А. И. ВЛАДИМИРОВ

Президент Коллегии военных экспертов

 

 

Послание Президента и Вооруженные Силы[1]

 

На мой взгляд, Послание Президента крайне противоречиво. С одной стороны, он поставил три разумных задачи – увеличение  ВВП, преодоление бедности и модернизация Вооруженных Сил, последнее впервые вообще сказано в числе приоритетов государства Российского. Я помню еще несколько лет назад, когда впервые опубликовали семь «сталинских ударов» - ельцинских ударов для России в виде первоочередных дел, военной реформы там просто не существовало.

А с другой стороны, Владимир Владимирович доставил совершенно четко и ясно выраженный либеральный манифест. То есть, он продолжает настаивать (и власть на это настраивает), чтобы решать нерыночные проблемы выживания России (как цивилизации, государства и суперэтноса) рыночными способами, что совершенно гибельно изначально.

Поэтому Россия как находилась прежде, так и в настоящее время находится в состоянии умирания. Послание только будет как-то стагнизировать, задерживать этот процесс, не решая практически никаких радикальных проблем. Даже те задачи, которые сформулированы как важные, и они действительно адекватные – и валовый продукт, и борьба с нищетой, Вооруженные Силы, реформа армии – все эти главные задачи в самом Послании, в общем, находятся в состоянии декларации, как красивая оболочка.

Почему так получилось? На мой взгляд, потому что Россия как государство, как государственная система власти и управления, ее руководство (здесь много и правильно  сказано об элитах) не опирается на объективный стратегический анализ внешней и внутренней сторон бытия России. А это дело довольно страшное, поскольку если власть не понимают, что Россия есть особое, самодостаточное, геополитическое образование, особая цивилизация, безусловно великая держава и великий суперэтнос, она не может иметь стратегических союзников равного масштаба. И обречено свои проблемы собственного выживания во внешней и внутренней сферах решать индивидуально, только за счет собственных сил и средств.

Сейчас в мире довлеет три основных геополитических проекта. Это – американский фундаментально-либеральный, исламский радикально-фундаментальный и, пока еще об этом мало говорится, но также китайский фундаментально-шовинистический. Эти три проекта рассматривают Россию только в качестве территории, содержащей основные планетарные ресурсы развития, и объекта своего освоения - без нас. И что бы там ни говорилось о «партнерстве во имя мира», о вхождении в непонятно какую «цивилизацию», все это - борьба с терроризмом, защита общих интересов –  маскировка той войны, которая ведется против нас.

Война – такое же нормальное состояние, как и мир, это явление цивилизационного плана. Вооруженная борьба – это только дона из форм войны. А мы имеем дело с борьбой за статус и новые роли в мире. Россия, которая с распадом Советского Союза утратила свой собственный геополитический цивилизационный проект, является объектом экспансии. Мы являемся «проходным двором», уже утратили часть своего национального авторитета в экономической, финансовой сферах, информационной - без утраты формального контроля над собственной территорией. Те геополитические технологии, которые применяются к нам нашими противниками, разрушительны и очень эффективны. Мы даже не догадываемся о том, как они с нами обращаются довольно уже несколько десятков лет. А государство, которое не догадывается о том, что против него ведется война, обречено на поражение. Если власть этого государства играет на стороне противника, мы обречены на поражение безусловно.

Я хотел бы сказать, что одной из серьезных ошибок Послания Президента заключалась в том, что оно исходит из отсутствия в России концептуальной основы функционирования государства: нет философии, нет идеологии государственного строительства. Все наши концептуальные документы - принятые Военная доктрина и концепты национальной безопасности, внешней политики - не включают в себя никаких ни ценностных основ. А что такое для армии не иметь идеологии, то есть не уметь отвечать на вопросы, во имя чего солдат идет в бой и умирает? Или что такое отсутствие профессиональной корпоративной военной этики, которая отвечает на вопросы, как ты должен служить? Если нет государственной идеологии, нет национальной государственной идеи, значит, нет у государства воинской службы. А мы говорим про реформы…

Профессиональный стратегический анализ действий Соединенных Штатов Америки, прямых и непрямых, а также концептуальных документов, которые они издали за последние 10 лет, позволяют сделать вывод, что в Америке уже довольно давно принято решение о собственном бесспорном лидерстве, о преимуществах, которыми американцы должны пользоваться монопольно, захватывая все ресурсы человечества. К настоящему времени Америка создала информационную, экономическую, военную мощь для выполнения этой задачи захвата.

Сейчас все государства, все геополитические субъекты находятся в состоянии какой-то паузы, но все они готовятся к той войне, которая неизбежна. Это закономерность существования больших геополитических образований. Россия тоже должна эту паузу как-то использовать для укрепления обороноспособности и безопасности.

Если рассуждать по логике американских ястребов, то есть, самых оголтелых либерал-империалистов, то ближайшей стратегической задачей, которую сейчас решают Соединенные Штаты Америки, является создание условий для беспрепятственного наращивания военно-экономической мощи, обеспечивающей возможность глобального силового воздействия на противника. Подготовка мирового общественного мнения к допустимости и необходимости неограниченного применения атлантической силы «во имя интересов мира и человечества», совершенствование геополитических и военных технологий, всей инфраструктуры глобальной агрессии, а также обеспечение безопасности собственной территории - эти задачи США будут выполнять до 2010-2015 годов. Дальнейшая стратегическая задача – разгром и уничтожение России как главного геополитического противника США, овладение ее ресурсами и недопущение к ним всего остального мира, прежде всего, Китая. Для этого идет практическая подготовка глобальной и аэрокосмической инфраструктуры для войны по уничтожению Китая в сроки с 2010-2015 до 2030 года.

К 2010-2015 году, если мы не будем принимать каких-то мер, у нас практически исчезнет ядерный щит – единственное сдерживающее начало, а Китай еще не разовьется до такой степени, чтобы противостоять США. Наши богатства Сибири и Дальнего Востока настолько огромны и уникальны, что допустить к ним Китай Соединенные Штаты не позволят.

Последующие стратегические действия, на мой взгляд, совершенно логичны. Они будут заключаться в «зачистке» цивилизационного поля, в уничтожении «излишков» населения. Скажем,  Африка, кому она нужна? Азия тоже никому не нужна. Поэтому особенность грядущей войны и тех действий, которые уже ведутся, - безжалостность и беспринципность. Нынешняя война имеет сетевой вид. Она предполагает применение в удобных условиях любого оружия вплоть до ядерного.

Но самое страшное даже не в этом. На всякие ядерные угрозы еще можно найти ответ. Сейчас геополитическими технологиями, которые на нас испытываются, мы должны до такого уровня, что главным оружием войны против России является ее власть. Это оружие войны. И наши национальные СМИ тоже. Это также и те институты гражданского общества, в которых национальные ценности коллективного существования вырождены и перерождены в ценности индивидуального выживания. Помешать такому развитию событий может только адекватная собственная мощь России и грандиозная работа нации по сохранению своей государственности и культуры. Это значит, что с точки зрения стратегии, Россия должна быть готова к прямой вооруженной борьбе на национальной территории с американской военной машиной 2010-2015 года, и с китайской с 2030 года. Это и есть стратегические расчеты сроков на все – на реформы экономические, военную реформу и так далее.

Мадам Тэтчер недавно выпустила книгу, называется «Управление государством». Она так и написала, что никакие ресурсы, никакие культурные достижения не являются мерилом роли государства. Только исключительно военная сила. Или ты можешь ответить, и тогда к тебе не подойдут с войной. Или ты не можешь ответить, и тогда с тобой поступят как с Ираком. Но это не вся правда. Правда в том, что если бы в Ираке был не Хуссейн, а другой человек - с не выжженной пассионарностью, и высший командный состав не был бы пропитан изменой, можно было бы уделать Соединенные Штаты так, что у них бы в течение первых пяти дней пропало желание воевать дальше.

Пассионарность и нашей нации выжжена войнами, революциями, соответствующим управлением, но она еще может быть возобновлена. В Европе уже нет. Там как угодно могут развивать этот германо-французский евроконтинентальный проект. Но американцы знают, что они в любой момент пробудят в Европе плацдармы радикального ислама. И никакое НАТО не спасет - останется опять будут ждать русских, когда мы туда придем и освободим мир от очередной «чумы». И европейцы об этом знают, что их спасение в нас. А наше спасение в нас самих.

Самое главное – это военная мощь. Я очень признателен Верховному Главнокомандующему, что он до этой мысли дошел. Но состояние Вооруженных Сил сейчас таково, что они  никакой боеспособной силы из себя не представляет. Мы можем вести только ядерную войну, что сильно ограничивает нас в современной геополитике. Должны быть и другие военные средства, а их нет. Почему так? А потому, что сейчас одна из самых страшных тенденций в Вооруженных Силах – это тенденция негативного кадрового отбора. Эта тенденция началась еще десятки лет назад. Худшие подбирают под себя худших. Если наша Коммунистическая партия еще сохраняла офицерство, способное воевать, то, начиная с Михаила Сергеевича и тем более с Бориса Николаевича, в большинстве это уже были небоеспособные люди.

Политические партии, которые превратились в политико-экономические холдинги, слова «военная реформа» вспоминают только в предвыборном году. Ни одна программа не содержит никакой военной концепции. Почему? Во-первых, в силу бедности экспертной базы и нежелания ее расширять. Во-вторых, в силу страха ответственности. Поэтому и говорят – мы всех сделаем наемниками. А к наемным армиям исторически переходили только те государства, которые собирались воевать на чужой территории, притом, что пассионарность нации уже выжжена, а ценностные предпочтения элит и народа расходились настолько, что власти нужно было, чтобы какая-то сила долбила собственный народ. И тогда, конечно, когда у государства были возможности обходиться за счет завоеванных народов.

 

Мы к какой категории сейчас вообще относимся? Оказывается к той, когда пассионарность нации выжжена, а власть именно так и делает.  Сейчас очарован наш Верховный Главнокомандующий словом контракт. А что такое контракт? Это то, что не получилось за последние пять лет и получится не может. Не только потому, что денег не дают, а потому, что никто не знает, что с этим делать.

Все армии всех миров и государств всегда держались на двух столпах – на профессиональном корпусе офицеров, как корпорации, и на профессиональном корпусе младших командиров. Вариант с прапорщиками не прошел, загубили идею. Нового не создали. Все думают, что придет контрактник с зарплатой три тысячи рублей, и не будет никакой дедовщины. Ничего подобного. Установленный факт, что в русской армии прекратилось избиение солдат офицерами не тогда, когда царь указ издал, а когда корпоративное офицерское общество, собрание полка отторгало хамов в погонах. Стало неприлично это делать.

Наше профессиональное военное образование не содержит той гуманитарной компоненты, которая растила бы культурного человека. Поэтому молодой офицер, приходящий сейчас  в войска бакалавром, не знает ни как стрелять, ни где родился Пушкин. Ему абсолютно наплевать на солдата - плохо ли ему, хорошо ли. Армия просто вымрет как мамонт. А когда вымрет армия, тогда вымрет и государство, поскольку другого столпа у государства нет.

Мы абсолютно точно знаем то, с чего нужно начать эту реформу. Она должна начинаться, во-первых, с чистки высшего командного состава. Так получилось, что в результате этих десятилетий демократических зачисток армии, к власти в вооруженных силах пришли люди, которые имеют перерожденные профессиональные ценности.

Контракт, который заключает государство с офицером на защиту Родины, – полный бред. На конференции в Дипакадемии я спросил английского генерала: когда вы заключили договор со своей империей по поводу защиты государства? Был просто смех. Человек, который выбирает свою судьбу, не нуждается в контрактах. Произвол командования в случае контрактной системы совершенно безумный. Не нравится тебе полковник - не продляй контракт, свободен.

В академии некому учится, поскольку никто не знает, для чего учиться. Вот сейчас прошли экзамены в академии имени Фрунзе. Приходят люди из войск, которые не знают, что такое ротучения. Никто не знает, чему учить солдата. А его никто и не учит, поскольку преподаватели – майоры, подполковники - не имеют служебной перспективы, поскольку туда идут только те специалисты, которые имеют квартиры в Москве. Порочный круг.

Из этого порочного круга можно выйти только тогда, когда военная реформа будет изъята из рук Министерства обороны. Должен быть организован какой-то орган, структура, как штаб военной реформы при Президенте, при Совете ли Безопасности, который будет отвечать за все дело. Есть вещи, которые нужно безусловно спрашивать у военных. Есть вещи, которые от них даже слушать нельзя при нынешнем состоянии всех Вооруженных Сил. При отсутствии независимой экспертизы проектов и планов военной реформы ничего не будет. Я считаю, что наша задача сейчас – образовать эту независимую экспертизу, сделать ее одним из неизменных алгоритмов принятия решений.



[1] Текст статьи соответствует отредактированной стенограмме выступления на заседания «круглого стола», проведенного Клубом «Реалисты», партией Национального Возрождения «Народная воля» и Социалистической единой партией России на тему «Послание Президента: проблемы, мифы и реальность», проведенного в Москве 8 июля 2003 года.

 


Реклама:
-