Журнал «Золотой Лев» № 169-170 - издание русской
консервативной мысли
Е.Н. Комисарчук,
член Правления Клуба “Реалисты”,
член Коллегии военных экспертов
У
США мышление колонизаторов
В мюнхенской речи в феврале 2007 года Президент РФ впервые
дал принципиальную оценку внешней политики США с высокой трибуны
представительного международного форума. Он заявил тогда о неприемлемости
системы однополярного мира “с одним центром власти, одним центром силы, одним центром
принятия решений”.
Концепция “однополярного мира”, заложенная в основу
нынешней внешней политики США, представляет собой одну из разновидностей давней
идеи “мирового правительства”, возглавить которое мечтали в своё время и
“пламенные революционеры” России. В наши дни идеей однотипного мироустройства с
всемирной столицей в Вашингтоне продолжает грезить руководство США.
Любой фанатизм опасен – будь то средневековая европейская инквизиция
с её охотой на ведьм, утопия “светлого будущего” для всего человечества или же
глобальная демократизация по-вашингтонски. Руководство США, опираясь на свою
военную и финансово-экономическую мощь, уверилось в его исключительном праве
учить всех “демократии”, но само не желает ни учиться у других, ни извлекать
полезные уроки из собственных заблуждений. Упорное стремление навязать всему
миру только собственную модель демократии оборачивается неизбежной
конфронтацией США с остальным миром.
В 90-х гг. администрация США уже стала привыкать к мысли,
что “перестройка” и “реформы” в России, которые были проведены не без
заинтересованного участия США по технологии “цветных революций”, заложили
достаточно прочный фундамент для необратимых разрушительных процессов в нашей
стране. Её оптимизм не был безосновательным. Как известно, ни Военная доктрина
Среди основных внешних угроз для России в ней, в частности,
были названы "расширение НАТО на восток; возможность появления в
непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных
воинских контингентов; возникновение и эскалация конфликтов вблизи
государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств -
участников Содружества Независимых Государств; притязания на территорию
Российской Федерации".
Северо-американские и европейские комментаторы расценили
тогда тезисы Концепции как "враждебные" Западу. Им не понравилось,
что в Концепции было зафиксировано намерение России "обладать ядерными
силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому
государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях
обстановки", а также "необходимость
военного присутствия в некоторых стратегически важных регионах
мира".
США неизменно рассматривали и продолжают рассматривать
Россию в качестве системного препятствия на пути реализации их
геостратегических планов. Их концепция национальной безопасности сводится к
ставке на неоспоримое преимущество США в военной силе, которая должна
"убеждать потенциальных противников отказаться от попыток наращивания
собственной военной мощи в надежде сравняться или превзойти мощь Соединённых
Штатов". Они открыто делят мир на "американский" и
"неамериканский", заявляя, что именно США являются основой
международной безопасности /"США больше, чем ООН"/.
Но, как показывает вся практика межгосударственных
отношений, ставка только на военную силу бесперспективна, а в условиях XXI века
она всё более становится замшелым анахронизмом. США не удаётся и не удастся
навязать военной силой свой “порядок” всему миру. Что касается России, то она в
последние годы всё тверже высказывается за полицентричную модель
мироустройства, а в ходе недавних драматических событий в Южной Осетии
убедительно продемонстрировала готовность отстаивать эту свою принципиальную
позицию не только на словах, но и на деле.
США используют все имеющиеся в их арсенале средства
давления на “непокорных”, но при этом придают исключительно важное значение
информационному воздействию. После Второй мировой войны ими накоплен богатый
опыт манипулятивного управления массовым сознанием не только у себя в стране,
но и за рубежом. Внешнеполитические информационные акции за пределами США
координируются из одного центра и, если этого требуют интересы США, приобретают
откровенно циничный и агрессивный характер.
Было бы непростительной ошибкой с нашей стороны
недооценивать их эффективность. США удалось создать в мире искусственную,
дезинформационную, иллюзорную информационно-психологическую среду вокруг войны
в Югославии, событий в Косово, в других “горячих точках”. Вся мощь гигантской
пропагандистской машины США задействуется в таких случаях на решение основной
задачи - оправдание агрессии США под видом заботы о “правах человека”.
Успешные действия русских миротворцев в Южной Осетии
показали, что Россия, как и многие другие независимые от США государства,
вполне способна постоять за свои национальные интересы. Но нам предстоит
трудная борьба на информационном поле, где США задействуют всех своих идейных и
оплаченных борцов за «демократию по-американски». В этой борьбе на нашей
стороне сила правды. Виртуальные мифы информационной войны опровергает сама
жизнь. Так, действия Грузии в Южной Осетии в очередной раз наглядно показала
абсурдность мифа о “гражданской нации”, то есть о возможности межэтнических отношений без этносов.