В.Л. Махнач

 

Православие и современное информационное поле

 

В древние времена на Русской земле голос Церкви был слышнее и действеннее. Авторитет духовных лидеров: иерархов, священников, старцев был одинаково высок и для земледельцев и для царей. Жизненный уклад, мироощущение народа, его исторические свершения, представления о справедливости, письменность, наука, право — все было пронизано православной верой и церковностью. Слово епископа могло примирить враждующих властителей, поднять православный народ на защиту своей веры и Отечества.

Как известно, ополчение, освободившее Москву от поляков осенью 1612 года, было собрано и выдвинулось против врагов благодаря грамотам святого патриарха Гермогена, который призвал народ собраться со всех городов и идти к Москве «на литовских людей». Другой российский святитель — патриарх Филарет, наравне с царем управлял Государством, именовался Великим Государем, «Всякими же делами царскими и ратными владел» (хронограф митрополита Пахомия, 1639 г.).

Сегодня все иначе. Да, архиерей так же, как прежде может рассылать грамоты, его послание может быть зачитано на городской площади. Но будет ли он ТАК ЖЕ услышан?! Вряд ли. В наши дни голос церковных иерархов часто теряется среди голосов самых разных ораторов, которые выступают и митингуют повсюду БЕСПЛОДНО!

Епископ может написать множество воззваний в адрес министра, губернатора или руководителя предприятия: и те не всегда соблаговолят дать вразумительный ответ. Выступление архипастыря в газете, по радио или на телевидении тоже нередко оказывается «холостым выстрелом», не достигая поставленных целей.

Одна из причин сложившейся ситуации в том, что православные еще слабо освоили новое информационное пространство, которое нас окружает. Чтобы донести то или иное слово, необходимо воспользоваться современными технологиями и средствами. Печатные издания и электронные СМИ, при кажущемся плюрализме, обладают огромной силой внушения, способностью побуждать и направлять волю, несут не просто информацию, но позицию, оценки и взгляды.

За редким исключением, средства массовой информации подконтрольны тем, кто не придерживается православно-христианских представлений о мире и человеке, о нравственном законе и высоком призвании России. Поэтому, сегодняшним православным просветителям приходится не только знакомиться с новыми технологиями, искать стиль евангельского благовестия в современном обществе, но и преодолевать подчас враждебную идеологическую среду светской нехристианской журналистики.

Что же касается православных публикаций, радиопередач и телевизионных программ, то, безусловно, их оптимальный облик еще не сформировался. Цель православного информационного материала — это свидетельство о Христе, приобщение к христианским нравственным ценностям и культурному богатству, заключенному в православии, предложение христианского осмысления и решения насущных проблем нашего времени. Все это не означает, что статья должна быть написана на церковно-славянском языке, а телевизионная программа выдержана в жанре проповеди или историко-мистической зарисовки. Православный материал должен быть таковым не столько по форме, сколько по сути: по взгляду на мир, ориентирам, оценкам, приоритетам, художественно-этическим решениям. Совершенно не обязательно при этом всякий раз перегружать телеэфир песнопениями или кадрами богослужений. Можно абсолютно светскую тему раскрыть в духе христианской любви с помощью драматургии образов, построения сюжетной линии, авторских предпочтений...

В области православного телевидения мы имеем дело с двумя болезненными крайностями. Нередко даже по центральному телевидению на протяжении 30-минутной программы о чем-то неспешно говорит колоритный священник, пользующийся исключительно церковной лексикой. Создается впечатление, что программа эта случайно попала в светский эфир откуда-то с «приходского кабельного телевидения». В ином случае о церковных праздниках или святынях в сказачно-мистических интонациях с «придыханием» и особым неестественным трепетом рассказывает ведущий или ведущая, выдавая свои псевдодуховные переживания за объективную реальность. Все это подкрепляется чрезмерными спецэффектами, имитацией таинственности. Журналист словно делится своим невежеством со зрителями. Во время просмотра таких передач мне вспоминаются слова Спасителя: «...может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?» (Лк. 6, 39).

Автор телепрограммы, затрагивающей вопросы духовной жизни, должен понимать о чем и зачем он говорит. Кроме профессионализма ему необходима особая деликатность, знание православного вероучения, христианской этики, эстетики и этикета. Нельзя допускать поверхностного взгляда на сущность церковных Установлений, Таинств, Традиций, Событий. Нужна определенная зрелость. Слишком мало быть сочувствующим или «околоцерковным» человеком, чтобы осуществлять духовное просвещение средствами телевидения или печати. Слишком мало выучить словарь первичных христианских понятий, прочитать несколько книг или познакомиться с представителями духовенства. Православный журналист должен быть вполне церковным человеком.

Светский подход к церковным темам, как правило, приводит к негативным последствиям творчества. Часто нецерковные журналисты неверно расставляют смысловые акценты, допускают некорректные съемки священных предметов в храме. Очень редко бывает грамотно подобрано музыкальное оформление. Тексты песнопений требуют осмысленного, бережного и благоговейного отношения. Подчас в православном фильме неожиданно услышишь неуместные популярные мелодии или мистические звуки языческого востока... Тексты, читаемые с непомерным пафосом, обычно бессодержательны и заимствованы из какого-нибудь краеведческого сборника. В результате: храм, икона, песнопения и богослужебные тексты рассматриваются только лишь, как произведения искусства, как уцелевшее прошлое, но не как живое настоящее. Такой взгляд крайне обедняет наше восприятие и отдаляет нас от великого источника творческого вдохновения  наших предков и современников, сохранивших связь с живой традицией.

В последнее время стали появляться и такие сюжеты, в которых о жизни Церкви, о ее участии в жизни общества рассказывают на языке уличного жаргона, допуская бестактные комментарии и цинизм. Такое намеренное приземление, по мнению некоторых авторов, делает тему более доступной. На самом деле происходит лишь выхолащивание, утрата смысла. Церковь пытаются уровнять с ЖЭКом, священника с чиновником и т. д.

Мне думается, что православная телевизионная программа должна быть умерено динамичной, понятной и интересной светскому зрителю, но корректной по отношению к святыням, христианским понятиям и ценностям, язык должен быть современным, но не примитивным, музыка разнообразной, но не любой, видеоряд — эффектным, но уместным.. Не пойдет на пользу ни раскованность ни чрезмерная сухость. Допустима полемичность, но не мыслима относительность религиозных и нравственных воззрений. Учительство в чистом виде вряд ли будет эффективно. Гораздо важнее — добрые примеры, человеческие судьбы, интересное повествование, нравственные сопоставления.

Актуальность, современный активный стиль и темпоритм — все это должно быть ориентировано на сегодняшнего зрителя, удерживать его внимание. Церковь могла бы использовать возможности телевидения и других СМИ, чтобы глубже, точнее, интереснее отвечать на те вопросы, которые беспомощно поднимаются светскими обозревателями и аналитиками... Церкви есть что сказать о семье, о личности, о социальных язвах: преступности, наркомании, жестокости, болезнях. Церкви есть, что сказать о международных и внутренних событиях, об экологии, об образовании, о науке и культуре.

А сегодня чаще и чаще говорят во всеуслышание обо всем те, кому сказать нечего, кто не имеет представлений о природе тех или иных явлений, но владеет информационными технологиями и значительными материальными ресурсами.

Православные телепрограммы, на мой взгляд, могут в определенной степени изменить эту ситуацию. Их авторам нужно найти «золотую середину» — чтобы светским зрителям было интересно и понятно, а православным — не противно. Для этого в работе над передачей необходимы: честность, серьезность и благоговение. Кроме того, православные программы должны не столько информировать о чем-либо, не столько учить или наставлять людей, сколько вдохновлять их на доброделание — внутреннее и внешнее.

Думаю, что развитие православной журналистики в наше время необходимо для того, чтобы информация, попадающая в наши дома с телеэкранов и через почтовые ящики, стала добрее и честнее. Достижения цивилизации мы можем использовать во зло или на благо. Огнем можно сжечь жилище, а можно согреть его, лекарством — исцелить или отравить. Хорошо, если хотя бы некоторые программы и статьи будут пробуждать в нас добрые чувства и устремления.

Проблема, сформулированная в начале этой статьи, отражает некоторое обесценивание слова церковных иерархов. В значительной мере к этому привела почти вековая компания обличенных властью безбожников по ослаблению  Церкви и дискредитации священнослужителей. Конечно же, частично потерян и прерван миссионерский опыт, истреблены лучшие проповедники, воспитано несколько поколений жителей России, сердцем удаленных от Божиего храма, традиций, устоев и истории родной земли. Есть, на мой взгляд, и другая причина. Многие епископы так часто и бессистемно высказываются по самым разным вопросам в региональной прессе, что их выступления, порой, перестают замечать. Для того, чтобы цена архипастырского обращения, скажем, с телеэкрана возросла, необходимо, на мой взгляд, делать такие обращения более взвешенными, актуальными и действенными, заботиться о состоянии информационной среды до и после эфира с участием архипастыря. Если это выступление связано с общественными проблемами, противостояниями или разделениями, то православным журналистам нужно готовить общественное мнение к принятию и ожиданию официального призыва Церкви, изучать это общественное мнение и добиваться поддержки самых разных сил в печати и на телевидении после выхода обращения в эфир. Нужно знакомить читателей и телезрителей с позитивными результатами прозвучавшего слова, чтобы оно не растворилось в непрерывной болтовне политиков и телеведущих... По малозначительным вопросам пусть лучше выскажется один из настоятелей или даже мирянин.

Сегодня существуют некоторые лояльные к Православию и русской культуре СМИ. Одно из свойств Церкви — способность оживлять то, что казалось уже безжизненным и пустым, сообщать благодатные силы, освящать все «нейтральное». Думаю, исходя из этой возможности, священнослужителям, пишущим и способным убедительно говорить мирянам нужно развивать взаимодействие с теми телерадиокомпаниями, газетами и журналами, которые не имеют враждебного отношения к Православному Российскому Отечеству. В отдельных случаях предвзятую позицию средств массовой информации удается преодолеть. Для чего это нужно делать? Для того, чтобы доступными средствами обращать людей лицом к живому носителю традиции, среды обитания — культуры, нашего национального облика. Необходимость широкого присутствия православия на современном информационном поле связана с тем, что общество и страна неизбежно погибнут без Церкви, как источника смысла и сил.

Долгое время для борьбы с «религиозным мракобесием» использовались все информационные ресурсы Государства. Настало время использовать все возможности для воспитания нормальных людей на святом и бесспорном примере, для созидания и правды, для излечения душ, покалеченных безбожием и изощренным лукавством пропагандистов, чьи имена, Слава Богу, рассыпаются в безвестности, ибо «Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык только на мгновение» (Притчи 12:19).


Реклама:
-