З. Степанова

 

Первый шаг местного самоуправления в Москве

 

В разделе «документация» настоящего выпуска «Золотого льва» печатается Устав Пресненского района Москвы. Казалось бы: что за новость. Таких уставов с России принято множество. Каждое муниципальное образование должно принимать такой документ. Однако в действительности все гораздо интереснее. Принятие данного документа в одном из ныне существующих районов столицы означает, что в федеральный город Москву - субъект Российской Федерации - возвращается местное самоуправление. Другими словами - в столице, где все административные рычаги сосредоточены в руках одного лица – мэра - начинается передел власти.

Как известно, первой жертвой государственного переворота осени 1993 года стали московские органы местного самоуправления - районные советы народных депутатов. Именно их в первую очередь упразднили и разогнали организаторы антиконституционного «мятежа номенклатуры», стоявшие за спиной первого «всенародноизбранного», которым они выгодно манипулировали. Потому и потребовался переворот, что местное самоуправление препятствовало тому безудержному и не имеющему прецедентов разграблению национального богатства, которое было предпринято под видом приватизации бюрократией и так называемыми «хозяйственниками», проще говоря - мошенниками и аферистами, дорвавшимися во времена «перестройки» до управления имуществом. Именно эта криминальная коалиция и была тогда инициатором заговора.

В Москве сосредоточены не только все основные финансовые и кредитные учреждения страны, она является не только ее политическим, научным, информационным и культурным центром. Москва обладает огромным производственным и имущественным потенциалом. Какова его действительная стоимость - не знает даже столичная власть. Она определяет эту величину приблизительно. Как утверждал один из заместителей московского мэра, стоимость недвижимого имущества на территории столицы составляет «порядка 200 млрд. долларов». В Центральном округе, к которому относится и Пресненский район, стоимость лишь выкупа аренды земли составляет 7,5-8 млн. долларов за гектар. Это не цена земли, а «только стоимость права аренды, разовый платеж. Потом еще надо платить за аренду». Стало быть, стоимость земли в Центральном округе составляет до 10 тыс. долларов за один кв. метр. К этому надо прибавить до 150 млрд. руб. бюджетных доходов, получаемых ежегодно Москвой в результате фискальных перечислений. Фактически упраздняя местное самоуправление, «герои» 1993 года имели в виду, конечно же, именно это имущество и эти средства. Им была нестерпима сама мысль, что они, управляя этими богатствами, обязаны соблюдать законы.

Кто на протяжении последних восьми лет распоряжался такими колоссальными ресурсами, с размерами которых не может сравниться никакой другой субъект федерации? Административная власть города. Была ли эта власть подконтрольной и подотчетной? Ни в кое мере. Соответствовало ли сложившееся в столице положение вещей с действующей Конституцией и федеральными законами? Ни в малейшей степени.

В ст. 5 Устава Москвы, принятом в 1995 году, московские власти записали, что «жители Москвы в своей совокупности образуют городское (местное) сообщество и осуществляют самоуправление на основе статей 3, 12, 32, 130-133 Конституции Российской Федерации», сделав при этом оговорку о том, что в Москве, оказывается, еще не сформировалась социально-экономические, финансовые и организационные предпосылки для осуществления самоуправления. Софистика данных положений состояла в том, чтобы исключить возможность создания в восьмимиллионном мегаполисе самостоятельных органов местного самоуправления, которые, по Конституции, «не входят в систему органов государственной власти». Тем не менее ст. 6 Устава содержит прямо противоположное утверждение: «устанавливается двойной статус представительного и исполнительного органов власти города Москвы, согласно которому эти органы одновременно являются органами городского (местного) самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации и обладают всеми законодательно установленными полномочиями указанных органов». Иначе говоря, это должно означать, что районы в Москве не являются муниципальными образованиями, а районные собрание и управа - не являются органами местного самоуправления.

Юридический смысл этих положений означал, что москвичи-граждане России на протяжении нескольких лет были лишены столичными властями права на создание местных сообществ и на местное самоуправление, то есть права на владение, пользование и распоряжение имуществом, а равно осуществлять правомочия, которые, согласно Конституции и федеральным законам, не могут принадлежать ни федерации, ни ее субъектам.

Понятна причина, в силу которой московского градоначальника и членов Мосгордумы удовлетворял такой порядок. У них был чисто меркантильный, сугубо эгоистический интерес. Но почему ни прокуратура, ни депутаты Госдумы, ни гарант Конституции годами не замечали вопиющего противоречия между федеральным законодательством и московскими порядками - загадка, которую еще предстоит разрешить.

Как бы там ни было, ситуацию изменили сами жители Москвы, которые использовали право защищать в органах судебной власти свои нарушенные гражданские права и интересы. По иску трех москвичей сначала Московский городской суд решением от 26.12 2000 года, а затем Верховный суд РФ определением от 30.03.2001 года признали все указанные выше положения московских законодателей противоречащими Конституции и федеральным законам, которые «применению не подлежат». Суд определил, что «федеральное законодательство о местном самоуправлении на территории г. Москвы действует без каких-либо ограничений», а «право жителей города на его осуществление не является особенностью правового положения города Москвы и осуществляется на его основе». Пресня, таким образом, оказалась первым районом Москвы, в котором стали реализовываться восстановленные права ее жителей.

Спрашивается, а как это изменение скажется в повседневной жизни? Все ресурсы местного значения, включая недвижимое имущество и местные налоги и сборы, становятся собственностью местного сообщества, переходят в распоряжение избранных им органов самоуправления. Именно они, а не городские чиновники, теперь вправе решать вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Ознакомившись с Уставом Пресненского района, читатель поймет, какие возможности и ресурсы предоставляются для обеспечения жизненных потребностей населения. На местном уровне исчезает почва для злоупотребления и коррупции, которые ныне пропитали этим ядом все этажи бюрократической вертикали. Наконец, по расчетам, одно лишь создание местного самоуправления и его органов на Пресне позволит многократно увеличить бюджетные поступления всех уровней, в том числе бюджет района в 4-6 раз. К тому же освобождение от бремени местных забот позволит городской власти (мэру и Мосгордуме) заняться собственно городскими проблемами. Тем более что их накопилось предостаточно.

Местное самоуправление, уничтоженное «демократами» осенью 1993 года, сделало в Москве пока что самый первый шаг. И было бы верхом наивности предположить, что люди, где обманом, а где насилием овладевшие общественными богатствами Москвы, почти что десять лет препятствующие его появлению, смирятся с существованием самоуправления даже в пределах одного района. Пример, как известно, заразителен. А для самовластия бюрократии, продажной, бесконтрольной и безответственной, это смерти подобно. Но самоуправление граждан в столице России не может возникнуть сама собой, по воле начальства или в силу одного лишь судебного решения. Без борьбы за его утверждение, в которой примут участие сами москвичи, не обойтись.


Реклама:
-