Д. Гарм

 

Последняя печать

 

Минувшей осенью российская дипломатия понесла в «ближнем зарубежье» тяжелые утраты. Неудачи в Грузии совпали по времени с неожиданным для многих и оттого особенно оскорбительным поражением в Молдавии.

 

Веселится и ликует весь народ

 

А как хорошо все начиналось! Обнародование «плана Козака» - российского варианта приднестровского урегулирования – первоначально вызвало если не всенародное ликование, то одобрение участников конфликта и «коспонсоров» мирного процесса. Президент Молдавии Владимир Воронин заявил, что документ предоставляет собой «реальную и компромиссную схему для преодоления территориального, политического и экономического разъединения страны».

Его тираспольский коллега Игорь Смирнов назвал главным достоинством плана наличие разнообразных гарантий ПМР и не без оснований счел, что проект «способен дать импульс в признании государственного статуса Приднестровья». Правда, он высказал убежденность в том, что до назначения референдума по вопросу принятия новой Конституции Кишинев должен подписать и ратифицировать договор с РФ о размещении на территории Федеративной Республики Молдавии российского военно-гарантийного контингента сроком на 30 лет. «План Козака» нас не то что устраивал, но давал возможность отстаивать свои права самостоятельно, без участия России», - прокомментировал это информированный источник в окружении Смирнова.

Одобрил «план Козака» и официальный Киев. Но вместо триумфа российской дипломатии Москва получила беспрецедентный скандал. За день до подписания уже парафированного меморандума, в торжественной церемонии которого должен был участвовать Владимир Путин, Воронин сказал свое решительное «нет». Подписание документа «без согласования его положений с международными организациями» было названо «преждевременным».

Нашелся и другой повод: массовые выступления сторонников силового решения приднестровской проблемы - шивинистической оппозиции, демонстративно отвергнувшей «план Козака». Лидер румынофильской Христианско-демократической народной партии Юрие Рошка заявил, что российский «меморандум стремится увековечить военное присутствие РФ в Республике Молдова, сохранить политический контроль над Молдовой, и тем самым закрыть нашей стране дорогу в Евросоюз и НАТО». Между тем еще совсем недавно -  в середине марта - Воронин, обращаясь к приднестровцам, заявил буквально следующее: «Силы, мечтающие войти в Тирасполь на правах покорителей, бесповоротно оттеснены на обочину политической жизни. Их крестовые походы за Днестр уже невозможны в принципе, их голос не принимается во внимание в современной Европе и мире». Президент только выдавал желаемое за действительное… 

Кремль был в ярости. Покидая Кишинев, Дмитрий Козак не поскупился на добрые слова в адрес Воронина, назвав происходящее «ситуацией за гранью добра и зла». Российский спецпредставитель обвинил молдавского президента в дефиците политического мужества, нежелании идти на прямой разговор с гражданами страны и боязни критики со стороны оппозиции. Говорят, что Воронина удивился. «Чего ты обижаешься? – якобы спросил он у Козака, - Ты же просто курьер, работа у тебя такая!».

 

Концепция ограниченного суверенитета в действии

 

Причины неожиданного «взбрыка» Кишинева стали ясны уже через несколько дней. Они заставляют усомниться, что Молдавия полностью сохранила свой суверенитет, но не оставляют ни малейших сомнений в истинных внешнеполитических приоритетах этого пророссийского, на словах его руководства, государственного образования. Кстати, отказ от российского проекта уже принес Воронину весьма ощутимые дивиденды. Буквально на следующий день Кишинев получил давно обещанные, но до тех пор придерживаемые 35 миллионов долларов в качестве кредита Евробанка. 6 миллионов тут же кредитовал Евросовет, а 1,5 миллиона долларов западных вливаний  достались банку, президентом которого является сын Воронина.

Перед предполагаемым подписанием документа Воронин разговаривал по телефону с председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Нидерландов Яап де Хооп Схеффером (кстати, с 1 января он занимает пост генерального секретаря НАТО). Тот сообщил, что некоторые страны-участницы Организации недовольны «русским планом урегулирования». Им якобы показалась неясной предложенная схема разделения полномочий между центральной и региональными властями. Расстроило европейцев и фактическое предоставление Приднестровью права вето в Сенате по меньшей мере до 2015 года, а также отсутствие удовлетворительной системы международных гарантий. «Если стороны на самом деле придут к соглашению по меморандуму, тогда мы должны занять нейтральную позицию. Это означает, что мы оставим молдавскому народу принятие решения по данному соглашению», - заявили в ОБСЕ. Весьма откровенно, не правда ли?

Надуманность подобных объяснений очевидна. Почему же Воронин, не побеспокоившись о соблюдении хотя бы элементарных приличий, отказался от всех обязательств перед Кремлем, как только на него прикрикнули европейцы? Сил нет, как ему хочется в Европу. И подходящий повод, увы, подкинула сама Москва. После решения Казахстана, России, Белоруссии и Украины о создании Единого экономического пространства, в которое Кишинев не пригласили, Воронин с обидой заявил, что это толкает Молдавию к «более решительному движению в направлении Евросоюза». Но «Молдова не сможет интегрироваться в Европейский союз, не урегулировав приднестровский конфликт на корректной и справедливой основе», - тут же вернули его к реальности из молдавской миссии ОБСЕ.

На деле речь идет вовсе не о корректности, а о полной и окончательной ликвидации российского военного присутствия в этом регионе. Сейчас в Приднестровье, в составе Оперативной группы российских войск – останков бывшей 14-й армии, насчитывается около полутора тысяч «караульщиков», охраняющих склады с боеприпасами, которые Россия обязана ликвидировать в соответствии с решениями Стамбульского саммита 1999 года, кстати, весьма сомнительного в правовом отношении. Стоят там и российские миротворческие силы, участвующие в поддержании режима безопасности по соглашению 1992 года. Ничего этого, по мысли Брюсселя и Вашингтона, оставаться тут не должно. 

«Российские военные должны покинуть Приднестровье», - этот призыв стал лейтмотивом декабрьского совещания министров иностранных дел государств-членов ОБСЕ в Маастрихте. Кишинев, как честно пообещал заранее глава молдавских дипломатов Николай Дудэу, яростно требовал выполнения Россией взятых перед ОБСЕ обязательств о выводе из Приднестровья остатков 14-й армии. Официальные требования поддержали и прорумынская «улица», и госсекретарь США Колин Пауэлл (кстати, в последние месяцы Вашингтон столь активно участвует в урегулировании приднестровского конфликта, что давно уже считается неофициальным, шестым участником переговоров в пятистороннем формате).

Москва не сумела противопоставить всей мощи объединенной молдавско-американской дипломатии, обрушившейся на Игоря Иванова в Нидерландах, ничего конкретного. Разве что из-за отказа нашего министра не была принята резолюция совещания по Молдавии. Но это – лишь незначительный тактический успех. Удивляться тут нечему – долгие годы Россия активно способствовала собственному вытеснению из региона. «Реального военного российского присутствия здесь давно нет! - изложил год назад точку зрения Кремля в интервью «Независимой газете» тогдашний российский посол в Кишиневе Павел Петровский. - Да и не оправданно оно в современных условиях. И удивительно, что некое общественное мнение в России всерьез считает его необходимым».

А если так считает само российское руководство, геополитическим конкурнетам России тем более нет нужды скрывать свои истинные намерения. Нас все настойчивее просят «подвинуться». «США нужно чистое предполье в Причерноморье, - говорит известный тираспольский политолог Виктор Мартынов, - Зачем им российская военная база вблизи румынской Констанцы? А если насаждение демократии в мировом масштабе пойдет иракскими темпами, понадобятся и фильтрационные лагеря, одним из которых могла бы стать Молдавия. Опять же – Россия тут ни к чему».

Да и наших миротворцев с успехом заменят иностранные «голубые каски». В начале сентября Яап де Хооп Схеффер официально обратился к Конгрессу США с просьбой рассмотреть вопрос о направлении в Молдавию миротворческого контингента ЕС и США. Глава миссии ОБСЕ в Молдавии, бывший кадровый разведчик, американец Уильям Хилл тогда же подчеркнул необходимость «скорейшей отправки в Приднестровье международного миротворческого контингента и вывода из региона находящихся там российских военнослужащих». По его мнению, численность миротворческой миссии следует ограничить 500 военнослужащими. «В состав контингента, который должен действовать под мандатом ОБСЕ, могут войти военнослужащие из стран Европейского союза и России. Надеемся до начала 2004 года достичь соглашения и приступить к развертыванию миротворческого контингента», - заявил Хилл. Мнение России и ПМР, похоже, уже не спрашивают. 

 

Государство на правах уезда?

 

После совещания в Маастрихте Владимир Воронин посулил, что в ближайшее время Молдавия разработает собственный план, который «будет учитывать как проект российского меморандума, так и предложения ОБСЕ». Замечания Кишинева, до сих пор в деталях неизвестные, касаются положения о Сенате и Палате представителей, изменений в распределении полномочий между субъектами и центром, «демократизации общественно-политической жизни Приднестровья» и формата «возможных военных гарантий и принципов их международного обеспечения». Разница, по-видимому, будет состоять в обеспечении прав ПМР и Гагаузии в предполагаемой федерации. Вернее, в полном отсутствии необходимых гарантий.

Это значит, что переговорный процесс вновь зайдет в тупик. «По плану Воронина Приднестровью будут «дарованы» права ограниченной национально-культурной автономии, права уезда в унитарном государстве, - поделился своими знаниями источник в окружении президента ПМР. – В этом случае Гагаузия, согласно закону о своем особом статусе, получит даже больше полномочий, чем мы. Естественно, Тирасполь никогда не согласится с таким «урегулированием».

Первые заявления об этом уже сделаны. «Мы будем исходить из позиций повышения степени самостоятельности и укрепления нашей государственности. Тирасполь вряд ли устроит новый проект, разрабатываемый президентом Молдовы. Кроме того, едва ли в ближайшее время вообще будет создан приемлемый проект урегулирования», - считает представитель президента ПМР на Украине, политолог Борис Акулов. По его словам, работа в пятистороннем формате и в рамках СКК сейчас заморожена, а страны-гаранты и ОБСЕ не располагают четким рецептом разрешения противоречий между сторонами.

Больше всего в Тирасполе боятся того, что Россия, пожертвовав государственностью Приднестровья, все-таки кивнет воронинско-схефферовскому плану головой: мы, мол, не против. И задушит ПМР в тисках экономической блокады, против которой у непризнанной республики нет приема. Потери от нее уже составили порядка 240 миллионов долларов. «Мы прекрасно понимаем, что нас «сдают», и просим Россию только об одном: не мешайте, оставьте нас в покое, - говорит один из непосредственных участников молдо-приднестровских переговоров с Левого берега, - Поддержав «план Козака», мы однозначно встали на сторону России и тем самым переступили черту возврата. Предложения, которые неофициально делал приднестровскому руководству Запад и от которых мы отказались, не могут быть произнесены повторно». 

Осенью 2004 года в Молдавии пройдут очередные парламентские выборы. За годы у власти коммунисты не сумели решить ни одной из стоящих перед страной проблем. Экономическое положение близко к коллапсу. 40-процентный рост цен на хлеб едва не привел к голодным бунтам. Переизбраться на второй срок Воронину практически невозможно. Его подпирают умеренные и радикальные румынские шивинисты, настроенные уже откровенно прозападно. В Москве рассчитывали, что воссоединение Молдавии даст возможность сохранить лидирующие позиции молдавской компартии, а значит, и статус-кво в республике, за счет голосов Приднестровья. Но, похоже, просчитались.

«Урегулирование приднестровской проблемы  - единственная национальная идея, консолидирующая Молдавию. Ради сохранения собственной власти Воронин готов на все, даже на вооруженный конфликт, - говорит Виктор Мартынов, - В конце концов, война  - последняя печать на любом документе. Доказательством того, что он рассматривает такую возможность, является неожиданное введение молдавских спецназовцев в зону контроля Объединенной контрольной комиссии, в том числе в районе Каменки, где даже в 1992 году не было никаких столкновений. Это – грубое нарушение мандата миротворцев».

По мнению политолога, президент Молдавии настолько зависит от Запада, что если он вдруг попытается заартачиться, в Кишиневе будет немедленно реализован «грузинский сценарий» отстранения его от власти. Для демонстрации этой возможности и бегают по столице националисты с румынскими триколорами. «Пока же Воронин дал себе полгода гарантии, посчитав, что лучше предать Россию, чем быть преданным Россией», - полагает Мартынов.  

После Маастрихта официальный Кишинев впервые открыто поддержал и предложение о вводе в ПМР международных миротворческих сил. «Такой вариант может способствовать ускорению процесса вывода российских войск из Приднестровья и окончательному урегулированию приднестровского конфликта», - объявил Воронин. Реакция Москвы на все эти заявления все еще остается неизвестной. А молчание Кремля – вернейший признак того, что страхи приднестровцев могут воплотиться в жизнь. И тогда Россия окончательно потеряет и Причерноморье, и доверие тех немногих союзников, что еще остались у нас в ближнем зарубежье. Кстати, около ста тысяч из семисоттысячного населения Приднестровья – российские граждане.


Реклама:
-