А.К. Злобин

 

Пожалел волк кобылу,

или Как Центр Карнеги заботиться о сфере труда

 

В Москве, на Тверской уже много лет существует некий Центр Карнеги, являющегося филиалом “Фонда Карнеги за международный мир”, организации официально неправительственной, внепартийной и некоммерческой, со штаб-квартирой в Вашингтоне. Сотрудники этого Центра весьма активны, и, как правило, они не пропускают без внимания ни одного значительного события в жизни России. Обо всем имеют они собственное мнение, которое выражают либо через многочисленные интервью, охотно воспроизводимые центральными московскими телеканалами и печатными изданиями, либо отчетами и рекомендациями, распространяемыми в органах власти. Не пропустил Центр и дискуссию о Трудовом кодексе, в связи с которой также разродился специальным исследованием[1].

Складывающиеся в стране социально-экономические реалии, как полагают в Московском центре Карнеги, создают противоречия с действующим ныне трудовым законодательством. Теперь противоречия устраняются в связи с разработкой нового Трудового кодекса, принятого Государственной думой в первом чтении 15 июня 2001 года.

Среди того, что должно быть устранено - наличие законодательных гарантий для работников. Например, при исполнении ими государственных и общественных обязанностей в рабочее время за ними сохраняется место работы и средний заработок. Или гарантии для доноров. Или нормы, затрудняющие увольнение лиц наемного труда по воле администрации. Все это, полагают в центре Карнеги, “лишает работодателя свободы маневра”. Как можно “гибко реагировать на меняющиеся условия рыночной конъюнктуры”, если надо заблаговременно предупреждать об увольнении - за целых два месяца. К тому же негативные последствия увольнения должны компенсироваться работнику не работодателем, полагают корнегисты, а государством.

Да и ориентированность законодательства на сохранение рабочего места за работающим “не вполне соответствует процессам, происходящим на рынке труда, поскольку оно затрудняет лицам, имеющим больший опыт работы и лучше подходящих для работы, возможность ее получить”. Конечно, практика японских трудовых отношений, где существует пожизненный найм, во внимание не принимается.

Что же касается льгот женщинам, например, во время ухода ими за детьми, то, согласно суждению Центра, они тоже нуждаются в пересмотре, поскольку “их наличие в законодательстве создает множество негативных последствий как для самих женщин”, так и для “работодателей”. Главный аргумент - “излишняя правовая защищенность работающей женщины делает ее неконкурентоспособной на рынке труда”. Само собой разумеется, что излишне высок и объем льгот и гарантий для работающих на Крайнем Севере или совмещающих работу с обучением.

Но главное противоречие действующих законов и “складывающихся реалий” усматривается в существующих правах профсоюзов. Им позволено “вмешиваться в производственный процесс”, “блокировать решение работодателя, которое может касаться сокращения излишней численности работников” или “введения новых производственных программ”. В Центре Карнеги насчитали 18 таких совершенно неуместных правомочий, от которых следует вообще отказаться.

Свой анализ проектов Трудового кодекса карнегисты толкуют с одной лишь точки зрения - “сколько он стоит”. В их представлении любая норма трудового права, предполагающая инвестиции в качество рабочей силы или улучшение условий труда, порождает издержки, “затраты работодателей”, которые неуместны или чрезмерны. Конечно, авторы, анализируя различные проекты ТК, формально демонстрируют научное бесстрастие, но их симпатии видны из контекста, из того, например, как они характеризуют различные законопроекты, подготовленные действующими или бывшими депутатами Государственной думы. Если проекты А. Голова и Т. Авалиани для них “маргинальны”, а О. Шеина — “экзотичен”, то проект ТК А. Селиванова - “представляет интерес как наиболее последовательно построенный на либеральных принципах и стремящийся последовательно освободить работодателя от бремени неоправданных расходов по финансированию льгот, гарантий и компенсаций”.

Так о чем же идет речь? Сколько “неоправданных расходов” заложено в нормы трудового законодательства? Как подсчитали в Центре Карнеги, по действующим законам они составляют поистине “астрономическую цифру” — фактически примерно 25 млрд. руб. (нормативно около 32,8 млрд. руб. или примерно 1 млрд. долларов) в расчете на год, что составляет менее 5 процентов фонда оплаты труда и не более 1 процента ВВП.

Борьба за трудовой кодекс, который предпринят кабинетом, в действительности отнюдь не стремление сохранить или сократить и без того мизерные издержки на содержание рабочей силы, доля которых не превышает 12-15 процентов. Правительственная цель реформы — в максимально возможной степени отстранить профсоюзы от участия в регулировании собственно трудовых отношений и установить такие условия “социального партнерства”, при которых все преимущества будут предоставлены работодателю. Конституционное положение о РФ как социальном государстве, таким образом, остается пустой декларацией.

В социально-экономическую жизнь России вместе с частной собственностью на средства производства, вместе с рынком труда и его эксплуатацией возвращается и борьба капитала с трудом. Будет ли труд в состоянии выступить в этой борьбе организованной силой, с которой придется считаться, и окажутся ли профсоюзы достаточно принципиальны и последовательны — покажет время. Пока что экономика страны едва держится “на одном крыле” — предпринимательстве, не имея профсоюзы в качестве своих естественных и достойных оппонентов. Так что новый ТК, который безусловно будет принят Госдумой в своем либерально-предпринимательском виде, лишь стимулирует обострение экономических противоречий, а значит и ускорит превращение теперешних профсоюзов, которые могут лишь вести переговоры, в профсоюзы, которые умеют еще и постоять за интересы своих членов.

Можно было бы не обращать внимания на издания Центра Карнеги. Да только вот не ФНПР, а именно этот Центр является кузницей кадров правительства. Когда-то в ранге замминистра там был П. Кудюкин, автор доклада, ныне им стал М. Дмитриев, бывший замминистра труда, затем заместитель министра экономического развития и торговли, известный своими усилиями по активному проталкиванию супер-либеральных доктрин в трудовое законодательство России. В руководящее кресло он переместился именно из Центра Карнеги.

 



[1]См. Московский центр Карнеги, "Сколько стоит трудовой кодекс?", № 3, М, 2001 (авторы П.М. Кудюкин, Т.М. Малева, С.Г. Мисихина и С.В. Сурков)


Реклама:
-