В.Л. Махнач
Кто
там шагает левой
За время, прошедшее с думских и
президентских выборов, не было недостатка в анализе их результатов –
ожидавшихся и неожиданных. Правда, по большей части этот анализ грешил чем-то
одним – либо выдавал откровенную обиду непрошедших в Думу партий, либо сбивался
на чрезмерное славословие действующему главе государства. Написано и сказано
много, но практически все - на уровне политическом (исключением разве что
стали, впрочем, вовсе не оригинальные и очередные обвинения русского народа в
рабстве, в выборе себе очередного «царя»). Но что же показали выборы на уровне
социальном? Это, между прочим, самое интересное и есть.
Вдобавок еще темой семинаров, «круглых
столов», всякого рода конференций, радио- и телерассуждений и вообще интеллектуальных
собраний стал вопрос: «Если не Путин, то кто? (и есть ли вообще ему
альтернатива?)» Привычно это как-то, не правда ли? Вспоминается, как
вопрошалось еще недавно: ну, разве, может быть замена Горбачеву, Ельцину?
Заметим, что подход этот предельно недемократический. Ибо настоящий демократ не
только не скажет, но даже не подумает таким образом.
Демократ рассуждает совершенно иначе,
причем уже в течение тысячелетий (демократия весьма старинная форма правления).
Он мыслит так: изберем Петрова. Выясняется, что Петров не годится. Что ж, пинка
Петрову. Изберем Мухамедшина. Еще более не годится? Отлично! В тюрьму его.
Рабиновича? Совсем не годится? На виселицу! И так – до тех пор, пока не
найдется подходящий.
Самое интересное, что это – не только демократический
подход. Такое здоровое отношение к носителю власти свойственно любому
свободному человеку. Взять монархию. Настоящего монархиста с государем,
впрочем, связывает не лояльность, но личная преданность. Между монархом и
монархистом существуют (даже если они друг друга никогда не видели)
неформальные отношения. Отсюда термин – «верноподданный». Таковым, заметим,
может быть только свободный человек: рабы верноподданными не бывают. И, тем не
менее, несмотря на специфику монархически отношений, в остатке видим то же
самое: если не годится – убираем (убиваем). Только у республиканцев этот
процесс (импичмент) проходит весело, пусть и с некоторой озабоченностью по
поводу дальнейших судеб государства, а у монархистов – трагически. Если монарх
категорически не годится, монархист вступает в трагедию действующим лицом.
Так в 1610 году окончательно выяснилась не
только полная профессиональная непригодность, но и вредоносность для охваченной
смутой России царя Василий Ивановича Шуйского. Что ж, Земский Собор его низложил
– совершенно легитимно (сам избрал, сам и устранил). В 1762 году стала
совершенно очевидной пагубность для Российской империи императора Петра III
Федоровича. К несчастью, парламента, то есть Земского Собора, к этому моменту в
стране уже не существовало. Пришлось императора Петра устранить силою и -
умертвить. Никто при этом особой злобы не испытывал: просто нельзя было
государству усилиями императора оставаться вассалом прусского королевства.
А кто уж совсем хорошо умеет справляться с
подобными проблемами, так это англичане! К примеру, когда выяснилось, что
король Эдвард III позорит Англию перед всем христианским миром по причине своей
нетрадиционной сексуальной ориентации, то англичане его не только принудили к
отречению, но и умертвили весьма жестоким способом – воткнули королю
раскаленный железный прут в заднее место. Впредь в последующие столетия в
политической жизни Великобритании голубизной даже и не пахло: ощущений для всех
хватило.
Короче говоря, отношение к власти
свободных людей, в общем-то, одинаково. По настоящему свободные люди не будут
по мелочам беспокоить свою верховную власть, не превратятся в разнузданную
толпу и не учинят мерзостного бунта. Но уж если дело дойдет до явных непристойностей
и безобразий, то не будут и терпеть таковые, как это делают замордованные рабы.
В тупиковой ситуации свободные люди просто меняют носителей верховной власти.
Итак, выборы показали нечто существенное.
Прежде всего то, что российские граждане более не хотят терпеть (уверен, что и
не потерпят впредь), никаких иностранных партий (СПС во многом существовала в
политической жизни благодаря иностранным деньгам и голосам лиц, имеющих двойное
гражданство). Провал «Яблока» стал лишь в небольшой степени неожиданностью, как
и громкий успех Жириновского. Снижение числа электората коммунистов ожидалось
вместе с победой начальства, сиречь «медведей». Словом, все прошло, как и
должно было пройти, - некоторую интригу создал разве что блок «Родина», ставший
ныне партией. В успехе оного сомневались, однако жизнь доказала, что он-то как
раз более всего ныне страной и востребован.
Повторю, исчезновение из Думы так
называемых правых естественно и закономерно. Хотя бы потому, что исчезли
самозванцы. Какие представители СПС – правые? Они левые радикалы (в перестройку
Гайдар, к примеру, радостно называл себя левым), конъюнктурно присвоившие чужое
имя – имя консерваторов, традиционалистов, патриотов, мыслящих категориями
национального сознания. Но, говоря о достижениях «Родины» и ЛДПР, мы и подходим
к главному - к произошедшему в обществе
социальному сдвигу. Именно он обусловил успех блока «Родина», который, кстати,
мог был бы быть куда более значительным, сформируйся блок пораньше и поработай
с электоратом поумнее (не было бы нонсенса: в демократической Москве «Родина»
взяла 15 проц., а, скажем, за Уралом, где патриотические настроения всегда
сильнее, всего 3), а также успех ЛДПР. Первый успех – осмысленный, основанный
на выборе образованных слоев, второй – так сказать, реактивный, «от тети Дуси»,
которая ничего не понимает про Жириновского, но ей по сердцу та национальная
составляющая, с которой он работает с аудиторией. Два разных успеха, но суть
обоих в одном.
Общество совершило небывалый за последнее
десятилетие сдвиг вправо – то есть, в настоящее право, не в желтое и не в
красное, а в белое. К тем правым, которые могут быть прогрессивны, но для
которых всегда дороже традиция, в том числе православная. И с этим теперь
придется считаться всем, в первую очередь – главе государства.