А.Н.Савельев

 

Наркотики – угроза национальной безопасности

 

Тихая катастрофа повальной наркотизации России, опутывания властных и хозяйственных структур наркомафией, подобралась слишком близко, чтобы продолжать закрывать не нее глаза. Ведь наркотики действуют в масштабах оружия массового поражения, но с таким «периодом полураспада», что взрыв не слышен, а жертвы некоторое время удается списывать в общую статистику смертей от других причин.

Наркоторговля в России характеризуется бурным ростом объемов этого преступного бизнеса и проникновением на российский наркорынок международных преступников. В СССР факты ввоза наркотиков из-за рубежа носили единичный характер, сегодня наркотики зарубежного происхождения превышают 50% наркопотока, а по сильнодействующим наркотикам (героин, кокаин, амфетамины) составляют почти 100% зарубежного наркотрафика. Россия обеспечивает наркоторговцам стремительно расширяющийся рынок сбыта, транзит в другие европейские страны и удобную среду для легализации наркодоходов. Строительный бум в Москве во многом можно связать именно с отмыванием грязных доходов от наркобизнеса и других преступных источников.

Вывод российских войск из Афганистана привел к разрастанию там гражданской войны, в которой одним из главных ресурсов, подпитывающих противоборствующие группировки, стали производство и продажа наркотиков. В 90-е годы ХХ века Афганистан – крупнейший производитель опиума и его производного - героина. К 2000 году здесь производилось уже три четверти мирового опия. По оценкам экспертов ООН в 2002 году, несмотря на операции американских войск, в Афганистане произведено около 3500 тонн опия. В последнее время поток наркотиков из этой страны возрос также в связи с включением в наркотрафик опия, накопленного в прежние годы.

Основным направлением транспортировки наркотиков в Европу, включая Россию, стал «северный Шелковый путь» через страны Центральной Азии. До Западной Европы по этому пути в год доходит до 60 тонн опийных наркотиков, еще 90 тонн оседает в Центральной Азии, Российской Федерации, на Украине и в Белоруссии.

Наркобизнес в России имеет отчетливую этническую организацию. По данным ФСБ, 90% наркогруппировок организованы по принадлежности к той или иной этнической группе. Среди этнических наркогруппировок выделяются афганцы, пакистанцы, таджики, нигерийцы, выходцы с Кавказа, цыганы, а также российские преступные группировки. Основная часть этих группировок обслуживает героиновый транзит в Россию и далее по странам Европы. Некоторая часть занята поставками и сбытом кокаина из стран Латинской Америки через европейские страны в СНГ, а также крупными партиями синтетических наркотиков, вывозимых из Западной Европы и Прибалтики. Индия и Непал стали источником гашиша (транзит в Скандинавский регион), Украина и Молдавия – наркотиков преимущественно растительного происхождения и сильнодействующих лекарств (эфедрин, клофелин и др.).

Из потока наркотиков в нескольких десятков тонн, в России пока удается изымать достаточно незначительную часть. ФСБ изъято в 2001 году – 1.5 т, в 2002 – 0.7 т, в 2003 году только за первое полугодие – 1.7 т. Пограничная Служба РФ в 2001 году изъяла 5.4 т наркосодержащих средств, в 2002 – 4.0 т, в первом квартале 2003 – 0.86 т. Основная масса наркосодержащих веществ – героин и опий-сырец, идущие через таджикско-афганскую и российско-казахскую границы. Государственный таможенный комитет отметил рост потока наркотиков через границу России в первой половине 2003 года по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года: героина (преимущественно афганского) – более чем в 2 раза, кокаина – более чем в 10 раз.

Россия, можно сказать, своими силами организовала транзит наркотиков через собственную территорию – поездом Душанбе-Москва (после 2001 – Душанбе-Астрахань). С каждым рейсом этого поезда в Россию доставляется не менее 10 кг. героина. Досмотр душанбинского поезда осуществляется в глубине российской территории – в пункте Аксарайская в 39 километрах от границы. Проезд по российской территории дает наркокурьерам широкие возможности для передачи наркотиков по цепочке преступных группировок.

Наличие этого маршрута отвечает только интересам наркоторговцев. Поскольку российские граждане (включая военнослужащих, проходящих службу в Таджикистане) этим поездом не пользуются. Запланированное продление маршрута до Москвы, скорее всего, означает увеличившееся влияние наркотического лобби. Следствием будет наводнение Московского региона и центральных областей России афганским героином.

Способствует героиновому транзиту неотрегулированное миграционное законодательство, позволившее создать целую среду незаконных мигрантов, взращивающую преступный бизнес. В Астрахани число незаконных мигрантов в последнее время увеличилось в 2 раза.

В целом экспертные оценки дают численность незаконных мигрантов в России до 1,5 млн. человек. Бедственное положение мигрантов позволяют использовать их как живые контейнеры для перевозки наркотиков – в желудочно-кишечном тракте наркокурьеров, а слабая защищенность от преступных элементов позволяет последним использовать для организации наркотранзита и вербовки наркокурьеров шантаж, запугивание и взятие заложников.

Не только незаконные мигранты, но и этнические диаспоры, создающие замкнутые сообщества с собственным этическим укладом, отличающимся от уклада коренных жителей данной территории, обеспечивают наркотрафику элементы его инфраструктуры. Особенно это касается центральных районов России, где расположены важнейшие транспортные узлы. В частности в Москве численность разнообразных диаспор за три десятка лет возросла в 20 раз, существенно изменив этнополитическую ситуацию в столице. Легальные мигранты, испытывающие сложности в трудоустройстве, становятся объектами вербовки наркодельцов.

Героин стал главным наркотиком Москвы – в 9 из 10 случаев изъятия в руки правоохранительных органам попадает именно героин. В столице то и дело возникают «уличные референдумы» в поддержку легализации «легких» наркотиков. Между тем «легкие» наркотики приручают к наркотизации, прежде всего, школьников, среди которых не менее четверти хотя бы раз приобщились к конопле или марихуане (в Санкт-Петербурге – каждый пятый). В целом же Москва уже давно перешла на «тяжелые» наркотики, распространители которых, вероятно, и стимулируют моду на «легкие» наркотики среди подростков.

Необходимо учитывать огромный пассажиропоток с государствами Средней Азии. За 2002 год число перевезенных пассажиров из России и в Россию составило: для Казахстана 1.75 млн. чел, для Узбекистана – 214 тыс., Киргизии – 217 тыс., Таджикистана – 75 тыс. В 2003 году размеры пассажиропотока в целом сохранились.

Отраслью преступного бизнеса является незаконная миграция из Китая (включая транзит через Монголию), а также безвизовый туристический обмен. Протяженность и сложность рельефа дают широкие возможности пересечения российско-китайской (4,2 тыс. км) и российско-монгольской границы (3,5 тыс. км). Отсутствие должных правоохранительных мер приводит к формированию на территории России закрытых китайских анклавов, вовлекаемых в преступную деятельность, включая наркоторговлю.

Российско-казахстанская граница, не обустроенная в силу своей протяженности (7,6 тыс. км), пересекается наркоторговцами по множеству направлений. На всю границу предусмотрено 74 ж/д и автомобильных пунктов пропуска, которые до сих пор в должной мере не обустроены и работают по временной схеме. Между тем, по объемам изымаемых наркотиков эта граница является для России наиболее проблемной – здесь изымается 80% героина, 70% опия, более 60% марихуаны. Казахстан и другие центрально-азиатские республики имеют соглашения о безвизовом въезде с 15 государствами, включая Китай, Иран, Пакистан и Турцию, что создает маршруты для незаконной миграции и транзита наркотиков.

Организация транзита наркотиков через Россию обусловлена тем, что на российском «черном рынке» героин стоит в 3-4 раза дешевле, чем в странах Западной Европы. Таким образом, именно Россия оказывается удобным «транзитным коридором» для героиновых потоков. В последнее время наметилось новое направление транзита афганского героина – через российский Дальний Восток в Японию.

Доходы от наркоторговли всюду используются для финансирования организованной преступности – вплоть до международного терроризма. Наркоторговля, бывает, содержит целые режимы. Талибы контролировали посевы опийного мака, теперь единый контроль исчез, но посевов не стало меньше.

Туркмения имеет практически открытые границы с Афганистаном. Более того, режим Ниязова активно сотрудничал с талибами, до сих пор способствует организации наркотрафика в Европу и существует на доходы от реализации наркотиков. С одной стороны, в Туркмении в последние годы резко сократилось изъятие наркотиков, с другой, огромные партии изъятых ранее наркотиков никогда не уничтожались, и, вполне вероятно, снова поступили в незаконный оборот наркодельцов. Имеются свидетели того, что большие партии изъятых наркотиков хранились в административных зданиях служб президента Ниязова и дальнейшая их судьба неизвестна. Добавим к этому, что некоторые известные российские политики связаны с семьей Ниязова дружескими отношениями и общим бизнесом – прежде всего, клан московского мэра Ю. Лужкова.

Согласно экспертным оценкам, говорить о формировании в России наркомафии преждевременно – обычно преступность в области незаконного оборота наркотиков организована сравнительно малочисленными группами, включенных а наркооборот «рыночными отношениями», но не связанными единой системой управления. Это дает российской правоохранительным органам шанс не допустить формирования разветвленной сети наркобизнеса и охвата ею не только местных, но и высших органов власти. Необходимо успеть разрушить на территории России рынок наркоторговли, емкость которого уже оценивается в несколько миллиардов долларов, что означает наличие сумм, достаточных для подкупа и без того донельзя коррумпированной власти.

Как и большинство современных проблем, наркотизация требует комплексного подхода и участия в борьбе с наркотиками самых различных ведомств и общества в целом – выстраивания системы «поясов безопасности».

Первый «пояс безопасности», безусловно, должен быть создан на бывших русских (советских) границах в Средней Азии, где необходима развитая пограничная инфраструктура. Создать ее возможно только после принципиального изменения геостратегии России.

Второй «пояс безопасности» - сопровождение транзита товаров и людей от бывшей границы СССР, осуществляемое совместно спецслужбами сопредельных стран, подчиненными единой антинаркотической программе. О том, что международное сотрудничество в этой сфере находится в зачаточном состоянии, говорит крайне незначительный, имитационный масштаб совместных операций. В значительной мере это обусловлено вовлеченностью постсоветских властей в наркобизнес. Пресечь эти связи – задача российских спецслужб. Если нет возможности иначе бороться с организаторами наркотрафика, они должны уничтожаться физически.

Третий «пояс безопасности» – российско-казахстанская граница. Ее протяженность требует особых методов обустройства – с использованием опыта XIX века, когда охрана границы была делом казачьих разъездов и застав, расценивающих любую попытку незаконного проникновения на российскую территорию как акт агрессии. Огонь по нарушителю должен открываться без предупреждения. Мы должны помнить, что «гуманизм» в охране границы кончается многими тысячами загубленных жизней наших граждан.

Четвертый «пояс безопасности» – крупные транспортные и пассажирские узлы (прежде всего, Москва), через которые идет транзит наркотиков в другие страны Европы. Умиротворенность властей крупных городов должна настораживать наши спецслужбы и побуждать их выявлять среди чиновничества пособников и соучастников наркоторговли. Особое внимание должно быть уделено Москве.

Пятый «пояс безопасности» - наиболее вероятные места распространения наркотиков (школы, дискотеки, рынки). Прежде всего, должна быть организована защита подростков от наркоторговцев, проникающих в школы и в центры досуга, где концентрируется молодежь. Те заведения, где сознательно создается атмосфера «балдежа» и распущенности, должны быть немедленно закрыты. Необходимо пересмотреть всю систему государственного участия в образовании и воспитании молодежи, которая сегодня оставлена на произвол наркодельцов. В столице так называемые «группы риска» включают в себя не менее половины школьников.

Поскольку наркоторговля опирается на незаконных мигрантов, в области регулирования миграционных потоков должны быть введены жесткие ограничения – прежде всего, связанные с обустройством мигрантов и обеспечением их работой. Присутствие необеспеченных материально и праздных мигрантов на территории России должно расцениваться как потенциальная угроза. Необходима активизация формирования Единой системы иммиграционного контроля на территории РФ, разработка системы депортации и административного выдворения незаконных мигрантов.

В проблеме наркотизации России мы должны видеть результат вполне определенной мировоззренческой ориентации, которая столь далеко завела нашу страну по гибельному пути. Бороться с отдельными наркоторговцами – значит «бить по хвастам». Реальной победы над наркоторговлей можно добиться только путем идеологической переориентации власти, принципиального изменения отношения государства к различным сферам, оставленным без контроля в период либеральных реформ и до сих пор остающихся бесхозными – система образования и воспитания молодежи, миграционная политика, отношения с постсоветскими режимами и пр.

Победа над наркотиками – вопрос жизни и смерти. Выбирая либеральную политику, мы готовим России быструю гибель. От наркотиков и от других причин. Выбирая последовательное уничтожение всех форм либерализма, мы имеем шанс побороть наркоторговлю и устранить другие причины возможной и все более вероятной гибели страны.


Реклама:
-