Журнал «Золотой Лев» № 173-174 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

О.Ю. Маслов

 

Саммит G-20 15 ноября 2008 года и «ситуационная комната»

 

 

Нам никогда не известно, сколь многое нам неизвестно

(Фил Гулдинг)

 

Уж полночь близится, а Германа все нет

Слова из оперы "Пиковая дама"

 

Мировой кризис, начавшийся в августе 2007 года, а главное, особенности протекания данного мирового кризиса поставили массу вопросов, требующих безотлагательных ответов. Сегодня в фокусе экспертного внимания находится саммит G-20, который состоится 15 ноября 2008 года. С ним связаны надежды на преодоление мирового кризиса, и это позволяет отнести данное мероприятие к важнейшим событиям 2008 года. Оправдает ли саммит возлагаемые на него надежды?

Сегодня тысячи аналитиков и экспертов строят прогнозы, пытаются предугадать, чем именно завершится судьбоносный саммит. Состоится ли рождение "нового бреттон-вудса" или мы снова будем наблюдать эволюционное "латание" отживших свой век надгосударственных институтов? Закончится ли гегемония доллара и появится ли единая, глобальная валюта или лидеры двадцати Major ни о чем не договорятся, поддавшись иллюзии достигнутой стабильности, и мир в краткосрочной исторической перспективе сорвется в мультивалютную неизвестность и распадется на "валютные зоны"?

Представляется, что опыт "ситуационных комнат" позволяет всем желающим выстроить эффективную систему мониторинга за текущим мировым кризисом.

 

Моделирование в "ситуационных комнатах"

 

Необходимо признать, что отношение к "ситуационным комнатам" в экспертном сообществе более чем скептическое. Но ключевые элементы работы "ситуационных комнат" позволяют эффективно формализовать и объективизировать динамично изменяющуюся реальность. В работе "Новая Великая депрессия ХХI века в высказываниях современников", опубликованной в октябре 2007 года, было изложено следующее. П. Лукша в статье "Накануне второй Великой депрессии" отмечает:

 

"Теперь, когда на горизонте показалась финансовая "зима", страна рискует оказаться в положении той самой стрекозы из крыловской басни: "Лето красное пропела, оглянуться не успела"…На Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге (2007) правительство представляло несколько долгосрочных сценариев развития страны. Все они очень оптимистичны - непрерывный рост экономики, многократное увеличение среднего класса, возращение позиций в пятерке мировых экономических держав... Но все эти прогнозы зависит от многих "если", предполагающих стабильность роста лидеров глобальной экономики, стабильность мировой денежно-финансовой системы, стабильность мировых товарных потоков и т.п. У правительства нет "плана Б" на случай, если дела пойдут плохо, если финансовые рынки начнут мельчать, если цены на ресурсных рынках упадут в несколько раз, если спрос на российский экспорт существенно уменьшится. Стабилизационный фонд - это "подушка безопасности", созданная на случай циклического снижения цен на энергетических рынках, но его не хватит в случае полномасштабного финансового кризиса".

 

 Из комментов к данной статье можно было узнать успокоительную информацию, поведанную безвестным Web Doe, что "план Б" есть:

 

"Только это не обычный план, а некий "мобилизационный" план (естественно публике его не предъявляют). При мировом кризисе будет как в случае распасов в преферансе - начинают играть все, но по другим правилам. И здесь важно будет уметь быстро считать и не дергаться. Думается, что где-то в недрах ответственных за безопасность страны структурах постоянно проигрывают всякие варианты. Благо ситуационную комнату построили и ввели в эксплуатацию еще в прошлом году и, думается, кадры готовятся соответствующие (типа кризисных управляющих). Собственно вся эта вертикаль власти, которую создавали и нужна только на случай кризисов, чтобы от "саморегулирования" можно быстро перейти к ручному управлению. Ну, а как справятся отечественные госуправляющие в случае мирового кризиса - этого никто не знает. Нам остается только болеть за свою команду управляющих - ничего кардинально уже не изменишь, разве, что "тренеры" успеют выявить и подучить талантливых молодых игроков".

 

Итак, российские власти после 15 сентября 2008 года уже точно знают, что мировой кризис в разгаре, и, следовательно, "распасы в преферансе" начались. И 15 ноября 2008 года мы узнаем, каков он этот российский сверхсекретный "план Б". Причем, все желающие могут сделать собственные ставки и прогнозы в предстоящем "преферансе". А мы сыграем по законам "ситуационных комнат" и предоставим всем приглашенным интеллектуалам вводные данные.

 

Вводные данные (плюс экскурс в историю)

 

В состав G-20 входят: Австралия, Аргентина, Бразилия, Британия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Республика Корея, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ФРГ, ЮАР, Япония и Евросоюз. Группа действует как форум крупнейших мировых экономик, посвященный проблемам международной финансовой стабильности. В работе "Банковский кризис и "мировая финансовая архитектура", опубликованной в марте 2008 года, приводились следующие высказывания. Экономист А. Кобяков отметил:

 

"Даже беглый взгляд на события последних 15-20 лет говорит о том, что здание мировых финансов оказалось построенным именно в сейсмически опасной зоне. Финансовые землетрясения явно участились — мировой долговой кризис 1982-1983 гг.; обвал фондового рынка США 1987 года; полномасштабный финансовый кризис в Японии, разразившийся в 1990 году; "мексиканский" кризис 1994-1995 гг.; обвал доллара в 1995 году; глобальный кризис 1997-1998 гг. Возникает большое искушение увидеть в этих событиях не отдельные кризисы, а последовательные волны одного более обширного и более глубокого кризиса всей системы мировых финансов. И имеются весомые аргументы в справедливости такой гипотезы". Алан Гринспен предположил: "Последствия кризиса, который сейчас разворачивается на финансовом рынке, будут очень тяжелыми, очень многие пострадают. Потрясения в финансовой системе приведут к полномасштабному пересмотру международных норм банковского регулирования, сводов правил и системы управления рисками".

 

Бывший председатель ФРС считает, что финансовые модели учреждений финансового сектора будут нуждаться в пересмотре. Гринспен подчеркивает, что должны быть пересмотрены и международные Базельские нормативные положения.

Базельские соглашения длительное время находились вне фокуса внимания аналитиков. Сегодня все чаще раздаются голоса, требующие пересмотра данных международных соглашений, регулирующих банковскую деятельность. В частности, предлагается следующее: Базельские соглашения, устанавливающие международные стандарты для коммерческих банков, необходимо дополнить пунктом, обязывающим учитывать рейтинг МВФ при предъявлении требований к банкам, которые обращаются за кредитами. Но этого явно недостаточно для выхода банковской системы из кризиса. Аналитик Р.Райтер отмечает, что лидеры западного мира

 

"все-таки призвали к проведению реформы "мировой финансовой архитектуры". Данная реформа является навязчивой идеей Брауна. Его грандиозный замысел заключается в превращении Всемирного банка во внешнюю кредитную организацию (Неужели ему никто не сказал, что Всемирный Банк занимается внешним кредитованием в течение десятилетий?), а также в модернизации МВФ в качестве мировой финансовой системы раннего оповещения" (Times Online).

 

В современном мире слова "побеждает тот, кто первым меняет правила игры" - уже аксиома. 26 марта 2008 года в интервью газете Monde премьер-министр Великобритании Гордон Браун проинформировал общественность о том, что он совместно с президентом Франции Николя Саркози работают "в тандеме" над реформой ООН, Международного валютного фонда и Всемирного банка.

 

"Эти организации не отвечают больше вызовам 2008 года", - подчеркнул Г.Браун. "МВФ может превратиться в систему предупреждения кризисов, а Всемирный банк - финансировать проекты в области окружающей среды и развития", - сказал он, добавив, что "сегодня ни одна из организаций не отвечает этим потребностям". По мнению Брауна, "реформа ООН должна не только предоставить место бурно развивающимся державам, но также найти ответ на проблемы обанкротившихся государств, терпящих крах режимов, новых нестабильностей" (ПРАЙМ-ТАСС).

 

МВФ (дополнительная информация)

 

В работе "Глобальные надгосударственных институты и их легитимность в преддверие Первой глобальной Великой депрессии" были приведены следующие данные о МВФ. Ю.Овсянникова:

 

"В целях разработки основ новой мировой валютной системы в 1944 году в Бреттон-Вудсе была созвана международная конференция союзных стран. В результате этой конференции была достигнута договоренность о создании регулируемых связанных валютных курсов, которую называют Бреттон-Вудсской системой. Новая система должна была сохранить преимущества прежней системы золотого стандарта (фиксированных валютных курсов), отмечая при этом ее недостатки. Далее на конференции был создан Международный валютный фонд (МВФ), призванный сделать новую валютную систему реальной и дееспособной. Эта мировая валютная система, базирующаяся на относительно фиксированных валютных курсах и управляемая через МВФ, просуществовала с некоторыми модификациями вплоть до 1971 года. МВФ продолжает и сейчас занимать важнейшее место в международных финансах".

 

Действительно, едва ли не первое место в системе институциональных структур регулирования международных валютных отношений принадлежит Международному валютному фонду (МВФ). Он представляет собой межправительственную, многостороннюю валютно-кредитную организацию, имеющую статус специализированного учреждения ООН. Международный валютный фонд учреждён на Конференции Объединённых Наций по валютно-финансовым вопросам, состоявшейся с 1 по 22 июля 1944 года в США. Участники Конференции от 44 государств приняли Заключительный акт, в который входили так называемые статьи соглашения о Международном валютном фонде, которые выполняют роль его устава. 27 декабря 1945 г. соглашение о создании МВФ было ратифицировано 29 государствами, а марте 1946 на учредительной сессии Совета управляющих Международным валютным фондом были приняты дополнительные постановления, регулирующие деятельность МВФ. С 1 марта 1947 года Фонд приступил к реализации своих операций.

В общем плане МВФ предназначен для регулирования валютно-кредитных расчётных отношений между государствами-членами и для оказания им финансовой помощи, в случае возникновения валютных затруднений, путём предоставления краткосрочных займов в иностранной валюте. Помимо этого, согласно уставу, МВФ должен содействовать валютному сотрудничеству, следить за соблюдением валютных расчётов. В рамках этих общих целей у Фонда имеется ряд конкретных целей. Отметим падение авторитета МВФ. Аналитик В. Баранов считает, что

 

"эконометрическая модель МВФ нехороша уж тем, что является имитационной…Имитационная модель имеет высокую дидактическую ценность, т.к. с ее помощью удобно объяснять ПРОШЛОЕ, зафиксированное в данных эконометрики. Но имитационная модель - в общем случае - не годится для объяснения будущего".

 

Академик РАН С.Глазьев подчеркивает деструктивную роль МВФ:

 

"МВФ и другие международные финансовые институты, призванные обеспечивать стабильность мировой финансовой системы, блокируют любые попытки ввести какие-либо национальные или международные механизмы регулирования глобальных финансовых потоков в целях избежания дестабилизирующих эффектов. Тем самым МВФ фактически действует в интересах международного спекулятивного капитала". Экономист М.Делягин убежден: "МВФ имеет устойчивую репутацию в мире врача, который выписывает рецепт, не интересуясь диагнозом. Прогнозы и рекомендации МВФ, как правило, имеет весьма далекое отношение к реальности"

 

Премьер-министр Великобритании Гордон Браун считает важным реорганизацию МВФ: "Мы должны урегулировать кризисы, когда они возникают, лучше согласовывая свои действия. МВФ необходимо реорганизовать в соответствии с задачами современного мира" (15.10.2008). Но необходимо напомнить, что Международный валютный фонд (МВФ) уже осуществил одну реорганизацию в ходе текущего мирового кризиса. В марте-апреле 2008 года было осуществлено перераспределение голосов при принятии решений между 185 странами. Доля России (и соответственно вес голоса) в уставном капитале МВФ составляла 2,79 процента. После реформы доля уменьшилась до 2,49 процента. Вместе с Россией часть своего влияния потеряли: Египет, Саудовская Аравия, Венесуэла, Аргентина, Чили и Южная Африка. Возросло влияние Китая, Индии, Бразилии, Мексики и Южной Кореи. Данная реорганизация позиционировалась в западных СМИ, как крупнейшая за последние 60 лет. Замминистра финансов Д. Панкин, назначенный президентом Медведевым ответственным за формирование новой глобальной финансовой архитектуры, не скрывает слабость позиции России:

 

"Мы попытаемся сделать так, чтобы реформа во Всемирном банке не прошла по тому же сценарию, как это случилось в МВФ. Сегодня в этих организациях доминирующее положение остается за США и в определенной мере за Евросоюзом… сегодня мы ищем союзников, которые помогут нам провести реформу в банке в другом, не зависящем от США фарватере ".

 

Постановка вопросов

 

Постановка вопросов экспертам в "ситуационной комнате" призвана создать, пользуясь современным языком, "пространство дискурса".

Вопрос №1: Завершится ли саммит G-20 традиционными декларативными заявления лидеров стран в формате "антикризисного пиара" или саммиту удастся принять революционные решения по изменению мировой финансовой архитектуры? Замминистра финансов Д. Панкин:

 

"Нужно искать новые институты или модифицировать старые, чтобы они могли реагировать на современный многополярный мир, мир, в котором доминирует не одна валюта - доллар, а доминируют многие валюты, а в мировой экономике доминирует не одна страна - Соединенные Штаты, а доминирует ряд стран, как развитых, так и новые быстро развивающиеся страны. Отвечать на эти вызовы старые институты не могут в полной мере".

 

Вопрос №2: Будет ли на саммите G-20 заявлено о создании новых надгосударственных институтов?

Вопрос №3: Потребует ли текущий мировой кризис радикальной реорганизации всех надгосударственных институтов, начиная с ООН, заканчивая Всемирным банком, или изменения коснутся лишь внутреннего устройства минимального числа институтов?  

Вопрос №4: Каким будет формат реорганизации МВФ и будет ли вновь провозглашенная на саммите реорганизация иметь такой же фиктивный характер, как реорганизация марта-апреля 2008 года? Аналитик М.Либиг:

 

"Возникающая новая многополярная финансовая система ликвидирует роль доллара в качестве мировой резервной валюты – ту роль, на которой держалась как бреттон-вудская система, так и система «плавающих валютных курсов», установившаяся после 1971 года".

 

Вопрос №5: Перестанет ли после проведения саммита доллар выполнять функцию мировой резервной валюты? Академик РАН С.Глазьев:

 

"Современная архитектура глобальной валютно-финансовой системы характеризуется центральным положением доллара США, выполняющего функции мировой резервной валюты. Это положение стало следствием политического и экономического доминирования США в несоциалистическом мире в годы холодной войны, которое позволило ФРС США де-факто присвоить себе функцию монопольной эмиссии мировой валюты".

 

Вопрос №6: Будет ли на G-20 обсуждаться нынешний статус доллара, как резервной валюты, и этапы введения новой глобальной резервной валюты? Экономист А.Кобяков:

 

"Тот, кто контролирует "мировой печатный денежный станок", то есть эмиссию мировой валюты, а также механизмы ее рециклирования, может произвольно менять через инфляционные процессы стоимость денег, может по своему усмотрению открывать, а иногда и закрывать краник инвестиций, рулить финансовыми потоками, вызывать банкротства банков, корпораций, отраслей, а иногда и целых национальных экономик. С помощью этих механизмов можно перераспределять собственность. Но что такое в данном случае "умное" научное выражение "перераспределение собственности"? Что это означает на языке простых бытовых понятий, если снять шелуху "научности"? Это воровство, присвоение чужого".

 

Вопрос №7: Будет ли на саммите G-20 обсуждаться вопрос создания эмиссионного центра новой глобальной валюты, контролируемого ФинСовБезом? Экономист М.Хазин:

 

"Вся система МВФ/МБ (созданная в рамках Бреттон-Вудских соглашений) работает на то, чтобы никто, кроме ФРС не мог эмитировать деньги: тут и система currency board, и ее неявные аналоги и ограничения для стран – участников МВФ и т.д. Достаточно посмотреть, как ограничивает наш Центробанк предоставление рублевых кредитов – что для самого российского ЦБ и Минфина уже стало серьезной проблемой".

 

Вопрос №8: Будут ли расширено влияние ФРС на весь мировой валютно-финансовый рынок, с целью предотвращения кризисных явлений в глобальном масштабе? Известный интеллектуал У.Бек, размышляя в формате векторов в будущее, выделил следующее:

 

"В чем же заключается альтернатива неолиберализму? Ни в коем случае не в национальном протекционизме. Нам необходим расширенный концепт политики, способный стать соразмерным регулятором кризисного и конфликтного потенциала в условиях свободной мировой экономики. Все больше европейских партий (да и общественность других регионах мира) обсуждают и требуют введение "налога Тобина" на огромные финансовые потоки, что могло бы стать первым шагом программного характера".

 

Налог назван по имени Лауреата Нобелевской премии, экономиста Йельского университета Джеймса Тобина. Тобин предложил взимать определенный процент со всех валютных операций в мировой экономике. По расчетам ООН, ежегодный объем поступлений от "налога Тобина" в размере, например, 0,25% составил бы несколько сотен миллиардов долларов. А это не только позволило бы трансформировать ООН в высоко эффективный глобальный орган, но и создало бы предпосылки к решению проблем мировой бедности и ряду других жизненно важных проблем человечества.

Вопрос №9: Примет ли саммит G-20 системные, революционные решения, например, о введении налога Тобина? Министр финансов Германии Пер Штайнбрюк:

 

"Опасность краха (финансовых рынков) еще не миновала. Неверно считать, что что-либо прояснилось. Нам все еще угрожает опасность" (Bild am Sonntag 25.10.2008).

 

Вопрос №10: Окажут ли решения, принятые на саммите G-20, существенное влияние на  мирового валютно-финансового кризиса? Ряд экспертов считает, что поражение Маккейна создаст ситуацию, в рамках которой Д.Буш, опасаясь за будущее республиканской партии, может пойти на экстраординарные меры, призванные ослабить политическое поражение.

Вопрос №11: Осуществит ли Д.Буш "закат доллара вручную"? А.Чубайс отметил, что из победы в холодной войне

 

"США извлекли… ошибочный вывод, заключающийся в том, что они победили своего главного противника и что теперь они самые мощные. Совершенно очевидно, что сегодня не может быть одной страны в мире, которая им руководит, нет ни одной мировой проблемы, которую могла бы решить одна страна. Мировая финансовая и экономическая системы требуют пересмотра".

 

Вопрос №12: Предложит ли Россия нечто, что вызовет резонанс за пределами нашей страны? Важным является и то, каким будет концептуальное наполнение саммита G-20. М. Либиг отметил:

 

"Термин "новый Бреттон-Вудс" не вяжется с многополярной реальностью сегодняшнего мира. Сам термин "Бреттон-Вудс" отражал полное доминирование США во всемирной финансовой системе, равно как и роль Британии в качестве младшего партнера".

 

Вопрос №13: Продемонстрируют ли итоги саммита сохранение статус-кво, сложившегося в мировой финансово-экономической сфере после 15 августа 1971 года?  

Это далеко не полный перечень вопросов, который позволит не только объективизировать происходящее на саммите G-20, но и выстроить корректную систему мониторинга текущего мирового кризиса.

 

Персонально-ориентированный анализ

 

В эпоху брежневского застоя существовала одна байка. Ответственный работник ЦК КПСС в деловой поездке в США столкнулся с "провокацией". В ходе частной беседы ему предложили сыграть в игру под названием "Политбюро". И объяснили правила игры, в который "наш советский человек" должен был выступить в качестве эксперта.

Вводные данные. Доклад министра обороны Устинова о необходимости реагировать на события ….в Пакистане. Причем, не реагировать нельзя из-за осложнения ситуации в Афганистане. И в ходе игры эксперты должны были предугадать реакции Брежнева, Суслова, Андропова, Устинова и всех без исключения членов Политбюро ЦК КПСС. Более того, эксперты, в число которых приглашался и данный сотрудник ЦК КПСС, должны были предоставить по итогам игры не только интегральную реакцию Политбюро, но и заявление МИДа СССР, а также конкретные тайные шаги Советского Союза в аспекте военной или финансовой поддержки одной из сторон в гипотетически моделируемом конфликте.

Игра под названием "Политбюро" – это простейший аналог типовой "ситуационной комнаты". В современных "ситуационных комнатах" персонально-ориентированный анализ, безусловно, проводится. Некоторые вводные данные. М.Ч оссудовски, анализируя саммит лидеров 43 европейских и азиатских стран, состоявшийся в конце октября 2008 года в Пекине, предположил, что итог саммита G-20 будет позитивным:

 

"Очень маловероятно, что эта альтернатива может вырасти из совещаний БРИК или G-20. Хотя Китай и Россия все еще сохраняют определенную степень экономического и финансового суверенитета, денежно-кредитная политика большинства развивающихся стран, включая Индию и Бразилию, находится под непосредственным наблюдением Вашингтона и Уолл-Стрита".

 

Чоссудовски поставил вопрос: "Кто будет на этих встречах? Какова взаимосвязь между этими высокопоставленными государственными чиновниками (управляющие Центральных банков и министры финансов) и интересами Уолл-Стрита?". И сам ответил на него:

 

"Премьер-министр Индии Манмохан Сингх является бывшим должностным лицом Всемирного банка. В начале 1990-х, будучи министром финансов, он в тесной координации с Бреттон-вудскими институтами провел макро-экономические реформы, которые требовал от Индии МВФ. Нынешний управляющий Резервного банка Индии д-р Дуввуру Суббарао также является чиновником Всемирного банка. Он был назначен на новую должность в весьма критический момент — 5 сентября 2008 года в самом начале финансового кризиса. Дуввуру Суббарао проработал до этого десять лет во Всемирном банке в Вашингтоне. (1994-2004 годы). Всего лишь через две недели после вступления его в должность в качестве управляющего Резервного банка Индии индийский фондовый рынок рухнул. Ускорению бегства капитала в значительной степени способствовало бездействие д-ра Дуввуру Суббарао в качестве руководителя Резервного банка Индии в разгар кризиса". Действительно, С.Егишянц в одном из своих еженедельных обзоров отметил: "В Индии сенсацией стало непродление пребывания на посту хозяина центробанка Яга Венугопала Редди – его заменит 59-летний экономист Дуввури Суббарао, обучавшийся в университете Огайо и Массачусетском технологическом институте, а затем трудившийся во Всемирном банке в 1999-2004 годах".

 

М. Чоссудовски фокусировал внимание на том, что

 

"президент Центрального банка Бразилии Гектор Мейреллис будет играть ключевую роль на встречах БРИК и G-20 встреч в Сан-Паулу, а также на саммите 15 ноября в Вашингтоне…Энрике де-Кампос Мейреллис, назначенный в 2003 году "социалистическим" президентом Луисом (Лула) Игнасио да Силва главой Центрального банка Бразилии, на самом деле является одной из наиболее мощных финансовых фигур Уолл-Стрита. Прежде чем стать управляющим Центрального банка Бразилии, он был генеральным директором 7-го крупнейшего банка в США FleetBoston, который впоследствии влился в Bank America, чтобы сформировать крупнейший в мире финансовый институт. Гектор Мейреллис — это троянский конь. Назначить бывшего главного исполнительного директора банка Уолл-Стрит главой национального Центрального банка — это то же самое, что "поставить лису охранять курятник".

 

К вышеизложенному необходимо добавить, что "троянским конем", пользуясь терминологией Чоссудовски, российские конспирологи называют и "российского архитектора", замминистра финансов Д. Панкина. Конспирологи на своих форумах твердо относят его к "агентам Бильдерберга". В биографии Д. Панкина они отметили два эпизода: в 1991-1992 годах - начальник отдела Международного центра социально-экономических исследований "Леонтьевский центр" (в 1991 году президентом центра был Анатолий Чубайс), и с августа 1999 по август 2000 года Д. Панкин - начальник казначейства РАО "ЕЭС России". Именно это позволяет конспирологам считать Д. Панкина, как и А. Кудрина с С. Игнатьевым не только "людьми Чубайса", но и креатурами Бильдербергского клуба и Уолл-стрит.

Что может быть субъективнее конспирологического взгляда на реальность?

 

Субъективное мнение

 

Необходимо признать, что эффективность "ситуационной комнаты" на прямую зависит от профессионализма и квалификации приглашенных или "внутриструктурных" экспертов. Любое интеллектуальное Интернет-сообщество может смоделировать собственную "ситуационную комнату", и придти к самобытным выводам. Если только не опускаться до уровня уже подзабытого комсомольского "мозгового штурма".

На сегодняшний день отсутствует стремление у кого-либо навязать свою субъективную позицию. Не столь важно найти ответы на поставленные вопросы, сколь важно выстроить систему мониторинга за текущим кризисом. А кризис обещает быть долгим…

 

Наиболее вероятные итоги саммита G-20

 

Ф. Стивенс в The Financial Times отметил следующее:

 

"Финансовый кризис обнажил серьезные противоречия между взаимозависимостью, формирующейся под влиянием глобализации, и растущими националистическими настроениями. Пока еще никто откровенно не признался в нависшей угрозе. Саммит будет успешным уже в том случае, если лидеры хотя бы просто начнут это понимать".

 

Отметим, что националистические настроения – это естественная реакция любой властной элиты в условиях кризиса. Премьер-министр Британии Гордон Браун акцентировал внимание на МВФ:

 

"МВФ говорит, что у него имеется $250 млрд. и новые инструменты кредитования стран в период кризиса, но этого может оказаться недостаточно. Мы рассмотрим необходимые реформы в Международном валютном фонде в ближайшие недели" (28.10.2008).

 

Это позволяет предположить, что в фокусе внимания саммита G-20 будет именно МВФ. Поэтому ждать чего-либо революционного от предстоящего саммита не приходится. Если только мы с вами не будем наблюдать за неким спектаклем, который будет разворачиваться на глазах у всего мира. Д. Панкин отметил в июле 2008 года:

 

"До проведения "восьмерки" декларировалось, что в ее ходе будут выдвинуты новые видения будущей финансовой системы мира, будущего финансовых институтов, регулирующих финансовые процессы в мире, однако этого не произошло".

 

Не исключено, что и саммит G-20 также закончится ничем. Анализируя текущий мировой кризис, С. Глазьев отметил:

 

"Падение доллара будет продолжаться. В силу огромного размера долларовой пирамиды и высокой инерционности глобальной финансовой системы это падение не будет таким резким, как в России и ряде государств Юго-Восточной Азии на предыдущем этапе кризиса глобальной валютно-финансовой системы. В то же время обесценение американских долговых обязательств лишает доллар привлекательности в качестве мировой резервной валюты, что влечет  резкое снижение спроса на доллар со стороны денежных властей независимых от США  стран. Это может вызвать скачкообразное снижение курса доллара в ближайшие несколько лет..еоретически нынешняя валютно-финансовая система может существовать бесконечно долго. США, ЕС и  Япония могут взаимно корректировать курсы своих национальных валют для поддержания ее в равновесном состоянии. Но это возможно лишь до тех пор, пока эти страны сохраняют доминирующее положение в мировом торгово-экономическом обмене. Оно размывается опережающим ростом веса развивающихся стран, а также восстановлением  постсоциалистических экономик".

 

Если к этому добавить, что активные шаги Китая в аспекте преодоления негативных последствий мирового кризиса можно охарактеризовать только как "эффективный ассиметричный ответ", то необходимость выстраивания системы мониторинга за текущим кризисом становится очевидной.

 

http://www.polit.nnov.ru/2008/10/30/situationroomg20/

30.10.08


Реклама:
-