет… Никто не мешает по результатам голосования
во Владивостоке принять меры, чтобы на Урале или Калининграде сделали
"правильные" выводы в пользу определенного претендента, партии или
кандидата в президенты". И, самое главное: "Если нет блокировки от
вторжения в систему территориальных компьютеров из Москвы, то это уже не "ГАС-Выборы",
а что-то другое".
Заметим, "о чем-то другом" заявляет заместитель
директора того самого института, на который после передачи ФАПСИ в состав ФСБ
официально, по итогам соответствующего "конкурса", возложены функции
технического обеспечения и контроля за деятельностью ГАС "Выборы". В
данной связи приведем мнение еще одного специалиста, Бориса Макарова
(Московский радиотехнический институт РАН):
"Если есть физическая возможность
подключения к сети, по которой передаются данные, введенные в ГАС
"Выборы", то, используя соответствующее программное обеспечение,
можно создать ложный (фальшивый) сервер для приема информации. Он будет
аккумулировать итоговые протоколы нижестоящих избирательных комиссий, изменять
их в нужную сторону и затем отправлять по сети на сервер вышестоящей
избирательной комиссии. При грамотной организации фальшивого сервера и
нижестоящие избирательные комиссии, и вышестоящие избирательные комиссии ничего
не заметят…".
Или не захотят замечать, добавим от себя.
Тем более что принятый голосами "Единой России" и
других прокремлевских партий в феврале 2001 года Закон о выборах установил
своеобразную "монополию ЦИКа" на демократию в России. Но кто же
сегодня на самом деле стоит за спиной Вешнякова, объявляющего "городу и
миру" результаты выборов? И почему система ГАС "Выборы"-М
неожиданно оказалась технологически совместимой с аналогичной американской
системой голосования? По факту единственным реальным источником власти, ее
носителем и гарантом в Российской Федерации стал "его величество
чиновник", — не исключено, что зарубежный и с погонами на плечах. Так что
если в тексте Основного Закона РФ вы неожиданно для себя прочитаете другие
слова — не верьте глазам своим. Вопрос только в одном: почему возможная расшифровка
путинской "управляемой демократии" как диктатуры российских
"законников", с помощью "американской начинки"
дистанционно, через "фальшивые серверы" управляемой из-за рубежа, не
тревожит официальную "властную вертикаль" РФ? Тут уж, как говорил
главный либерал и демократ России Владимир Вольфович Жириновский,
"однозначно"!
Поэтому говорить о "честных и свободных выборах"
и легитимности их результатов в современных российских условиях — даже если
предположить, что их "информационная составляющая" вне подозрений,
как жена Цезаря, а "административный ресурс" вообще не задействуется
в пользу тех или иных кандидатов и партий — вообще нельзя, поскольку проблема
фальсификации итогов выборов и возможности вмешательства извне в процесс их
подведения остается нерешенной. Те политические силы, которые действительно
заинтересованы в реальном, а не декларативном демократическом будущем России,
должны создать специальную комиссию, целью которой будет либо подтвердить, либо
опровергнуть наличие подобного механизма.
«Завтра» №14(541)
30.03.2004
[1] Демократия в переводе на русский язык – народовластие. В «Словаре иностранных слов в русском языке» (Юнвес, М, 1995, с. 208), к примеру, она ошибочно трактуется как «одна из форм государства». В действительности демократия является одной из положительных форм государственной власти, наряду с монархией и аристократией. Эти формы, сами по себе, не могут быть ни плохими, ни хорошими. Они хороши или плохи лишь постольку, поскольку соответствуют или не соответствуют социально-политической природе конкретного государства при конкретных обстоятельствах. В русских условиях, как показывает многовековой опыт, приемлемой оказывается такая форма государственной власти, которая предусматривает все три перечисленные выше абсолютные формы власти, при этом доминирование одной из них обуславливается обстоятельствами времени и может переходить от одного института к другому. Не стоит отрицать демократию в России лишь потому, что этот термин попыталась себе присвоить кучка ее врагов (прим. Ред.).