М.М. Метелкин

 

Как Россию превратили в уголовное государство

 

Навязло в зубах бесконечное сетование парламентариев всех фракций, социальных публицистов и журналистов, погрязших в дремучем невежестве, о том, что в России, мол, «законы не работают». И в самом деле, каким бы распрекрасным ни является принятый законодателями и скрепленный подписью президента правовой акт, его тут же, не читая, можно спустить в канализацию. Толку от него, как о козла молока. Так было во времена Ельцина и в первые три года президентства Путина. Ситуация остается неизменной и в год очередных парламентских выборов - в год козла.

Давно не слышно и некогда популярной байки о том, что государство должно быть обязательно правовым, с которой плотоядная либеральная саранча, зараженная клептоманией, набрасывалась на общественное богатство России в эпоху разгосударствления (что было уничтожением ее государственности) и приватизации (тогда уничтожался ее экономический потенциал). И этому не стоит удивляться. Ведь призывы, предназначенные для оболванивая масс, забываются их авторами сразу же после того, как в них исчезает потребность.

Утверждать, что только в России бездействуют законы, значит погрешить против истины. И другие страны мира не избежали этой напасти. Разница поэтому не в том, что там этот порок отсутствует, а в России его можно наблюдать. Дело в масштабе, в глубине законодательной импотенции, словно эпидемия, поразившей Российскую Федерацию. Если за границей неисполняемых законов - единицы, то здесь, в пределах России, трудно, если вообще возможно, отыскать закон, который бы по настоящему исполнялся.

Печальные результаты, разумеется, не заставляют себя ждать. Страна, где на законы не обращают внимания, которая отреклась от всех национальных традиций, чье сознание не знает ни одного идеала, даже такого простого, как правосознание, где изучение и понимание юридических норм не является всеобщей привычкой, где нравственные ценности, исповедуемые населением, заменены одной – «свободой», формула которой сведена к примитиву: «разрешено все, что не запрещено», где сила права ничто по сравнению с правом силы, такая страна не может не превратиться в нечто доселе неведомое – в уголовное государство с уголовной же формой «демократии». А для такого государства действующие, а не фиктивные законы – непозволительное, даже опасное излишество.

Разумеется, уголовная мораль, свойственная такому государству, не может мгновенно заполнить все социальное пространство. Чтобы из уважаемых граждан абсолютно все, и прежде всего чиновники, превратились в блатных и сук (прошу извинения за лексику, но в уголовном государстве обычную лексику сменяет тюремно-лагерный словарь), недостаточно даже нескольких лет. Но процесс наверняка пойдет быстрее, если господствующий класс и институты власти, вместо того чтобы ему препятствовать, станут его активно поощрять.

На практике, если не считать разнузданной деятельности электронных СМИ, подлинного рассадника всеобщей порнографии, этому способствует по крайней мере два обстоятельства. С одной стороны, закрепление к Конституции РФ совершенно прожектерского положения о разделении властей, которое должно быть положено в конструкцию государственной машины. Все институты и органы власти – законодательные, судебные и исполнительные, - вместо того чтобы быть единым и эффективно работающей машиной, согласно этому принципу должны быть разобраны на составные части. При этом их основная задача сводится не к единству действий во благо государства и его граждан, а к автономному существованию, к бесконечной грызне между собой. И чем больше между ними споров и разногласий, тем лучше. С другой стороны, осуществляя разделение властей, маниакально отрицающее традиции российской государственности всех одиннадцати столетий ее существования, власть оставила в неприкосновенности принятую во времена СССР практику издания в качестве законов обыкновенных деклараций, состоящих из одних лишь общих пожеланий. Но то, что было естественно для Советской России, оказалось смертельно опасным для «новой» России.

Тем не менее все очень просто объясняется. Когда государственная власть нераздельна, а исполнительные органы являются всего лишь технологическим продолжением ее законодательных институтов, которым они безоговорочно подчинены, тогда правовые нормы страны могут состоять из двух видов документов - законов-деклараций и приказов-инструкций. Поскольку различные ветви власти не могут - даже теоретически - конфликтовать между собой, то инструкции оказываются логичным развитием законов, и их реализация обусловлена и предопределена их наличием.

Если посмотреть на собрание законодательства времен СССР, то нетрудно убедиться, что практически все принятые в ту эпоху законы (к ним, понятное дело, тогда приравнивались и постановления ЦК КПСС), за единичными исключениями, к которым можно отнести разве что кодексы, предельно лаконичны и содержат лишь общие положения, директивы. Чтобы их исполнить, были необходимы развернутые, подробные, многочисленные подзаконные акты. Вот почему каждое министерство и ведомство было вправе издавать такие нормы, чем они широко пользовались.

Но когда система государственной власти строится не на принципе ее единства, а наоборот, на ее разделении, технология власти приобретает тогда совершенно другие очертания. На место законов-деклараций обязательно должны встать законы-инструкции, в связи с чем исполнительная власть, тем более ее органы, вообще утрачивают право на издание правовых нормативных актов. Простому исполнителю не пристало быть творцом права.

Отметим, что Конституция РФ, эта дурная копия конституции США, к тому же переполненная глупостями, здесь как раз составлена довольно правильно. Установив разделение властей, она закрепила за одним лишь Правительством РФ, но не за его органами, право на издание постановлений и распоряжений, специфических подзаконных правовых актов исполнительного характера. В отличие от прежних, «советских» конституций, где правительство рассматривалось в качестве органа государственной власти, в конституции 1993 года эта коллегия министров приобрела статус самостоятельной государственной власти, функции органов которого выполняют различные министерства и ведомства. Последние же вообще не могут выпускать «нормативные правовые акты», как это было прежде, они обязаны их только добросовестно и тщательно исполнять.

Что же получилось? Оказывается, что со времен, когда было формально отвергнуто и предано демократической анафеме «единство власти», не изменилось ничего. Вместо тщательно составленных, подробных, скрупулезных законов, которые не могут не быть пространными по своему объему, законодательная власть продолжает фабриковать ублюдочные законы-декларации, заполняемые зачастую прожектерской галиматьей и популистской лапшой, к тому же состоящие, как правило, не более чем из нескольких десятков статей. Трудиться над настоящими законами Думе даже в голову не приходит. Но так как для регулирования всей совокупности общественно-политических и социально-экономических отношений, которые сложны и противоречивы сами по себе, такого качества законов совершенно недостаточно, их продолжают по необходимости дополнять многочисленные акты, издаваемые в недрах исполнительной власти. При этом, делая вид, что Конституции вообще не существует, а скорее всего по многолетней «советской» привычке, им придают не только форму постановлений правительства, но и в форму актов его органов – министерств, комитетов, комиссий, служб, надзоров и т.д.

К чему приводит такая актиконституционная правовая самодеятельность? Поскольку произошло разделение государственной власти на составные части, а ее органы к тому же самостоятельны (ст. 10 Конституции), и правительство в целом и каждый его член в отдельности неподконтрольны и неподотчетны законодателям, то бюрократия и чиновничество, которых ничто и никто не вправе ограничить, вместо того чтобы исполнять право, стали творит его. Разумеется, как Бог на душу положит. То есть в своих собственных, преимущественно корыстных и эгоистических интересах, ничего общего не имеющих с идеалами и интересами страны в целом или интересами ее добропорядочных граждан – общества.

Надо ли после этого удивляться, что государство, в котором теоретически должно господствовать право, оказывается государством, где практически торжествует произвол, где заявленная «диктатура закона», по правде говоря нисколько не обеспеченная, оборачивается диктатурой клептократии, где порядок, предписываемый законом, подменяется умышленно создаваемым хозяйственным, политическим и информационным хаосом. В нем, как известно, коррупционеры, воры, аферисты и насильники всех цветов и оттенков чувствуют себя как рыбы в воде. Лозунг «накапливайте и обогащайтесь», такой популярный в начале 90-х, был предназначен именно для них. Что же касается простых обывателей, которым своя рубашка всегда ближе к телу и которые, к тому же, свято верят, что главное - «лишь бы не было войны», а остальное приложится, то чтобы каким-то образом выжить в созданной криминальной среде, им ничего не остается, как к ней приспосабливаться. С волками жить, по-волчьи выть.

Одно утешает: на долгий период существования государства с такими порядками и такой системой власти, какие существуют в современной Российской Федерации, рассчитывать не может. Его либо растащат по частям вотчинные сатрапы, которых возьмут под свое покровительство, предварительно сговорившись, какие-нибудь заморские сюзерены, либо с ним разберутся его граждане, если, разумеется, им станет невыносимо стыдно за поругание и разграбление собственной страны.


Реклама:
-