В.
Леонидов
Духовность.
Вне Церкви?
Возможно,
это кому-то покажется странным, но одна из существеннейших проблем нашей жизни
– это проблема отделения Церкви от государства. Одолеть ее успешно – значило бы
решить многие наши больные вопросы.
Начать стоит с определения
самого термина «светское государство». Он конституирован, то есть, введен в
Конституцию – учреждение и Основной Закон Российской Федерации. Сам принцип
«отделения Церкви от государства» зафиксирован и Конституцией РФ и Законом РФ
«О религиозных объединениях». Но вот понимание термина и принципа у многих
российских политиков и журналистов весьма странное…
Ну, действительно, что это
вообще такое – отделение Церкви от государства? Отделение от государственной
власти церковной иерархии? Такая постановка вопроса, в общем, было бы понятна.
Однако Церковь - это не церковная
иерархия, Церковь – это совокупность одинаково исповедующих веру христиан, в
данной стране или в данном государстве проживающих. Как могут, скажем, меня,
православного христианина, отделить от государства, если я как гражданин хожу
на выборы, имею право быть избранным, вести ту или иную пропаганду и агитацию…
Располагая последним «пакетом прав», я ведь не перестаю быть членом Церкви! Так
кто же и от чего меня в таком случае способен «отделить»?!
Да, Церковь сама предприняла
ряд шагов в развитие вышеназванного принципа. Решением Архиерейского Собора уже
в течение нескольких лет священнослужителям запрещено принимать участие в
партийной деятельности. Но опять же партийная деятельность – это отнюдь еще не
вся политическая деятельность. Быть членом партии или ту или иную партию
поддерживать заказано и рядовому иерею, и дьякону, и Патриарху (запретив
другим, запретил себе). Однако иметь политические взгляды, высказывать свои
оценки по поводу того, что происходит в стране может как Патриарх, так и юный
псаломщик. Кроме того, повторим: это все касается лишь священнослужителей.
Миряне же, будучи активными членами Церкви, становятся и политиками, и судьями…
Где ж тут принцип отделения Церкви от государства? Что же он таки означает?
Я убежден, что сам по себе
данный принцип не плох и не хорош. Все дело в том, исчерпывающе ли мы его
воспринимаем.
Вообще-то Церковь с давних
времен предпочитала христианское государство. Напомним, что Рим был (а точнее,
бывал) гонителем христиан по причине того, что сам являлся вселенским,
универсальным организмом – как Империя. Церковь также была универсальной и
вселенской - следовательно, происходило столкновение двух универсалий.
Примирить это было идейно невозможно: отсюда вовсе не худшие, а напротив, даже
лучшие римские правители, исполняя свой государственный долг, оказывались в
роли гонителей христиан. Проблема разрешилась с принятием христианской веры
Константином Великим (два прецедента случились до того, когда в маленьком
сирийском княжестве Эдесса и Царстве Армянском аристократия и монарх также
стали христианами).
В начале V века святой Иоанн
Златоуст в комментариях на Послание апостолу Павлу разработал принципы
христианской государственности. Довершил дело в VI веке святой император
Константинопольский Юстиниан Великий, давший оным исчерпывающий греческий
термин – «симфония», то есть созвучие. Согласно таким принципам Церковь
поддерживает христианское государство, а христианское государство оберегает
Церковь, причем оба субъекта не вмешиваются во внутренние дела друг друга.
Симфония «звучала» на
протяжение почти полторы тысячи лет. Имелись «диссонансы» - были
злоупотребления стороны Церкви, больше, впрочем, это случалось по вине
государства. И все же можно с уверенностью сказать, что принцип работал!
Кому же понадобилось
отделяться? Наша Церковь, в принципе, никогда не была против «дружеского, но
более отстраненного взаимодействия». Но что она получила на практике?!
Три четверти века существования
советской власти нас убеждали в том, что Церковь отделена от государства и
последнее не вмешивается в его дела. Какие ложь и цинизм! Советское государство
никак не желало «отделяться» от Русской Православной Церкви! Да, Церковь не
имела никакого влияния на государственные дела, зато уж государство свой
длинный коммунистический нос совало решительно в любые церковные начинания.
Действовало при этом хамски – прямо-таки в библейской смысле этого слова,
стремясь «поиздеваться над наготой родителя своего» (впрочем, какая Церковь
коммунистам мать!).
За примерами далеко ходить
не надо. Скажем, советское законодательство ЗАПРЕЩАЛО переводить средства из
одного прихода в другой. То есть, даже если какой-то приход в буквальном смысле
погибал, а ему пусть и небогатые другие могли помочь сохраниться, сделать это
последним категорически возбранялось. Епископа за попытку того могли
просто-напросто посадить. Что тут сказать: «отделение по-советски» – только и
всего.
Или вот с 1929 по 1989 годы
действовал Указ, запрещающий священнослужителям «организацию чудес». За это
могли посадить, и пытались сделать это даже в не столь давних восьмидесятых во
владимирских Киржачах (тюремный срок грозил протоиерею Алексию).
Приводить подобные примеры
издевательства над принципом отделения Церкви от государства в Советской России
– бумаги не хватит.
Можно, конечно, проводить
«отделение» и по-другому. Скажем, по-американски.
Американская нация – нация
мигрантов, осваивавшая новую землю религиозными общинами. Именно поэтому
сегодня в США есть квакерский штат Виржиния, кальвинистский штат Нью-Джерси,
мормонский штат Юта, по преимуществу католическая Луизиана… В новом государстве
надо было как-то уживаться всем – так возник принцип полного равноправия всех
религиозных общин. Иначе, впрочем, и быть не могло – в прошлом веке таковых
имелось многие десятки и нормально сосуществовать, взаимодействовать, начиная
«играть с нуля», способны были только абсолютно равные. Другое дело, что
последствия этого есть и совершенно плачевные: в США, допустим, возможно
совершенно легально зарегистрировать общину сатанистов, и до тех пор, пока они
кого-нибудь не принесут жертву (и это не будет безупречно доказано в суде!) к
ним, как говорится, ноль претензий. Старушка-Европа, разумеется, себе такого бы
и в мыслях не позволила!
Кстати, о Европе. Она шла от
религиозной несвободы, от господствующей государственной Церкви, от принципа
религиозного единообразия к постепенному смягчению таковых.
Взять Великобританию. Там
можно было быть кем угодно, но кончилась английская революция – и вот уже
римский католик не имел права далее чем на десять миль удаляться от своего дома
или ближе чем на пятнадцать миль приближаться к Лондону - без на то разрешения,
а обращаться в суд мог лишь через посредство англиканина. Эти ограничения были
отменены только в 1830 году, тогда же, кстати, когда, наконец, с английских
площадей убрали позорные колодки, куда на посмешище заковывались мелкие жулики,
мошенники и прочие правонарушители. Это говорит о том, что англичане «доросли»
до существующей сегодня степени религиозной свободы, в общем-то, совсем
недавно, и если мы обратимся к нашим родным пенатам, то придется вопросить: «А
нам такое не рановато ли? Ведь мы этнически лет этак на четыреста помоложе!»
Может быть, шокирую
читателя, но скажу, что нам-то как раз впору ставить подобные колодки на
площадях. И уж тем более с религиозными свободами да плюрализмом не стоит
шибко-то баловать…
Впрочем, англичане и сегодня
свою англиканскую конфессию достаточно зорко оберегают. Скажем, каждый
англичанин имеет право изменить свое вероисповедование. Однако Ее Величество
королева этого сделать не может. В ту же секунду, когда она решит стать,
допустим, католичкой или православной, она автоматически лишится трона. Она
может и должна быть только англиканкой! Есть традиция, ее можно постепенно
смягчать, но – до определенных пределов.
Практически во всех
европейских странах существует понятие либо государственной религии (таких
может быть больше, чем одна), либо понятие религии или конфессии с полным
публичным правовым статусом, либо понятие покровительствуемой религии. И уж
везде непременно присутствует понятие исторической религии – это просто
разумно-достаточный минимум.
Как реализуется все это в
государственной и общественной жизни?
Например, в Финляндии (между
прочим, бывшей части Российской Империи – сюда поучительно бросить взгляд, так
как это наша бывшая земля, не претерпевшая однако революционных безобразий) все
по-простому. Там существует понятие первой государственной религии
(лютеранство) и второй – это православие. Первая имеет ряд преимуществ над
второй, все же остальные государственными не являются.
Что – «в конкретике»?
Вы можете быть методистом,
римо-католиком, иудеем, даже мусульманином – существование вашей общины будет
разрешено. Но… При этом вам не удастся получить полного освобождения от налогов
(как арендатор, к примеру, вы будете в отличие от лютеранина или православного
платить за государственную землю), бесплатного времени на государственном радио
и телевидении (лютеранам и православным это положено, они и просить не должны)
и т.д. и т.п.
В Германии по достижении
совершеннолетия вы должны заполнить анкету налогоплательщика. В ней есть вопрос
о вашем вероисповедовании. И если вы напишете, что вы римский католик, то
государство в силу конкордата, то есть соглашения с Римской Церковью, будет
брать с вас налог в пользу католической епархии. Напишете, что лютеранин –
будете платить лютеранской. Почему не написать, что я, дескать, безбожник?
Немцы не делают этого за редким исключением. Почему? Во-первых, это абсолютно
неприлично (вы можете не ходить в Церковь, но такое сказать про себя нельзя!).
А во-вторых, вам уж точно навсегда будет закрыта государственная служба.
Учителем в школу вас не возьмут, полицейским – тоже. Причем, даже вряд ли будут
открыто обвинять в атеизме, просто деликатно заметят, что вы для этих
должностей не подходите. И никак проскочить мимо этого нельзя.
Интересно, что самая
безбожная европейская страна, Франция, первой дала определение, что такое
религиозная секта – объемное четкое с целой серией параграфов определение.
Чего, увы, нет у нас и в помине. В результате чего сектанты «с пол-оборота»
подают в суд на тех, кто совершенно справедливо их сектантами именует. Все,
чего пока добились духовно здоровые люди, это вообще пользоваться терминами
«секта» и «сектанты». И то – хорошо. Но определения «секта» в административном
и уголовном праве, к сожалению, у нас как не было, так и нет. Одуматься бы нам,
как французам – нас ведь сектанты не меньше их «достали»!
В той же Германии запрещена
регистрация религиозной общины, где объектом поклонения является ныне
здравствующий персонаж. Поэтому, например, секта американского миллиардера
корейца Муна там легально действовать не может, а вот у нас способна иметь
место быть на любом углу.
В давно светской Греции
также есть ограничения на публичное миссионерство. Если какой-нибудь мормон
встанет на перекрестке и начнет проповедовать, то заметивший его священник или
дьякон не будет писать никому жалобу. Они просто зайдут в полицейский участок и
скажут об этом. И полицейский тут же направится в нужное место и, взяв мормона
за шиворот, популярно объяснит ему, что, в Греции – свобода, и потому он может,
к примеру, арендовать гимнастический зал. После чего повесить объявление, где
будет четко указано, что он – проповедник-мормон и никто другой, никакой иной
преподаватель Библии. Тогда – можно проповедовать. Но только так: в строго
отведенном месте, с полной ясностью, что за слово вы обращаете к людям.
Можно сказать, что взгляд на
религию, отношение к ней, реализация духовных потребностей для европейских
стран сегодня стали общими. Произошло это из-за того, что всякая из них поняла,
насколько важно оберегать свою национальную культуру, свою национальную
самобытность. Безрелигиозных культур не бывает. Своими корнями любая культура
всегда уходит в религию, а лиши корней что-либо – чего хорошего от него
возможно ожидать?
То же – с нравственностью.
Отчасти она – часть культуры, но по сути конфессиональна. Любое нормальное
здоровое государство призвано заботиться о нравственности своих граждан, и
значит, оно не может не оберегать их главные конфессии.
Европа ведет себя разумно и
естественно. А вот Россия…
К сожалению, Государственная
Дума только во втором чтении Закона «О религиозных объединениях» ввела понятие
исторической религии, да и то прописано это не четко и трактуется
расширительно. Журналисты – те в большинстве своем вообще трактуют его более
чем странно. Они, например, почему-то полагают, что историческими религиями у
нас, кроме православия, являются ислам и иудаизм. Но у нас иудеев едва триста
тысяч – тех же желтошапошных буддистов-ламаистов и то больше (к последним
относятся три народа: тувинцы, частично буряты и калмыки). Старообрядцев, хотя
они и реликт, также больше, чем иудеев.
Помнится, римский папа
прислал президенту Ельцину протест по поводу введения у нас понятия
«историческая религия». Понтифик беспокоился, что в результате принятия нового
закона о религиозных конфессиях римское католичество может стать на территории
России иностранной религией. К сожалению, главе римо-католиков до сих пор никто
не задал вопрос: а что, собственно, для него Россия? Если это – СССР (что
сомнительно), то тогда римское католичество действительно является здесь
исторической религией. Но если Россия – это нынешняя куцая РФ, то есть без
территорий Украины, Белоруссии и Литвы, то римское католичество – безусловно,
иностранная религия. Кстати, в таком же положении – без Украины, Белоруссии и
Литвы – находится и иудаизм.
Краткий вывод. Принцип
светского государства, как и норма отделения Церкви от государства, означает
только одно: вы имеете права поменять вероисповедание - за это вас не подвергнут ни уголовному или
административному преследованиям, ни имущественным преследованиям. Больше это
не означает ничего.
Быть «вообще» вне Церкви государство и тем более его граждане быть не могут. Даже в Америке президент – непременно христианин-протестант, причем традиционный (Картер как радикальный – исключение). Вступая в должность, он клянется на Библии.
Так что не стоит оболванивать
народ разговорами о том, что в мире, дескать, «все религии важны, все религии
равны»…