Г. Радаева
Русский
остров в центре Европы
В Закарпатье - многонациональном крае, где, помимо
украинцев, проживают русины, венгры, румыны, словаки и другие народы, и который
часто скопом причисляют к "бандеровской" Галичине - любят Россию и
чувствуют свои глубокие и давние связи с ней. Именно такое отношение характерно
для подавляющего большинства подкарпатских русинов. Жаль, что ответные чувства
проявляются пока не слишком активно.
Подкарпатские русины, или карпатороссы - 700-тысячный
славянский народ. Живут они главным образом на территории Закарапатской области
Украины, в Словакии, Венгрии, Польше, Чехии и Югославии. Большая русинская
диаспора существует и в Канаде. Одни исследователи называют русинов четвертой
частью триединого русского народа, другие ведут их происхождение от "белых
хорват", родственных македонцам, сербам и хорватам. Но во всех
перечисленных государствах, за исключением Украины, русины признаны в качестве
полноправного, отдельного народа. "Демократические" украинские власти
отказывают им в этом праве, вопреки очевидному твердя, что русины - просто
украинский субэтнос.
С 1919 года суверенная республика Подкарпатская Русь,
воплотившаяся мечта русинов о собственной государственности, находилась в
составе федеративной Чехословакии. Но просуществовала она, увы, недолго. После
Второй мировой войны Подкарпатская Русь была расчленена между Чехословакией и
СССР по договору Молотова-Фирлингера. Невзирая на просьбы русинской
интеллигенции включить Закарпатье в состав Советского Союза в качестве
шестнадцатой республики, область присоединили к Украине. Карпатороссы были
насильственно украинизированы, в паспортах их в обязательном порядке ставилось
"украинец". Стали украинскими около 500 русинских школ, в ГУЛАГ
отправили 187 тысяч русинов.
Но они упорно не желали считать себя украинцами. На
референдуме 1 октября 1991 года 78 процентов населения Закарпатья высказались
за создание в области самоуправляемой территории в составе Украины. Однако
киевские власти не признали итогов народного волеизъявления. В 1992 году
Закарпатский областной совет принял решение о признании русинской
национальности и обратился к Верховному Совету Украины с просьбой решить этот
вопрос на государственном уровне. Разумеется, в этом также было отказано.
С начала девяностых киевские власти считают
"русинскую проблему" одной из острейших, с которыми столкнулась
Украина. "Деструктивный потенциал русинского движения стал долговременным
фактором дестабилизации ситуации на Закарпатье. В связи с потенциальной
проблемой русинского этнотерриториального сепаратизма проблема закарпатских
русинов потребует внимательного изучения и повышенного внимания со стороны
государственных органов", - говорится в анонимном материале украинских аналитиков,
наделавшем в Закарпатье немало шума.
Главную опасность киевские "народоведы"
видят в смычке "православной составляющей с русинским движением",
поскольку она "придает этому движению дополнительное идеологическое
обоснование и вносит элемент противостояния
православного Закарпатья и соседней греко-католической Галичины".
Весной достоянием общественности стала цитировавшаяся
выше записка Института проблем международной безопасности, возглавляемого
академиком Пирожковым (заместителем тогдашнего секретаря Совета Национальной
Безопасности и Обороны Украины, затем министра обороны Евгения Марчука) «О
деструктивном потенциале русинского движения», - рассказывает заведующий
отделом Украины и Крыма Института стран СНГ Кирилл Фролов, - В ней предлагается
не признавать русинский народ (то есть отказать ему в праве на существование) и
подвергнуть политическим преследованиям русинских лидеров, обвинив их в
«сепаратизме».
Авторы записки не отрицают, что "в случае успеха
русинского движения, формирования русинской национальной идентичности и
обогащения русинского литературного языка, на базе этнической группы русинов
действительно может сформироваться самостоятельная русинская нация".
Радетелей об украинской безопасности и обороне страшит, что в таком случае Украина,
по их мнению, столкнется "с комплексом проблем, связанных с национальными
меньшинствами" (как будто сейчас их нет и в помине!). А также с угрозой
своей территориальной целостности - хотя подкарпатские русины не являются
сепаратистами и постоянно подчеркивают,
что видят свое будущее в составе этого государства.
Кстати, в 1996 году Кабинет Министров Украины уже
принимал "План мероприятий по
решению проблемы украинцев-русинов". Согласно этому плану, госвластям
следовало "четко засвидетельствовать и продекларировать позицию украинского государства о
бесперспективности идеи выделения и автономизации Закарпатья на какой-либо
основе - культурной, этнической, тем более
административно-территориальной".
Планировалось также разработать систему мероприятий по
укреплению украинскости Закарпатья в сфере языка, культуры, кадровой политики
(между прочим, общеупотребительным
языком в этой области однозначно является русский) и создать учебники и
произведения, "интерпретирующие историю украинцев-русинов Закарпатья как неотъемлемой части истории украинского
этноса" (то есть заняться прямой фальсификацией истории).
В украинских СМИ предполагалось расширить подачу
материалов по Закарпатью с акцентом на том, что "этот регион является
исконно украинской территорией, а местные украинцы - неотъемлемая часть
украинской нации". Наконец, сотрудники СБУ проводили с лидерами русинов
"предупредительно-разъяснительную работу", запугивая их уголовной и
административной ответственностью - за политическую деятельность в рамках
действующего законодательства. Однако все эти меры не дали никакого результата
- русины так и не стали украинцами.
Но чего же они хотят и так ли страшны русины для
современного украинского государства?
- Главные цели, которых добиваются современные русины
- самоуправление Подкарпатской Руси (Закарпатья) и восстановление прав русинов
на их исторической родине, - поясняет Кирилл Фролов, - Представители русинских
организаций постоянно подчеркивают, что после распада СССР Украина объявила
себя демократическим государством, но продолжает этноцид русинского народа.
Нет русинских школ, русинам нет доступа на радио, телевидение...
Русинам, как и русским, крайне неуютно в государстве,
безосновательно претендующем на
моноэтничность, да еще и поддерживающем неканоническую православную церковь.
Ведь в бурные девяностые русины, в большинстве своем, не кинулись в раскол и не
перешли к униатам. Сейчас на Подкарпатской Руси около 600 приходов и около 30
монастырей канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
- Русины в Закарпатье, граждане Украины - автономисты,
но не сепаратисты! - говорит признанный лидер русинов, священник Московского
Патриархата, протоиерей Димитрий Сидор, - Мы считаем, что это наше государство,
но преисполнены решимости провести правовой "евроремонт" в Украине.
Мы будем добиваться своих прав, но только парламентским, мирным путем. Надо
создать федеративную Украину, дать всем регионам, в том числе и
самохвалам-галичанам пожить свободно, чтобы лишить возможностей винить в своей
бедности то москалей, то русинов, но только не себя. Историческая задача
русинов - сбить в Украине русофобскую волну и продвигать ее к всеславянскому
единству. У нас нет и не может быть русофобии. У нас, русинов, в крови русскость.
Недаром основное внимание безымянные авторы записки
уделяют именно отцу Димитрию. Это настоящий духовный лидер, истинный пастырь,
обладающий огромным личным обаянием. Отец Димитрий - автор проекта и
строитель одного из крупнейших в Европе
православного кафедрального собора Христа Спасителя в центре Ужгорода. Он
редактирует газету "Христианская семья", ведет активнейшую
общественную и просветительскую деятельность, написал множество статьей по
истории, культуре, религии Края Русинского и самобытности карпаторусинского
народа. "Двадцать лет церковно-общественного служения в
подкарпаторусинском крае". - говорит он о своей работе.
Кроме того, под руководством о.Димитрия и слависта
Д.Попа ведется работа над русинско-украинским и украинско-русинским словарями,
учебниками русинской истории. Возглавляемое о.Димитрием товарищество святых
Кирилла и Мефодия вместе с другими русинскими организациями проводит
конференции с целью популяризации истории русинов. В 1999 году Сидор был
главным организатором V Всемирного конгресса русинов, который собрал около
тысячи делегатов со всего мира. Последней масштабной акцией русинского движения
стала организация и проведение в 2002 году IX Всеславянского собора, делегаты
которого представляли православных верующих со всего славянского мира.
Популярность Димитрия Сидора столь велика, что в прошлом году его избрали
депутатом Закарпатской областной рады.
Среди русинов есть и те, кто однозначно ассоциирует
себя с Россией и русским народом. Лидером подобных общественных настроений по
праву можно назвать главного редактора газеты "Карпатская Панорама",
председателя фонда
"Карпатороссия" Валерия Разгулова. Он написал несколько книг
по истории русинов и Будителей - просветителей русинского народа, сделавших в
XIX веке очень многое для пробуждения их национального самосознания.
Хочется надеяться, что не может быть забыт и вновь
предан уникальный русский остров в
центре Европы, который потом, и кровью, и молитвой отстоял свою русскость, -
говорит Валерий Разгулов, - Самой
тяжелой раной для нас будет еще одно предательство Россией.
К сожалению, проблемы, стоящие перед нашими
православными братьями, цели и задачи русинского движения пока мало кому
известны в России, хотя поддержать подобные настроения - в прямых интересах
Москвы.