Журнал «Золотой Лев» № 167-168 - издание русской
консервативной мысли
А.В. Рябов
Платформа
многопартийности[1]
Появились признаки того, что многопартийную систему снова
собираются реформировать. Возникает резонный вопрос: зачем? Ведь и нынешняя
органично вписывается в окружающий «политический интерьер»?
Есть обладающая конституционным большинством в Госдуме
партия власти, которая хотя ничего и не решает, зато надежно обеспечивает
быстрое превращение любой правительственной инициативы в закон. Есть и другие
партии, представленные в парламенте, которые, разумеется, тем более ничего не
решают, и вся их функция сводится лишь к изображению плюрализма на выборах. Эта
конструкция вполне функциональна: она ни в коей мере не мешает исполнительной
власти проводить ту политику, которую та пожелает, но при этом создает иллюзию
представительства народных интересов. Но в новой политической обстановке этого,
по-видимому, уже недостаточно.
В условиях обострившегося международного положения нашей
страны, складывания вокруг нее враждебного окружения, требуется консолидация
всех «здоровых сил» общества. А то, что партии парламентской оппозиции
неоднократно успешно прошли тест на «здоровость», ни
у кого не вызывает сомнений. Хватит им довольствоваться ролью статистов на
выборах. Пусть теперь участвуют в дебатах с «Единой Россией» — правда, не на
заседаниях Думы. Пусть вносят предложения по вопросам текущей политики, но
конечно же в рамках официально проводимого курса.
Для здоровых сил вне парламента также предусматриваются
варианты интеграции в систему. Пусть либо вливаются в проверенные парламентские
партии, подобно аграриям, принявшим решение раствориться в единороссах.
Либо укрупняются — разумеется, на «здоровой основе». Те же из внепарламентской
мелкоты, кого эти варианты не устраивают, пусть умрут собственной смертью — от
безденежья, отсутствия доступа к информационным ресурсам, от того, что их
просто не станут допускать к выборам.
Разумеется, изменения не могут не затронуть и главную
партию страны. Недаром же, начиная с лета лидеры единороссов
вдруг дружно стали высказываться за возобновление дебатов с политическими
оппонентами. Которых даже стали похваливать за «политическое взросление».
Участие в дебатах с «братьями меньшими» должно стать для нее чем-то похожим на
роль опытного наставника. Провести задушевный обмен мнениями, учесть
конструктивные предложения, если таковые поступят, но и конечно же поправить,
если «меньших» понесет не в ту сторону.
Такое переформатирование многопартийной системы потребует и
корректировки ее идеологической композиции. Раньше, когда ставилась задача
ослабить влияние в обществе разного рода социалистов, либералов и
националистов, «Единая Россия» выступала в роли этакого идеологического
супермаркета, в котором есть все — от державничества
до либерализма и «лейборизма». Теперь, когда курс определен, подобное дублирование
уже не представляется необходимым. Основу этого курса составляет укрепление
суверенного внутриполитического порядка, покоящегося на вековых традициях
отечественной государственности. Само собой в отличие от 90-х годов, когда всяк
в нашей стране был предоставлен самому себе, отныне государство будет
заботиться о социально слабых слоях населения. Поэтому логично, что и «Единая
Россия» станет носительницей политической философии социального консерватизма.
Ведь с недавних пор эта позиция, вызывавшая споры между вождями ЕР и их
кремлевскими кураторами, стала общепринятой.
А вот оставшийся идеологический товар пусть разбирают
другие. Если не разобранным в силу разных причин останется, например,
либерализм, то, может быть, имеет смысл снова вернуться к старой идее создания
«здоровой» либеральной партии с правильным пониманием окружающих реалий и также
готовой найти свое место в общем строю.
Словом, если суммировать, то получается никакая не
мексиканская и не японская модель многопартийности, о чем любят часто порассуждать официальные пропагандисты, а знакомая по
бывшим социалистическим странам Восточной Европы система так называемой
народной демократии[2]. В
центре партия, играющая роль руководящей и направляющей силы общества, а вокруг
нее младшие партнеры-союзники, которые «как бы» представляют другие
политические и социальные группы, имеющиеся в обществе. Партии «крестьян» и
«мелких сельских хозяев», христианские и национальные демократы, либералы, то
есть все здоровые силы тогдашних социалистических стран Восточной Европы. Но,
копируя известные образцы, не нужно забывать, чем все кончилось. «Младшие
партнеры» дунули врассыпную от своих «руководящих и направляющих», как только
поняли, что ни руководить, ни направлять те больше уже не в состоянии. От нашей
дунут еще быстрее, поскольку всем хорошо известно, что на самом деле она (в отличие
от тех) ничем не руководит и никого не направляет, а лишь исполняет порученную
ей роль.
Новая газета, 18.09.08
[1] Заглавие уточнено редакцией «Золотого льва».
[2] Точно такая же «модель» существует и в азиатских государствах «народной демократии» - Китае и Вьетнаме.