Афон - полуостров мужских монастырей

 

Попасть на Святую гору –

большая жизненная удача,

 ниспосланная с небес.

 

Что такое Афон в истории христианства, что такое Афон для православного человека, что такое богомолье на Афоне для человека русского на протяжении многих, по крайней мере девяти, столетий?

Афон - это гора и мыс на юге греческой Македонии, у вод Эгейского моря. Это не очень большой полуостров, примерно до 100 км в длину. На карте он выглядит как палец, уставленный в море, километров 20-25 в ширину.

С древности он населен. И от начала христианства, уже в I веке, там были христиане. Есть весьма примечательное придание, необычайно древнее, часть священного предания Вселенской Церкви, о том, что Афон был избран себе в удел самой Богородицей, о чем рассказывается, в частности, у Димитрия Ростовского. Когда апостолы, собравшись у Сионской горницы, ждали сошествия Святого Духа, с ними была и Богоматерь. В ожидании апостолы бросали апостольский жребий: кому какая земля достанется в завещание. И тогда Матерь Божия сказала, что и она хочет получить землю, чтобы ее просвещать. И ей жребием выпала Иверия, то есть Грузия.

По прошествии Пятидесятницы Богоматерь готовилась к отплытию в Грузию, но ей было явление ангела, который просил ее задержаться. В то время на Кипре уже была православная община (около 44 года н.э. по Рождеству Христову), и епископом там был Лазарь Четверодневный, воскрешенный Спасителем.

Он давно хотел встретиться с Богородицей, но ввиду начавшихся гонений на христиан опасался покинуть Кипр. И он попросил ее прибыть на Кипр, послав за ней свой корабль. Богоматерь поднялась на корабль с Иоанном Богословом и еще несколькими христианами и попала в бурю, которая унесла корабль к Афонским берегам, где местные жители собрались у языческого храма Аполлона. Тут им было дано указание, что им следует покинуть капище мерзостное и направиться к берегу встречать саму Мать Великого Господа Иисуса Христа.

Страшно изумленные и, вероятно, отчасти напуганные обитатели Афона направились на берег. И действительно, встретили Богородицу, очень обрадовались, и стали одними из первых христиан. Посетив Афон, Божия Матерь заявила, что и это ее земля. (На самом деле у нее на земле четыре удела: Иверия, Афон, Киев и четвертый - Дивеево).

Монашествующие на Афоне появились примерно в VI веке. Но это еще не были монастыри. На горе Афон есть и долины, и очень уютные террасы, и рощи, но также и обрывистые, скалистые места и природные пещеры. И для отшельников, которые начали там селиться, это место подходило идеально.

Более или менее регулярные небольшие монастыри возникают ко времени царствования императора Константина Поганата (668-685 годы), который и подарил монахам этот гористый полуостров. Окончательно занятым монахами полуостров оказался во времена св. Афанасия Афонского (преподобный Афанасий - основатель главного монастыря Афона - Лавры, что приходится на 70-е годы X века). Он был современником императора Никифора Фоки. Они даже были дружны, когда Никифор был еще полководцем и генералом, а св.Афанасий еще не основал Лавру. С этого момента безраздельно территория Святой горы - как ее постепенно начинают называть - отдается монахам, и даже появляется запрет, так как там одни мужские монастыри, на посещение Афона женщинами.

Это правило соблюдается до сих пор, хотя прогрессивное человечество время от времени оказывает давление на греческий парламент и греческое правительство, дабы те отказали в этом ограничении, изменили тысячелетний Устав Афона и запустили туда дам. Несколько лет назад дело дошло даже до голосования по этому вопросу в греческом парламенте, но законопроект был провален. И по-прежнему эта гора - полуостров мужских монастырей.

Таким образом, эта гора становится монашеской и, немногим позднее, особым эдиктом императора Константина Мономаха получает наименование Святой горы, которое становится узаконенным названием. К XIII веку вся гора была покрыта монастырями, причем это был монашеский интернационал. Помимо греческих там были и другие православные монастыри. Один из старейших - грузинский Ивир, или Иверский монастырь, со знаменитой иконой Богоматери. К настоящему моменту он целиком эллинизирован и уже давно перестал быть грузинским, но все еще сохраняет свое название. Это третий по старшинству монастырь Афона. Было несколько славянских монастырей, в которых жили монахи-сирийцы и монахи-итальянцы. В средневековье на Афоне было немало монахов и из Западной Европы.

Гора - очень плодородная, там прекрасно выращиваются самые различные культурные растения, в морских водах всегда много рыбы, и нет проблем для обитания многолюдного, многотысячного монашества. И в конце концов этому был положен "предел", то есть земля оказалась поделенной между 20 монастырями. Все остальные обители не должны являться монастырями (то есть иметь ранг полноправного монастыря), но с разрешения монастыря могут основываться на его земле, то есть быть в некотором смысле его арендаторами.

Такие монастыри получают название скитов (не в русском понимании слова скит). Например, русский Андреевский скит со своими 16 храмами имел (в ранге скита на земле монастыря-пантократа) размер огромного монастыря в России. Итак, меньшие обители, которые неполноправны, называются скиты, а еще меньшие - кельи, но тоже не в русском смысле этого слова. У нас келья - место, где обитает один или двое монахов, там же келья может быть монастыриком в несколько монахов или даже несколько десятков монахов с церковкой, но тоже на земле того или иного монастыря.

У русских на Афоне был всегда один монастырь святого целителя Пантелеимона, который существует и сейчас. Но в конце XIX века было еще 4 скита: два на землях Пантелеимонова монастыря и два - на землях греческих монастырей, атакже 66 келий, большинство из которых на землях греческих монастырей или сербского монастыря Хиландар. Раньше на Афоне было много скитов, принадлежащих самым различным народам. Сейчас из 20 монастырей Святой горы 17 - греческих, один сербский, один русский, и один болгарский Зограф. Очень богатый и многолюдный румынский монастырь ранга монастыря не имеет, потому что у него нет своей земли и он - скит, хотя заметно больше болгарского Зографа.

Русский монастырь существует и имеет ранг монастыря, входит в Совет Афона своим представителем с XII века. Но еще до этого русские иноки бывали на Афоне, и не следует забывать, что с Афона происходил, будучи русским человеком, основатель русского монашества, преподобный Антоний Киево-Печерский. Родом из Любича, он отправился на Афон. Там получил начальное обучение, начальную практику, там же прошел послушание и принял пострижение, а затем ушел в Киевские пещеры, где и явился признанным основателем русского монашества.

Мы несколько раз учились у Афона. Первый раз это было при Киево-Печерских преподобных, второй раз в XVIII веке, когда на Афоне явились основатели Ильинского скита (впоследствии русского) - старец Паисий Величковский (относительно недавно прославленный преподобный) со своими учениками - восстановители эпохи разорения петровских и аннинских времен, восстановители монастырских традиций в России в полном смысле этого слова, с конца XVIII до начала XIX века. Очень тесными связи с Афоном были в XIV веке, то есть в эпоху Сергия Радонежского, когда на Афон приезжали, но и с Афона приезжали ученые-монахи на Русь. Восстановители традиций Оптиной, Сарова, Валаама тоже были выходцами из Афона и получили еще один "афонский импульс".

Крепкими были связи с Афоном в XVII веке, когда у нас было сильное увлечение византийском наследием, особенно в патриаршество Никона. Во времена, когда проводилась очередная реформа по исправлению богослужебных книг, обратились прежде всего к Афону, к афонским библиотекам.

И необычайно значительным стало русское присутствие на Афоне с середины XIX века, когда русский Пантелеимонов монастырь был почти что заново основан. Хотя в скитах и кельях русские монахи жили в любую эпоху, и даже были мученики Греческой Церкви русского происхождения, замученные афонские монахи. Гонения на Афоне случались и при крестоносцах, когда крестоносцами-оккупантами были сожжены в башне не желающие принять унии монахи Ватопедского монастыря, традиционно самого ученого на Афоне. Из Ватопеди происходил преподобный Максим Грек. При турках тоже были гонения. Так что у России есть даже мученическая связь с Афоном.

С середины XIX века идет мощное восстановление афонского Пантелеимонова монастыря. Прежде всего это заслуга двух человек - игумена Макария и духовника обители иеромонаха Иеронима. В Пантелеимоновом монастыре, грандиозном с 6-этажной гостиницей, по-гречески "архондайк", постройки XIX века, бывало свыше 1,5 тыс. монахов. Со скитами и кельями еще больше.

Для сравнения: заметный мужской монастырь в России имел два десятка монашествующих и послушников, а всегда очень многолюдный и уважаемый Соловецкий монастырь - 500 человек, вместе со всеми скитами, разбросанными по островам.

Интересно, что среди афонских монашествующих, причем священномонахов, иеромонахов, иеродьяконов, было много отставных военных. Просматривая список монахов Пантелеимонова монастыря, имеющих священный сан, через одного можно обнаружить: иеромонах такой-то - в миру артиллерийский поручик, иеромонах такой-то - в миру гусарский ротмистр. Вероятно, это связано с глубоким родством воинского подвига и подвига монашествующих. Воин (хотя это не бездуховно - есть же понятие "христолюбивого воина и защитника Отечества") всегда уважаемый христианин, но все-таки больше воины физически, а те - воины духовно. Один офицер генерального штаба, сделавший блестящую карьеру, бывший военным русским советником эфиопского императора Миллирика II, прервал свою карьеру, вернувшись в Россию, и стал афонским иеромонахом Антонием. Его книги издавались даже в советское время.

Значения Святой горы для современного русского человека, двояко. Во-первых, Афон претерпел в XX веке очень серьезный упадок: закрылось большинство русских келий, были эллинизированы, то есть национально нами утрачены, три скита в афонском Пантелеимоновом монастыре. Численность братии во второй половине XX века падала до 20 человек. Трудно представить себе, что это такое для обители, которая была рассчитана на 1,5 тыс. Несчастные отцы не в состоянии были поддерживать этот комплекс.

Мы располагаем там совершенно бесценной, самой большой на Афоне библиотекой, греческих, прежде всего, рукописей, на латинском, на западноевропейских языках, на древнееврейском, сирийском, курдском и, конечно же, на славянском языке. Замечательно подобранной и на средства монастыря, и на деньги благотворителей и богомольцев приобретенной.

Для нас принципиально важно не дать угаснуть обители, которая сейчас стала более многолюдной, но этого все еще для нее недостаточно, чтобы восстановить свое присутствие. Важно, чтобы русские люди были на земле, избранной самой Богородицей. Это во-первых. А во-вторых, мы в очередной раз, следующий после первой половины XVIII века, прошли период отчаяния. Следовательно, прикоснуться к афонским святыням, к самому духу Афона - очень важно. Паломничество туда чрезвычайно затруднено, так что попасть на Афон - большая жизненная удача, ниспосланная с небес.

 

Аналитическая служба

Фонда «Русский проект»


Реклама:
-