Журнал «Золотой Лев» № 171-172 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А.Н. Привалов,

научный редактор журнала «Эксперт»

 

Обыкновенная идиллия

 

Александр Привалов

 

Об Исландии и Харкiвщине

 

Цирк с конями начался во вторник. Сообщения, опровержения и контропровержения. Исландия, находясь на грани банкротства, запросила у РФ кредит на 4 млрд евро на четыре года — и мы даём. Нет, не запрашивала. Нет, запросила, но мы не дали. Наконец официальное заявление Кудрина: «Мы его (запрос на кредит. — А. П.) рассмотрим. Исландия известна как страна со строгой бюджетной дисциплиной и имеющая высокий рейтинг надёжности. Мы позитивно относимся к такой заявке». То есть: хотим дать.

Извините, но это какой-то бред. Говорить о высоком рейтинге страны, премьер которой заявляет о реальной возможности национального банкротства; страны, чья валюта упала на 30%, не к лицу даже министру финансов, верящему международным рейтинговым агентствам больше, чем своим глазам. И главное — на что нам Исландия? Если даже она за эти деньги признАет Абхазию, Южную Осетию и российский суверенитет над Северным полюсом, то мы — ценой безвозвратно утраченных пяти с половиной миллиардов долларов — получим всего лишь одно: гарантию того, что более никто на глобусе бесплатно ничего из перечисленного не признает. Нет, возможно, организовать на наши деньги в Рейкьявике банк, который помогал бы реальному сектору страны под залог его активов, и имело бы смысл. Но разговор-то, похоже, о межгосударственном кредите, который для нас решительно никакого смысла не имеет: просто выброшенные деньги.

Эту затею, по-моему, лучше оставить сразу. Во-первых, потому, что явных сильных резонов для выделения денег Исландии нет. А раз их нет, в общественном мнении навсегда утвердится мысль: эти деньги дали только потому, что бабки кого-то из самых крутых бонз зависли в тамошнем офшоре. А в общественном сознании и без того преизбыток нехороших мыслей о коррумпированности верхов. Во-вторых, потому, что деяние это было бы не столько славное, сколько мелкое. «Россия встала с колен и превратилась в могучую финансовую силу» — «И что же эта могучая сила сделала во время мирового кризиса?» — «Подбросила деньжонок маленькой Исландии». Самим-то не смешно? Если уж решено, что настало время проявлять нашу финансовую мощь за пределами страны, то надо сочинить что-нибудь поострее. Вопрос ведь простой: есть у нас внешняя политика или нет? Если есть, то её и надо проводить, не отвлекаясь на пустяки.

Не в одной же Исландии беда. Посмотрите на Украину. Бессмысленная и беспощадная драка в верхах на фоне реальной угрозы экономического коллапса. Уже сейчас из 36 украинских доменных печей остановлены 17, металлурги всерьёз говорят о полной остановке отрасли, а это для страны будет значить примерно то же, что у нас значило бы прекращение добычи нефти и газа. Не хочется каркать, но варианты печального развития событий лежат на поверхности. Почему бы не повернуться в эту сторону?

Я слыхал совет: скупать лежащие на боку украинские предприятия. Пусть-де наши магнаты поднапрягутся (под это дело и казна могла бы кредитов дать), да и скупят всё, что там стоит покупать, по нынешним бросовым ценам. Мне эта идея не кажется удачной. Да, скупить по кризисным ценам, наверно, можно. Но Печерский суд Киева — это вам не Исландия. Когда кризис кончится, неизбежная Юлия Т. (или — если она вдруг утратит власть, что маловероятно, — её преемник) с козацким гиканьем отберёт всё назад — под бурные рукоплескания западных болельщиков молодой украинской демократии. Более прямой человек сказал бы: не предприятия надо покупать, а юрисдикцию.

Схема — без пиарных подробностей — такова. Предложите независимой Украине провести референдум: не желают ли какие-либо её области отделиться от Украины и присоединиться к России? РФ, конечно же, не может и не будет вмешиваться в сугубо внутреннее дело братской страны, но объявляет о нижеследующем. Население областей, проголосовавших за переход в Россию, получает от РФ по десять тысяч долларов на душу. (Опрос, проведённый по моей просьбе среди двух украинских гастарбайтеров, показал, что это будет заметный аргумент.) Области, пожелавшие остаться Украиной… нет, не так. Обновлённая Украина получает — в благодарность за великодушие, выразившееся в признании результатов референдума в уходящих областях, — тридцать миллиардов. Все деньги, обещаемые в рамках этой оферты, — вот они, на виду: на депозитах в крупнейших европейских банках. Кто сочтёт, что ему предлагают продать родину, проголосует против; кто сочтёт, что предлагают её выбрать, так и проголосует.

Давайте наскоро прикинем, какие на эту идею могут быть возражения. Неприлично? С каких-то точек зрения, безусловно, да; только с этих точек зрения неприличным оказывается почти всё, что предпринимает Москва (за исключением нечастых в последние годы покаянных речей), так что новые неприятности нам не грозят. Поведёт к резкому обострению отношений с теми, другими и третьими? Не исключено. Так августовские события на Кавказе привели ужас к какому обострению; но двух месяцев не прошло, а острота уже ощутимо снижается. Правда, там начали не мы, а тут начнём именно мы — ну так зато тут не будет ни тени насилия: исключительно добрая воля. Дорого? Давайте посчитаем.

Если даже перейти в Россию решит двадцать пять миллионов человек, обязательства РФ потянут на 290 миллиардов долларов: 250 — новым соотечественникам, 30 — обновлённой Украине, ещё десятку придётся потратить на покупку всех подвидов нынешней киевской влады, чтобы не слишком вставляли палки в колёса нашей затеи. Сумма, что и говорить, весьма значительная. Но, во-первых, она у России есть. Во-вторых, на практике всё будет не так страшно. Все выплаты (кроме, ясное дело, коррупционных) нужно делать несколькими траншами, что — при легко прогнозируемой динамике доллара — кратно усушит общие затраты. Не забудем и про газ. И главное — речь-то идёт не о раздувании щёк. Речь идёт об операции, реализующей все наши текущие внешнеполитические цели! И переиграть результаты этой операции не сможет никто.

Интеллектуальная анемия (под сим псевдонаучным титлом разумею я нелюбовь и непривычку к поиску прорывных решений, а равно к называнию вещей своими именами) — болезнь, в обычное время не смертельная. Но на резком повороте, когда все привычные методы теряют действенность, — почти чума. Кредит для Исландии — не последний её бубон.

 

«Эксперт» №40 (629)/13 октября 2008

 

О самоподводящихся итогах

 

Самые неожиданные сюжеты из недавнего прошлого начинают закругляться в эти быстрые дни; итоги, ожидавшиеся разве что в неопределённом будущем, начинают — предварительно, сугубо предварительно! — подводиться. Только замечать этого пока никто то ли не хочет, то ли не успевает.

В среду стало известно, что энергетики решили — вслед за нефтепромышленниками и автомобилестроителями — попросить у государства денег. Наблюдательный совет НП «Совет производителей энергии» (партнёрство, учреждённое крупнейшими частными энергокомпаниями для лоббирования своих интересов) подготовил письмо к вице-премьеру Сечину. В письме говорится, что производящие компании оказались особенно уязвимы во время глобального финансового кризиса, поскольку обязаны осуществлять согласованные с государством инвестпрограммы, а финансировать-то их нечем. Поэтому, мол, хорошо бы, чтобы государство дало льготный кредит — миллиардов на пятьдесят. Долларов. Чтобы достойно оценить степень скандальности просьбы, надо вспомнить, что совокупная величина инвестпрограмм всех генерирующих компаний меньше 47 млрд долларов, причём около половины этой суммы у компаний заведомо есть: именно на эти цели должна пойти выручка от проданных частным инвесторам допэмиссий. Но — «в условиях существенного роста стоимости строительства допэмиссия покрывает лишь 25%», а потому без помощи государства новых энергомощностей не построить.

Припомним недавние дискуссии. Года три назад, когда готовились продажи пакетов акций энергокомпаний, ещё раздавались голоса, что чрезвычайно странно сбрасывать недокапитализированные активы, если у казны хватает денег на реализацию насущнейших инвестпроектов (и ведь проекты тогда были дешевле, чем сейчас!). Скептикам снисходительно отвечали, что они замшелые дурни. Что привлечение инвестиций в энергетику — процесс, а не разовый акт, и что мудрость замысла в том и состоит, чтобы этот процесс, не откладывая, запустить. Что ж, строго говоря, нынешнее письмо энергетиков не доказывает, что замысел был изначально порочным; но оно ясно доказывает, что пока запустить процесс привлечения инвестиций не удалось, а шансы на успех в обозримом будущем — меньше, чем были тогда, во время допэмиссий.

Мне могут сказать, что три года назад спорить было поздно. Что дела в энергетике были столь запущены, что силами одной казны уже заведомо не лечились: даже если бы государство и дало денег, продавать пакеты всё равно было необходимо. Ладно, пусть так. Тогда заглянем назад чуть подальше — на пять-шесть лет. Экономика вышла на устойчивый рост. Блэкаутов ещё не было, дефицит энергии ещё не искажал экономическую жизнь важнейших регионов, но что в энергетику надо вкладываться, было уже очевидно. И деньги в стране к тому времени уже были, и было ясно, что деньги эти не последние. Ну так вкладывайтесь! Нет. Мы будем откачивать деньги из экономики и скирдовать их где-нибудь в сторонке, потому что боимся не блэкаутов и не остановки роста, а инфляции.

А теперь подведём итоги (да-да, предварительные!) сделанного тогда выбора. Генерация энергии в заметной степени перешла в частные руки. Наши энерготарифы уже сравнялись с американскими (при весьма разной энергоёмкости ВВП); после повышений, намеченных правительством на ближайшие два года, они догонят тарифы скандинавских стран, а ещё через год-другой — и всю Европу. Стоимость подключения к энергосетям — запретительная. Строить новые мощности стало гораздо дороже — и, как пишут Сечину энергетики, нереально без прямых финансовых вливаний от государства. Так «за что мы убили государя императора и прогнали господина Рябушинского»? Кто ж его знает…

С точки зрения экономической политики дурная энергетическая сказка про белого бычка есть, конечно же, не более чем частный случай. (И не самый печальный: ясно же, что если миру удастся заразить нас рецессией, со вводом энергомощностей можно будет погодить.) Взгляните под тем же углом на 50 млрд долларов, выданных ВЭБу для рефинансирования внешней задолженности российских компаний. Все эти годы мы выкачивали из экономики деньги и, размещая их за рубежом, получали минимальную доходность. Финансовую систему страны мы должным образом не развивали, а потому найти крупный и длинный кредит для серьёзных проектов наши компании могли только за рубежом — и все эти годы платили совсем не маленькие проценты. Теперь же выясняется, что отдавать эти кредиты и проценты по ним всё равно будет казна. Временно, говорите? Но уж проценты-то точно навсегда, да и за остальное сегодня трудно ручаться. Так не лучше ли было бы всё это время оставлять побольше денег в экономике? Кстати, легче было бы развиваться не только крупняку, который сейчас выстроился в очереди у дверей ВЭБа, но и прочему бизнесу, которого казённые миллиарды нигде не ждут.

За последние недели мне не раз довелось услышать из разных чиновных уст хвалы небу за то, что оно послало нам Кудрина: мол, если бы Алексей Леонидович не накопил резервов, — что бы сейчас с нами со всеми было? Странные люди. Конечно, резервы жизненно важны. Но зачем было из этого бесспорного тезиса делать вывод, что резервы нужно нагонять любой ценой? Сегодня оказывается: затем, чтобы на сломе конъюнктуры спешно, не успевая ни продумать механизмы, ни наладить контроль, раздавать больше денег, чем было выкачано, спасая при этом от неприятностей лишь очень ограниченный круг хозяйствующих субъектов — по преимуществу государственных.

Чудесную речь произнёс сегодня (пятница) вице-премьер Кудрин в Думе. В частности, он сказал: «Риски на мировом рынке пока нарастают, и поэтому индексы у нас будут падать. Волатильность индексов — это свойство нашей слабой финансовой системы». Здесь в двух фразах два шедевра. Один поменьше: в тот день обе наши биржи открылись ростом — и росли ровно до того момента, когда Кудрин сказал, что индексы будут падать. Тут они и упали. Другой — побольше. Многолетний министр финансов, заместитель и верный единомышленник которого скоро семь лет как возглавляет ЦБ, сообщает нам, что финансовая система у нас слабовата… Да что ж вы её сильной-то не делали? Пьяный фельдкурат Отто Кац, который, мило улыбаясь, сползал по стенке и говорил Швейку: «Я у вас сейчас упаду», — вице-премьером побит.

Воля ваша, но такие — пусть и предварительные — итоги надо хотя бы начать осознавать.

 

«Эксперт» №41 (630)/20 октября


Реклама:
-