Журнал «Золотой Лев» № 173-174 - издание русской
консервативной мысли
М. Мамиконян
Пустые хлопоты, или Кино останется
прилавком для сэндвичей[1]
7 октября 2008 года премьер В.Путин, выступая на совещании
по кинематографии, приуроченном к открытию первой в России частной киностудии
RWS, заявил, что принято "решение о выделении значительных средств на
поддержку кинематографа страны, который должен способствовать формированию
ценностных установок, соответствующих интересам общества и стратегическим
задачам развития страны". В частности, было сказано, что, по расчетам правительства,
отечественное кино сможет занять в ближайшем будущем 30% внутреннего рынка
проката.
То, что Путин едет на открытие частной киностудии, да еще в
свой день рождения, то, что он при этом рассуждает о ценностных установках и
стратегических задачах, сразу вызывает ассоциацию с памятным всем:
"Важнейшим из всех искусств для нас является кино" (В.И.Ленин). И,
скорее всего, эта ассоциация не случайна.
Тут бы и порадоваться. Поскольку неявная адресация к
исторической фразе говорит о намерении руководства страны заняться воспитанием
масс. И о том, что оно, как и создатель советского государства, понимает, что
именно массовое искусство кино есть канал к душам и умам масс. Без которых не
решить эти самые "стратегические задачи развития".
Но не будем радоваться преждевременно. Отметим для начала,
что названная цифра — 30% — по отношению к нормам других стран постыдно мала.
Ведь это значит, что 70% будет по-прежнему занимать иностранная продукция, в
основном сомнительного качества. Сравним, например, с 20% иностранных фильмов,
допускаемых в китайский прокат, подумаем при этом, что лежит в основе всего
китайского взлета (от ВПК до Олимпиады) — а ну как "ценностные установки"?
— и… вернемся к нашим сегодняшним реалиям.
Прежде всего, к цифрам. На самом деле, 30% — это
замедление, а не увеличение роста присутствия отечественного кино в нашем
прокате. Ведь с 2004 по 2007 год данный показатель вырос с 12% до 25% — то есть
за три года аж вдвое (или на 13% по отношению к общему объему). А тут "в
ближайшем будущем" предполагается плюс еще 5%? Не густо. Даже если
ближайшее будущее — это ближайший год.
Но главное, конечно, не в этом. Главное всегда не в
количестве, а в качестве. В качестве этих 30%. А то ведь и никаких
"отечественных процентов" иной раз не захочешь!.. Если бы у российского
зрителя появилось вдруг высококлассное, культурно— и (не побоимся этого слова!)
идейно-ориентированное кино, то 30% от общего проката могли бы серьезно
изменить существующую регрессивную тенденцию, без очков видную при взгляде на
сегодняшние молодые "массы". Те самые, ради которых по-прежнему
"главнейшим является кино".
Но что имел в виду премьер под "формированием у
зрителей ценностных установок"? Кто и какие ценности предполагает
транслировать? Какими творческими силами? На какие деньги? Будет ли кто-то
отвечать, если окажется, что на бюджетные деньги, то есть при согласии правительства,
молодежи внушены — представьте себе! — ценности, несовместимые со
"стратегическим развитием", которое правительство, как мы слышим,
планирует?
Мы же помним, как после десятилетия развала советского
кинематографа (когда во всей России снималось около десятка картин в год,
кинотеатры пустовали, киностудии разрушались, а 90% проката составляли
американские боевики самого отвратительного уровня) в 2002 году были
предприняты первые попытки выправить ситуацию. Министерство культуры РФ,
признав положение катастрофическим, заявило тогда, что часть снимаемых фильмов
будет финансировать государство, и что приоритетному финансированию подлежат
детские, патриотические и исторические фильмы. Ни о какой системной поддержке
российского кинематографа — как это было сделано, например, во Франции в 80-е
годы — речь, конечно, не шла. Но ведь и с объявленными (очень правильными)
приоритетами в результате… как бы это помягче сказать… не сложилось.
А вот французские преобразования дали в свое время
результат. Они базировались на тезисе, что рынок не должен убить кино как искусство.
Для чего же нужно искусство кино — это во Франции понимали. Иначе, чем Ленин,
но в чем-то очень близко. В 1982 году Жак Ланг, французский министр культуры,
объявил сопротивление доминированию американского кино одной из своих основных
целей и аргументировал это так: "Надо действовать немедленно, если мы не
хотим завтра остаться только прилавком для сэндвичей!".
"Прилавком для сэндвичей"! Очень внятная
государственная (отнюдь не только культурная) задача была им сформулирована. В
результате возникли дотации на съемки, стипендии и гранты для выпускников
киношкол, поощрения талантливых режиссеров и, что очень важно, протекционистская
политика государства в сфере проката. Вообще, с конца 80-х меры по защите от засилья
фильмов иностранного (прежде всего, американского) производства приняли многие
страны — от европейских до Южной Кореи. В России же режиссеры неоднократно
поднимали вопрос о квотах, но безуспешно.
Тем не менее, благодаря государственным вливаниям, с 2004
года в российском кино начался процесс, который был поначалу распропагандирован
как чуть ли не "возрождение российского кинематографа". Миллионы
долларов, потраченных на "Ночной дозор"… то, что сборы с этого
блокбастера превысили сборы с "Властелина колец"… потом успех
"Турецкого гамбита" и "Дневного дозора"… — все это замутило
головы пишущих о кино, был провозглашен "русский Голливуд!",
коммерческий результат стал (правда, ненадолго) мерилом успеха, а успех как таковой,
естественно, мерилом всего.
Тут надо сказать, почему коммерческий результат оказался
мерилом успеха ненадолго. Нет, не потому, что вспомнили о преференциях фильмам
этой самой "детской, патриотической и исторической направленности".
Но потому, что очень быстро выяснилось: 80% снятых в России фильмов — в прокате
провалилось. Увы, миф о коммерческом успехе национального кино был лишь мифом.
Но, может быть, сейчас государство отказывается от ложных
"голливудских" ориентиров и намерено всерьез заняться формированием
духовно здоровой нации? Собирается бросить все кинематографические силы на это
и, не щадя живота… извините, бюджета, сеять это самое разумное, доброе, вечное?
Может быть, есть — и побеждает?! — тенденция снимать "правильное"
отечественное кино? И именно ее хотят поддержать, усилить, развить? А потом еще
и побудить владельцев кинотеатров и прокатных фирм именно эти фильмы доводить
до широкого зрителя?
Нет, тенденция прямо в обратном. Приоритетное
финансирование "патриотическо-историческо-детских" свелось к выпуску
"1612" и "1814" — фильмов, которые, конечно, позволили
отчитаться за освоенные госсредства, но вряд ли воздействовали на умы и сердца
в должной мере. Поскольку последнее (воздействие) требует и художественного
уровня, и внятной сверхзадачи. В любом случае, "событиями" они не
стали.
Зато стали "событиями с обратным знаком"
несколько произведений "специального" жанра. Жанра глубинной
провокации, нацеленной на разрушение ценностного ядра коллективной личности все
еще существующего русского народа. Это, прежде всего, скандально известные
"Сволочи", вышедшие к 60-летию Победы, и совсем "свежий"
"Гитлер капут!" Но и не только они.
Сказано об этих фильмах много. Здесь стоит лишь добавить,
что раскрутка их носила далеко не случайный характер. В случае
"Сволочей" так и вовсе имело место неполное, но солидное финансирование
— и фильма, и его рекламы — из бюджета. Что же касается "Гитлер
капут!"… не знаю, как было в других городах, но москвичи в связи с этим
спец-проектом подверглись наиболее агрессивной за последние годы рекламной
атаке.
Как и "Сволочи", фильм должен был пойти широким
экраном аккурат к 9 мая. Его попридержали, но уж зато в сентябре… Огромные
глумливые билборды с порно-звездами в ролях советских "разведчиков"
сами по себе (до и без всякого фильма) являлись кампанией по надругательству
над исторической памятью и ее вытеснению. А, получив площадку в большом количестве
кинотеатров, фильм уже в первый уикэнд заработал (о, этот успех в прокате!)
почти 144 млн. рублей. Что наглядно демонстрирует всю нынешнюю коллизию с
прокатной политикой и "ценностными установками". И не надо заседаний
кабмина, чтобы сообразить, какие приоритеты победят на кинорынке.
Конечно, отрадно, что в регионах целующиеся лесбиянки в
"военном" фильме смутили не только неподготовленную аудиторию, но и
"неподготовленных" администраторов. Директор одного из магаданских
кинотеатров заявила, что не пустит фильм, так как молодое поколение надо
воспитывать на других фильмах, а ветеранов это зрелище оскорбит. Отрадно, что у
нас есть зачатки (или остатки?) гражданского общества и возникает (иногда)
точечное сопротивление на низовом уровне. Но ведь точечное, а не
контркультурный — точнее, культурный — фронт, противостоящий фронту
антикультурному!
По активно продвигаемой кинопродукции видно, что призывы
преподносить историю объективно — так и остаются призывами. В только что
вышедшем фильме "АдмиралЪ" о Колчаке (снятом при поддержке
Федерального агентства по культуре и кинематографии) не упомянут ни один
нелицеприятный факт из реальной биографии исторического персонажа. Зрителю с
заведомо пониженным сериалами вкусовым барьером и крайне размытыми
представлениями об истории России третьесортная мелодрама может быть
"впарена" как "правда о Гражданской войне". Но созданный
таким образом массовый человек никак не может быть включен в декларированные
планы по "развитию".
Телевидение и киноиндустрия идут рука об руку: 1-й канал,
2-й, не говоря уж о наиболее откровенно работающем на деградацию ТНТ. Теперь
вот — новая киностудия, RWS, начинавшая с телесериалов, явила себя миру как
наисовременнейшая и наиоснащеннейшая. У нее широкие планы — как в кино, так и,
по-прежнему, на телевидении. В этой системе сообщающихся теле-кино-сосудов
вываривают общество.
Правительство принимает новые "меры по поддержке российского
кинематографа", выделяет деньги, заинтересовывает продюсеров в
коммерческом успехе… в общем, волнуется о нас. И, вроде, о развитии. Но
возникает чувство, что ему невдомек, что все ТАКИЕ меры — пустые хлопоты.
Завтра, 29.10.08