А.Н. Савельев

 

 

Как жить большому городу,

или Чем придется заниматься будущим правителям Москвы

 

Возвращение политики

 

В течение десяти лет политический ландшафт Москвы был полностью освоен и монополизирован узкой группой, сложившейся в московской власти. Поэтому политика ушла из публичной сферы в подковерные схватки номенклатурных бульдогов или вытеснена на уровень федеральных органов. В результате огромный мегаполис лишен проверенных веками механизмов социального регулирования и разрешения тлеющих конфликтов. Политики в Москве нет.

Попытка переломить ситуацию на выборах мэра в 1999 году путем заявления претензий на власть со стороны заметных фигур российской политики (Кириенко, Бородин) окончилась неудачей. Вместе с тем, после провала попыток Лужкова включиться в борьбу за президентский пост, начался период упадка лужковской команды. Потеряв перспективу, она сама стала объектом политических интриг. В 2000-2002 сложилась ситуация, когда для Москвы готовится передача власти по наследству – без участия тех, кто способен по существу обсуждать проблемы столицы и по достоинству оценивать деятельность Лужкова и его команды с 1990 года. Воспрепятствовать этому могут свежие политические силы, а также «гражданское подполье» - скрытые доселе структуры гражданского общества, которые на каждых выборах пытаются выйти в публичную сферу и утвердиться как влиятельная сила, воздействующая на власть. Это означает, что в ближайшие годы (или даже месяцы) мы получаем шанс прекратить в Москве политиканство и заместить его реальной политикой - разумным согласованием различных интересов и различных концепций.

В связи с этим следует попытаться оценить хотя бы конспективно, какие проблемы обнаружит Москва, когда ей дадут взглянуть на себя трезвым взглядом. Москвичам придется осознать множество грозящих им неурядиц, опасность которых до сих пор тщательно скрывалась. Придется понять правду затюканных чиновниками подвижников и просто здравых людей, готовых послужить благу родного города.

 

Стратегия управления

 

Мегаполис – поселение, подобное разросшейся раковой опухоли. Жить в мегаполисе сложно, а управлять им – почти невозможно. В особенности если полагать, что это всего лишь управление очень большим городом. В действительности мегаполис столь сложен, что простое расширение штатов управления и усиление их технической оснащенности ровным счетом ничего не дает. Этого никак не может взять в толк московское правительство, занятое «выстраиванием вертикали», в которой чиновнику уже просто нечем заняться, кроме как третированием частного предпринимателя и имитацией работы с «общественностью».

Здравый подход к управлению подсказывает определенные границы, за пределы которых управленцу выходить не стоит – в противном случае вся система оказывается недееспособной. Одной из таких границ является самоуправление, образуемое сначала не уровне микрорайона, а потом – исторически сложившегося поселения.

Необходимо вспомнить, что в Москве самоуправление было - в виде 33 районов со своими выборными органами и своими бюджетами. В 1990 году эта структура стала быстро оживать, дополняясь местными активами самоуправленцев-энтузиастов. Но в 1993 году все это было разрушено, и на обломках советской власти созданы 10 префектур и 130 районов без каких-либо даже самых слабых признаков самоуправления. Районные выборы неких «советников» стали все же проводиться, но спустя несколько лет – когда система власти в низовой ее части уже спеклась в непрошибаемую стену, отчуждавшую высшую городскую власть от народа. Последняя трактовала законы так, будто у нас 33 депутата Мосгордумы представляют одновременно и парламент субъекта Федерации и самоуправление. Фальшь этой системы была ясна всем. Потому граждане не проявляли интереса к выборам районных советников, которые повторяли обман последних «доперестроечных» лет советской власти – о реальных выборах речи не было, а полномочия советников ограничились «одобрямсом» спускаемых сверху чиновничьих решений.

Безусловно, эта система предназначена под снос. Прежде всего потому, что без самоуправления власть несостоятельна и постепенно ослабевает, давая-таки прорастать сквозь коросту инструкций живой инициативе снизу. Задача будущей власти – подхватить эту инициативу, опереться на нее, обнаружив приверженность граждан к своей «малой родине», куда как менее пространной чем огромный мегаполис.

Москва в ее нынешнем виде образовалась путем слияния нескольких городов, каждый из которых еще угадывается в московских топонимах и географии расселения. Здесь прослеживаются естественные границы для самоуправляющихся общин, куда городские власти должны вмешиваться только с координирующей функцией и с задачами обслуживания общегородской инфраструктуры. Таким образом, именно самоуправление является основой для системы московской «властной вертикали», чего никак не могут понять чиновники, сформировавшие свои взгляды на жизнь в 60-80-е годы ХХ века и притащившие свои заблуждения в ХХI век. Будущим «хозяевам города» предстоит большая работа по восстановлению порушенных в 90-е годы структур гражданского общества. Бог им в помощь!

 

Проблема народонаселения

 

Социальная стабильность во многом связана со степенью оседлости населения. Вечно мигрирующий субъект не создает вокруг себя сети привязанностей и обязательств, подобных семейным. Значит из человеческого общения исчезает теплота и надежность, возникает легковесность, непрочность социальных контактов, необязательность в делах и безответственность в поступках.

Москва уже переживала однажды переселенческий бум. Московские власти, будучи не в состоянии решать проблемы города путем повышения эффективности труда, предпочитали завозить в столицу дешевую и неквалифицированную рабочую силу из глубинки. У старожилов эта категория переселенцев получила оскорбительное наименование «лимита» – прибывшие на работу «по лимиту».

Возможно, тот всплеск миграционных процессов был обусловлен непреодолимыми обстоятельствами – диспропорциями советской экономики. Но чем обусловлено наводнение сегодняшней Москвы приезжими из разных регионов страны – больше всего с Кавказа и из Средней Азии? Скорее всего, старым пороком – несостоятельностью власти, не умеющей создавать устойчивые социальные отношения. От этого город получает хронические проблемы – прежде всего, обрушение рынка труда (общее снижение уровня зарплат за счет пришлой дешевой рабочей силы), невиданное имущественное расслоение и нарастающие межэтнические диспропорции. Последнее особенно опасно – Москва стала одним из самых неблагоприятных городов именно по уровню межэтнической напряженности. А все потому, что собственные жители для власти неудобны – они менее прихотливы к чиновничьему произволу и в меньшей мере готовы умасливать чиновников взятками и подношениями. Зато перед переселенцами у власти как бы нет никаких долгов и обязательств.

Будущее руководство Москвы должно будет спешно решать задачу стабилизации численности и этнического состава столицы. Решить эту проблему можно введением, с одной стороны, льгот для старожилов и высоких стандартов минимальной зарплаты. Особого внимания потребует проблема нелегальной миграции и введение жестких санкций за соответствующие правонарушения.

Стабильные городские общины возникают только если они воспроизводятся в естественных демографических процессах. Коренная Москва должна быть избавлена от вымирания. Что требует от властей создать для рождения и воспитания детей максимально комфортные условия. То есть, всю социальную политику необходимо перенацелить с организации подачек к юбилейным дням на систематичную поддержку московских семей, увязанную с их реальным участием в воспроизводстве московской общины – с деторождением и воспитанием будущих поколений.

Прямой поддержки городских властей требует система спортивных и оздоровительных учреждений, доступных каждому москвичу. Распроданные прежней генерацией чиновников помещения придется каким-то образом возвращать назад или стимулировать новых владельцев к тому, чтобы в них создавались общедоступные спортивные и оздоровительные секции для детей и взрослых.

 

Духовный мир столицы

 

Для формирования стратегии развития Москвы нелишне будет вспомнить, что Москва является мировой столицей Православия и русской культуры. Подрыв этого статуса, явно наметившийся в последние годы, означает превращение нашего города во второразрядный мегаполис, подобных которому в мире сотни.

В этом вопросе придется искать баланс между приверженцами различных конфессий. Но при условии непререкаемой ведущей роли Русской Православной Церкви. Город сохранит свое лицо и восстановит традиционный духовный порядок только если другие конфессии займут неагрессивную позицию, понимая, что являются в столице Православия лишь гостевыми дворами. Поэтому негоже строить мечети и синагоги в священных местах русской веры, русской истории и русской славы (как, например, это сделано на Поклонной горе). Не может быть вблизи московского центра никаких кришнаитских храмов (вроде задуманного на Ходынке, где варварски уничтожается единственное поле в Москве и еще недавно можно было организовать пространство для всемосковских праздников).

В некотором отношении Москва, конечно, приближается по внешнему своему виду к славному прошлому – к Москве «сорока сороков». Но ведь дело не в количестве приходов и не в числе золоченых куполов. Проблема в духовном здоровье московского сообщества. А здесь множество проблем создано попустительством властей.

Будущей московской власти придется кропотливо изживать криминальный бизнес, растущий вокруг игорных заведений, и отправлять азартных игроков куда-нибудь к окраинам. Центр города надо будет очищать и от проституток, позорящих главные улицы столицы. Сколько же мы будем краснеть за бездеятельность мэрии в этом вопросе? Придется пересматривать градостроительную политику, разорившую и уничтожившую сотни архитектурных памятников.

Образовательная система столицы должны прекратить сопротивление духовно-нравственному воспитанию школьников со стороны Церкви. Иначе мы не найдем никакой управы ни против криминализации юношества, ни против распространения в молодежной среде беспорядочных половых связей и наркотиков, ни против потопа сквернословия и других пороков, насаждаемых сред москвичей уже в самом раннем возрасте.

Вопреки сопротивлению мастеров злословия, придется вмешаться и в деятельность столичных СМИ, профессионально служащих вовсе не благу города и страны, а собственному карману и собственным страстям и комплексам. Перенесению всего этого в души граждан через теле- и радиоэфир, через страницы газет, должен быть положен предел. Нужно понять, что даже самая жестокая цензура лучше откровенного бесстыдства.

В Москве потребуется возрождать разрушенные культурные центры – прежде всего те, что раньше базировались в кинотеатрах и домах культуры. Многие из них придется возвращать к прежней деятельности, понуждая следовать нуждам местных жителей и отказываться от обслуживания низменных желаний «новой черни», требующей все более извращенных развлечений.

Пока же стоит честно констатировать: Москва перестала быть образцом не только для всего мира, но и для собственной страны. Что-то мы утратили уже безвозвратно, но многое еще можно спасти. Это совместная задача власти и общества, которые должны совместными усилиями подавить развившиеся пороки и вернуть столице тот духовный облик, которым она прославлена в веках.

 

Труд вместо ренты

 

История знаем массу примеров, когда славные прежде города исчезали с лица земли и превращались в предмет интереса археологов других эпох. Чаще всего упадок подстерегал тех, кто привыкал почивать на лаврах прежних побед и довольствоваться удачной ситуацией, расслабляющей волю к жизни. Неумолимый исторический закон, не щадящий вялых и праздных, развалил наше собственное государство, в котором ступор наступил от внезапного богатства – потока нефтедолларов, казавшегося нескончаемым. Этот поток и теперь создает множество иллюзий по поводу нашего положения. Больше всего в Москве, где часть горожан образовали привилегированную прослойку, упивающуюся роскошью посреди всероссийского упадка. Эта роскошь кажется вечной, расслабляет и несет скрытый закон погибели.

Стратегический выбор для Москвы – перестать жить на ренту, которая создает узкий слой праздной московской публики. Множество простаивающих предприятий требуют рабочих рук. Беда, если московская власть будет и дальше реализовать свои планы вывода из столицы производственных мощностей и выдавливания предприятий за счет взвинчивания арендных ставок за землю и стоимости этой земли. В какой-то момент мы можем обнаружить, что возникший по необходимости импульс к труду просто негде применить.

Для России в целом рентная проблема не столь актуальна. Большая часть рантье живет в Москве. Поэтому как только хозяйственная жизнь будет ориентирована не на проедание доходов, а на их инвестирование в производство, науку и новые технологии, Москве придется туго. Недурно было бы подготовить столицу к оживлению российской промышленности и к тому, что рентные доходы иссякнут, а праздная жизнь резко повысится в цене.

Если не учесть в стратегии развития города возрождения России к бурной экономической жизни, можно оказаться у разбитого корыта. Тогда разговоры о переносе столицы перестанут казаться нелепыми. И Москва может снова стать провинциальным захолустьем, большой деревней, из которой начнется быстрый отток капиталов и деятельных людей.

Московской власти необходимо будет разорвать сложившуюся за десятилетие дурную традицию считать свои успехи по количеству перерезанных атласных ленточек. Придется заняться делом – вернуться в экономику и следить за темпами городского производства, вновь отыскивая утраченные уже методы стимулирования его объемов и качества. Надо успеть многое, пока золотой дождь, льющийся на столицу, не иссяк, а у горожан не пропали трудовые навыки.

 

* * *

 

Москву, как и любой другой город (или страну) можно уподобить телу, в котором живет дух и идет ток жизни. Чтобы быть частью человечества, город должен быть; во-первых, населен множащейся общиной коренных жителей, во-вторых, одухотворен, чтобы люди помнили, что они не просто куски биомассы; в-третьих, занят трудом и славен результатами этого труда. И, наконец, в четвертых, у города должна быть своя голова, в которой его многогранная жизнь осмыслена и снабжена здравым и стратегически выверенным управленческим заданием.

Мы чаем тех времен, когда во главе города наступит просветление, и за работу возьмутся действительно лучшие люди, которых Москва поставит управлять своими делами.

 


Реклама:
-