В.К. Кочетов

 

Навстречу выборам

 

В начале декабря текущего 2003 года должны состояться очередные всероссийские парламентские выборы. И хотя до момента голосования остается почти 100 дней, за которые многое, что ныне представляется не очевидным, будет расставлено по своим местам, нет никакого сомнения в том, что политическая борьба приобретет ожесточенный, бескомпромиссный характер.

Прежде всего его результатам придает чрезвычайное значение существующий политический режим. Его устойчивость в значительной степени определяется не разумным балансом различных, формально самостоятельных государственных институтов, а  совместимостью административной, исполнительной и законодательной власти, в которой первая под видом сотрудничества беззастенчиво доминирует над всеми остальными. Вот почему режиму так важно, чтобы на месте самостоятельной правящей партии и вместо нее фаворитом выборов была бы послушная «партия власти». Но у назначенной на эту роль «Единой России», пока что представляющей рыхлый конгломерат бюрократических честолюбий, это плохо получается и, скорее всего, ей так не удастся поставить под свои знамена большую часть избирателей, которые принадлежат к сторонникам президента, на голоса которых она почему-то рассчитывает.

Не менее серьезно будет относиться к ним и основная на сегодня оппозиционная сила – КПРФ. Если, как и на выборах 1993, 1995 и 1999 годов, ее постигнет еще одна неудача, и она не будет обладать в Госдуме влиятельной фракцией, имеющей в своих руках «контрольный пакет», то, скорее всего, ей суждено попасть в полосу затяжного кризиса, в котором главным элементом станет кризис доверия.

Как показывают социологические опросы, «Единая Россия» и КПРФ могут набрать не более 40-45 процентов голосов, а это значит, что в Российской Федерации не существует двухпартийной системы, к которой одно время стремилась административная власть, да и сама политическая организация общества еще далеко не сложилась. До 10 партий из примерно 50, прошедших регистрацию в Минюсте, в состоянии либо порознь («Яблоко», СПС, ЛДПР), либо в том или ином блоке преодолеть 5-процентный барьер и приобрести статус «парламентских».

Одним из наиболее ярких событий, взбудораживших политическую жизнь последних недель, во всяком случае по мнению почти половины опрошенных Информационно-аналитическим каналом «Выборы-2003», стало формирование «Блока Глазьева-Рогозина», который может, если его допустят до выборов, привлечь голоса избирателей, чьи симпатии принято называть «лево-патриотическими» и «национал-патриотическими». О том, что проект этого блока достаточно серьезен, говорит та поспешность, с которой его назвали «неубедительным» как в «левой», так и в «либеральной» прессе.

Партиям, ставшим с 2001 года единственным законным общественным институтом, имеющим право на участие в выборах, отнюдь не принадлежит избирательная монополия.  По партийным спискам заполняется лишь половина мест в Госдуме. За другую половину, – 225 мест, - должны бороться кандидаты в мажоритарных округах. Как правило, в целом по стране их набирается от 3 до 5 тыс. человек. И это отнюдь не индивидуалисты, «играющие в политику» на свой страх и риск. В политике время одиночек прошло. Поскольку политика есть концентрированное выражение экономики, то за места в парламенте от этих округов борются серьезные фигуры, весомые экономические интересы, различные, зачастую конкурирующие банковские, производственные, торговые корпорации.

На избирательный процесс, как и на всю политическую жизнь страны, влияют и другие социальные, экономические и политические силы, такие, как федеральные и региональные государственные власти, администрации крупных городов, информационно-вещательные центры, церковь, авторитетные общественные деятели, иные самостоятельные в финансовом отношении группировки, мир криминала, притязания которого на власть, кстати говоря, не являются секретом ни для кого. Не стоит сбрасывать со счетов и внешнее влияние.

Наконец, самое деятельное, если не сказать – определяющее, воздействие на избирательные процесс имеет глава государства, администрация президента, которые, благодаря неразвитости российской политической системы, имеют реальную возможность не только прогнозировать, планировать, но и направлять его в нужную им сторону. Другое дело, что Россия не Люксембург и даже не Голландия. Держать под контролем страну, расположенную в одиннадцати часовых поясах, практически невозможно. И поэтому, как бы глубоко ни проникала «рука Кремля» в избирательные дебри, было бы преувеличением считать, что она всемогуща. Да, от нее многое зависит, но эта зависимость все-таки относительна.

Относительна она в значительной степени потому, что характер избирательного процесса предопределяется не столько тем, как в нем участвуют партии, политики, власти или СМИ. Их раздирают идеологии, амбиции, программы и множество иных несовместимых факторов. Гораздо более важная его сторона – избирательный корпус, хотя для большинства граждан, не знакомых с избирательными технологиями, эта истина все еще остается секретом. Многие уверены, что от них практически ничего не зависит и, как бы они не голосовали, результаты определяют те, кто управляет подсчетом голосов. Такое мнение, в сущности ошибочное, широко распространено.

Какая-то доля истины в этом, конечно же, есть. Политика – не только концентрированное выражение экономики. Может ли быть политика честной, если экономика находится в депрессии и поражена коррупцией. Есть и другая аксиома: война – та же политика, но осуществляемая иными средствами. Избирательный процесс в известном смысле подобен боевым действиям, на каждом этапе которых может происходить все что угодно. На войне как на войне.

Вот почему Россию ждет жаркая политическая осень.

Избиратель, на которого вскоре обрушится лавина противоречивой информации, которого денно и нощно будут агитировать «за» и «против» кандидаты-соперники, настроением которого будут пытаться манипулировать,  нуждается в профессиональной подготовке. Быть избирателем – профессия. Ею надо овладеть в совершенстве, чтобы на другой день после выборов не оказаться в лагере побежденных,

Знание тонкостей избирательной борьбы и возможных ловушек, в которые гражданин может попасть против своего желания, дает шанс не совершать досадных ошибок, снижает риск быть одураченным.

К сожалению, практика избирательных кампаний прошлых лет показывает, насколько широко распространились «грязные», «черные», «серые» избирательные технологии. Причина кроется, с одной стороны, в политической неграмотности и инфантильности российского избирателя, чей опыт, исчисляемый всего лишь десятком лет, весьма невелик, а с другой – в предвзятой деятельности большей части СМИ, которые уже давно — и вполне успешно — занимаются не информированием и просвещением, а массовой дезинформацией, массовым растлением и стравливанием масс. Вообще в словосочетании «средства массовой информации» содержится парадокс. Информация не бывает массовой. Массовыми бывают только психозы и заблуждения.

Конечно, СМИ редко транслируют одну лишь наглую ложь. Соотношения лжи и правды в их сообщениях различны и, от случая к случаю, колеблются в очень широком интервале. Тем хуже для потребителей информации, зачастую лишенных возможности отделить ложь от правды. Совершенно недопустимо, когда это происходит в период, предшествующий парламентским выборам. Ведь их результаты предопределят, каким будет наше будущее.


Реклама:
-