К. Фролов

 

Президенты у Патриарха

 

Прекращение вмешательства государства в дела Церкви - единственный путь преодоления раскола на Украине. Не дальнейшее расчленение РПЦ, а ее консолидация - путь православного возрождения восточнославянского пространства

 

29 ноября 2001 года в Москве состоялась встреча Президентов России, Украины со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым. На следующий день переговоры между Патриархом и Леонидом Кучмой были продолжены в Храме Христа Спасителя. Переговоры показали, что во главе Русской Православной Церкви стоит деликатный, интеллигентный, но очень твердый и неуклонный в принципиальных вопросах человек - Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй.

 

Принципиальным вопросом является единство и целостность Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории, недопустимость чьего-либо вмешательства в ее дела.  Неделимость и свобода Русской Церкви не являются предметом для дискуссий. Это - аксиомы.

Наша Церковь стоит перед лицом новых вызовов. Действительно, вопрос стоит прямо - либо народы, в первую очередь восточно-славянское ядро - русские, украинцы и белорусы, совокупно занимающие одну шестую часть территории Земли, окормляемые Русской Православной Церковью, станут ядром восточно-христианской цивилизации и она займет достойное место в мире, либо это ядро будет расколото, погибнет во внутренних междоусобицах и в результате Православие будет занимать в мире маргинальную нишу. Для воссоздания этого ядра восточно-христианского мира необходимо «миссионерское контрнаступление» Русской Православной Церкви. Для этого необходима ее внутренняя консолидация, теснейшее взаимодействие всех составляющих церковного организма, крепкая внутренняя спайка всех ее членов «от Карпат до Тихого океана». Без этого – развал, энтропия.

С сожалением приходится констатировать, что до сих пор между нами, чадами Русской Церкви, нет ни то что христианской любви, но и элементарной корпоративности. К примеру, попробуйте в печати оскорбить религиозные чувства мусульман или иудеев. Ответ будет очень мощный. Что же у нас? Любой негодяй волен поносить Святую Православную Церковь и в ответ ему не будет ничего. Даже в суд некому подать. Хотя нас - десятки миллионов. В подавляющем большинстве регионов Украины, Российской Федерации и Белоруссии - нас большинство. Так с какой стати мы терпим, что нас постоянно «без нас женят»? То с Патриархом Варфоломеем, то с анафематствованным Денисенко, то с филокатоликом Исиченко?

На фоне столь печальной дезорганизацией православного народа любая идея дальнейшей автономизации любой части Русской Православной Церкви является вредной, катастрофичной. Святейший Патриарх Алексий, отвечая на очередной «заход» президента Украины насчет придания УПЦ статуса «автономной», возразил, что православные не только не поддерживают эту идею, но многие выступают за возвращение УПЦ статуса экзархата Русской Церкви. И у этих людей есть свои веские аргументы. Действительно, возникшее в результате данной УПЦ широчайших прав самоуправления обособление от церковной жизни других частей Московского Патриархата, привело к отставанию от развития церковной жизни.

Возьмем, к примеру, духовное образование. В Москве, кроме Семинарии и Академии, которые готовят кадры священнослужителей, действуют Свято-Тихоновский Богословский Институт и Российский Православный Университет, где готовят православных историков, политологов, филологов, педагогов, журналистов, юристов. Если каноническое Православие на Украине не решит эту проблему, оно проиграет. И обольщаться численным превосходством и традициями - опасно. Католицизм давно и активно решает проблему подготовки своих интеллектуальных и политических кадров. В этой связи Украинской Православной Церкви необходимо максимальное сближение с остальными частями Московского Патриархата, отделяться дальше некуда. Разве что в объятия католиков. Таким образом те, кто выступает не только за автокефалию, но и за придание УПЦ приставки «автономная», вольно или невольно выступают на стороне могильщиков Православия.

Основная проблема как российско-украинских дел, так и церковно-государственных отношений на Украине - честность. И Патриарх это прекрасно понимает. Святейший Алексий поступил с президентом Украины в первую очередь как церковный пастырь. Разговор о судьбах Православия на Украине был продолжен в Храме Христа Спасителя, мало того - в алтаре. Там, где совершается Бескровная Жертва, нет места двусмысленности и демагогии. Оскорблять святыню нельзя. Святейший, как сообщают СМИ, еще раз сказал президенту Украины, что предоставление автономии только ухудшит ситуацию. Патриарх свое слово сказал.

Что же должен сделать честный политик, чтобы содействовать преодолению раскола на Украине? В первую очередь, предоставить решение этого вопроса самой Церкви. Признать, что раскольнические группировки существуют за пределами Галиции только благодаря поддержке ряда государственных структур. Чтобы ликвидировать раскол, необходимо просто прекратить эту поддержку и вообще вмешательство государства в дела Церкви. Государственные посты не имеют права занимать те, кто прямо или косвенно участвовал и поддерживал массовые кровавые захваты православных храмов. По фактам этих захватов должны быть возбуждены уголовные дела, виновные наказаны, храмы возвращены законному владельцу.

Замечу, что это банальные требования закона и права и их невыполнение не только дискредитирует украинское государство и его руководство, но и служит мощным правовым фактором. Эти беспрецедентные факты террора и преследований канонической УПЦ, нарушения прав человека должны стать и будут достоянием широкой огласки в среде международной общественности и европейских организаций. В 1943 году власти прекратили поддержку обновленческого раскола в СССР и он исчез в течение нескольких месяцев. Раскольнические «митрополиты» и «епископы» вернулись в Церковь в том сане, в котором они из нее ушли, стали обычными священниками и мирянами и, естественно, не ставили никаких условий своего возвращения в Церковь.

Не секрет, что существование раскола оправдывает функционирование разного рода бюрократических структур, которые «под разруливание проблемы» выбивают себе ставки, кредиты, словом кормятся. Именно из этой паразитической среды исходят всякого рода прожекты «объединения в поместную церковь», «автономии» и т.д. Комитет по делам религий - вообще реликт тоталитарного прошлого. Вполне достаточно мобильной комиссии по взаимодействию с конфессиями и раскольники лишатся поддержки кровно заинтересованных в их существовании бюрократов. Возникает конфликт - есть суд, прокуратура, милиция. Так - в демократических государствах.

Итак, Патриарх Алексий свою позицию высказал. Президент Кучма с одной стороны, подтвердил приглашение Святейшему Патриарху Алексию посетить Украину, с другой - вновь высказал свое мнение об автономии. У церковного большинства другое мнение насчет автономии. И аргументы этого большинства представляются более вескими. Далее православные ждут тех шагов, о которых сказано выше.

А что же президент России? Ведь есть одна очень серьезная проблема русско-украинских отношений. Это - причастность раскольнических группировок, в первую очередь «Киевского Патриархата», к международному терроризму. О том, что «Киевский Патриархат» многие годы являлся «крышей» для вербовки украинцев в горячие точки СНГ, в том числе Чечню, писали многие, в том числе и такое уважаемое издание, как «Православие в Украине», а главу «КП» Михаила Денисенко иначе как «украинским Бен Ладеном» не называют. К сожалению, СМИ не сообщают, задал ли Владимир Путин президенту Кучме вопрос на эту тему. Ведь вышеупомянутая «крыша» осталась, и она куда-то активно едет - «Киевский патриархат» продолжает захватывать храмы, как в Червонограде, делает всякие злобные заявления, упиваясь безнаказанностью. Между тем не секрет, что регистрация «Киевского Патриархата» была проведена с огромными нарушениями. Этот вопрос скрыть, замотать невозможно. Не позволим. Это - тема для открытого разговора и обсуждения на встречах руководства СНГ, в ОБСЕ и т.д. И, конечно, президентами двух государств, имеющих самое непосредственное отношение к вопросу.

Вообще, православные ждут от президента России решительных действий и на внешней, и на внутриполитической арене. Россия-лидер православного мира. Это факт, данность. Ее самоидентификация, в том числе и политическая, должна базироваться на этой данности. Восточнохристианский ареал - единственный, в котором Россия несет столичные, системообразующие функции. В том числе и политические - Россия единственная православная сверхдержава, обладающая огромными природными ресурсами, научно-техническим и военным потенциалом. Во всех других цивилизационно-культурных проектах - западном постхристианском, исламском и других Россия – периферия. Любые попытки оспорить эти очевидные вещи абсурдны. Так пусть  Путин и действует как лидер православной страны, несущей ответственность за судьбы восточного христианства. К этому его подталкивают даже враги дела Христова. Все последние недели агонизирующий в России «коллективный Смердяков» устами своей информационной обслуги пугал народ «русской национал-клерикальной партией в Кремле, состоящей из православных священников, банкиров и руководителей силовых структур». Этот союз является страшилкой разве что для некоторых хамов из журналистской среды, обсмотревшихся сериал «За стеклом», после чего им жутко захотелось залезть во все замочные скважины, в души сограждан, главы государства, публично пообсуждать темы религиозности его жены и духовной жизни президента. Их-то какое дело!

Сколько можно обсуждать тему всяких меньшинств? 82% населения России составляют русские, 90% которых исповедуют Православие. Большинство всех народов России - осетины, мордва, чуваши, якуты, удмурты, марийцы, карелы - также православные. И они, безусловно, будут рады, если в России действительно появится власть, опирающаяся на традиционные духовные ценности нашей страны. Это и есть «путинское большинство», о котором столько говорят некоторые «политтехнологи». Как уже отмечено выше, если Россия действительно станет православной страной, она станет естественным полюсом не только для восточных славян, но и для всего православного мира, особенно тех государств, чьи власти оказывают давление на Церкви своих народов (Греция, Болгария). Если то, чем пугают антицерковники, правда, то остается только повторить слова Пушкина: «Друзья, прекрасен наш союз».

Страшно другое - если «православное лобби в Кремле» окажется фикцией. Не хотелось бы разочароваться. Судить, в любом случае, будем по делам. Если президент православный, то, пожалуйста, пусть Русская Православная Церковь будет достойно представлена на общенациональных телеканалах, в школе, армии и т.д., словом, будет выработан полноценный механизм соработничества Церкви и Государства в соответствии с Социальной Концепцией РПЦ и знаменитым «Определением» об отношении Церкви к государству Поместного Собора 1917-18 годов, которое также является для православных действующим документом[1] (см. ниже). Данное «Определение» актуально для всех государств, находящихся на канонической территории Русской Православной Церкви. В том числе - Украины. Она вновь перед выбором - либо остаться верным своему историческому призванию и играть великую роль в союзе восточнославянских народов, вышедших из Киевской купели, либо стать окраиной чужих цивилизационно-культурных и геополитических проектов. Первое – и есть ее подлинное самоопределение.  Вспомним великие времена, когда выпускники Киево-Могилянской академии совершали «православный крестовый поход» в Сибирь, до Байкала, создавали общерусский литературный язык, становились духовной и культурной элитой Российской империи. Те, кто отрекается от них и от их дела - и есть «зрадники» Украины. Те, кто его продолжает - подлинные украинские националисты! Будет ли встреча президента Кучмы со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым толчком к этому подлинному самоопределению? Посмотрим по делам. А хотелось бы.

 

 

Приложение

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Священного Собора Православной Российской Церкви о правовом положении

Православной Российской Церкви

 

2 декабря 1917 года

 

Священный Собор Православной Российской Церкви признает, что для обеспечения свободы и независимости Православной Церкви в России, при изменившемся государственном строе, должны быть приняты государством следующие основные положения:

1. Православная Российская Церковь, составляя часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей, как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское государство.

2. Православная Церковь в России в учении веры и нравственности, богослужении, внутренней церковной дисциплине и сношениях с другими автокефальными Церквями дарственной власти и, руководясь своими догматико-каноническими началами, пользуется в делах церковного законодательства, управления и суда правами самоопределения и самоуправления.

3. Постановления и узаконения, издаваемые для себя Православною Церковью в установленном ею :порядке, со времени обнародования их церковною властью, равно и акты церковного управления и суда признаются государством имеющими юридическую силу и значение, поскольку ими не нарушаются государственные законы.

4. Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковною властью.

5. Церковная иерархия и церковные установления признаются государством в силе и значении, какие им приданы церковными постановлениями.

6. Действия органов Православной Церкви подлежат наблюдению государственной власти лишь со стороны соответствия их государственным законам, в судебно-административном и судебном порядке.

7. Глава Российского государства, министр исповеданий и министр народного просвещения и товарищи их должны быть православными.

8. Во всех случаях государственной жизни, в которых государство обращается к религии, преимуществом пользуется Православная Церковь.

9. Православный календарь признается государственным календарем

10. Двунадесятне праздники, воскресение и особо чтимые Православною Церковью дни признаются в государстве неприсутственными днями.

11. Свобода исповедания и проповедования православной веры, равно и свобода православного богослужения ограждаются государственною властью. Посему под страхом уголовного наказания воспрещаются: 1) публичное поношение и поругание учения православной веры, предметов религиозного почитания и священно-церковно-служителей 2) осквернение мест богослужения и религиозного почитания; 3) насилие и угрозы для отвлечения от Православия.

12. Добровольный выход из Православия допускается не ранее достижения возраста, установленного для вступления в брак. Прежде достижения этого возраста дети могут оставить Православие только по желанию родителей, и притом лишь в случае оставления Православия самими родителями; от детей, достигших 9-летнего возраста, требуется их согласие.

13. Государственное законодательство относительно условий заключения брака лиц православного исповедания устанавливается сообразно с нормами церковного права.

14. Церковное венчание по православному чину признается законною формой заключения брака.

15. Церковно-судебные решения по делам о разводе и о признаний совершенного Церковью брака незаконным или недействительным признаются в силе судебных решений.

16. Юридические условия и последствия смешанных браков, если один из брачующихся принадлежит к Православной Церкви, определяются согласно с законодательством последней.

17. Церковные метрические книги ведутся согласно государственным законам и имеют значение актов гражданского состояния.

18. Учреждаемые Православною Церковью низшие, средние высшие школы как специально богословские, так и общеобразовательные, пользуются в государстве всеми правами правительственных учебных заведений на общем оснований.

19. Во всех светских государственных и частных школах воспитание православных детей должно соответствовать духу Православной Церкви; преподавание Закона Божия для православных учащихся обязательно как в низших и средних, так и в высших учебных заведениях, содержание законоучительских должностей в государственных школах принимается на счет казны.

20. Удовлетворение религиозных нужд членов Православной Церкви, состоящих в армии и флоте, должно быть обеспечено заботой государства; каждая воинская часть должна иметь православное духовенство.

21. Священнослужители, монашествующие и штатные псаломщики свободны от воинской и других личных натуральных повинностей. Служащие в учреждениях церковных пользуются правами государственной службы.

22. Имущество, принадлежащее установлениям Православной Церкви, не подлежит конфискации или отобранию, а самые установления не могут быть упраздняемы без согласия церковной власти.

23. Имущества, принадлежащие установлениям Православной Церкви, не подлежат обложению государственными налогами, волостными, городскими и земскими сборами, если зти имущества не приносят дохода путем отдачи их в аренду или наем.

24. Православная Церковь получает из средств государственного казначейства по особой смете, составляемой высшим церковным управлением и утверждаемой в законодательном порядке, ежегодные ассигнования в пределах ее потребностей, представляя отчетность в полученных суммах на общем оснований.

25. Установления Православной Церкви, пользующиеся в настоящее время правами юридического лица, сохраняют эти права, а установления, не имеющие их или вновь возникающие, получают таковые права по заявлениям церковной власти.



[1] Текст определения печатается в качестве приложения к настоящей статье.


Реклама:
-