А.Н. Савельев
Эксперименты с историей
(Резуно-фоменковский вирус в
исторической науке)
Эксперименты с историей России, затеянные в начале
века народовольцем Н. Морозовым и продолженные в наше время математическим
академиком А. Фоменко, имеют отношение не только к науке. На это указывают
выводы, содержащиеся в книгах изменника Резуна-Суворова, в которых авторские
интерпретации исторических фактов нацелены против нашей страны, против
гражданского самосознания русских.
В последнее время к резуно-фоменковской традиции
начали добавляться новые произведения. Так, к ним подключился некий самозванный
«король русского боевика» А. Бушков, взявший себе в помощники и соавторы
историка А. Буровского. На пару они выпустили двухтомник под названием «Россия,
которой не было» (первый том в 1997, второй – в 2000 году). Первый автор
рекомендовался как «провозвестник самых новых методов исторического
исследования» (включая «модельные» измышления о том, что было бы, если бы
Россия приняла ислам), второй – членом
Академии науковедения и президентом регионального отделения Международной
академии ноосферы (и лишь во вторую очередь – как кандидат исторических наук).
Авторитетами для интерпретаторов истории являются не только Резун-Суворов и
Фоменко, но и известный русофоб А. Янов, создатели литературных версий истории
В. Пикуль и И. Бунич, а также израильский журналист А. Эскин.
Проведенный в двухтомнике исторический эксперимент
(«эталон добросовестного исторического исследования», «для тех, кто не чурается
дерзкого полета фантазии», как пишут о себе авторы) исходит из принципа:
«современный ученый знает, что всякое знание условно, относительно». Из этого
принципа творится русофобский и антиправославный вариант истории –
общедоступный сборник «дней минувших анекдотов» с рассуждениями о подлинности и
смысле Повести временных лет (Нестор – «поганый русофоб», «своим глумливым
пером» и т.д), истинных крестителях Руси (коими оказываются не византийцы, а
римляне – то есть, католики), причинах нашего «выламывания из европейской
истории» (якобы, из-за византийских «метастаз язычества», в противовес которому
«католицизм лишь способствовал национально-духовному процветания принявших его
народов) и исторической роли большевизма («большевики – логичное завершение
длившегося несколько сот лет гнилостного процесса»).
Особой темой для авторов двухтомника является
иудаизм на Руси. Здесь есть все - от анекдота про русские селения, исповедующие
«классический иудаизм», до легенды о хазарах, которые будто бы были славянами
(по мнению авторов, хазары = казаки), писали на арабском, а исповедывали все
тот же иудаизм. Симптоматична и такая запись: «За последние 2000 лет иудеи
нигде, ни в одной стране не захватывали власть и не становились правящей
верхушкой».
Второй том, написанный преимущественно А. Буровским,
показывает, на чем сошлись авторы – на полонизме и католицизме. По их словам
история «Русской Европы» (западной Руси) была «трагически прервана». После чего
«православие, марксизм, государственная идеология» насаждали «нелепые
представление, чтобы обосновать преимущества России-Московии перед тлетворным
Западом». Поставив задачу «разоблачения Большого московского мифа», авторы
объявляют, что русским нет надобности в едином государстве и общем подданстве.
А чтобы у читателя не было сомнения в отношении авторов к русским, они объявляют
«Слово о полку Игореве» описанием «разбойничьего похода».
Хотя авторы и посмеиваются над фоменковской идеей
будто бы существовавшего симбиоза Руси и Орды, но вместо нее подсовывают свою –
идею польско-литовского пути Руси, на который рекомендуется поворачивать, чтобы
стать поближе к Западу.
Тот же поворот на Запад обнаружился в тематическом
номере исторического иллюстрированного журнала «Родина» (№1-2, 2001), который
предоставил свои страницы не только исследователям истории славянства, но и
откровенным русофобам. Здесь прямо пишут, что вопросы этногенеза малых народов
«приобретают особое значение, позволяя удерживать безопасную дистанцию с
«большими народами»» (В. Лобач, Белоруссия).
Прямой политический и идеологический смысл можно без
труда видеть в статьях о «тысячелетнем историческом пути белорусов». Главная
задача – доказать несостоятельность великорусско-белорусского единства и
невозможность государственного воссоединения. Более того, звучит прямой призыв
к романтической мифологизации истории Белоруссии в противовес «официальной
белорусской историографии», которая «по-прежнему нередко пытается опираться на
традиционные имперские ценности» (В. Орлов, Белоруссия).
Нам говорят, что версия происхождения восточных
славян из единого корня – это всего лишь «плод творчества русских ученых XVIII-XIX веков».
Взамен предлагается рассматривать настоящей традицией белорусской
государственности историю Полоцкого княжества, Великого княжества Литовского
(ВКЛ) и Речи Посполитой. Мол, белорусы уже в Х веке составляли особую
этническую общность, а Полоцкое княжество было типичным европейским
государством и вместе с Новгородом, Ростовым, Суздалем и Рязанью противостояло
«Руси».
Русь становится для русофобов историческим кошмаром
– особенно ее московский период, который они называют «настоящей трагедией
восточных славян». В противовес вымышленному азиатскому образу Москвы, ВКЛ
называют «восточным форпостом единого европейского мира» - чтобы не возникло
надежд на превращение Белоруссии в западный форпост Русского мира, поскольку
«разговоры об интеграции с Россией влекут за собой еще более чудовищное насилие
над белорусской историей, чем это было при советской власти».
Ужасна для историков-русофобов и Российская Империя,
«которую Ленин совершенно справедливо окрестил «тюрьмой народов»». Мол,
«белорусы вместе с остальными народами империи стали пушечным мясом для захватнических
войн и гибли за чужие интересы».
Дело доходит до совершенно кощунственных
утверждений: «Беларусь фактически стала колонией империи. Неудивительно, что
для многих ее жителей война 1812 года была отнюдь не Отечественной» - якобы в
обеих сторонах этой войны участвовало равное количество жителей ВКЛ. Автор этой
выдумки, правда не делит этих «жителей» на поляков и белорусов. А мы делим.
Потому и знаем, кто и на чьей стороне сражался.
Не в меньшей степени прославляется раскол Русского
мира и со стороны украинских «историков». В частности, украинский академик И.
Дзюба основой для выработки своих концепций берет лозунги Кирилло-Мефодиевского
товарищества, которое полтораста лет назад призывала славян к восстанию против
России и созданию союза славянских республик: «И Украина сделается Речью
Посполитою в союзе славянском».
Не случайна конфессиональная ориентация академика:
он говорит о том, что идею славянской взаимности «подверстывают под идею
православия, исключают из нее славян-католиков и славян-протестантов (а поляков
просто злобно третируют)», что опрометчиво «связывают судьбу славян с миссией
российской монархии, сакрализуют ее экспансию» и планируют «снова впрячь
«братьев» в старую имперскую упряжку».
Чтобы выглядеть законченным русофобом, академик
цитирует чеха Г. Масарика: «Российский шовинизм естественным образом воплощает
себя в культурный синтез (…). Таким образом, мессианизм и универсализм
трансформируются в российский империализм». Это в ответ на идею воссоединения
русских народов, которую проповедуют некие «политики-реваншисты».
Не отстают от близкозарубежных русофобов и некоторые
российские историки. Так, завкафедрой южных и западных славян истфака МГУ и
координатор славянского выпуска «Родины» профессор Г. Матвеев утверждает: «на
уровне народного самосознания, бытовой культуры, многочисленных
этнопсихологических особенностей – расхождения между славянскими этносами
остаются весьма существенными». Это заведомая неправда, опровергнуть которую
может любой, кто был на Украине или в Белоруссии, кто беседовал с простыми
болгарами или общался с сербами.
Таков же и уровень достоверности в другом
утверждении г-на Матвеева: «Советская Украина и Советская Белоруссия - это не
элементы государственности, а государства, существовавшие как интегрированные
части более крупного государственного образования». Потому, мол, и нет ничего
особенного в раздельном проживании русских, украинцев и белорусов.
Русским профессор советует «изживать комплекс
доминирования». Более того, «реальность административного разграничения наших
государств должна быть подкреплена осознанием реальности нашего культурного и
политического равенства». То есть, нет у нас впереди единой судьбы и единой
культуры – есть только «эксцессы неприязни», которые надо лишь заменить
«равенством». Ведь «всякий раз, как только мы оказываемся рядом, мы ненавидим
друг друга любой ненавистью».
Это о славянах! Да кто что-либо подобное видел?
Может быть, профессор свой личный опыт – свою собственную неуживчивость -
возводит в абсолют?
Резуно-фоменковский вирус в исторической науке
проявляется не только в постановке политической задачи - расколоть славянство
и, прежде всего, - Русский мир. Замечательна методология этих «исследователей»
- они берут какую-нибудь частность, обмолвку, литературный или публицистический
анекдот и тотчас объявляют все, что до них относится, настолько показательным,
что нет сил не объявить об открытии новой закономерности.
Удивительно, но свои глянцевые страницы и
замечательные иллюстрации для русофобов предоставляет финансируемый из
государственного бюджета журнал «Родина» (учредители – правительство и
администрация президента РФ, тематический номер о славянах выпущен в
соответствии с распоряжением президента). Наряду с умными и интересными
статьями о славянах, в спецвыпуске журнала, звучит явная фальшь – злобный навет
на русскую историю и русских. Нет, это не творческий эксперимент, не поиск
новых подходов и не разнообразие мнений. Это слепота перед явной профанацией и
тенденциозными измышлениями, наносящими ущерб национальным интересам России.