И. Бакунин
Самый богатый банкрот страны - власть Москвы
После событий 1991 и 1993
годов, изменивших политического картину страны, всякие рассуждения о законности
или легитимности существующих на просторах России властей, конечно же, носят
откровенно спекулятивное значение. Сговор в беловежских Вискулях и
карательно-танковая расправа на Краснопресненской набережной Москвы не
оставляют сомнений, что властные институты утратили какую-либо почву под ногами
и в настоящее время опираются либо на штыки преторианских гвардейцев, либо на
плебейское равнодушие населения.
Москва в этом отношении не
составляет исключения. Можно сказать - она даже открывает список “новых
государств”, фактически образовавшихся в пределах исторической России под
влиянием непреодолимой силы объективных обстоятельств. Скажут, что это преувеличение,
что Москва вовсе не “государство”, а всего лишь город, выполняющий за отдельную
плату функцию столицы. Всё вроде бы так. Вот только фактическое положение, в
котором до последнего времени находились власти Кремля и обитатели Тверской 13,
говорит об обратном.
Ситуация в Москве (столице
поверженного Третьего Рима) является полной противоположностью тому, что, к
примеру, имеет место в Риме первом. В отличие от города Святого Петра, роль
Папы в Москве выполняет президент РФ. При Ельцине Боровицкий холм превратился в
подобие холма Квиринальского, а его резиденция в Барвихе оказалась своеобразным
Ватиканом. Настоящая же власть над столицей сосредоточилась в скромной обители
“великого хозяйственника”, звание, в чем-то похожее на те, которыми себя
украшал первый русский император, склонный к мистификациям и розыгрышам.
Теперь, правда, хозяйствование сменяется политическими процессами, а это уже
другая история.
Москва больше чем город и
даже больше чем многомиллионный мегаполис. В отличие от других регионов, она
способна определять, в какую сторону будет развиваться страна и что будет
составлять содержание ее качественной трансформации. До сих пор именно настроение
московского населения и интересы московского нобилитета имели, в конечном
счете, решающее значение. Все дело в том, что последнее слово принадлежит тем,
у кого сосредоточены финансы, средства информации и властные рычаги насилия.
А они в результате
регрессивной революции начала 90-х оказались в руках не так называемых
федералов или общерусских экономических институтов, а у московской властной
верхушки. Начало процессу было положено 10 лет тому назад. 19 августа 1991 года
вице-мэр Москвы, тогда этот пост занимал г-н Лужков, распорядился ликвидировать
бюджеты и исполкомы районный Советов. Так как в тот же день на московской
политической арене неожиданно для публики появился ГКЧП, затмивший своими
пустопорожними заявлениями все остальные события, маленький переворот в
организации столичной власти никто не заметил.
В действительности по своим
последствиям первое событие имело гораздо более важное значение для судьбы
России, чем опереточное противостояние, разыгравшееся между несколькими
омерзительными политическими кланами, перегрызшимися в борьбе за призрачную
власть в Кремле. В отличие от напыщенных вождей, мало что понимавших в потребностях
страны и закономерностях её развития, московская бюрократия знала, что делала.
Она боролась не за призрачные либеральные принципы и идеалы, не, тем более, за
демократию, то есть народовластие, а за установление своего безраздельного,
никем и ничем не ограниченного господства в столице – самого богатого и
влиятельного города страны.
Пока публика всё внимание
сосредоточила на фестивальном путче и его фарсовом подавлении, исполнительная
власть перекроила административное устройство столицы под свои вполне меркантильные
и эгоистические нужды. Ей, как и всегда, нужны были "аренды".
Куражась над законами и
здравым смыслом, она изобретала такую систему управления, которая позволила
всем "господам ташкентцам" безнаказанно и широко использовать ресурсы
города в их своекорыстных интересах, пока мало-помалу не превратила
действительность в настоящий канкан. С некоторыми антрактами на государственные
перевороты она длится вот уже больше 10 лет. Ее квинтэссенция состояла в том,
что 6,5 миллионам избирателей было позволено выбирать лишь 1 чиновника -
городского мэра, и 35 депутатов по его списку. А они-то распорядятся всем, как
надо.
Но всему, в том числе и
необузданному бюрократическому веселью, приходит конец. Недавно городские
магистры, алькальды и даже сам бургомистр обнаружили, что городская казна
мелеет. И это в эпоху невиданного экономического подъема, бурного "малого
предпринимательства", грюндерства и тому подобных невидимых миру
достижений. Так в чем же дело?
В том, оказывается, что в
столице, дотоле процветавшей и благоухавшей, возникло "неуместное
самоуправление". Верный страж беззакония, называемый московским комсомольцем,
с горечью признал: "оттягивать сей неприятный момент больше нельзя".
А что такого для себя страшного увидела московская власть в районном
самоуправлении? "Каждый район города действительно может зажить на свои
деньги". "В Москве появятся районы-миллионеры и районы-бедняки".
"Каждый глава управы будет распоряжаться средствами по своему
усмотрению". "Не допустим!", - воскликнули столичные министры. А
35 прекрасных витязей, заседающих в городской думе, решили, не обращая внимание
на федеральные законы, предпринять собственные законодательные изыски.
"Надо сначала определить полномочия управ, - изрек один из вице-спикеров,
видимо, не читавший даже Конституции РФ, - а потом решить, какие нужны
средства, чтобы их реализовать". Да, что бы ни произносилось бескорыстными
отцами города, слышится незабываемое: "пиастры, пиастры, пиастры". А
ведь кроме пиастров и дукатов, есть еще святая святых - имущество, именуемое
собственностью. И здесь городские Ликурги, Солоны и Мэдисоны себя покажут.
Вице-мэр, к примеру, настолько крут, что готов "для начала разобраться с
общими принципами и порядком, а потом уже переходить к рассмотрению конкретных
полномочий". И ему "закон что дышло". "Не отдадим в
собственность районам школы и детские сады!", - это слова одного из министров,
которому некогда справиться в законе, где все расписано еще в 1995 году.
Словом, городской власти,
чтобы оправдать провал бюджета самого богатого региона страны, позарез нужен
какой-нибудь скандал. Чтобы контрольным органам государства не пришла охота
учинить федеральному городу Москве комплексную аудиторскую проверку. И она
готова, вместо того чтобы добросовестно исполнить требование федеральных
законов о местном самоуправлении, организовать фарсовый спектакль с их
"внедрением". Цена вопроса действительно немалая. Городские власти
обязаны передать в районы до половины доходов города - более 200 млрд. руб. в
год, и не менее 80% имущества. А ведь это не менее 5 трлн. рублей.
Действительно - разве так-то можно?