Акт США о российской демократии[1]

 

Акт о выделении средств в соответствии с Законом о помощи иностранным государствам от 1961 года, направленный на развитие демократии, передовых методов управления и антикоррупционных программ в Российской Федерации с тем, чтобы укрепить демократические принципы правления, гражданское общество и независимые средства массовой информации в этой стране.

Настоящим решением Конгресса Соединенных Штатов Америки, при совместном одобрении Сената и Палаты представителей, вступают в силу следующие статьи:

 

Раздел 1. КРАТКОЕ НАЗВАНИЕ

 

Настоящий Акт далее именуется "Акт о российской демократии за 2002 год".

 

Раздел 2. ПРЕДПОСЫЛКИ И ЦЕЛИ

 

2.1. ПРЕДПОСЫЛКИ

 

Конгресс исходит из следующих предпосылок:

 

2.1.1. После распада Советского Союза правительство Российской Федерации открыто провозгласило свою приверженность построению:

2.1.1.1. общества, политические институты и политическая практика которого основываются на принципах демократии, повсеместно признанных стандартах в области прав человека, религиозных свобод и свободы слова;

2.1.1.2 рыночной экономики, основанной на принятых во всех мире принципах прозрачности, отчетности и законности.

 

2.1.2. Для содействия этим целям международное сообщество оказало России многостороннюю и двухстороннюю техническую помощь, в рамках которой Соединенные Штаты внесли значительный вклад в развитие новых институтов российской власти, основанных на принципах демократии, либеральной экономики и торжества закона.

 

2.1.3.1. Благодаря осуществляемым под эгидой правительства США программам демократических реформ и программам "народной дипломатии", в том числе образовательным программам и системе небольших грантов, направленных на обеспечение доступа к сети Интернет, начиная с 1992 года почти 40 тысяч россиян посетили Соединенные Штаты, а в самой России возникли более 65 тысяч неправительственных организаций, тысячи независимых органов СМИ (несмотря на противодействие со стороны российского правительства) и многочисленные политические партии.

2.1.3.2. В значительной степени благодаря этим усилиям в 1995 и 1999 годах в России состоялись честные и открытые парламентские выборы.

 

2.1.4. Соединенные Штаты поддержали усилия российского правительства, направленные на замену централизованной плановой экономики экономикой рыночного типа, а также помогли создать необходимые для этого институты и инфраструктуру. В настоящее время на долю частного сектора российской экономики приходится примерно две трети валового внутреннего продукта. Вследствие этого 7 июня 2002 США признали Россию страной с рыночной экономикой.

 

2.1.5.1. США поддерживают основы частного предпринимательства в Российской Федерации, осуществляя с этой целью поддержку малого и среднего бизнеса. Благодаря этой помощи 250 тысяч российских предпринимателей смогли пройти необходимое обучение, воспользоваться консультациями американских специалистов и получить небольшие займы.

2.1.5.2. В настоящее время в России действуют более 900 тысяч малых предприятий, общая доля которых в валовом внутреннем продукте страны составляет, по разным оценкам, от 12 до 15 процентов.

2.1.5.3. Финансируемые правительством США программы внесли определенный вклад в борьбу с коррупцией и финансовыми преступлениями, такими как отмывание денег, путем:

2.1.5.3.1. учреждения легальных коммерческих инфраструктур;

2.1.5.3.2. развития независимой судебной системы;

2.1.5.3.3. поддержки усилий, направленных на разработку нового уголовного кодекса, гражданского кодекса и закона о банкротстве;

2.1.5.3.4. развития законодательной и административной базы для создания российского эквивалента американской Комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям;

2.1.5.3.5. поддержки российских юридических учебных заведений;

2.1.5.3.6. учреждения курсов правовой помощи;

2.1.5.3.7. поддержки юридических действий неправительственных организаций.

 

2.1.6. Поскольку перспективы российских демократических сил и гражданского общества по организации и отстаиванию завоеваний демократии своими силами, без зарубежной поддержки, остаются неопределенными и поскольку постепенная интеграция Российской Федерации в мировой свободный рынок и содружество демократических государств приведут к интенсификации сотрудничества между Россией и США по широкому спектру политических, экономических и военных вопросов, успехи демократических преобразований в России относятся к области национальных интересов США, правительству которых следует разработать долгосрочную и гибкую стратегию, нацеленную на укрепление демократических тенденций и принципов рыночной экономики в росссийском обществе, в особенности на поддержку российских демократических институтов, соответствующих программ обучения, принципов законности и свободы слова.

 

2.1.7. После трагических событий 11 сентября 2001 года Российская Федерация вступила в борьбу против терроризма на стороне Соединенных Штатов и остального цивилизованного мира и оказала определенное содействие в войне против Афганистана, выразившееся в обмене разведданными и других мерах.

 

2.1.8. Отношения между Соединенными Штатами и Россией значительно улучшились, что привело к успешному саммиту между президентом Бушем и президентом Путиным в мае 2002 года, в ходе которого был подписан документ под названием "Основания для сотрудничества".

 

2.2. ЦЕЛИ

 

2.2.1. Цели данного Акта состоят в том, чтобы

2.2.1.1. способствовать укреплению и развитию институтов демократического управления, свободных и независимых средств массовой информации, а также поддерживать процесс развития в Российской Федерации гражданского общества на основе религиозной и этнической терпимости, повсеместно признанных прав человека и международно признанного принципа главенства закона;

2.2.1.2. нацелить программы зарубежной помощи, финансируемые из бюджета США, на использование местного опыта и на повышение роли местных организаций в разработке и освоении подобных программ, при сохранении за США соответствующих регулирующих и контролирующих функций.

 

Раздел 3. ПОЛИТИКА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ ПО ОТНОШЕНИЮ

К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3.1. МНЕНИЕ КОНГРЕССА

 

По мнению Конгресса, правительству Соединенных Штатов следует:

 

3.1.1. признать, что демократическая и экономически стабильная Российская Федерация будет осуществлять менее конфронтационную и менее дестабилизирующую внешнюю политики и что, следовательно, развитие демократии в России относится к сфере интересов национальной безопасности США;

 

3.1.2. продолжать и наращивать поддержку, оказываемую демократическим силам Российской Федерации, включая независимые средства массовой информации, местные администрации, политические партии демократической ориентации и неправительственные организации.

 

3.2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Политика Соединенных Штатов по отношению к Российской Федерации должна заключаться в том, чтобы

 

3.2.1. содействовать интеграции России в сообщество западных государств, в том числе поддерживать учреждение стабильной демократии и рыночной экономики в рамках законности и уважения к правам личности, в частности обеспечить членство России в соответствующих международных институтах;

 

3.2.2. вовлекать правительство Российской Федерации и российское общество в процессы укрепления демократических реформ и соответствующих институтов, а также внедрять гласность и принципы эффективного управления во все аспекты общественной жизни, включая честные и открытые принципы ведения бизнеса, доступную и прозрачную судебную систему, свободу вероисповедания и уважение к правам личности;

 

3.2.3. осуществлять диалог между официальными лицами из правительства США, представителями частного сектора и простыми американцами, с одной стороны, и представителями правительства Российской Федерации, с другой, с целью интеграции России в западное сообщество;

 

3.2.4. поощрять официальных лиц из властных структур Соединенных Штатов и представителей сферы частного бизнеса к регулярным встречам с активистами из числа демократов и правозащитников, представителями независимых СМИ, негосударственных и гражданских организаций, церковных структур, а также политиков, настроенных на демократические реформы, как из Москвы, так и из других регионов России;

 

3.2.5. встраивать необходимые шаги, направленные на демократические реформы в России, поддержку независимых СМИ и экономические реформы, в рамки более широкого диалога между США и правительством Российской Федерации;

 

3.2.6. направлять правительство Российской Федерации к взаимовыгодному и открытому, в духе международно принятых принципов, сотрудничеству в области зарубежных отношений, включая вопросы нераспространения оружия массового поражения, охрану окружающей среды, борьбу с преступностью, торговлей людьми и коррупцией;

 

3.2.7. проводить консультации с правительством Российской Федерации и российским парламентом по вопросам внедрения экономических и социальных реформ, необходимых для обеспечения роста российской экономики и перехода России к полностью функциональной рыночной экономике, а также для ее вступления во Всемирную Торговую Организацию;

 

3.2.8. настаивать, чтобы правительство Российской Федерации соблюдало свои обязательства перед Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также осуществляло по-настоящему добрососедскую политику по отношению к другим независимым государствам из числа бывших республик Советского Союза в духе международно признанных принципов сотрудничества;

 

3.2.9. побуждать партнеров по Большой восьмерке и представителей международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, кредитовать Российскую Федерацию с соблюдением принципов финансовой надежности и прозрачности.

 

Раздел 4. ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ О ПОМОЩИ

ИНОСТРАННЫМ ГОСУДАРСТВАМ ОТ 1961 года

 

4.1. ПОПРАВКИ К ОБЩЕЙ ЧАСТИ

4.1.1. В раздел 498 (2) "Демократия и законность" Закона о помощи иностранным государствам от 1961 года (22 U.S.C. 2295(2)) вносятся следующие поправки:

4.1.1.1. В названии раздела слово "демократия" меняется на слова "демократия и законность".

4.1.1.2. Исключаются подразделы (E) и (G).

4.1.1.3. Подраздел (F) переименовать в подраздел (I).

4.1.1.4. После подраздела (D) вставляется следующий текст:

(E) "разивитие и поддержка местных и неправительственных организаций, придерживающихся принципов демократии, законности, гласности и подотчетности в политических процессах, в том числе с помощью небольших грантов, выделяемых этим организациям";

(F) "международный обмен и другие формы народной дипломатии, способствующие лучшему пониманию того, каким образом демократические институты, социальная политика, рыночные механизмы и независимая судебная система функционируют в западном обществе";

(G) "политические партии и коалиции, приверженные принципам демократии, гражданским правам и экономическим реформам";

(H) "поддержка гражданских организаций, содействующих укреплению прав человека";

4.1.1.5. В конце раздела вставляется следующий подраздел:

(J) "укрепление механизмов правосудия посредством программ и процедур, выполняемых в соответствии с параграфом 498B(e), в том числе:

(i) "поддержка неправительственных и гражданских организаций, а также политических партий, выступающих за сильную и независимую систему правосудия";

(ii) "поддержка местных организаций, которые сотрудничают с судьями и представителями правоохранительных органов с целью уменьшить число людей, содержающихся в предварительном заключении";

(iii) "поддержка вновь создаваемых правовых ассоциаций или групп, осуществляющих обучение в области прав человека и адвокатуры, другие виды обучения с учетом преподавания законов, определяющих права человека, а также юридическую защиту лиц, ставших жертвами незаконного преследования со стороны властей".

 

4.1.2 В раздел "независимые СМИ"

В раздел 498 "Демократия и законность" Закона о помощи иностранным государствам от 1961 года (22 U.S.C. 2295) вносятся следующие поправки:

4.1.2.1. Переименование параграфов 3-13 в параграфы 4-14 соответственно;

4.1.2.2. Вставка после параграфа 2 следующих пунктов:

(3) Независимые СМИ - развитие свободных и независимых средств массовой информации, включая:

(A) "поддержку всех форм независимиых средств массовой информации, в том числе печатных, радиовещательных и телевизионных";

(B) "особую поддержку негосударственным интернет-источникам информации, в том числе оказание помощи аудитории в обеспечении свободного доступа к ним, включая информационную и техническую помощь, обеспечение компьютерами и другими необходимыми средствами для подключения к сети интернет, обучение новых пользователей в неправительственных гражданских организациях приемам и методам интернет-коммуникаций";

(C) "обучение основам журналистики, в том числе методике журналистских расследований, помогающих аудитории понять вред, наносимый коррупцией, и оказывающих сдерживающее влияние на коррумпированных чиновников".

 

4.2. ПОПРАВКА ПО СОГЛАСОВАНИЮ

В раздел 498 (е) вносится следующая поправка: подраздел (2) (G) удаляется из текста и вместо него вставляется подраздел (2)(J).

 

Раздел 5. ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОДДЕРЖКУ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

5.1. ПРОГРАММЫ ПОМОЩИ

При оказании помощи Российской Федерации в соответствии с главой 11 части 1-й Закона о помощи иностранным государствам от 1961 года (22 U.S.C. 2295 и далее) президент США уполномочен:

 

5.1.1. работать совместно с правительством Российской Федерации, Государственной Думой и представителями российской судебной системы с тем, чтобы помочь ввести в действие заново отредактированный и исправленный уголовный кодекс и другие правовые документы;

 

5.1.2. вводить гражданские образовательные программы, связанные с представлениями о демократии, социальной политике, законности, значении независимых СМИ, в том числе учреждать так называемые Американские центры и общественно-политические школы в российских университетах, а также поощрять общение россиян с представителями американских университетов посредством интернет-коммуникаций через обучающие центры, расположенные в российских университетах;

 

5.1.3. поддерживать программы "Местная инициатива", направленные на оказание адресной помощи тем регионам Российской Федерации, которые демонстрируют приверженность реформам, демократии и законности, и разрабатывают подобные программы в качестве моделей для остальных регионов Российской Федерации.

 

5.2. РАДИО "СВОБОДА"/"СВОБОДНАЯ ЕВРОПА" И "ГОЛОС АМЕРИКИ"

Сотрудники Радио "Свобода"/"Свободная Европа" и "Голос Америки" должны использовать новые современные технологии, чтобы совместно с местными независимыми СМИ, вещая, по возможности, на местных языках, распространять по всей Российской Федерации информацию о демократии, рыночной экономике, законности и правах человека.

 

Раздел 6. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В РАЗВИТИИ ДЕМОКРАТИИ,

НЕЗАВИСИМЫХ СМИ И ЗАКОННОСТИ

 

В соответствии с поправкой в разделе 4(а) в Законе об оказании помощи иностранным государствам от 1961 года для финансирования действий, санкционированных параграфами 2 и 3 раздела 498 этого закона, разрешается использовать 50 миллионов долларов из средств, определяемых главой 11 части 1 этого же закона (22 U.S.C. 2295 и след.), а также Законом о поддержке свободы на 2003 финансовый год.

 

Раздел 7. ФИНАНСИРОВАНИЕ АРХИВОВ ПРАВОЗАЩИТНИКА И ЛАУРЕАТА НОВОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ЗА СОХРАНЕНИЕ МИРА АНДРЕЯ САХАРОВА

 

7.1. Президент США уполномочен выделить грант университету Брандейса на поддержание архивов Андрея Сахарова и Центр по защите прав человека в соответствии с условиями и сроками, которые президент сочтет наиболее подходящими. Деньги выделяются на приобретение и хранение документов, относящихся к жизни Андрея Сахарова, и на административные нужды Центра.

7.2. Согласно подразделу (а), предполагается, что президент не должен расходовать на указанные цели более полутора миллионов долларов.

 

Раздел 8. ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА

 

Положения раздела 108 (c) H.R. 3427, в соответствии с положениями раздела 1000 (a) (7) Общественного закона 106-113, относятся к суммам, выделяемым в бюджете США на 2003 финансовый год организациям, перечисленным в разделе 108 (c) H.R. 3427.

 

Спикер Палаты представителей

Вице-президент Соединенных Штатов Президент Сената



[1] Документ приводится в редакции, опубликованной на сайте Лента.вип.ру от 20.11.2002 (Ред.).


Реклама:
-