К 350-летию ратификации Советом реестровых казаков решения
Собора 1653 года
о возвращении Гетманских земель в Россию
Речь гетмана Богдана Зиновия Хмельницкого в Переяславе 8
января 1654 г.
Паны полковники, есаулы, все Войско Запорожское и все православные христиане! Ведомо вам всем, как Бог освободил нас из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего восточного православия.
Вот уже шесть лет живем мы без Государя, в беспрестанных бранях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей, что уже очень нам всем наскучило, и видим, что нельзя жить нам больше без Царя.
Для этого собрали мы Совет, явный всему народу, чтобы вы с нами выбрали себе государя из четырех, кого хотите: первый царь — турецкий, который много раз через послов своих призывал нас под свою власть, второй — хан крымский, третий — король польский, который, если захотим, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый — есть Православный Великой России Государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец восточный, которого мы уже шесть лет беспрестанными моленьями себе просим. Тут которого хотите выбирайте!
Царь турецкий — бусурман: всем вам известно, как братья
наши, православные христиане, греки беду терпят и в каком живут от безбожных
утеснении; крымский хан тоже бусурман, которого мы, по нужде в дружбу принявши,
какие нестерпимые беды испытали. Об утеснениях от польских панов нечего и
говорить: сами знаете, что лучше жида и пса, нежели христианина, брата нашего,
почитали. А православный христианин великий государь — царь восточного единого
с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания, едино мы тело
Церковное с православием Великой России, главу имея Иисуса Христа.
Это великий государь, царь христианский, сжалившись над
нестерпимым озлоблением православной Церкви в нашей Малой России, шестилетних
наших молений не презревши, теперь милостивое царское сердце к нам склонивши
своих великих ближних людей к нам с царской милостию своею прислать изволил.
Если мы его с усердием возлюбим, то, кроме его царской великой руки, благо
тишайшего пристанища не обрящем.
Если же кто с нами не согласен, то куда хочет — вольная дорога.