Журнал «Золотой Лев» № 165-166 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А. Кондратьев

 

«Пятидневная война»: версия обстоятельств и последствий[1]

 

Недавние разговоры с деловыми партнерами после переговоров, когда разговор переключался на женщин, автомобили, погоду и политику, позволил мне сделать один самоуверенный вывод: понимание ситуации, сложившейся вокруг Южной Осетии, в нашем обществе не слишком высокое.

Обычное видение проблемы таково. Псих Саакашвили напал на Южную Осетию, Россия решила ответить, Америка разозлилась.

Еще популярна версия, что американцы спровоцировали грузинскую агрессию, чтобы поднять рейтинг кандидата-республиканца МакКейна.

Среди людей, с которыми я не общаюсь, но мнения которых неоднократно видел на либеральных страничках в Живом Журнале: Россия спровоцировала грузинское нападение, чтобы захватить Южную Осетию и Абхазию.

Лично я не верю ни в одну из приведенных версий. Что же произошло?

Южная Осетия и Абхазия в течение примерно 15 лет жили самостоятельной жизнью, защищенные от Грузии миротворцами, действующими на основании мандата и под эгидой СНГ. Де-факто Россия и без того контролировала и Абхазию, и Южную Осетию. Признание их независимости в планы Москвы не входило. Её вполне устраивала сложившаяся ситуация: значительно приятнее было получить в фарватер своей политики Грузию, нежели довольствоваться осколками, нуждающимися в субсидиях. Имперское мышление всё же сохраняется на подсознательном уровне: историческую Империю, на территории которой уже находится восемнадцать государств[2], не хотелось дробить еще больше. Поэтому никакого захвата Абхазии и Южной Осетии России нужно не было. Руководство страны твердо усвоило принцип приоритета территориальной целостности государства над правом народа на самоопределение, что являлось основой внешней политики страны, позволяющей жестко пресекать любые попытки сепаратизма внутри государственного: военного – в Чечне, и политического – в Татарии. Кроме того, ослабевшая в результате политики «шоковой терапии» страна не могла разговаривать с Западом на языке выставления перед фактом, а потому стремилась к неукоснительному сохранению Потсдамской системы во главе с ООН, где у нашей страны есть право вето. Однако эта политика не отвечала духу времени всё больше и больше. Геополитические соперники России с ООН не считались уже открыто, что наглядно продемонстрировали, начав агрессию против Ирака, признав, вопреки резолюции Совета Безопасности ООН, независимость от Сербии ее неотъемлемой части – края Косово и Метохия. Таким образом, вызов России был брошен. Россия не отвечала.

Международному праву, построенному на принципах Ялтинской и Потсдамской конференций, было сказано «прощай!» с признанием Косово[3]. Косово было признано всеми основными западными державами: США, Великобританией, Канадой, Австралией, Германией, Францией. Из крупных стран независимость не признали только Россия, Китай и Испания. Не думаю, что это образование просуществует долго: его участь – стать вскоре частью «великой Албании», в состав которой, кстати, Косово входило короткий промежуток времени между Первой и Второй Балканскими войнами в 1912 г. Белград же, видимо, выменяет признание перехода Косово в состав Албании на принятие самой Сербии в Европейский Союз. На этом, думается, панславизм русских патриотов должен, наконец, угаснуть, коль уж урока сараевского выстрела не хватило[4].

После признания Косово Западом аналитики предполагали симметричный ответ России: признание независимости Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья. Этого шага не последовало. По одной причине. Россия не считала ни нужным отступать от политики приоритета принципа территориальной целостности государств в международном праве (это давало право не признавать Косово), ни нужным идти на конфронтацию с Грузией (лучше в будущем иметь союзницей всю Грузию, чем только ее бывшие части). Поэтому Москва промолчала, оказав Сербии лишь слабую моральную поддержку, хотя иного сербы, проголосовавшие за еврооптимиста Бориса Тадича на президентских выборах, и не заслуживали.

То, что России независимость Абхазии и Южной Осетии была не нужна, подтверждается и последующими событиями. На саммите Организации Договора о коллективной безопасности 5 сентября Москва в лице Министра иностранных дел Сергея Лаврова не поддержала де-факто наличие права на независимость у Нагорного Карабаха, чем перечеркнула надежду на признание независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны Армении. За несколько дней до этого в Москву для встреч с руководством РФ прилетал президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов. Поговорив с руководством РФ, Смирнов заявил о готовности продолжить диалог с Кишинёвом о восстановлении единства Молдавии. До этого, вскоре после окончания пятидневной войны, Президент Д. Медведев принял в Москве президента Молдавии В. Воронина. Можно утверждать, что Россия надавила недвусмысленно на обе стороны конфликта, чтобы те пошли на компромисс. Единство Молдавии будет восстановлено, Молдавия подпишет юридическое обязательство не вступать в НАТО, в случае вхождения Молдавии в состав Румынии у Приднестровья будет право выхода из состава Молдавии – таковы предварительные условия. Очевидно, что если на этих условиях на берегах Днестра удастся добиться мира – это будет дипломатической победой Москвы. В Молдавии окажется четыреста тысяч граждан РФ, что существенно повлияет на расклад политических сил в пользу России, и политика Кишинёва может быть переориентирована на Москву с Киева и Бухареста. Кроме того, Молдавия не вступит в НАТО, и мы можем получить крупного союзника вместо маленькой и незаметной на карте полоски земли – Приднестровья.

Таким образом, Москве совершенно неинтересно было развязывать конфликт с Грузией. Западная пресса лжет. У России не было главного – мотива. Признание Южной Осетии и Абхазии – вынужденный шаг. Абхазия демонстративно подчеркивает, что не намерена входить в состав России и хочет сохранить свою независимость, а также не намерена размещать на своей территории русских военных баз, в том числе – Черноморского Флота. Правда, пока процесс признания Абхазии не получит широкого распространения (пока ее признали только Россия и Никарагуа), Абхазии волей-неволей придется идти в фарватере внешней политики Москвы и делать существенные уступки. В частности, по-видимому, с Абхазии начнется возрождение рублевой зоны. Если удастся добиться признания независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны Белоруссии, чего пока сделать не удалось на фоне начавшегося торга официального Минска с Вашингтоном и Брюсселем, то Абхазия может войти в Союзное государство России и Белоруссии. Южная Осетия в скорой перспективе войдет в состав Российской Федерации. Это будет важным и символичным событием: территория России увеличится впервые с 1945 года. С другой стороны, Россия прирастет разрушенным и самонедостаточным регионом, который ухудшит статистику и без того отсталого Северо-Кавказского федерального округа.

Интерес республиканской партии США в этом кризисе не прослеживается. В США нет существенных различий между республиканцами и демократами. Реальное управление американской политикой осуществляет так называемый Совет по внешним связям (Council for Foreign Relations), а молодцам из этой структуры совершенно всё равно, МакКейн или Обама станет президентом. К тому же, год от года варианты для выбора американцев становятся все более безнадежными и убогими. Другое дело, что США ожидали конфликт и готовили Грузию к нему, оснащали и тренировали грузинскую армию, финансировали грузинский оборонный заказ. Однако от косвенной поддержки до приказа о штурме Цхинвала нужно пройти определенный путь. США этого пути не проходили. Ввязаться в новую войну на Северном Кавказе – это был бы окончательный удар как раз для республиканцев. Американское общество устало от войн.

Прежде чем высказать свою версию, поясню, что моя версия основана сугубо на анализе той информации, которая попадала в открытые источники, и лишь в деталях в последующем была подтверждена информацией, уловленной в кулуарных беседах с кремлевскими чиновниками.

Первая информация о готовящейся войне стала поступать в апреле 2008 г. Саакашвили готовил нападение на 7 или 9 мая: день инаугурации Медведева или день, когда в Москве проходил парад в честь победы в Великой Отечественной войне. Решения о том, давать Саакашвили отпор или не давать, в Кремле, которым тогда еще руководил Путин, принято не было. Как сказал во время одного из своих концертов Михаил Задорнов: «Путин – человек слов. Красивых». Оставалось их держать. С этим у бывшего президента все восемь лет было тяжелее.

Период путинского правления – это время тотального поражения России на внешнеполитической арене: революция роз в Грузии, оранжевая революция на Украине, революция тюльпанов в Киргизии, кризис в отношениях с Белоруссией. В путинский период было нападение на Афганистан и Ирак, во время Путина Россия проглотила признание Косово. В этой связи, если бы при Путине Россия сдала Южную Осетию и Абхазию Грузии, никто бы не удивился. Было бы сделано заявление в стиле Мюнхенской речи. Заявление бы осталось на уровне речи. Народ привык. «Пипл бы схавал».

Но подготовленная грузинская агрессия не состоялась. Почему? Видимо, шел закулисный торг: между Москвой и Тифлисом при американском посредничестве. Грузии сделали предложение, которое её понравилось: тихий аншлюс в стиле присоединения Аджарии. Тогда после челночной дипломатии от Игоря Иванова, возглавлявшего тогда МИД России, Аджария без боя сдалась Саакашвили. Полеты некоего скромного российского дипломата господина Попова в июле – августе сего года между Цхинвалом и Тифлисом наводили на предположение, что для Кокойты и Багапша уготована судьба Абашидзе. Но дальше события стали развиваться не по плану.

Разработанная схема должна была устроить всех участников: верхушку путинской вертикали, американцев, Саакашвили. Не отвечала схема только национальным интересам России, которые защитить, казалось, опять окажется некому, а также Абхазии и Южной Осетии, но их мнения никто спрашивать не намеревался. То есть всё должно было быть как обычно. Но не вышло. Почему? Видимо, потому что Кокойты решил не становиться Абашидзе. С конца июля на югоосетинско-грузинской границе началась двусторонняя стрельба. Осетины не позволяли ситуации успокоиться, т.к. спокойствие гарантировало Грузии и пораженцам из руководства РФ, достойным наследникам козыревской внешней политики, реализовать свой план.

Саакашвили остается верен своей тактике резонансного удара. Удар наносится 8 августа – в день открытия Олимпийских Игр в Пекине. Почему Грузия всё же напала? Вероятно, грузинское руководство не поверило в обещания Попова. А может быть, как раз поверило, но Южная Осетия оказала неожиданное сопротивление. А может быть, и эта версия кажется мне предпочтительной, Грузия, рассчитывая на то, что США не осмелятся отказаться от своего самого пылкого союзника, направившего третий по величине воинский контингент в Ирак, реализовывала собственную стратегию. Эта стратегия была предпринята грузинами еще в 1921 г.: Грузия для грузин. Потом ее попытался реализовать Звиад Гамсахурдия. А теперь попытку воплощения предпринял Саакашвили: осетинская земля Грузии без осетинского народа. Именно поэтому грузинская армия нанесла массированный удар по Цхинвалу, но не атаковала Рокский тоннель. Выслушав посланника Попова, Тифлис пришел к выводу, что Москва не осмелится вступить в конфликт, опасаться вхождения в Южную Осетию российских войск не стоит, а, значит, свободный Рокский тоннель – это возможность бегства осетин в Россию, чтобы Южная Осетия могла быть заселена грузинами и прочно осесть в составе грузинского государства. Россия в конфликт вступать не должна была. Об этом договорились за кулисами те, кто посылал Попова. Об этом в те часы разговаривали в Пекине.

В Пекине находятся и президент США Джордж Буш, и Председатель Правительства России Владимир Путин. Путин, которого на Западе считают реальным правителем России, да и в самой стране многие люди склоняются к этой мысли, в Пекине видится со многими мировыми лидерами, в том числе – с Бушем. Встреча проходит благодушно. Лидеры мило улыбаются друг другу, перед камерами – ни слова об агрессии Грузии. Лишь незадолго до этого Путин резко охарактеризовал происходившее в это время на Кавказе на встрече с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. У Путина по-прежнему не было намерения реагировать более остро, чем словесный выпад. Россию готовили к тому, чтобы она смирилась. Именно поэтому встреча Путина и Буша была столь благодушна. Лидеры пришли к убеждению, что их позиции удовлетворяют друг друга: Россия предает Южную Осетию и Абхазию, а США позволяют России сделать несколько громких заявлений. Нет сомнений, авторитет России был бы уничтожен в этом случае не только на Кавказе, но и повсеместно. К этому ситуация склоняется.

В это время продолжается грузинская агрессия. Грузинская армия подвергает Цхинвал разрушению, в столице Южной Осетии остается последний очаг вооруженного сопротивления. Идет третья в истории попытка устроить геноцид осетинского народа со стороны грузин: 1921, 1991 и 2008 гг. Время перевалило за полдень 8 августа. До этого времени не понятна ситуация с российскими миротворцами: поступили ли они, как натовцы, предавшие миротворческий долг в Сребренице, или вступили в неравный бой? Поступающая информация не позволяет сделать каких-либо выводов. «Независимые» западные СМИ: Би-Би-Си, Си-Эн-Эн, Эн-Би-Си, Фокс-Ньюс, – молчат о происходящем.

Ход событий подтверждает: Саакашвили играет самостоятельную роль. Всё идет по плану. Саакашвили добродушен, партия складывается в его пользу. Грузинские политики делают победоносные заявления: скоро «сепаратисты» будут разгромлены. Грузия получила от США молчаливое согласие о начале операции: Грузия должна уладить территориальные споры до декабрьского саммита НАТО. Тогда у противников вступления Грузии в НАТО из числа членов Альянса не будет юридических оснований протестовать против включения Грузии в организацию, ссылаясь на Устав Альянса. Поэтому Саакашвили начал действовать. Был ли сделан звонок в Вашингтон из Тифлиса до начала команды о начале агрессии против Южной Осетии или сразу после, мы, видимо, никогда точно не узнаем. Главное состоит в другом: Грузия войну начала, а США ее не остановили.

Принципиально важно понимать, что действия Грузия против Южной Осетии были именно агрессией. Противникам России хотелось бы представить происходящее как «наведение конституционного порядка», как действия «суверенного государства на своей территории». Россию де-факто хотят представить в виде нарушительницы международного права. Это не так. Статус Южной Осетии определялся Дагомысскими соглашениями, в соответствии с которыми Россия обеспечивала мир в регионе. С момента подписания Дагомысских соглашений суверенитет Грузии не действовал на территории Южной Осетии, хотя эта территория по-прежнему признавалась частью территории Грузии: до урегулирования конфликта. Южная Осетия стала неполноправным субъектом международного права – стороной конфликта. В этом статусе Южная Осетия существовала семнадцать лет, пока Грузия ни нарушила Дагомысские соглашения, напав на Южную Осетию.

Провоцировали ли осетины Грузию на нападение? Думаю, что провоцировали. Как только в Цхинвал прибыл эмиссар российского МИД Попов с предложением сдаться на милость Саакашвили, у осетин не оставалось другого выбора. Только открытый конфликт давал им шанс вывести игру в открытое поле из-за кулис, где их предавали некие тайные кукловоды, дергавшие за ниточки за спиной Попова.

Вернемся в 8 августа. Информации нет. Главное – нет реакции Верховного Главнокомандующего – Президента Медведева. У Медведева идет совещание с Министром обороны Сердюковым и Начальником Генштаба генералом армии Макаровым. Совещание длится уже не первый час, информации нет. Сайт Президента не обновляется. Новостей нет. В эфире доминирует Путин: встречается с олимпийцами, пожимает руку Бушу. Ни слова о войне.

В третьем часу дня появляется сообщение на сайте Министерства обороны России: Россия не бросит своих. Сообщение короткое, сухое, военное. Вступала ли в этот момент наша армия в Южную Осетию? Думаю, что вступала. Через полчаса о том, что наша армия накажет виновных в гибели двух тысяч российских граждан, заявил Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, действующий как гарант прав, свобод и человеческого достоинства граждан России в соответствии с Конституцией России.

Путин вернулся из Китая. Состоялась его встреча с Медведевым. Путин выглядел раздраженным и недовольным. Медведев был замкнут и подчеркнуто спокоен. Последующее отражение грузинской агрессии, вступление в Южную Осетию российской армии явно не входило в планы одного из наших героев. Путин старается не выпустить ситуацию из-под своего контроля: он с закатанными рукавами разъезжает по Владикавказу, делает международные заявления, выходя за пределы полномочий Председателя Правительства, определенных Конституцией.

В Москве Медведев добивается своего на встрече с президентом Франции Саркози: статус Южной Осетии и Абхазии – отныне предмет для обсуждения. Лавров – представитель возглавляемого Путиным Правительства – говорит, что «Россия признавать Южную Осетию и Абхазию не намерена», всё будет зависеть «от поведения Саакашвили». СМИ создают картину экономической трагедии и бегства капитала из России, вызванных решением о начале операции. Пораженцы начали наступление. Но кто им противостоял? В противостояние с ними, в борьбу за реальную власть в России вступил Медведев. Это он воспользовался единственным шансом стать Президентом де-факто, стать главой государства. И решился Президент на это только после того, как почувствовал плечо генералитета. Генералы, оказалось, готовы воевать за Россию.

Наша армия в 48 часов разгромила грузинскую армию. Был потоплен весь грузинский флот, уничтожена система военных аэродромов, существенная часть военных складов оказалась захвачена на трофеи, был нанесен серьезный урон авиации и танковым частям противника. В районе Гори грузины панически бежали от наступающей российской армии. В Поти грузины бросили флот, который еще за сутки до этого пытался атаковать корабли Черноморского Флота. На Армию-Победительницу сделал ставку молодой Президент Медведев.

Кризис в отношениях Путина и Медведева стал проявляться еще до югоосетинского кризиса, однако именно на его фоне он проявился во всей красе. Первая острая атака из Кремля в адрес Дома Правительства последовала после попытки «наезда» на «Мечел». Тогда Медведев публично запретил «кошмарить» бизнес. В этот же период молодой Президент занял выигрышную позицию борца с коррупцией (с этого же когда-то начиналось восхождение на высшую ступеньку политического олимпа у Бориса Ельцина – борьба с привилегиями), открыто заявив, хотя и соблюдя правило nominasuntodiosa (когда имена не уместны), о коррумпированности путинского окружения, где должности продают и покупают.

Во время конфликта в Южной Осетии Медведев не повторял тезисов Путина, он принимал самостоятельные решения, которые, как видно при более внимательном рассмотрении, шли в противоход попыткам путинского окружения «замять конфликт». Медведев объявил о начале операции по принуждению агрессора к миру, выиграл дипломатическую войну у Саркози, объявил о победе и признал Абхазию и Южную Осетию.

После встречи с Медведевым лидеров думских партий Государственная Дума и Совет Федерации единогласно поддержали независимость Абхазии и Южной Осетии. В тот же день ситуацию постарался отыграть назад Лавров (прозвучала фраза о «будущем поведении Саакашвили»). После встречи с Путиным Медведев не сделал заявлений. И в момент, когда внимание ослабло всего на иоту, и заговорили о том, что Россия прибережет заявление палат парламента «в рукаве», Президент сделал обращение к народу.

Медведев – человек не харизматичный, он не политикан. Такой человек не может стать президентом в демократическом государстве. Он вдумчивый юрист, привыкший работать с документами, а не пламенный адвокат, готовый в суде убедить судью в неверности третьего закона Ньютона. Но Медведев становится для России политиком конкретных дел. И это важнее, чем неумение публично вдохновлять толпу.

Внутренняя конфронтация в правящей элите стала очевидной уже сейчас, всего после четырех месяцев нахождения Медведева в должности Президента России. Заявление Суркова, человека Путина, что никакого конфликта нет, лишь подчеркивает, что конфликт в действительности есть. Информационное противостояние набирает силу. Любое наступление для Путина сопряжено с тем, что он не может занять новых рубежей: он лишь временно отыгрывает ранее отданное Медведеву, чтобы вскоре потерять это снова. Медведев же продвигается, завоевывая новое рейтинговое пространство.

Главная беда Медведева, в которой он искренне признался – кадровый голод. Путин, желая контролировать Медведева и не дать тому использовать результаты своего августовского политического прорыва для закрепления в административном поле, через «Единую Россию» хочет подсунуть Медведеву свой политический резерв. Взять его для Президента означает верную политическую смерть: приняв «подарок» от «Единой России», Медведев окончательно лишится надежды играть самостоятельную политическую роль. Медведев ищет поддержки в независимых от Путина источниках. Генералитет откликнулся на призыв и поддержал Медведева. Другие патриотические силы готовы ли к конструктивному сотрудничеству с Кремлём? Либо тяга к всеобщему отрицанию и критиканству окажется неистребимой? Покажет время, если оно будет.

Таким образом, мы видим, что наиболее вероятная причина начала конфликта на Кавказе – желание Саакашвили одержать победу в «маленькой победоносной войне», вызванное отнюдь не приказом из Вашингтона, а лишь благодушным поощрением к скорейшему решению вопросов, препятствующих принятию Грузии в НАТО.

Нужно ли было США вступление в конфликт в Южной Осетии России? Видимо, нет. Грузия важна США как плацдарм для возможной операции в Иране. Теперь от таких планов США придется отказаться. Падение проамериканского режима генерала Мушаррафа в Пакистане отрезает группировку НАТО в Афганистане от снабжения через Индийский океан. Талибы перешли в наступление в Афганистане. В самом Пакистане они могут взять власть. В таких условиях уничтоженные Россией аэродромы в Грузии могли бы НАТО пригодиться целыми. Решение Азербайджана транспортировать каспийскую нефть в Новороссийск, а не в Джейхан также нарушило американские планы. Вступление России в конфликт совершенно не входило в планы США. На это указывают и нервные, явно не готовившиеся заранее, хотя и предсказуемые заявления западных лидеров. Прежде всего, руководителей внешнеполитических ведомств США и Великобритании Кондолизы Райз и Дэвида Милибанда. Попытка играть кулаками в виде посылки эскадры НАТО (в составе американских, испанских и греческих кораблей) в Чёрное море, оставленная без внимания Россией при признании независимости Южной Осетии и Абхазии, лишь подчеркнула неготовность Запада смириться с ответом России и неспособность возразить что-либо на этот ответ.

Ответ Москвы – следствие двоевластия, возникшего в правящей элите. Если хотите, я выдвигаю предположение, что решение начать операцию в Южной Осетии – это решение Верховного Главнокомандующего, принятое вопреки мнению руководителя центрального органа исполнительной власти. Жесткий, военный ответ России на убийство своих граждан стал возможен только благодаря двоевластию и желанию Медведева укрепить свои позиции. При этом многое указывает на то, что Президентом двигали личные взгляды, а отнюдь не конъюнктурные соображения. Для этой веры пока есть основания.

 

http://www.legitimist.net/forum/showthread.php?t=865



[1] Заголовок дан редакцией «Золотого льва». Приводится с изменениями.

[2] Скорее всё-таки псевдогосударств. (Прим. ред. ЗЛ).

[3] Возможно и другое мнение: такого права никогда не было. Существует «право межгосударственных договоров».

[4] Панславизм как международное движение перестал существовать с середины XIX века.


Реклама:
-