В.С. Соколов

Интеллектуальное и духовное

начала в России и современном мире.

Общественный энтузиазм, возникший в 1985 году в момент провозглашения перестройки, был обусловлен не столько возможностью экономических преобразований, сколько возможностью решительных изменений и разрешения накопившихся противоречий в целом в обществе. Жесткая централизация всего и во всем давно мешала реализовать и общественный и личный потенциал. Но, как уже отмечалось, энтузиазм не нашел научного подкрепления, и до сих пор общество блуждает в потемках, в том числе и в вопросах, относящихся к проблемам образования.(...)

Наука об обществе, общественных процессах заменена политологией и социологией, которые и в малой степени не могут претендовать на сколь-нибудь приемлемое объяснение общественных явлений и процессов.

Под влиянием чисто пропагандистских, строго политически направленных компаний вместе с партийной, схоластической общественной “наукой” забыта и отброшена настоящая наука об общественных процессах, берущая свое начало от К.Маркса. И если в советские времена истинная наука еще как-то тлела под пеплом словоблудия, то сейчас даже упоминание имени Маркса считается более чем неприличным. При этом все критики Маркса практически без исключения о нем либо что-то слышали, либо что-то читали.

Опыт показывает, что ни один официальный “марксист” советского образца либо не читал, либо не понимал фундаментального труда К. Маркса “Экономическо-философские рукописи“, написанные в 1844 году и впервые изданные на русском языке в 1932 году. (По крайней мере, автору известны только две работы, всерьез воспринимающие идеи молодого Маркса: Э. Фромм “Душа человека”, М, Издательство “Республика”, 1992 г.; С. Платонов “После коммунизма”, М, “Молодая гвардия”, 1991 г.)

С моей точки зрения, постановка проблемы в широком плане личности и общества, предпринятая Марксом в упомянутой работе, дает ключ к пониманию многого из того, что кажется в настоящее время непонятным и трудноразрешимым и того, где корни нынешних бед и противоречий.(...)

I. Наука о производительном труде.

Понятию труда вообще и труда производительного К.Маркс уделял много внимания. В настоящем кратком очерке выделяется тот аспект этого вопроса, который позволяет с научных позиций разобраться в реальных процессах изменения структуры рабочей силы под воздействием НТР.

“Природа не строит ни машин, ни локомотивов, ни электрического телеграфа и т.д. Все это продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей над природой, или человеческой деятельности в природе. Все это - созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания”.

Так писал К. Маркс (т.46, ч.II, с.215), определяя в общем взаимодействие человека с окружающей средой.

Что же такое производительный труд как экономическая категория? По Марксу, это труд, результатом которого является “потребительная стоимость, вещество природы, приспособленное к человеческим потребностям посредством изменения форм” (т.23, стр.192). Кто же в соответствии с этим является производительным рабочим? Не только тот, кто имеет непосредственный контакт с предметом труда. В современном (уже во времена Маркса!) производстве понятие производительного рабочего существенно расширяется. Маркс дает следующее определение: в современном производстве “продукт превращается вообще из непосредственного продукта индивидуального производителя в общественный, в общий продукт совокупного рабочего, т.е. комбинированного рабочего персонала, члены которого ближе или дальше стоят от непосредственного воздействия на предмет труда. Поэтому уже самый кооперативный характер процесса труда неизбежно расширяет понятие производительного труда и его носителя, производительного рабочего. Теперь для того, чтобы трудиться производительно, нет необходимости непосредственно прикладывать свои руки, достаточно быть органом совокупного рабочего, выполнять одну из его подфункций. Данное выше первоначальное определение производительного труда, выведенной из самой природы материального производства, всегда сохраняет свое значение в применении к совокупному рабочему, рассматриваемому как одно целое. Но оно не подходит более к каждому из его членов, взятому в отдельности” (т.23, стр. 516-517).

Таким образом, применительно к развитому промышленному производству Маркс для определения производительного рабочего вводит понятие “совокупный рабочий”. На протяжении всего “Капитала”, а также в “Экономических рукописях” Маркс неоднократно возвращается к этому понятию. В “Капитале” он пишет: “к числу этих производительных работников принадлежат, разумеется, все те, которые так или иначе участвуют в производстве товара, начиная с рабочего в собственном смысле слова и кончая директором, инженером (в отличие от капиталиста)”. И далее “..к труду - фиксирующемуся и овеществляющемуся в таком товаре, который может быть продан или обменен” естественно причислить “все виды умственного труда, которые непосредственно потребляются в материальном производстве, ... здесь имеется в виду не только труд рабочего, работающего непосредственно руками или же работающего у машин, но и труд надсмотрщика, инженера, директора, приказчика и т.д., словом, труд всего персонала, требующегося в определенной сфере материального производства для производства определенного товара” (стр. 146).

Применительно к капиталистическому способу производства понятие производственного рабочего сужается и сводится к тому совокупному рабочему, которой обеспечивает производство прибавочной стоимости. И, наоборот, в обществе, в котором “никакого капитала не существует” и в котором “рабочий сам присваивает себе свой прибавочный труд, избыток созданных им стоимостей над стоимостями, потребленными им”, ... “можно было бы сказать, что труд такого рабочего действительно производителен, т.е. создает новые стоимости” (стр. 134, т.26, ч.1).

Окончательно Маркс дает следующую четкую формулировку:

“... производительным трудом будет всякий такой труд, который входит в производство товара (производство охватывает все акты, через которые должен пройти товар от первичного производителя до потребителя), каким бы ни был этот труд - физическим или нефизическим (научным), - а непроизводительным трудом будет такой труд, который не входит в производство товара и целью которого производство товара не является” (т. 26, ч. 3, стр. 449).

Итак, Маркс понятие производительного рабочего, совокупного рабочего, или просто рабочего отождествляет с работником, производящим, создающим новые стоимости, и ни в коем случае не сводит это понятие к работнику, занятому физическим трудом. Наоборот, Маркс постоянно подчеркивает возрастающую роль знания, науки, интеллектуального труда в развитии производительных сил. Он писал, что современный “процесс производства выступает... как технологическое применение науки” (т.46, ч.2, стр. 206). В дальнейшем, человек будет “относиться к самому процессу производства как его контролер и регулировщик ... Вместо того, чтобы быть главным агентом процесса производства, рабочий становится рядом с ним” (т.46, ч.2, стр. 212-214). Современные автоматизированные и роботизированные предприятия полностью подтверждают эту мысль и предвидение Маркса. Вопрос теперь только в том, как скоро все производство станет автоматизированным и роботизированным, а человек в нем “контролером, регулировщиком”?

Такое состояние производства предполагает не только соответствующий уровень развития науки и технологии, но в первую очередь высокий уровень квалификации и интеллектуального развития рабочей силы. “Под рабочей силой или способностью к труду, писал Маркс, - мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости” (соч. т.23, стр. 178).

Следует различать три ступени анализа отношений, связанных с рабочей силой: индивидуальная рабочая сила и ее носитель - отдельный работник; совокупная рабочая сила и ее носитель - совокупный рабочий; совокупный работник общества. Граница деятельности совокупного рабочего определена материальным производством, соответственно структурообразующим фактором формирования совокупного рабочего является производительный труд.

Совокупный работник включает в себя всю совокупность работников, занятых общественно полезным трудом в производственной и непроизводственной отраслях, т.е. во всем народном хозяйстве. Структура совокупного работника определяется уровнем развития производительных сил и в первую очередь уровнем производительности труда в производственной сфере. Чем выше производительность труда в обществе, тем большую долю в совокупном работнике составляют люди, занятые в непроизводственной сфере. “Страна тем богаче, чем меньше при одном и том же количестве продуктов производительное население по отношению к непроизводительному. Ведь относительная малочисленность производительного населения была бы только другим выражением относительной высоты производительности труда” (т.26, ч.1, стр. 211).

Таким образом, следуя Марксу, можно составить качественную картину динамики взаимодействия и изменения трех уровней рабочей силы и внутренней структуры на каждом из уровней по мере развития производственных сил в обществе.

Накопление знаний, развитие науки, создание новых технологий и производств неизбежно повышают требования к общеобразовательному уровню и профессиональной квалификации отдельного работника, все более смещая акцент на развитие его духовных способностей и отодвигая на задний план его физическое состояние, как непременное условие и способность к труду. Процесс этот достаточно противоречив, с одной стороны, развитие современного производства для своего создания и функционирования требует специалистов высшей квалификации, с другой стороны, непосредственное участие работника в производственном процессе не требует от него зачастую индивидуального мастерства. И если в социалистическом обществе это противоречие, в случае его проявления, носит временный характер, то в капиталистическом это противоречие неразрешимо. Капитализм, повышая квалификацию и образовательный уровень рабочей силы, не может не держать человека в замкнуто-порочном круге “производитель-потребитель”, в котором духовные ценности имеют значение постольку, поскольку они содействуют повышению производительности труда и, в конечном счете, увеличению прибыли.

В структуре совокупного рабочего происходит сдвиг в том же направлении, т.е. доля работников умственного труда повышается, а доля работников физического труда уменьшается с одновременным, как уже отмечалось, изменением содержания самого труда прежде всего за счет все более широкого использования всевозможных механизмов и автоматов.

И наконец, в структуре совокупного работника все более возрастает доля работников непроизводственной сферы, прежде всего за счет системы образования и здравоохранения, т.е. тех отраслей. где происходит подготовка, формирование и поддержание на должном уровне совокупной рабочей силы. Уместно привести здесь следующие высказывания Маркса: “... школьный учитель ... является производительным рабочим, коль скоро он не только обрабатывает детские головы, но и изнуряет себя на работе для обогащения предпринимателя. Вложит ли этот последний свой капитал в фабрику для обучения или колбасную, от этого дело нисколько не меняется” (т. 23. стр. 517). Иными словами, образование и здравоохранение лишь условно можно считать сферами непроизводительного туда, постольку, поскольку они непосредственно не включены в собственно материальное производство. Но они обеспечивают “производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек” (т. 46, ч.2, стр. 221), следовательно, этим обстоятельством должен определяться уровень материальных вложений государства и внимание к этой области общественного разделения труда.

2. Каковы же реальные процесс?

В качестве примера рассмотрим динамику изменений в составе и уровне квалификации совокупного работника в наиболее развитой капиталистической стране - США.

Данные таблицы 2 демонстрируют, что в условиях научно-технической революции в структуре совокупного рабочего преобладающую роль начинают играть работники, непосредственно не входящие в контакт с предметом труда, т.е. физический труд, как составной элемент труда производительного, становится все менее значимым. За рассматриваемые 100 лет под воздействием НТР доля работников физического труда в составе совокупного работника снизилась с 90% до 50% и имеет тенденцию уменьшится к 2000 году до 40%. Это не значит, что пролетариат, т.е. совокупность наемных работников, количественно уменьшается или тем более исчезает. Наоборот, доля наемных работников в общей структуре рабочей силы постоянно возрастает: (Маркс дал следующее определение пролетариату: “Под “пролетариатом” в экономическом смысле следует понимать исключительно наемного работника, который производит и увеличивает “капитал” и выбрасывается на улицу, как только он становится излишним для потребностей возрастания стоимости “господина капитала” - т.23, стр. 628).

Приведенные данные свидетельствуют также о том, что в структуре совокупного работника неуклонно уменьшается доля лиц, занятых в материальном производстве, т.е. доля совокупного рабочего, и, наоборот, возрастает доля работников непроизводственной сферы.

Анализ рынка в развитых капиталистических странах показывает, что приоритет в темпах прироста занятости среди кадров с высоким уровнем профессиональной подготовки имеют специалисты с высшим и средним специальным образованием, оказывающие наиболее сильное и прямое воздействие на рост производительности труда своей профессиональной деятельностью. Так за период с 1960 по 1995 год доля специалистов с высшим и средним специальным образованием в общей численности занятых в народном хозяйстве в США возросла с 14.0 % до 58,0 %. За этот же период в США среднегодовой темп прироста производительности труда на 1,6 % сопровождался увеличением занятости среди кадров высшей профессиональной подготовки - на 3,6 %, кадров среднего уровня профессиональной подготовки - на 2,8 %, а малоквалифицированной рабочей силы в среднем на 1,7 %.

Важным обстоятельством оказывается изменение характеристики индивидуальной рабочей силы в сторону усиления интеллектуального начала. В США образовательная подготовка малоквалифицированной рабочей силы в 1980 году составляла от 10,5 до 12,1 лет обучения, в то время как лица с наиболее высоким профессиональным уровнем имели образовательную подготовку в среднем от 12,4 до 16,5 лет обучения.

Таким образом, социально-экономические процессы в развитых капиталистических странах таковы, что в структуре совокупного рабочего преобладающую роль начинают играть работники интеллектуального труда, при этом существенно повышается общий образовательный уровень совокупного рабочего. Ясно, что это не могло сказаться на той части непроизводственной сферы, где происходит формирование совокупного работника, т.е. на системе образования, подготовки специалистов и здравоохранения. Так, к началу 80 годов в США и ФРГ в этих отраслях было сосредоточено соответственно 76 и 67 % всех специалистов, работающих в народном хозяйстве. При этом резко возросли материальные и финансовые вложения государства в эти отрасли. Так в США с 1970 по 1983 год число студентов вузов выросло с 7,4 млн. до 10,8 млн. человек, а общие расходы на нужды образования - с 78,4 млрд. долларов (9,0% национального дохода) до 226,5 млрд. долларов (8,5% национального дохода). (Конечно, отмечая исключительно высокий уровень квалификации рабочей силы и быстрый темп его роста в таких странах как США, ФРГ, Япония, необходимо иметь в виду, что это в существенной мере обусловлено и низким уровнем и гораздо меньшими темпами роста квалификации рабочей силы других стран, вовлеченных через транснациональные компании в мировой производственно-хозяйственный механизм, т.е. дополнительной прибылью, извлекаемой, в частности, Соединенными Штатами Америки, за счет более жесткой эксплуатации населения других стран).

3. Анализ процессов, происходивших в СССР и России.

Прежде всего рассмотрим изменения в структуре совокупного работника, представленные в таблице 3 (в сопоставлении с США).

Как видим, доля лиц, занятых в непроизводственной сфере народного хозяйства (народное образование, наука, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, органы управления и т.д.), постоянно возрастает и к 1985 году достигла 26,9% всего трудоспособного населения, занятого в народном хозяйстве. Отметим, что начиная с 1960 года, доля работников, занятых в системе образования, науке и здравоохранении, составляет около 65% от всех работников, занятых в непроизводственной сфере.

Из таблицы следует, что после 1970 года, а особенно после 1980 года, относительный прирост работников в непроизводственной сфере резко замедлился, что является прямым следствием снижения темпов общего экономического развития страны и, в первую очередь, снижения темпов прироста общественной производительности труда. Сопоставление с США свидетельствует не только об огромном существующем разрыве, но и явной тенденции на увеличение этих разрывов. В СССР за последние годы практически не уменьшалась доля лиц, занятых в производственной сфере, в то время как в США темпы возросли. Одновременно в СССР замедлились темпы роста работников умственного труда и роста специалистонасыщенности; в США и Японии возросли темпы и по этим показателям.

Анализ процессов в области подготовки, использования специалистов и в системе народного образования выявляет в последние десятилетия недооценку роли высококвалифицированных кадров в развитии экономики и страны в целом.

Приходится признать, что завоеванные страной в предвоенные годы и усиленные в послевоенные годы передовые позиции, начиная с конца пятидесятых годов мы начали сдавать. Утверждение кажется парадоксальным, т.к. всему миру известно, что за последние тридцать лет в СССР постоянно с увеличивалось число вузов, число студентов в них, возросли абсолютные расходы на нужды образования, введено всеобщее обязательное среднее образование и т.д.

Однако все это относится к разряду экстенсивных факторов, качественный анализ которых приводит к серьезным выводам. Прежде всего рост абсолютных расходов на нужды образования сопровождался их относительным уменьшением. Так, если расходы на высшую школу страны в 1940 году составляли 1% от национального дохода, в 1950 году - 1,6%, то к1981 году они составляли лишь 0,8%, т.е. уменьшились в 2 раза по сравнению с 1950 годом. Это в свою очередь при имевшем место росте числа студентов привело к резкому уменьшению относительных расходов в расчете на 1 студента. В 1940 году отношение расходов в расчете на 1 студента к национальному доходу на душу населения составляло 2,1, в 1950 году эта величина равнялась 2,4; начиная с середины пятидесятых годов, она резко уменьшилась, и в настоящее время достигла величины 0,4, т.е. уменьшилась за тридцать лет в шесть (!) раз. А ведь именно этот показатель в первую очередь определяет качество подготовки специалистов. Для сравнения укажем, что в США динамика расходов на высшую школу выглядит следующим образом: 1940 год - 0,75%, 1958 г. - 1,0%, 1968 г. - 2,0%, 1978 г. - 2,9%, 1983 г. - 3,1% от национального дохода. При этом отношение расходов в расчете на 1 студента к национальному доходу на душу населения составляет величину порядком 0,8 - 1,0.

Таким образом, если в Советском Союзе в 40 и 50 годы относительные расходы на высшую школу в 1,5 раза превосходили соответствующие расходы в США, и тем самым Советский Союз был единственной страной мира, столь высоко оценивавшей роль специалистов с высшим образованием развитии экономики и производства, то в настоящее время наши относительные расходы на высшую школу стали в 4 раза ниже американских.

Уровень материальных вложений в высшую школу в довоенные и послевоенные годы означал, что высшая школа могла готовить специалистов с опережением потребностей практики. В настоящее время выпускник вуза, как правило, не “дотягивает” до уровня, достигнутого практикой, и соответственно он является уже не носителем прогресса, а становится тормозом на его пути. В общегосударственном масштабе сиюминутная экономия на образовании и подготовке специалистов якобы в интересах развития производства, обернулась в конечном счете трудностями в самом производстве. Массовый выпускник большинства вузов страны воспитывается в таких условиях, что его подготовка не соответствует требованиям времени.

Снижающийся уровень подготовки специалистов сопровождался в рассматриваемый период снижением их престижа, что выразилось в первую очередь в снижении относительного уровня их зарплаты. В стране сложилась парадоксальная ситуация - чем выше у работника его образовательный уровень, тем ниже его заработная плата. За период с 1940 по 1980 год при росте абсолютной величины зарплаты отношение зарплаты инженерно-технических работников к заплате рабочего в строительстве уменьшилось с 2,3 до 1,0, в промышленности - с 2,1 до 1,1, в науке и научном обслуживании (к заплате рабочего в промышленности) с 1,45 до 0,90;в просвещении с 1,0 до 0,70. Следствием этой политики явилось заметное снижение авторитета специалиста, а также специальности как педагогика, экономика, математика, филология и ряд других стали преимущественно женскими.

Что лежит в основе этих негативных процессов, не в последнюю очередь обусловивших замедление темпов развития страны, провалу перестройки и радикальных реформ?

С нашей точки зрения, корни их нужно искать в некоторых теоретических концепциях, появившихся и укрепившихся в последние десятилетия. “В свое время В.И. Ленин, возражая тем, кто пытался свести рабочий класс лишь к фабрично-заводским рабочим писал, что такой подход означал бы невозможное сужение идеи Маркса” (В.Загладин, “Правда”, 28.03.86). Однако именно такое сужение к сожалению и произошло. Например, читаем: рабочий класс - “это ведущий класс социалистического общества, связанный с государственной формой социалистической собственности, непосредственно воздействующий на предмет труда и производящий основные материальные богатства путем преимущественно физического или определенного сочетания физического и умственного труда (А.Е. Крухмалев, “Рабочий класс СССР”, М., ИПЛ, 1978). Как это увязать с Марксом и со всем естественно-историческим ходом развития производительных сил? Приведенное определение являвшееся господствующим в советской политэкономии, на самом деле не соответствует экономической сущности производительного рабочего, выявленной Марксом со всей ясностью и строгостью. Вычленение из состава совокупного рабочего работника преимущественно физического труда и наделение только его свойствами производительного рабочего - это теоретически несостоятельная акция, а практически - приведшая к неверной, тупиковой политике. Как понимать с позиций Маркса, например, такое утверждение: “Резервы более эффективной работы занятых в отраслях непроизводственной сферы весьма значительны - ... необходимо внедрение соответствующих средств, приборов и механизмов, позволяющих освободить таких квалифицированных работников, как конструкторы, технологи, проектировщики, а также работников, выполняющих научно-исследовательские функции, от малопроизводительного труда ...” (Л. Кунельский “Коммунист”, 14, 1984, стр. 31)? Маркс включал надсмотрщика (!) в состав производительного рабочего, а здесь - конструктор, технолог, проектировщик, ученый - непроизводственная сфера! Каким же способом в таком случае современное производство может стать технологическим применением науки, а рабочий в нем контролером и регулировщиком?! А ведь надо иметь в виду, что именно на этом пункте, на этом “сужении Маркса” строят свои “теоретические” концепции современные опровергатели и ниспровергатели Маркса.

4. Выявленная Марксом экономическая сущность производительного труда и введенное им с этой целью понятие совокупного рабочего представляют собой мощный научный инструмент не только для качественного, но и количественного анализа происходящих в обществе процессов.

Но дело состоит не столько в том, чтобы грамотно отслеживать происходящие изменения в структуре совокупного рабочего, сколько предвидеть их и управлять ими, добиваясь максимальной эффективности общественного производства. Главными рычагами в этом процессе выступают политика заработной платы, политика в области образования, подготовки и переподготовки кадров и политика распределения материальных ресурсов.

Крен в сторону физического труда в определении производительного рабочего привел нас к “остаточному принципу” в распределении материально-финансовых ресурсов на социальные нужды, к снижению относительных расходов на цели образования, что в конечном счете привело к сдерживанию в развитии производительных сил и послужило одной из причин снижения темпов экономического развития страны.

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Структура совокупной рабочей силы в США

 

1880

1900

1945

1960

1970

1980

1985

2000

Работники, занятые в материальном производстве (доля в %)

95.0

90.0

58.0

55.0

50.0

45.0

25.0

Работники, занятые в сфере услуг (доля в %)

5.0

10.0

36.0

40.5

42.5

45.5

75.0

Безработные (в %)

6.0

4.5

7.0

10.0

5-10

Доля работников физического труда (в %)

90.0

80.0

50.0

42.0

Доля наемных работников (в %)

~ 30%

90%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

 

1960

1970

1980

1985

1995

 

СССР

США

СССР

США

СССР

США

СССР

США

Россия

США

Население (млн. чел.)

216.3

180.7

243.9

205.1

266.8

227.1

278.7

238.0

148.0

250.0

Занято в народном хозяйстве (самодеятельное население) (млн. чел.)

83.8

69.6

106.8

82.8

125.6

106.9

130.0

110.0

70.5

112.0

То же в % к населению

39.0

37.5

43.5

40.0

47.0

47.0

47.0

46.0

47.0

46.0

Занято в материальном производстве (млн. чел.)

69.5

40.0

82.0

45.4

93.5

54.0

96.0

50.0

50.2

25.0

То же в % к общему числу занятых

83.2

58.0

77.1

55.0

73.9

50.5

73.1

45.0

Доля в % самодеятельного населения в сфере услуг

(млн. чел.)

16.8

14.3

36.0

24.8

22.9

24.8

40.5

33.3

26.1

32.1

42.5

45.3

26.9

40.0

45.0

50.0

60.0

75.0

Доля лиц занятых преимущественно физическим трудом (%)

72.0

45.0

60.0

42.0