В. Субботич

 

Изменит ли постановление правительства систему ЖКХ?

 

Перед отставкой премьер-министр Михаил Касьянов подписал постановление № 89 «Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Госкомитету РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству совместно с Минфином, Министерством экономического развития и торговли и федеральной энергетической комиссией поручено в шестимесячный срок разработать «методику расчета цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений, а также тарифов на коммунальные услуги». «Впервые вразрез этим либералам – Грефам и всем остальным – Касьянов пошел на то, чтобы принять постановление правительства о регулировании цен в системе ЖКХ», - так прокомментировал это событие зампред Госстроя Николай Маслов - один из госчиновников, на плечи которых ложится «материально-техническое» обеспечение документа. Возможно, именно поэтому оно прошло незамеченным, хотя революционность документа  трудно переоценить.

Согласно постановлению, регулировать будут цены на жилье (на услуги по содержанию общего имущества жилого дома и техобслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и помещений жилого дома, вывозу бытовых отходов и содержанию придомовой территории многоквартирных домов), на услуги по его ремонту, а также наем жилого помещения, находящегося в государственном или муниципальном жилищном фонде. Это касается и тарифов на коммунальные услуги, не регулирующихся в соответствии с федеральными законами «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», «Об электроэнергетике», «О газоснабжении в РФ» и «О естественных монополиях». Таким образом, под действие постановления правительства подпадают тарифы на услуги по водоснабжению, водоотведению, централизованному отоплению, горячему водоснабжению, поставку твердого топлива, сетевому и сжиженному газоснабжению, поставке газа в баллонах и по электроснабжению.

Основными принципами установления цен и тарифов станут баланс экономических интересов собственников жилья, «коммунальщиков» и потребителей,  доступность для последних жилья и коммунальных услуг и защита их прав. Декларируется, что компенсация «экономически обоснованных расходов организаций» и получение ими прибыли необходимы для реализации производственных и инвестиционных программ. Два последних приниципа провозглашают открытость информации о ценах, тарифах и порядке их утверждения, и раздельный учет организациями своих доходов и расходов. Проще говоря, речь идет о полной «прозрачности» сферы ЖКХ и экономической обоснованности расходов.  Дополнительно используется метод индексации, по которому цены и тарифы меняются с учетом индексов-дефляторов, устанавливаемых МЭРТ.

Тарифы с ценами, как и производственные и инвестиционные программы организаций, определяются до утверждения местных бюджетов и бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга. Изменение их в течение года возможно только через поправки в нормативные правовые акты о соответствующих бюджетах. Сделать это непросто, а значит, на пути желания жилкомхозов собрать с населения побольше денег, поднимая тарифы по два-три раза в год, ставится серьезный заслон.

В цены и тарифы не включаются расходы организаций, связанные с привлечением ими избыточных ресурсов, недоиспользованием производственных мощностей, финансированием за счет этих поступлений непрофильной деятельности и прочие необоснованные расходы. Что касается зарплат сотрудников, расходы на которые также включаются в общие цены на услуги ЖКХ, то они определяются, исходя из общих условий оплаты труда, установленных отраслевым тарифным соглашением.

Но главное - цены и тарифы устанавливаются с учетом заключения независимой экспертизы, которая проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления и госвласти Москвы  и Санкт-Петербурга. Заниматься этим может только юридическое лицо, не являющееся учредителем регулируемой организации (и наоборот). Эксперты должны оценить экономическую обоснованность расходов, приведенных в предложениях по установлению цен и тарифов, финансовое состояние и уровень технического оснащения организации, проанализировать экономическую обоснованность «нормы прибыли, необходимой для функционирования и развития организации», а также качество ее работ и услуг. Необходим, наконец, сравнительный анализ динамики расходов и величины прибыли по отношению к предыдущему расчетному периоду.

Все это означает, что «коммунальщики» больше не смогут голословно настаивать на постоянном повышении всех и всяческих тарифов. Им придется доказывать обоснованность своих претензий и, можно не сомневаться, с этим возникнут большие сложности. Неоправданный рост цен на услуги ЖКХ уже приводил к серьезным социальным катаклизмам.

- Недавно возникли проблемы в Ставрополе, в Буденновске, - рассказывает Николай Маслов. – Там в разы взвинтили цены на воду и тепло, и народ восстал - люди просто отказались платить. Поехали наши специалисты. Мэр говорит: край увеличил тарифы в два раза, мы, условно говоря, можем давать воду по 6 рублей, а выставили – по 11. Зачем? Теперь, после принятия правительственного постановления, должна быть проведена независимая экспертиза, а цены – отрегулированы. У общества, у каждого человека наконец появилась возможность задавать вопросы. Это хороший шаг с точки зрения экономической стабильности и защиты прав потребителя. Я не знаю ни одной промышленно развитой страны, где бы не регулировались цены – единственной оставалась Россия, но и у нас положение начинает понемногу исправляться.

Впрочем, отметил зампред Госстроя, у ряда ультралиберальных экономистов и чиновников принципиальные положения документа восторга не вызвали. «Я знаю, что Герман Греф уже собирается отменять это постановление правительства, - сказал Маслов. – Для некоторых это катастрофа, потому что означает, что любого можно проверить и покарать». Однако если через полгода оно все-таки начнет применяться, следует, скорее всего, ожидать существенного снижения цен в сфере ЖКХ.


Реклама:
-