Журнал «Золотой Лев» № 173-174 - издание русской
консервативной мысли
Невозможно решить проблему на том же уровне,
на котором она возникла.
Нужно стать выше этой проблемы:
Альберт Энштейн
Наконец, благодаря поддержке
государства, на фондовом рынке наметилась тенденция к росту. Однако ранее
24.10.08 РТС пробил важнейший уровень 550, который имелся в октябре
Считалось, что от любого кризиса мы
застрахованы благодаря нашим финансовым 'запасам'. Злотовалютные
резервы РФ (ЗВР) за период с 1.08.08 по 24.10.08, т.е. почти за 3 месяца
снизились на 18.6% - 111.2 млрд.долл. (с 595.9 до 484.7 млрд.долл.).
В 4 квартале
Конечно, наши ЗВР играют роль
'буфера'. Но основная проблема, да собственно и причина кризиса -
совсем в другом - в дефиците рублей. Банки сокращают кредитные
программы, встал межбанковский рынок, покупатели пытаются перенести на более
поздние сроки платежи поставщикам, векселя не находят покупателей. Многие
компании, в том числе сырьевые, заявляют о сокращении своих инвестиционных программ.
И если все это зайдет слишком далеко, то по эффекту 'домино' мы можем
столкнуться с проблемой неплатежей. Упадут доходы компаний, начнется сокращение
их штатов, снижение зарплат. Все это приведет к значительному сокращению
спроса, а следовательно - и экономического роста в будущем. Далее может начаться
снижение цен на недвижимость, уменьшение стоимости банковских залогов. Такой
'сценарий' может вызвать дефляцию. Все это все больше напоминает аквариум, из
которого 'сливают' воду. Деньги для экономики - это ее 'кровь', подобно тому,
как банковская система - 'кровеносные сосуды', а объем денежной массы и ее
динамика - наиболее важные макроэкономические параметры.
Наша страна действительно имела все
шансы выстоять против мирового кризиса, но этого не случилось. Так что
помешало? Во - первых, когда на фоне мирового финансового кризиса центробанки
всего мира включили печатные станки - наши денежные власти, приняв близко
'переживания' МВФ о 'перегретости' нашей экономики и поверив в теорию 'тихой
гавани', стали решительно бороться с инфляцией путем ужесточения
денежно-кредитной политики. При этом 'репетиция' кризиса в августе
В
В значительной степени к этому
процессу привела 'экономия' бюджетных расходов. Согласно информации Минфина, за
период январь-сентябрь (на 1.10.08 - 75% бюджетного периода)
Представляется, что 'либерализма' в
этой политике достаточно мало. Известно, что монетаризм выступает за
стабильность денежного предложения ('денежное правило' М. Фридмена). Ориентиры
роста М2 на
Несколько простых цифр. Накануне
Великой Депрессии денежная масса М2 в США за период с 1928 по
А теперь обратимся к 'денежной
истории' РФ в течение 'благоприятных' 2000-
Таблица 1. Основные параметры денежной
политики и экономики РФ в 2000-
Дата |
Денежная масса, млрд.руб. |
Инфляция, % |
Прирост денежной массы, % |
Реальный ВВП в ценах |
Темпы роста ВВП, % |
Монети-зация (М2/ВВП), % |
Государ-ственные расходы,
млрд.руб. |
Темпы роста госрасходов, % |
01.01.2000 |
714.6 |
36.5 |
|
6 646.60 |
6.40 |
14.82 |
667.00 |
|
01.01.2001 |
1 154 |
20.2 |
61.5 |
7 311.10 |
10.00 |
15.80 |
1 029.20 |
54.30 |
01.01.2002 |
1 613 |
18.6 |
39.7 |
7 684.00 |
5.10 |
18.03 |
1 321.90 |
28.44 |
01.01.2003 |
2 135 |
15.1 |
32.4 |
8 045.20 |
4.70 |
19.73 |
2 054.19 |
55.40 |
01.01.2004 |
3 213 |
12.0 |
50.5 |
8 632.50 |
7.30 |
24.26 |
2 358.60 |
14.82 |
01.01.2005 |
4 363 |
11.7 |
35.8 |
9 254.00 |
7.20 |
25.59 |
2 698.90 |
14.43 |
01.01.2006 |
6 045 |
10.9 |
38.5 |
9 846.30 |
6.40 |
27.95 |
3 514.40 |
30.22 |
01.01.2007 |
8 996 |
9.0 |
48.8 |
10 574.90 |
7.40 |
33.47 |
4 285.00 |
21.93 |
01.01.2008 |
13 272 |
11.9 |
47.5 |
11 431.40 |
8.10 |
40.23 |
5 983.80 |
39.65 |
Не смотря на инфляцию, последние 8 лет
страна нормально развивалась - и ничего - в целом все были довольны. Для
снижения инфляции до уровня ниже 8% нужно грамотное госрегулирование и развитие
конкуренции. Что дала борьба с инфляцией в этом году? В
Затем существенный урон был нанесен
'иностранными инвесторами', которые в лучших традициях Южно-Азиатского кризиса
И, наконец, наиболее важный риск для
нашей экономики - это возможное снижение цен на нефть, вызванное мировым
кризисом. На конец октября нефть brent достигла уровня чуть выше 60 долл. за
баррель. Предложение нефти на рынки необходимо сокращать. Риск падения цен на
сырье, вместе с возможностью внутренней рецессии может резко снизить
поступления в бюджет и лишить РФ той ресурсной базы, которую Правительство
закладывало под Стратегию
Несмотря на длительную и детальную
критику политики 'стерилизации', ничто не может изменить философию нашей
денежной политики. Почему РФ так сильно зависит от иностранного капитала - у
нас достаточно мощный экспорт. Зачем нам нужны кредиты в долларах для внутренних
потребностей - чтобы поддерживать доллар и создавать предпосылки для обвала
рубля? Не будем забывать, что наши ЗВР в значительной степени 'покрыты' займами
корпоративного сектора и банков, которые все равно нужно 'гасить'. Чему нас
научил опыт
Чтобы РФ стала гигантом, а не
развивалась по сценарию 'третьих' стран, она должна создать суверенную и мощную
финансовую систему, как в свое время сделали все 'успешные' страны (Англия,
США, Германия, Япония, Китай), и научиться эмитировать рубли под свои
собственные потребности, не ограниченные чьими-то, сколь угодно именитыми,
теориями или количеством долларов. Опыт США, хотя и злоупотребивших своим положением, это
наглядно показывает. СССР также проводил независимую эмиссионную политику - был
второй экономикой в мире. Великая депрессия его не задела, спокойно восстановил
страну после войны, при этом не брал кредитов в долларах.
Безусловно, в Москве много денег и
банков, возможно, ее сектор 'недвижимости' частично 'перегрет'. Но что касается
экономики в целом, но это не так. Уровень монетизации экономики РФ (степень
насыщения деньгами - отношение денежной массы М2 к ВВП) невысок - около 40%, у
развитых стран 80-100%, а у Китая и того больше. У нас есть регионы, где
практически нет банков, денег, да и экономики как таковой. Все просто -
необходимо развивать финансовую инфраструктуру страны, 'закачивать' деньги в
наиболее отсталые регионы, увеличивать предложение денег и госрасходы адекватно
экономическому росту, кредитовать под активы. Наша территория не сильно освоена
- экономическая отсталость некоторых регионов РФ по сравнению с их
потенциальными возможностями имеет огромную разницу.
У нас много жилья? У нас хорошие
дороги, их протяженность достаточна? Нам хватает электростанций? У нас некому
работать, все это делать, производить и строить? Пока не поздно,
необходимо начать создавать высокотехнологичную экономику - Стратегия 2020
одобрена, что еще нужно? Но чтобы обеспечить экономику нормальным
кредитованием и снабжением деньгами, необходимо 'распрощаться' с наследием
административной экономики и начать создавать, наконец, реальные (а не 'птичьи'
благодаря рейдерам и коррупции) права частной собственности, вовлечь на рынок
неиспользуемые и пока не капитализированные необъятные активы РФ, оцениваемые в
триллионы долларов. Тогда со временем наш ВВП и фондовый рынок будут как у США.
Чем больше будет активов, тем больше денег, тем больше будет экономика - но
только развивать ее надо, дать гражданам экономическую свободу, о которой
говорил Д. Медведев - для этого необходимо снизить НДС, бороться с рейдерством
и коррупцией. И навести порядок в госфинансах, чтобы деньги не шли на 'ветер'.
Тогда инфляция, наконец, не будет проблемой. При исполнении этих
условий рубль обязательно станет мировой валютой, наряду с долларом и юанем.
Инвесторы, в отличие от избирателей,
голосуют исключительно деньгами, которые можно забрать обратно. В процессе предвыборной компании
общество и власть самым активным образом обсуждали все наши 'проблемы'. План
Путина по развитию РФ выступил как некий гражданский договор, 'подписанный' на
выборах. Нам обещали меры по развитию бизнеса, в т.ч. малого, улучшение
инвестиционного климата, борьбу с коррупцией, сотрудничество со всеми
передовыми силами общества, кадровую революцию и пр. Наши и иностранные
инвесторы голосовали 'за' и фондовый рынок РФ, несмотря на спекулятивные
'горки', продолжал расти. Тем временем некоторые 'маститые' эксперты
активно 'разогревали' рынок, обещая уровень РТС свыше 2500 на конец года.
Но уже летом Россия стала 'тормозить'
- сначала это стало заметно на 'идеологическом фронте', а затем на 'реальном'.
' План Путина' был заменен на 'план по борьбе с перегревом' нашей экономики.
Вопрос по снижению НДС был оставлен на отдаленное будущее. Автор этих строк
неоднократно с мая этого года предупреждал о том, что избыточный 'зажим' денег
может обернуться проблемами в экономике и банковской системе. Уже в июне стали
видны первые признаки замедления роста денежной массы и экономики. Конечно,
внес свою 'лепту' и процесс снижения цен на нефть. И наиболее
'осторожные' игроки стали уходить с рынка уже в июне, чем была вызвана первая
волна снижения котировок. Затем рынок 'отыграл' дело 'Мечела', а в
августе - конфликт в Южной Осетии.
Ситуация в нашей экономике будет
зависеть исключительно от оперативности и эффективности мер денежных властей по
восстановлению финансовых рынков. В самом тяжелом случае мы можем попасть в рецессию, пойдя
по дефляционному сценарию, которого у нас еще пока не было. Даже колоссальный
спад после
Что может вылечить нынешний кризис?
Возможно - только неразумную политику крупных госкомпаний, набравших долларовых
кредитов, 'пузырь' на рынке московской и подмосковной недвижимости, избыточные
зарплаты в некоторых секторах экономики. От монополизации экономики и
избыточного влияния государства он не излечит. А втоматическое увеличение доли
государства в экономике на фоне механизмов перераспределения собственности
может негативно отразиться на ее эффективности. Хотя идея активного
вмешательства государства и строительства 'госкорпораций' для решения
приоритетных задач развития страны абсолютно нормальна, приоритеты будущего
состоят в строительстве мощной, конкурентной и социально ответственной частной
экономики. Идя по пути избыточной национализации, мы можем повторить ошибки
СССР. Нужна 'золотая середина'. Не говоря о том, что если над госсектором РФ
срочно не установить жесточайший многосторонний контроль, он может 'обрасти
черными дырами'.
Но возможно, наши элиты, наконец,
осмыслят необходимость модернизации экономической политики, начав уделять
внимание не только сырьевому сектору, но и инновационному развитию. Нефтяные
вышки и газопроводы - это нормальный бизнес, но для России это не должно стать
'пределом'. Нефтяная зависимость уже приводила нас к краху - проблемы СССР и
кризис
Власти нужно ясными и четкими мерами
вернуть доверие на финансовые рынки, поддержать прямыми интервенциями фондовый
рынок. Чтобы
улучшить ситуацию, денежным властям нужно увеличивать денежное предложение за
счет бюджетных расходов. Кроме того, чтобы поддержать экономику, целесообразно
оптимизировать налоговое бремя . Ликвидность нужно распределять не столько в
госбанки, а по возможности, в экономику в целом - тогда кризисные явления
уйдут. Но получить мгновенный эффект сейчас не так просто. Ведь между денежными
вливаниями и эффектом есть лаг около 6 месяцев.
Не надо уповать на пока успешное
регулирование политической и общественной жизни в стране. Все это может
'растаять' очень быстро, нашелся бы серьезный повод. Основной вопрос
России - эффективное освоение ее территории, развитие инфраструктуры как способ
преодоления вековой всенародной нищеты и обретения экономической свободы - пока
не решен. А это стабильная почва для возможных социальных потрясений. Власть
должна перейти 'Рубикон'.
Кризисные явления могут способствовать
росту политической активности населения, в том числе тех слоев, которые пока
были политически не активны - средний класс и предпринимательское сообщество.
Возможно, многим придется пораскинуть мозгами и по-настоящему озаботиться тем,
каким 'курсом' плывет 'корабль' по имени Россия. Может быть, тогда наши граждане,
наконец, найдут время, чтобы прийти на выборы, вместо того, чтобы поехать на
пикник.
Конечно, за последние 16 лет страна
достигла многого, но еще большего - не достигла. Мы построили десятки новых
больших предприятий, множество новых дорог, атомных электростанций, продукция
нашей промышленности получила международное признание, наша наука вышла на
новые, поражающее воображение рубежи? Нет. У нас нет достаточного количества
денег и нормальных механизмов их доставки, нет необходимого предложения
собственности и ее доступности. Инвестиционный климат по-прежнему оставляет
желать лучшего. Мы продолжаем пользоваться остатками старого, деля их, и вновь
образованного нового. Может ли наш 'рынок' обеспечить нас доступным жильем,
продовольствием и 'ширпотребом' собственного производства, обеспечить
эффективную занятость населения? Нет - а потому забудьте про 'рыночность' нашей
экономики. У нас пока есть только слабые зачатки эффективного частного сектора,
который надвигающийся кризис может легко 'прихлопнуть'. Пока у нас не
будет суверенной денежной политики, страна не станет нормальным эмиссионным
центром - до инновационной экономики нам далеко.
7 Ноябрь 2008