Журнал «Золотой Лев» № 162 - издание русской консервативной
мысли
М.А.Бабкин,
доктор исторических наук
Поместный
собор 1917–1918 гг. и судьба Николая II и его семьи[1]
Постановление об аресте всех членов династии Романовых было
принято 3 марта
Первоначально семья последнего императора содержалась под
арестом в своей резиденции – Александровском дворце Царского Села (ныне – г.
Пушкин). Рано утром 1 августа
Через полторы недели после начала тобольского заточения
царственных узников, 15 августа
Для обеспечения слаженной и бесперебойной работы Поместного
собора Временное правительство помогло деньгами: по ходатайству А.В. Карташёва
9 октября
Собор работал более года. За этот период состоялись три его
сессии: первая – с 15 (28) августа по 9 (22) декабря
5 ноября
По словам князя Н.Д. Жевахова, Поместный собор 1917–1918
гг. – «одно из самых непостижимых завоеваний революции». Этот Собор, вопреки
исторической практике Восточной Православной церкви, был созван без воли
императора, неоднократно признававшим его созыв несвоевременным. Собор даже не
упомянул, что во время его заседаний Царская семья находилась под арестом в
Сибири, не потребовал ни у Временного, ни у советского правительств её немедленного
освобождения или хотя бы разъяснений относительно не вполне ясных и убедительно
обоснованных причин её ареста и содержания под стражей (в первую очередь,
цесаревича и великих княжён).
Вместе с тем такую позицию в отношении монарха и его
августейшей семьи можно сравнить с реакцией Поместного собора на первый арест
большевиками архиерея РПЦ – викария Владивостокской епархии епископа
Камчатского и Петропавловского Нестора (Анисимова).
Владыка Нестор был арестован в Москве отрядом
красноармейцев в ночь на 16 февраля (1 марта)
И вечером того же дня епископа Нестор был переведён из
тюрьмы в Новоспасский монастырь под домашний арест, не пробыв в тюрьме и суток.
Менее чем через месяц, 12 (25) марта владыка был полностью освобождён и
продолжил участие в работе Поместного собора.
Весьма похожую инициативу проявил Собор и в отношении
арестованного в Перми в ночь на 17 июня
Таким образом, явное различие в позиции священнослужителей
РПЦ относительно арестов императора и архиереев свидетельствует о том, что
духовенство блюло лишь свои, с позволения сказать, «корпоративные интересы», но
не спасение Царской семьи и монархии как института . Императора же, как
помазанника Божия, духовенство «своим» не считало, поскольку он являлся его
«харизматическим конкурентом».
В рассматриваемом контексте ещё более показательна позиция
Поместного собора относительно арестованного советской властью А.В. Карташёва –
министра исповеданий Временного правительства (до назначения на эту должность с
24 июля по 5 августа
Таким образом, об освобождении арестованного министра
Временного правительства Поместный собор считал нужным ходатайствовать перед
советской властью, а за содержащегося под стражей помазанника Божияго и его
семьи – нет. Образно говоря, для духовенства бывший член низвергнутого
большевиками Временного правительства был «классово близок». (Ведь Поместный
собор собрался при прямом или косвенном содействии А. Карташёва как
синодального обер-прокурора и министра исповеданий Временого правительства). А
Николай II – «бывший» «верховный защитник и хранитель догматов господствующей
веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния» – «классово
чужд»: чужд как «харизматический конкурент» священства, как неоднократно
откладывавший созыв Поместного собора; причём «классово чуждый» до такой
степени, что его судьба членов высшего органа церковной власти фактически не
интересовала.
Неоднозначно отреагировали члены Поместного собора на
известие о расстреле в Екатеринбурге бывшего государя. На заседании 6 (19) июля
В ходе обсуждения выступил и миссионер из Екатеринославской
епархии В.И. Зеленцов (в
После прений на том заседании, прекращённых председателем –
патриархом Тихоном, вопрос о служении панихиды по Николаю II был поставлен на
голосование. Из присутствовавших на заседании 143 членов Поместного собора
против проведения поминальной службы проголосовало 28 человек (почти 20 %) и 3
воздержалось (около 2 %). Тогда патриархом, при общем пении членов Собора, была
совершена панихида по государю. Также духовной властью было сделано официальное
распоряжение отслужить во всех церквах России панихиды с поминовением по
формуле: «[об упокоении] …бывшего Императора Николая II».
Весьма характерно, что ранее, по получении «аналогичных»
известий об убийстве в Киеве почётного председателя Поместного собора
митрополита Владимира (Богоявленского), реакция Собора значительно отличалась
от рассмотренной. Решением Собора на 15 (28) февраля
8 (21) июля во время службы в московском Казанском соборе
(в присутствии, со слов очевидца, 100–200 человек) патриарх Тихон о расстреле
Николая II произнёс проповедь. Он отозвался об убийстве, как ужасном деле, с
которым христианская совесть не может согласиться. Тихон осудил как
исполнителей расстрела, так и представителей властей, которыми оно было
одобрено и признано законным: «Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить
это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто
совершил его», – сказал патриарх. «Не будем здесь оценивать и судить дела
бывшего государя: – продолжал Тихон, – беспристрастный суд над ним принадлежит
истории, а он теперь предстоит пред нелицеприятным судом Божиим». Несколько
странно звучали и следующее высказывание патриарха об убитом императоре: «Он
ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился
судьбе …». Иными словами, «спасение утопающего – дело самого утопающего», – вот
примерно смысл фразы владыки Тихона о свергнутом, содержавшемся более года в
заточении и без суда расстрелянном императоре. То есть, по мнению сановитого
проповедника, у находившегося в заключении Николая II была-де масса
возможностей «для улучшения своего положения». Хотя у самого патриарха (как и у
высшего органа власти РПЦ – Поместного собора) было несравненно больше
возможностей оказать помощь и поддержку и царственному узнику, и его
августейшей семье. (См., например, предпринятый Собором комплекс мер при вышеупомянутом
аресте властями викарного епископа Нестора (Анисимова)).
Весьма показательно, что в своей проповеди патриарх ни разу
не назвал Николая II помазанником Божиим, но дважды – «бывшим государем».
Следует отметить и то, что Тихон осудил убийство Николая II как человека, но не
как помазанника. Иначе говоря, в проповеди патриарха прозвучало осуждение
екатеринбургских исполнителей злодеяния и их покровителей (членов ВЦИК) за грех
против заповеди Божией «Не убий» [Исх. 20, 13; Матф. 19, 18]. Но ни слова не
было сказано об убийцах как о тех, кто поднял руку на христа Господнего (в
смысле слов Священного Писания: «Не прикасайтеся к помазанным Моим» [1 Пар. 16,
22] и «Кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным?» [1
Цар. 26, 9]). Объяснить такую позицию можно тем, что патриарх относился к
императору как к своему «харизматическому конкуренту» (достаточно вспомнить о
том, что в Ветхом Завете христами Господними именуются цари, первосвященники и
пророки). Потому-то, по нашему мнению, патриарх Тихон и не хотел «напоминать»
своей пастве о помазанничестве расстрелянного.
11 (14) июля на закрытом заседании Поместного собора был
поднят вопрос о содержании проповеди святейшего, сказанной 8 (21) июля в
Казанском соборе. (Поводом к тому послужило предложение протоиерея П.И.
Лахосткого включить проповедь патриарха в соборные «Деяния»). Депутат В.Г.
Рубцов публично заявил, что не разделяет мнения патриарха, осудившего убийство
бывшего царя. Рубцов счёл позицию патриарха «политической демонстрацией». Он
заявил, что Тверская епархия послала его для решения чисто церковных задач, а
не для занятия политикой. Закончил Рубцов свою речь едва ли не евангельскими
словами: «Я умываю руки от этой вредной демонстрации» (сравн.: [Матф. 27, 24]).
Однако такая позиция вызвала несогласие ряда делегатов, поддержавших позицию
патриарха. На заседаниях 12 (25) и 13 (26) июля члены Собора постановили, что
они «усматривают в словах святейшего патриарха мысли и чувства, которые должна
носить в себе вся православно-верующая Россия».
В целом, в ходе дискуссии члены Поместного собора осудили
убийство императора. Тем не менее акта с официальной позицией относительно
расстрела помазанника Божияго от них всё же не последовало.
С учётом, с одной стороны, активной позиции Поместного
собора в отношении арестовывавшихся советской властью иерархов РПЦ и бывшего
министра исповеданий Временного правительства, а также, с другой – фактического
отрешения соборян от каких-либо забот о судьбе содержавшейся более года под
арестом Царской семьи, можно констатировать об определённых антимонархических
настроениях, царивших на Поместном соборе. Впрочем, такая позиция высшего
органа церковной власти была следствием и логическим продолжением политической
линии, проводимой в первые дни и недели Февральской революциии официальным
духовенством в отношении свержения монархии.
«Посев» (2008. № 7. С. 13–17).
Русский переплет
http://www.pereplet.ru/kot/181.html#181