В.Л. Махнач

 

Все мы вышли из Руси...

 

Украинский этнос никакого отдельного государства никогда не образовывал, а сегодняшняя так называемая территориальная целостность Украины основывается на юридически не обоснованных волюнтаристских советских актах.

 

Украина... без украинцев

 

Однажды Николай Иванович Рыжков, выступая по радио в прямом эфире, сказал странную вещь. На вопрос, не было ли создание СССР ошибкой, этакой заложенной под наше государство «миной замедленного действия», которая рано или поздно не могла не сработать, он, не колеблясь, ответил:  дескать, украинцы и белорусы только потому и согласились жить с нами, русскими, в одном государстве, ибо родился Советский Союз. Кто-то скажет: вот упертый большевик - все плачет по уплывшей из рук власти. Я же уверен, что бывший премьер искренен в своих взглядах. Его так учили. Так учили миллионы «советских» людей. Наши учебники полны чудовищной лжи – «украинский вопрос» тут не исключение.

А ведь еще в 1922 году, когда создавался СССР, малороссы и думать не думали, что есть какая-то особая отдельная украинская нация.

Перенесемся на сто лет назад. Тогда действительно существовало понятие «Украина». А вот украинцев не было. Лишь несколько сотен полуграмотных галицийских интеллигентов, живя в Австро-Венгрии на австрийские денежки, видели себя некоей сугубой украинской нацией. Тогда они были в абсолютном меньшинстве, зато... Их высокопарные рассуждения позже весьма пришлись к «коммунистическому двору», где все использовалось  исключительно с точки зрения революционной прагматики. На свалку истории ниспровергатели основ сразу же выбросили понимание того, что нация - это только тот этнос, который создал свое государство. Им не было дела до той простой истины, что в этом смысле «украинский» этнос никакого отдельного государства никогда не образовывал. Итог действий революционеров печален: историческая Россия ныне развалена и деструктурирована. А то, что мы имеем сегодня под видом Украины, - всего лишь результат волюнтаристских действий разного рода большевиков и социалистов.

Итак, столетие назад была Украина, но не было украинцев. Понятие «Украина» впервые встречается в исторических документах XII века. Украина - в смысле окраина. Самое первое упоминание Украины - это Залесская Украина. Коренная Русь была на Днепре, а Украина - на Владимирщине, к чему относилась и Московия. Веками позже коренная Русь, впрочем, переместилась на Северную Волгу и Оку, а Украиной стали именовать Русь Днепровскую, но только лишь опять-таки потому, что была окраиной. За развитием понятия Украина стояло перемещение политических и культурных центров. Только и всего.

Таким образом, выглядит довольно странно, когда не в меру горячие головы решительно требуют ото всего мира признать их именно украинцами (то есть жителями окраины-провинциалами). Вроде, куда почетнее было бы слыть представителями Малороссии или Малой Руси! Ведь Малая Русь - это культурное ядро, в то время как Великая Русь - периферия (кстати, так же дело обстояло и у древних греков: Малая Эллада - это собственно Греция, а великая Греция - колонии в Италии, Испании, по берегам Черного моря...).

 

Спасите наши души!

 

Когда Великое Княжество Литовское (девять десятых его населения составляли русские), во многом по вине Ивана IV (опричнина!), повернулось в сторону Польши, в 1569 году состоялась Люблинская Уния. Польша и Литва объединились в Речь Посполитую. И Польша взялась за окатоличевание русского населения. Наши предки, к сожалению, битву за веру во многом проиграли. Князь-изменник Ягайло перешел к папистам, дабы стать польским королем. Большинство литовцев-язычников также приняли католичество. Западные русичи низложить Ягайло не решились. Баланс сил, таким образом, изменился: совершенно очевидной угрозой стало включение малороссийских и белорусских (то есть, западнорусских) земель в состав многолюдного католического польского государства.

В XVII веке выяснилось, что, несмотря на мужественное сопротивление Киевской духовной коллегии (интеллектуальная сила), мещанских братств (финансово-социальная) и казаков (воинская) православные не могут противостоять мощному давлению на них Польши. За ее спиной стоял весь католический мир. В 1632 году киевский митрополит Иов (Борецкий) обратился к русскому государю с нижайшим соборным прошением принять малорусские (украинские) земли в подданство Российской державы. Однако царь Михаил Федорович после Смуты был для этого слишком слаб.

Впрочем, такие просьбы быстро и не решались. К примеру, грузины с шестью независимыми государствами, двумя царствами и четырьмя княжествами, попросили русских о принятии их в подданство еще в конце XVI века, а были приняты в состав России лишь через два столетия. Что касается Малой Руси, то ее прошение оказалось выполненным в куда более короткий срок - через четверть века. Что означало: малороссы спасли свою веру, культуру, этническую принадлежность, наконец. И это не просто высокие слова, ибо в той же Белоруссии, скажем, принявший в XIX веке католичество местный уроженец слыл за "костельного поляка", за быдло, чьи дети лишь в будущем могли претендовать на то, чтобы в будущем называться настоящими поляками. Вряд ли стоит говорить о том, какой слом сознания испытывал человек, лишавший себя национальной идентичности.

 

«Конкурс» столиц России

 

Однако вернемся к истокам проблемы. Разумеется, Днепровская Русь - это не вся Русь, и все же Днепр как торговый путь еще в IX веке настойчиво притягивал к себе внимание жителей старых городов. Это - колыбель русской государственности. Надо сказать, что никакой единой Киевской Руси никогда не существовало: государством было каждое княжество. Другое дело, что единая Русь имела место быть не как государство, но как страна. Русь представляла собой конфедерацию земель и княжеств, связанных религиозно и церковно-канонически (единого князя всея Руси никогда не было, зато был митрополит в Киеве). Все говорили и писали на одном языке, имелась общая транзитная связь и монетная система (беличья шкурка), что позволяет вести речь о единстве экономическом пространстве. Везде действовала "Русская Правда Ярослава" и церковно-брачные византийские законы, что свидетельствует о наличие единой юридической системе. Русь была также связана династией Рюриковичей. 

"Россия там, Россия тут, - везде, где русские живут"... Стихи это, наверное, слабые, зато верные по смыслу. Принадлежность к Руси, безусловно, существовала и в сознании европейца, и византийца, и араба...

Тем не менее, история распорядилась так, что все вышеперечисленные связи ослабевали - по мере старения славяно-русского этноса. В XIII веке этот народ закончил свою историю, началась другая - уже не славянского народа, а русского.

Новая история не привела к разделению двух народов, великорусского и украинского. Конечно, утрата внутриэтнической солидарности - вещь неприятная, однако не смертельная: на разных витках развития она может быть крепче, а может и естественным образом и ослабевать. Куда страшнее, что к XIII веку русские оказались слабы в принципе. Та же Орда - что она могла выставить? Ну, тридцать-сорок тысяч воинов: Русь же, по самым скромным подсчетам, - 110 тысяч. Была бы воля сопротивляться! Есть замечательный литературный памятник - "Слово о погибели русской земли". Что пишет неизвестный нам автор о XII веке, времени Владимира Мономаха? О том, что "половцы его именем малых детей своих пугали, а венгры укрепляли каменные стены градов своих, а Литва из болот своих не показывались, а немцы радовались, что далеко живут - за синем морем"... Вот какой могущественной была конфедеративная Русь! Никто и не помышлял в ее просторы вторгнуться... Но зато, когда Русь ослабела, "сунулись" все! И венгры, и Литва, и Орда...

В этой ситуации и великороссы, и малороссы, и белороссы по-разному вошли в состав разных государственных объединений.

Возвышающаяся Литва, начиная с XIV века начинает созидать Великое Княжество Литовское. Московская Русь - Великое Княжество Владимирское. Это были устойчивые конкуренты, и если бы Литва успела стать столь православной, каковой стала Москва, Церковь, несомненно, предпочла бы не последнюю, а Вильно. И сегодня мы имели бы там русскую столицу. Однако князья Гедеминова рода вели себя в религиозном плане ненадежно, а предки украинцев не прогнали вероотступника князя Ягайло, чем навсегда отдали первенство Москве. Да, могла бы быть Россия со столицей в Киеве, однако не сумели малороссы доказать, что они - ее этническое и культурное ядро.

 

Трудное слово - свобода

 

Последнее упоминание в наших исторических учебниках о западнорусских землях относится к моменту ордынского нашествия и датируется 1240 годом. Речь - о взятии Ордой Киева. А что после того? Да ничего! После этого вся Западная Русь - и Украина, и Белоруссия - как бы исчезают. И появляются лишь при гетмане Богдане Хмельницком. Сия историческая безграмотность провоцирует малороссов-украинцев на попытку доказать, что они - другие. "Неизведанные" исторические страницы составляют немного немало - 400 лет (от середины XIII до середины XVII века).

Подход к русской истории не только безграмотен, но и предвзят. Ведь какая только не была Русь! Белая, Черная, Червонная, Подкарпатская, Залесская... Но ведь все это - Русь!

Недавно мне пришлось беседовать с несколькими украинцами. Они говорили, что хотели бы жить со мной в одном государстве. Но при том очень уж им хочется быть украинцами! Ибо они уверены, что русские - это одно (одна нация), а украинцы вовсе другое (другой народ). Мне это и смешно и горько. Ибо москаль с киевлянином больше похожи друг на друга, нежели донской казак и помор. Последние, к счастью, считают себя русскими людьми. Да проживи я лет пять в Киеве или находись киевлянин столько же времени в Москве, - нас практически не отличить. В то время как проживший столько же времени в Москве сибиряк все равно не сойдет за москвича или украинца: ему некуда деться хотя бы от его выговора. Так какие же мы - "чужие"?!

Нас разводил только исторический путь, а не процессы этногенеза. Никак не процессы этнической истории.

И о каких национально-освободительных движениях в России может идти речь? Народы если и «уходили», то от большевистского режима. А взять ту же Украину... Даже Временное правительство оказалось в украинской коллизии все-таки русским. Когда в 1917 году учредили Центральную Украинскую Раду, то она обратилась в Петербург с требованием признать действительность принимаемых ею законов ... на правах автономии. Никакой Винниченко не осмеливался даже и подумать о какой-то там самостийности. Что ответило Временное правительство? Оно признало право нации на самоопределение (на правах автономии), но подчеркнуло, что при этом надо дожидаться созыва Учредительного собрания. Было отмечено: Украина может претендовать на автономию в границах 4 (!) губерний, а не 10 (!). Временное правительство было, конечно, революционным, но оно, тем не менее, понимало всю меру своей исторической ответственности за "соревнование по проглатыванию суверенитетов".

И в 1991 году можно и нужно было сказать не в меру ретивым украинским радикал-демократам: хотите отделяться - пожалуйста! Однако делайте это в пределах исторической Украины! Без выхода к Черному морю, - в Новороссии мы завоевали это право во времена Российской империи в XVIII веке! Уходите без Левобережья, потому что - это Черниговская, Сумская и Харьковская области? Это не Украина! К коренной, гетманской Украине принадлежат только Киевские, Полтавские, Житомирские и Подольские земли. И только!

Донбасские земли? Это - историческая область донцов, часть области Всевеликого Войска Донского. Как Донбасс попал в состав Украины? Чтобы ответить на этот вопрос, придется вспомнить о зоне германской оккупации уже при большевиках в 1918 году. Немцы удерживали Донбасс ради угля и по инерции в качестве зоны своего влияния, - таким образом регион оказался в составе Украинской ССР. У российского парламента сегодня нет территориальных претензий к Украине, зато вот донские казаки мыслят иначе.

Или вот Новороссия. Степные, лесостепные и субтропические зоны вдоль Черноморского побережья. Разве они исторически не русские? На них предки русских проживают столько, сколько они вообще существуют - с I века от Рождества Христова. А Таврия? Название Крым вообще искусственное, исходит от названия ханства со столицей в Старом Крыму (тогда оно называлось просто Крымом - нынешний поселок Старый Крым). Когда мы вернули себе эту территорию, ее снова стали называть Таврией. Была Таврическая губерния, Таврическая православная епархия и светлейший князь Потёмкин был Таврическим.

Интересно, что в Подкарпатской Руси до сих пор проживают люди, именующие себя русинами. В коммуничтисеское время их переписали украинцами, однако, я видел паспорт одного из таких людей, где было зачеркнуто слово "украинец" и четко выписано - "русин". Русский, то есть. Власти делают вид, что не замечают подобных "выходок". Но все это - токи реальной исторической памяти и национального самосознания.

Из галичанина шестьсот лет делали раба, "хлопа". По отношению к западной культуре, прежде всего. Но не смогли сего сделать ни в польское, ни в австрийское, ни в австро-венгерское время. Галичанин также стремился остаться русичем, русином, стремился к Руси. А во время Первой мировой войны десятки тысяч галичан погибли в концлагерях только за право быть православными. История горько надсмеялась над ними: их мечта о присоединении сбылась, когда они попали в сталинскую Россию...

А историческая Украина - это всего лишь Днепровское Правобережье.

 

Что дальше?

 

Что будет с русскими и украинцами в будущем? Конечно, можно остановить подачу газа на Украину - в любое морозное время. Украина попросту замерзнет, ее политическое руководство падет. Но вот только кто кому этим что докажет?!

Самостийность, - она хороша лишь для анекдотов. "Диду, диду, москали у в космос улетели?"  Контр-вопрос деда - "Уси?"

Но жить-то надо на земле.

Между тем, из того же Крыма русских выживают. Пока российские политики откладывают проблему статуса полуострова в дальний ящик, происходит явное изменение этнического состава его жителей. Под видом возвращения татар таврическую землю уже заселяют и турки, все, кто угодно, но только не русские. Нам не надо объявлять войну Украине. Но сказать, что Крым, - это часть России попросту необходимо.

Настала пора признать, что так называемая сегодняшняя целостность Украины зиждется на преступных актах коммунистов. Если бы в период Беловежья украинским политикам предложили бы "лишь" реально историческую Украину - без Новороссии и, разумеется, без города союзного подчинения - Севастополя (вообще, заметим, без выхода к Черному морю!), то вряд ли Кравчук поставил бы свою подпись под пресловутым документом.

Настало время возвращать свое. Впрочем, это смогут сделать только по-настоящему прорусски ориентированные политики. Ибо все последнее десятилетие национальные интересы России подчинялись личностным. Кучме с легкостью прощались газовые долги, а в его избирательную кампанию вкладывались немалые финансы от русского налогоплательщика, так же, как и, впрочем, украинские денежки шли на поддержку избрания Ельцина.

Строительство газопровода через Польшу в обход Украины, кажется, говорит о какой-то смене акцентов. Давайте признаем, что никакого взаимовыгодного сотрудничества с Украиной у России сегодня не существует. Украина по-прежнему российский иждивенец. Так не стоит ли говорить с ней в политическом отношении, так сказать, построже, пореалистичней?


Реклама:
-