А.Б. Горностаев

 

Нелепости туркмен-башизма

 

В этой некогда типичной среднеазиатской республике (и только в ней - в отличие от ближайших соседей) складывается режим, аналогичный афганскому Талибану: наркотики и фанатизм на фоне почти разрушенной антиэкономическими мероприятиями и коррупцией экономики. С разницей только в характере идеологии и роли наркотиков.

Роль наркотиков в Туркмении поистине чудовищна. Если талибы производили наркотики, чтобы поменять их на оружие, современный «Туркменистан» менял еще советское оружие (а также электроэнергию, нефтепродукты) на наркотики - тем же талибам. В результате республика переполнена общедоступным и дешевым для населения героином. Сделано это специально - народ безмолвствует, так как пребывает не только в страхе, но и в состоянии наркотической эйфории.

Сделано это самим президентом Ниязовым, с его ведома и поощрения. Начиналось все с президентского указа, запрещающего полиции задерживать человека с 5 г. опия (в РФ за это дают до 10 лет строгого режима), с публичных речей самого Туркменбаши, в которых он говорил о пользе наркотиков  - эти выступления транслировались по национальному ТВ (например, в беседе со скульптором Эрнстом Неизвестным). Главный склад «изъятого» героина (то есть, провозимого без ведома президента мелкими торговцами) находится по сей день в здании бывшего ЦК КП ТССР в Ашхабаде. По некоторым данным, до 50% молодых туркмен - наркоманы, использующие героин.

Идеологический прессинг в Туркмении настолько силен, что еще несколько лет правления Ниязова, и мир получит несколько сот тысяч молодых людей, «нашпигованных» идеями туркменской исключительности, готовых пойти за своим «Великим Сердаром» («вождем») на что угодно. Они не образованы - в школах нет многих общеобразовательных предметов, зато есть клятва верности президенту и «Рухнама Туркменбаши Великого» (это же - вместо философии в ВУЗах), не знают науки (Академия наук, НИИ закрыты), спорта (в школах нет физкультуры), культуры (театры, консерватория закрыты, все остальное работает на культ Ниязова).

Об этом в России ничего не знают. Например о том, что туркмены - арийская раса, потомки древних парфян. Что этой нации - 1500 лет, а сейчас наступает «золотой век» туркмен. Ниязов же - не только президент, но и «Заместитель Аллаха». Он богоподобен, так как совершает чудеса - может вызвать дождь, например.

Что может получиться из детей, не изучавших в школе должным образом историю и математику, физику и химию, но почитающих Ниязова, как некогда дети почитали Сталина, и с подросткового возраста употребляющих наркотики? Каждый учебный день начинающих с клятвы верности Великому? Из них могут получиться только неплохие «талибы». Или смертники. Как чеченские дети, не учившиеся в школе, но воюющие за «Ичкерию».

Идеология Ниязова - не исламский фундаментализм, а нацизм (в Ашхабаде говорят «башизм» - от «Туркменбаши»). Ведь этого человека никто и ничто не контролирует, перед ним ползают на коленях его министры, целующие ему руки, у него гарем малолетних девочек и миллиардные счета в Дойчебанке.

Думается, Ниязов психически больной человек. Это может подтвердить любой психиатр, проанализировавший высказывания, поступки, манеру поведения, склонности Ниязова, а также сферу его мотиваций и систему ценностей. Да что там говорить - его страсть к подаркам, драгоценностям, золотым памятникам себе, униженное подобострастие подчиненных, переименование городов в его честь, песнопения и танцы на фоне летящей в пропасть страны - все это признаки болезни. Безумец, обладающий неограниченной властью - опасность для всего мира, который пока только иронизирует, посмеивается над дикостями ниязовского культа.

Как мир может нормально воспринимать президента-наркомана (он часто выступает по ТВ в таком состоянии)? Даже без наркотиков он говорит такие немыслимые нелепости, что ни у кого из здравомыслящих, интеллигентных людей там, в Туркмении, не возникает сомнений в том, что Ниязов - болен, психически болен. Об этом в России никто не говорит - видимо, из чувства «политкорректности».

Когда несколько лет назад голодные, доведенные до ужасного состояния военные на западе Туркмении захватили заложников (кого-то из начальства) и ушли с ними из города во избежание жертв, они были уничтожены вместе с заложниками - расстреляны с вертолета. Об этом тоже никто не произнес ни слова.

А недавно Ниязов заявил, что Россия снарядила самолет со спецназом, «чтобы утопить туркменский народ в крови». В связи с чем туркменское руководство решило расторгнуть соглашение о двойном гражданстве, но, как сообщают «российские» СМИ, «после недоуменной реакции российского МИДа», опомнилось. К сожалению, и российский МИД, и СМИ, и политики РФ относятся к ситуации в Туркмении снисходительно-пренебрежительно. В то время как люди, знакомые с этим не по официальным сообщениям Посольства РФ в Туркмении и не по сводкам новостей ОРТ, а по личному опыту нищеты, болезней и унижений, давно готовы кричать на весь мир: легче прекратить это сейчас, чем через несколько лет получить новую катастрофу - социальную, террористическую или экологическую.

Многое говорит о вполне реальной возможности в Туркмении «русского бунта», и это, по сути своей, скорее ближе не к шутовскому экстремизму лимоновцев, а к ситуации в Приднестровье. Создало же русскоязычное население Приднестровскую Республику на территории «незалежной» Молдавии! Почему именно русский бунт, а не общенародный? Потому что самосознание русских людей, их исторически сложившийся менталитет на порядок выше покорно-зомбированного мировосприятия основной части «потомков парфян».

Туркменские старики-аксакалы говорят сейчас, что с приходом русских первым делом было покончено с позорными «рынками рабов», куда стекались нищие люди, нанимающиеся в чернорабочие, а теперь, когда они, русские, в 90-е гг. ушли, «гул-базары» появились вновь.

Вообще отношение к русским в Туркмении сегодня совсем другое, нежели 10 лет назад (если не брать в расчет подростков, воспитанных при нынешнем режиме). Я видел кассету, на которой была записана «подпольная» встреча ашхабадских бардов. Меня поразил такой факт: молодой человек, туркмен, пел собственные песни на стихи Есенина - мелодия была «восточной».

Осенью 2001 года часть русскоязычной интеллигенции г. Ашхабада решилась на беспрецедентный для Туркмении шаг - проведение акции неповиновения. Нет, здесь не было транспарантов, митингов и толп - планировалось всем, кто против Ниязова, его бесчеловечной и циничной власти, выйти в этот день в черных одеждах - много людей в черном, черные бумажные самолетики из окон, черные бумажные розы в одежде и в руках. Доведенные до отчаяния люди конечной целью акции ставили присоединение Туркмении к России, проведение таких же акций по всему бывшему Союзу. Решено было поставить в известность российское посольство, туда были переданы копии листовок с лозунгами и карикатурами на Ниязова. На одной листовке под изображением стелы с 14-метровой золотой вращающейся фигурой Ниязова с простертыми вверх руками была такая фраза: «В этой композиции не хватает одной существенной детали - женщины на его руках, имя которой - Россия».

Через несколько дней после визита моей матери в российское посольство ее с этими листовками-карикатурами (она их автор) задержали сотрудники КНБ. Акция не состоялась. Дальнейшее хрестоматийно: помещение в психиатрическую клинику, незаконные обыски, изъятие рукописей (рассказы, эссе), угрозы родственникам, диагноз «шизофрения» и, наконец, насильственная продажа квартиры и выдворение на самолете в Москву.

Члены оппозиции Ниязову, туркмены по национальности, проживают в Москве, Норвегии, Швеции - видимо, им «помогает заграница». Моей матери, русской, в столице России никто не помогает. Но она продолжает исповедовать одну единственную концепцию: русскоязычному населению, отдавшему этой республике лучшие годы жизни, не пристало бежать оттуда и бросать все как есть, бросать заработанные квартиры, знакомые улицы, привычный климат, соседей, друзей. Да почему они вообще должны от кого-то бежать, за какие преступления? За то, что создали в пустыне цивилизацию?

Видимо, это судьба человека и человечества - забывать уроки Истории, не умея предотвратить новые беды, распознав за нелепым – страшное.

 

17.02.2003


Реклама:
-