С. П. Пыхтин

 

«Приводные ремни» и краеугольные камни

 

Что бы ни происходило в мире или в России, какой бы строй, политический режим или экономический механизм ни управляли страной, везде остается проблема взаимодействия власти и населения, власти и подданных, власти и граждан. Рискнем предположить, что алгоритм решения этой задачи всегда одинаков вне зависимости от географических, исторических, религиозных, этнических или каких-либо еще отличий, объективно существующих между государствами, украшающими политическую карту Земли.

 

Наверху располагается власть. Назовите ее тиранической, монархической, демократической или олигархической, от этого мало что меняется. Какие бы одежды она на себя не надевала, какими бы символами или знаками ни украшала, какой бы риторикой ни пользовалась, какие бы цели ни ставила и какие бы идеалы ни исповедывала, ее функция остается одной и той же на протяжении веков. Власть обеспечивает политическое руководство обществом. Общество - вот где возможны и неизбежны различия. Не вдаваясь в этот сложный предмет, а им социальная наука занимается более 5000 лет, отметим, что все ее многообразие укладывается в три группы.

Прежде всего речь должна идти о естественной, традиционной форме общественной организации - тогда главную роль в обществе занимает семья. В подлинном смысле слова - это фамилия, состоящая из нескольких поколений, живущих вместе, или целый род. Модифицированной формой такой модели является корпоративное общество, где семьи объединяет более сложная система социально-производственных интересов. Наиболее известный у нас пример - Япония, возрожденная после Второй мировой войне именно благодаря корпоративной самоорганизации.

С XX столетием связан предпринятый в различных странах модернистский проект общественной организации или коммунистический эксперимент. Обобществление всех средств производства, упразднив легальное существование частной собственности и его следствие - частные интересы, упраздняет и социальное значение семьи. За нею остаются лишь духовно-биологические функции, которые при неизбежной деградации приводят к сокращению воспроизводства самого человека. Характер общества, главной задачей которого становится материальное производство, предопределяет и единственно возможного кандидата на роль главной его ячейки. Им становится предприятие: завод или фабрика в промышленности, колхоз в земледелии, полк или корабль в вооруженных силах, институт - в сфере образования и науки, и т.д.

И, наконец, современное общество, где нет ни полноценной семьи, ни стабильных предприятий, где главным, первичным институтом оказывается отдельно взятый индивид, а социальные отношения определяются интересами, настроением и поведением случайной совокупности отдельно взятых личностей.

 

Модели прошлого

 

Что соединяет общество, основой которого является семья, с властью? Религия и традиции. Какой институт выполняет функция связи общества и власти? Церковь. Если же первичным институтом общества становится предприятие, где работников, образующих коллектив, организует производственная необходимость, то главным, что их соединяет, оказывается профессия. Понятно, что религия и традиции становятся помехой целесообразной деятельности, подчиняющейся производственно-экономическим законам и технологическим регламентам. Тогда общество заменяет религию естествознанием, веру в Бога верой в математические, физические или химические формулы. Какой же институт в состоянии обеспечивать связь такого общества с властью? Профессиональные союзы. А что и кто обеспечивает все те же связи в обществе индивидуумов, не связанных ни семейными узами, ни производственными отношениями? Идеология и средства массовых коммуникаций, которые принято обозначать аббревиатурой СМИ.

Какие обстоятельства кладут предел существованию политической организации, то есть государству? Если не считать поглощения одного государства другим, то ими оказываются разложение, перерождение или смерть указанных выше базовых институтов. Крушение Российской Империи не было вызвано внешними причинами. Наоборот, для русского оружия 1917 мог быть победным годом Первой мировой войны. Тем не менее все рухнуло. Почему? Два элемента из трех - церковь и власть -  перестали должным образом исполнять свои функции. СССР был сокрушен по той же самой причине - совершенно разложились два элемента государства - власть и профсоюзы. Последние переродились в подразделения социального обеспечения, а кадры власти разучились служить интересам общества в целом.

Примечательно, что в обоих случаях базовый элемент самого общества не подвергался эрозии. Семья накануне 1917 года и предприятие образца 1991 года сохранились лучше всего. Но в результате революционных изменений как раз они-то и стали их первыми жертвами. Причина проста. Всякое новое общество может возникнуть лишь на могиле предыдущего, а гибель старого общества не может произойти, если не будет принесена в жертву его основа.

Поэтому отнюдь не случайно идеология революции подвергает критике фундаментальные ценности и несущие конструкции предыдущего периода, который она отрицает теоретически. Общеизвестно, как относились к церкви и религии («опиум для народа») идеологи коммунизма. Но не менее ожесточенной была и критика института семьи в таком основополагающем документе, как «Манифест Коммунистической партии» Уничтожение семьи под предлогом уничтожения буржуазной семьи, единственные основания которой, якобы, - капитал и частная нажива. Замена семейного воспитания детей общественным, поскольку необходимо вырвать воспитание «из-под влияния господствующего класса». Пресловутая общность жен, в которой был обвинен традиционный брак под видом «буржуазного брака»; она должна исчезнуть, если уничтожить «нынешние производственные отношения». Наконец, отмена права наследования в качестве одного из «неизбежных средств для переворота во всем способе производства».

Либеральная революция конца XX века в России, о которой наконец-то, после многих лет умолчания, стали говорить открыто ее наиболее известные деятели, по отношению к основным институтам прошлого была не менее беспощадна. О семье и церкви можно не говорить - еще реальный коммунизм с железной последовательностью реализовал все основные положения, с которыми выступил коммунизм научный. Институт брака развенчан, о чем говорит статистика разводов, внебрачных детей, безбрачности и также данные о депопуляции России со скоростью более миллиона человек в год, а связь с церковью имеют, как показали опросы, не более одного процента населения страны.

Теперь настала очередь погибнуть предприятию. Если главная задача предыдущей периода в развитии России состояла в «централизации всех орудий производства в руках государства» и в «увеличении суммы производительных сил», пусть и за счет перенапряжения жизненных сил самого общества, то либеральная доктрина, напротив, заявила о себе идеей всеобщей децентрализации производства, отказом государственных институтов от хозяйственного управления, сменой кооперации конкуренцией.

Реформирование, основой которого явился переход основного капитала в частные руки, обернулось упразднением созданных ранее промышленных производств, сменой корпоративно-отраслевой формы хозяйствования так называемым малым предпринимательством, а трудовых отношений на основе полной занятости - отношениями, основанными на рынке труда, безработице и зависимости трудящегося от работодателя.

Что же касается предприятия, то, за малым исключением, от его былой основательности и солидности, что предопределяло устойчивость и стабильность социальной жизни, не осталось и следа. Вместо примерно 25-27 тыс. предприятий промышленности в 1991 году теперь насчитывается до 3,5 млн. хозяйствующих юридических лиц. Практически все крупные объекты индустрии, составлявшие некогда гордость нации, влачат жалкое существование. Они бездействуют, поскольку отказ от плановых форм не породил рыночного платежеспособного спроса на их продукцию.

 

Продукты настоящего

 

Что можно сказать об институтах, которые возвысила либеральная революция - об индивидах и СМИ? Индивид, вместо того чтобы воплощать в себе все ценности цивилизации, оказался ловушкой всех пороков. Утратив непосредственный интерес к производственной деятельности, он приобрел ее противоположность - умственную леность. Пренебрегая религией, наполняющей жизнь глубоким смыслом, он нашел его не в метафизическом, а в реальном опиуме и других, более сильных наркотиках. Смирившись с уничтожением семьи, он получил в качестве ее замены различные формы извращений. Отказавшись от национальной идентичности, от принадлежности к государствообразующему этносу, он отгородился от государства, перестав быть его гражданином. Вместо общества, состоящего из гармонично развитых и здоровых личностей, возникает общество декадентов и развратников, импотентов и дегенератов. Медицинская, криминальная, социальная статистика, мониторинг господствующих в обществе настроений, результаты голосований подтверждают этот диагноз.

Общеизвестен уровень влияния электронные СМИ в современном государстве, влияния, позволившего утверждать, что они уже выполняют функцию одного их институтов власти. В действительности, конечно же, СМИ - не власть, а «приводной ремень», связывающий общество с настоящей политической властью.

Дело в том, что распавшись на индивиды, утратив структуру, общество вообще не в состоянии как-либо воздействовать на власть, оно не может кристаллизовать энергию, которая в нем потенциально заложена. Отсюда, с одной стороны, трансформация отношений между обществом и властью, при которой из всех возможных видов взаимоотношений остается лишь воздействие власти на общество, а с другой - гипертрофированная роль СМИ.  Из средств передачи информации они превращаются в средства тенденциозной пропаганды, в инструменты формирования массового сознания, подменяя собой политиков, общественных деятелей, богословов, ученых и вообще каких-либо специалистов. Для таких СМИ все они - нежелательные лица в их деятельности, препятствие в достижении собственных целей, как правило не совпадающих с ценностями общества и целями государства.

Если посмотреть на то, как обращаются столичные СМИ с депутатами, министрами или иными известными и уважаемыми людьми, то нетрудно уловить суть этих отношений - высокомерное пренебрежение. Даже президенту государства СМИ не дают эфира. Его показывают как актера миманса, в лучшем случае воспроизводя отрывки выступлений. Все остальное замещают комментарии и толкования узкой группы «экспертов». Декларируемая свобода СМИ служит прикрытием их монополии и над эфиром, и над массовым сознанием.

Сложившаяся ныне ситуация парадоксальна. При очевидности главенствующей роли в современном обществе электронных СМИ, власть так и не урегулировала их статус законами. По факту их организационно-правовая форма уподоблена обычным предприятиям, а их деятельность - банальному извлечению прибыли. Более того, под предлогом недопустимости какой-либо цензуры официально доминирует принцип «невмешательства» государственных институтов в работу СМИ. Реализация подобных идей, которые исходят из совершенно ложных предпосылок, не может не иметь на практике самые негативные последствия, а злоупотребление техническими возможностями современного «приводного ремня», ограниченного разве что произволом самой власти, - становятся неизбежными.

События XX века показывают, что развитие уже не происходит в силу слепого действия неких объективных обстоятельств. Обстоятельства создают. Поэтому роль государственных и общественных институтов, вместо того чтобы сходить на нет, как им предрекали идеологи прошлого, существенно возрастает. То же можно сказать о праве, в котором, как и прежде, находит свое выражение воля господствующих в данный момент политических сил. Пережив в прошлом веке две революции, Россия каждый раз, вступая в новый этап развития, жертвовала предыдущими достижениями. Нечто подобное, только в гораздо больших масштабах, происходит и сейчас. Но стоит ли еще раз, подобно духу октября 1917 года, слепо следовать за теоретиками, вовсе не знающими русских особенностей? Ответ очевиден. Стало быть, новое радикальное изменение социально-экономического уклада и политического строя в России, отказ от отживших, устаревших форм, не может сопровождаться разрушением создававшегося веками русского мира. А это значит, что будущее должно иметь своей предпосылкой не одного лишь полноценного индивида, точнее говоря – гражданина. Семья и предприятие, как основные формы его самоорганизации, также не могут не быть восстановлены в правах. Что же касается электронных СМИ, то они в новой системе отношений должны занимать не господствующее, а подобающее им место, наряду с профсоюзами и церковью.

Иначе говоря, новый русский мир надо строить, но не на обломках прошлого, а при самом бережном и рачительном использовании всех ценностей, которые им были создано. А это значит, что вульгарные юридические представления, такие как отделение церкви от государства, уподобление профсоюзов одному из многих институтов общества, пренебрежение технологическими формами производственной деятельности в угоду организационно-правовых, придание электронным средствам информации образа простого бизнеса, извлекающего прибыль, все эти представления, лишь омрачающие правосознание должны быть отвергнуты. Понятно и то, что лишь на основе принципиально новой системы права, следовательно, при самой энергичной и целеустремленной деятельности законодательной власти России, такое здравое положение вещей может состояться.


Реклама:
- Анапа купить квартиру в жк кавказ. Жк кавказ Анапа официальный сайт цены.