Журнал «Золотой Лев» № 162 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Телевидение как последнее прибежище негодяев

 

Крёстные отцы на НТВ

 

В последних «Русских сенсациях» речь шла о непростой жизни воров в законе. Об их промысле рассказывалось как о занятии, достойном уважения, но весьма рискованном. О трагически ушедшем из жизни Джеме, «державшем» Комсомольск-на-Амуре, спела песню (в прямом и переносном смыслах) певица Наталия Штурм, об Отари Квантришвили (только в переносном) – Александр Розенбаум и Иосиф Кобзон. О нравах, царящих в высоких криминальных сферах, рассказывали завязавший, так и не «короновавшийся» авторитет из Дагестана и его супруга. Происходило всё в роскошных интерьерах всех этих уважаемых людей. Что-то против криминала говорил только Александр Гуров, снятый в его крайне скромных жилищных условиях. Речь заслуженного генерала, видимо, так порезали, что, получалось, Джема брать было не надо, так как на место повязанной местной мафии непременно придёт транснациональная. Слово в фильме давалось и героям-оперативникам, которые борются с криминальной сволочью, но так мало, как будто симпатии создателей не на их стороне. Сопровождалось всё романтической мелодией Нино Рота из «Крёстного отца». Так мило и непринуждённо возразило НТВ власти, которая призывает бороться с коррупцией и криминалом.

 

Леонид СОКОЛОВ

 

Лауреат, сын лауреата

 

Очень хочется похвалить документальный сериал на канале «Культура» «Герман, сын Германа», сделанный к юбилею замечательного режиссёра. И я, и все его поклонники с огромным удовольствием слушали интереснейший рассказ «о времени и о себе». И, конечно, о его отце, замечательном советском писателе Юрии Германе. Но вот что резануло: Алексей Герман очень плохо отзывался о советской эпохе, о том, как ему мешала цензура, и т… Он так и сказал: «Мы сопротивлялись этому режиму, как могли». Разве сопротивлялись? Его отец был лауреатом Сталинской премии, успешным писателем и сценаристом, а он сам за 20 лет работы в кино при советской власти снял пять фильмов. И среди них – замечательный, посвящённый чекистам 30-х, – «Мой друг Иван Лапшин» по книге отца. А в последующие 20 «антисоветских» лауреат Госпремий РСФСР (1987) и СССР (1988) Герман снял всего два (надеюсь, мы вскоре увидим второй – «Трудно быть богом»). К сожалению, в наше время режиссёр с кинематографическим даром и требовательностью Алексея Германа родиться не может. Нет советской власти, которая бы стала финансировать его высокобюджетные опыты и неспешное, мощное творческое развитие.

 

Жанна ОНОПРИЕНКО

 

С мылом в душу

 

Известно: чтобы поучение было действенным, оно должно опираться на обыденные примеры, которые доходчиво убедят поучаемого, что надо делать не так, а эдак. К примеру, если советуешь кому-то запирать за собой входную дверь, то убедительным будет реальный довод: влезут воры. А если привести пример иной, что в прошлом столетии в какой-то части земного шара в распахнутую дверь влетела шаровая молния, это будет неубедительно. Однако, по сути, такой довод лёг в основу ежедневной будничной передачи «Понять. Простить» на Первом телеканале. В этой передаче всезнающая женщина-психолог даёт советы, как вести себя в трудной обстановке, коль в неё попал. Для наглядности ситуацию разыгрывают актёры. Видимо, авторы передачи полагают, что наиболее поучительна не обыденная ситуация, а самая что ни на есть экстравагантная. Действие было разыграно в мутных мыльных традициях. Благочестивая жена преуспевающего гендиректора строительной фирмы стала любовницей его шофёра. На этом поприще её застаёт дочь, которая и сама разделяет шофёрское ложе в свободное от мамы время. Мама благородно возмущена, дочка не менее. Обе советуют друг дружке отступиться от вожделенного любовника. У дочки преимущество: она беременна от шофёра и собирается гулять с ним свадьбу. Мама увещевает её сделать аборт, но папа-строитель желает внука и даже готов возвести шофёра в менеджеры. Но мама не унимается, и дочка начинает её шантажировать: расскажу о твоём блуде папе. А тут оказывается, что и мама беременна, то ли от папы, то ли от его водителя. Теперь дочка требует от мамы, чтобы она сделала аборт, но папа против, думая, что ребёнок его. Дочка выдаёт маму, грянул семейный скандал. Мама уходит от папы и рожает ребёнка. У дочки же происходит выкидыш, шофёр её бросает. Пережив трагедию, папа и дочка одновременно понимают и прощают маму, дружно разглядев у её ребёнка папины черты. В семье восстановился лад. Вот такая поучительная история. В титрах было сказано, что она основана на реальном случае. Шаровая молния влетела в незапертую дверь тоже реально. Запирайте двери, господа!

 

Георгий ВАСИЛЬЕВ, ЯРОСЛАВЛЬ

 

Неновая волна

 

Шесть вечеров подряд канал «Россия» за полночь заканчивал прямые трансляции из Юрмалы. Называлось это всё международным конкурсом молодых исполнителей «Новая волна». По крайней мере так было написано в программах передач. Что же увидели телезрители? Бесконечные славословия в адрес музы (так на полном серьёзе именуется должность Аллы Пугачёвой) перед и после её многочисленных выступлений, отмечания дней рождения композиторов Николаева и Крутого – с передачей приветов мамам и исполнением некогда популярных песен, невероятное количество ведущих – от Ксении Собчак (куда без неё?!) и Фёдора Бондарчука, которые в особой любви к песням не замечены, до бывших резидентов «Комеди Клаба» и бесфамильной Леры. В один из вечеров ведущие состязались за право называться лучшими и вымученно шутили по поводу всё той же Собчак, родительница которой, находящаяся в зале «Дзинтари», героически это выслушивала. Потрясение для меломанов – появление в бейсболке и кожаной куртке на сцене истинной примадонны Елены Образцовой, которой, вероятно, немало заплатили за то, чтобы она вела молодёжную вечеринку в паре с татуированным донельзя Тимати. Басков, как всегда, собирал большой урожай букетов; Галкин (теперь в усах и бородёнке) пытался петь; Вайкуле, лёжа на рояле, делала это. Отметились в Юрмале ещё Агутин с Варум, Леонтьев, Долина, братья Меладзе, Валерия с Пригожиным, Киркоров и даже, прости господи, Павлиашвили. В общем, та ещё «Новая волна».

Вот только конкурсанты не запомнились. Затерялись на фоне звёзд, которые по полной отрывались в междусобойчиках, транслировавшихся в прямом эфире федерального телеканала.

 

Бронислава ЧАРОЩИНА

 

Продуцируя креатуру

 

…живые люди, в цвете здоровья и силы

решаются говорить языком тощим, чахлым, болезненным…

Ф.М. Достоевский

 

Кто сказал, что наше телевидение потеряло остроту вещания? Да ничего подобного! Каждый день мы становимся свидетелями острых сатирических передач о российских чиновниках. Что любопытно, съёмки ведутся не скрытой камерой. Стоит должностным лицам открыть рот во время публичного интервью, как они начинают уличать самих себя в надменности, спеси и барстве, на глазах миллионов людей совершая акт саморазоблачительного стриптиза. Я имею в виду речь самих чиновников.

В данной статье, не претендующей на научность, я попытаюсь провести небольшое исследование чиновничьего языка (далее – чинояз, как я его назвал).

Сначала рассмотрим чинояз на соответствие функциям нормального языка.

Коммуникативно-информативная функция: использование языка для передачи и хранения информации.

Чинояз предназначен для сокрытия информации. С этой целью в чиноязе используется очень длинная фраза, завершая которую чиновник окончательно запутывает смысл произносимого. Примеры: «Степень стратегии развития в русле основополагающей концепции доведена до уровня практической реализации…» «В поле этого мнения человек должен оставаться на этой цепочке внимания…» Виртуозное мастерство в деле наведения тени на плетень дал один заместитель министра: «В связи с этим в плоскость обсуждения вопросов, связанных с доступностью продукции, безусловно, надо связывать и тему о необходимости серьёзного увеличения выпуска разноцелевого ассортимента…».

Когнитивная (познавательная) функция: формирование мышления индивида и общества.

Не будем трогать мышление чиновника – это объект исследования клинической медицины. Зато в мышлении общества сформировался стереотип в отношении речи чиновников как способа «запудрить мозги». Примеры: «Благодарю вас за то, что вы так масштабно резюмировали эту тематическую тенденцию…». «Вы претворяете адекватную попытку именно так артикулировать ситуацию…». «Автобусные билеты продаются в пассажирообразующих местах…» Потрясающе высказался один префект, обращаясь к старушке около рушащегося дома: «В аварийном доме можно жить, требуется лишь поведение жильцами повышенной внимательности…».

Эмотивная (эмоциональная) функция: выражение чувств.

Эмоциональный чиновник встречается лишь в литературе. Типичный пример – съехавший с катушек столоначальник Аксентий Иванович, он же испанский король Филипп II, из гоголевских «Записок сумасшедшего».

Идеологическая функция: выражение идеологических предпочтений.

Чинояз изначально приспособлен к функционированию при любом режиме власти. Примеры: «В условиях таких разногласий мы должны найти разумный симбиоз решения…» «Мы стоим сейчас на самом высоком Олимпе нашего государства…» «Есть мнение, что на этой выставке Россия занимает первое лицо…» И как финал-апофеоз – замечание депутата ГД: «Это сообщение вызывает положительную эрекцию властей…».

Волюнтативная (призывно-побудительная) функция: функция воздействия.

Посредством чинояза чинуши производят впечатление на народ. Между собой чиновники изъясняются матом. Дома они угрюмо молчат, потому что семья чиновника – вроде бы уже не народ, но ещё и не равные по чину. Но если чинуша в хорошем настроении, он готов говорить с нами «на равных». И тогда мы слышим, как некий златоуст из провинциальной мэрии, безрезультатно пообщавшись на чиноязе с народом, завершает диалог ударной фразой на весь эфир: «…я ваше мнение!» Он улыбается, доказав нам, что чинояз – уникальная форма орального секса, совершаемого чиновниками с народом.

Омадативная (формирующая) функция: создание реальностей и их контроль.

Чтобы углубить пропасть между барами и простолюдинами, в чиноязе используются нехитрые приёмы. Например, большинство чиновников работают не по своей прямой специальности, но скрывают отсутствие профессионализма словесными вывертами.

Замначальника РУВД: «Он имеет умысел на убытие в другое местонахождение…».

Некто из Минкульта: «Активизировать борьбу по созданию учебно-методической литературы нашего культурного наследства Родины…» «Мемориальные памятники с именниковым значением…» (в смысле: связанные с чьим-то именем, а не с семенниками).

Зампрефекта: «Мы получили проект объёма трудовых мигрантов, нуждающихся в нашем социуме и кому мы должны оказать преференции…» «Я постоянно бываю на округе…».

Депутат: «Законопроект вносится с высокой степенью его принятия…». «Я в этой теме тоже достаточно долго работаю в плане законодательного обеспечения, но тут надо отталкиваться от диагноза…» «Эти вопросы задаются из позиции региональных нужд…». Или: «Вместо того чтобы наша партия набирала очки среди населения, мы несём очковые потери….». Последняя фраза порождает у слушателя очень сложный комплекс эмоций, спровоцированных существительным «очко».

Генерал: «Об этом можно утверждать, если есть необходимая посыла». «Злоупотребление этой проблемы лежит в плоскости ответственности военного ведомства…».

Несмотря на поразительное сходство чинояза с мёртвыми языкам, например латинским, негоже сравнивать наших чиновников с древними римлянами. Причина кроется не в отсутствии у российских столоначальников сандалий на босу ногу, белоснежных тог и родословной прямиком от Юпитера. Всё-таки чинояз в отличие от латыни используется в качестве основного средства общения бюрократов.

В почти нетронутом виде позаимствовав у естественного языка фонетику и графику, чинояз подверг мучительной пытке морфологию и синтаксис. Отсюда любовь чиновников к длинным словам: «Мы вводим особые нераспространенческие нормы…» Отсюда их болезненная привязанность к иноземным словам. Так, всё ещё в моде легендарный горбачёвский «консенсус»: «Этот субъект – такая, знаете, консенсусная фигура в нашем истеблишменте…».

Прочие примеры «иноземщины» столь же поразительны: «Нет резонных причин продуцировать креатуру коррупционности…» «Предмет дискуссии довольно-таки дуально персонифицирован…» «Он был интегрирован как составная часть консолидированного подхода…» «Интенции нашего общества совпадают с его консюмерным имиджем…» «Надо выстраивать преференции для отечественного производителя…».

О, это «выстраивание преференций»! Сколько переводчиков сломали голову, пытаясь отыскать умный синоним этому шедевру чиновной глупости!

И наконец, примеры, которые не подаются пониманию разумом: «Это подтолкнуло нас на новые горизонты…» «От Василия Петровича прозвучала мысль…» «Я внёс положительную лепту…» «Он склонен за то, чтобы нас поддержать…» «Я должен успокоить вас не волноваться…» «Это – первая часть медали…» «Такой вот замкнутый клубок…» И наконец, жизнеутверждающее: «Наш потенциал – могуч и бескомпромиссен!».

Неужели чинояз вечен? Как уменьшить популяцию разносчиков чинояза? Я верю в хорошее, мысленно проговаривая вслед за Анатолием Чубайсом фразу, потрясающую своей неистовой верой в светлое будущее: «Сутевой масштаб разногласий уже выведен на соглашательный компромисс…».

 

Николай Романов

ЛГ, 30.08.08

 

Кремль управляет телеканалами "в ручном режиме"

 

Новый телесезон пройдет без сюрпризов: путинская система скрытой цензуры на телевидении продолжит действовать так, как прежде.

 

Культ Путина. Прямые линии президента с народом несли следы кропотливой режиссуры: люди учили наизусть тексты вопросов, а в ведомствах писали ответы

Культ Путина. Прямые линии президента с народом несли следы кропотливой режиссуры: люди учили наизусть тексты вопросов, а в ведомствах писали ответы

 

В прошлом октябре в разгар парламентской кампании кремлевские чиновники и функционеры «Единой России» раздавали участникам форумов в поддержку Владимира Путина заранее написанные тексты их ответов на вопросы журналистов. Все эти цитаты утверждал лично помощник Путина Владислав Сурков, говорит партийный источник. «Телевизионщики дико смеялись, - вспоминает партиец, - когда мы учили одну пожилую даму поделиться, как Путин поднял страну с колен, а она в ответ: да я какую-то там ГЭС строила, что вы мне бумажки всякие, я Путина не за деньги люблю».

Всё лето чиновники и телефункционеры обменивались слухами о грядущей реорганизации одного из центральных телеканалов. В одном из думских комитетов была даже подготовлена концепция преобразования госхолдинга ВГТРК в некое общественное телевидение. A в правительстве уверенно говорили, что ВГТРК вот-вот выведут из списка стратегических предприятий - его туда внесли в 2004 г., подчеркивает источник в Белом доме, по личному указанию Путина, - а потом сразу акционируют. Политическую подоплеку и логику этой реформы источники излагали на разный лад, но в одном при этом сходились: при президенте Медведеве ситуация на центральном ТВ должна поменяться.

От Медведева ждут перемен. И редкая его пресс-конференция обходилась этим летом без вопроса о российских СМИ - в том смысле, будет ли Кремль снижать давление на прессу, главным образом на новостной и политический эфир центральных телеканалов. Медведев неизменно отвечал, что телевидение в России прекрасное, но на одной из встреч в Берлине признался, что «свобода СМИ… требует защиты… от посягательств административного аппарата разных уровней». А демонстрирующие близость к Кремлю политологи даже стали указывать на «“ножницы” между информационной повесткой прессы, радио и интернета, с одной стороны, и телевидения - с другой». В таком общем ключе, что, мол, нынешнее телевидение устарело.

Медведев будет осторожничать, предупреждали знающие его люди: Путин очень ревниво следит за тем, как его преемник видит перспективы СМИ. Так и вышло: к концу июля слухи о реформах на ВГТРК затихли. «Инициатива [по ВГТРК] была, но ее заморозили [в Кремле]. Будет политическая воля - реанимируем», - говорит, не открывая своей фамилии, депутат Думы. И сразу несколько информированных источников подтвердили, что перемен на ТВ пока ждать не стоит: выстроенная при Путине система скрытой цензуры и управления новостным телеэфиром продолжит действовать так, как есть.

 

Неразберихи не будет

 

 

 

После того как Медведев стал президентом, а Путин пошел в премьеры, в техническом смысле новостникам и их руководителям пришлось непросто: нужно блюсти баланс. На центральные телеканалы, рассказывают собеседники Newsweek, спущена установка: в новостях Медведев первый, Путин второй - в соответствии с их формальным статусом. При этом гостелеканалам прямо указано: если есть в эфире Медведев, то должен быть и Путин, даже если в этот день он не совершил ничего важного. «Две трети [этих] новостных поводов - сомнительные», - признает один из телевизионных работников.

Бывший высокопоставленный сотрудник ВГТРК называет это правило «принципом информационного паритета». Он подчеркивает - это личная договоренность Путина и Медведева, и пока они ее блюдут, никакой неразберихи на ТВ не будет: «Как всё решали пять человек, так и решают». Алексей Громов, прежде пресс-секретарь Путина, а теперь замглавы администрации президента, по-прежнему формирует новостную картину дня. Он же и ведет пятничные совещания с начальниками центральных телеканалов. А так называемые «Путин-группы» - специальные редакторские отделы на ВГТРК, которые раньше занимались только тем, что монтировали сюжеты о Путине, - теперь работают и на Кремль, и на Белый дом.

На самом деле прямо или косвенно Кремль контролирует не только присутствие первых лиц, а всё общественно-политическое вещание, «общепит», как говорят на ТВ. К примеру, когда в начале июля чукотский епископ Диомид предал анафеме патриарха Алексия II, Кремль полностью блокировал эту тему на ТВ. Недавно журналист Newsweekоказался на входящей в состав ВГТРК радиостанции «Маяк». «Маяк» и «Радио России» тоже управляются из Кремля. Перед ведущим лежала памятка из двух пунктов: «1. О Казахстане говорить только хорошо! 2. Ни в коем случае не упоминать, что Дмитрий и Светлана Медведевы прибыли на саммит [G8] порознь!» Скорее всего, это была памятка от редактора: из Кремля, как правило, не приходят письменные инструкции.

 

В ручном режиме

 

 

 

Как таковой цензуры - в советском смысле слова - в России нет. Но уже много лет теленовости создаются по отлаженной схеме. Гостелеканалы и в конце 90-х ориентировались на Кремль, однако в ее нынешнем виде, отмечают наблюдатели, система контроля над ТВ оформилась после Беслана. Еще в 2003 г. в прямом эфире можно было увидеть Бориса Березовского с его резкой критикой в адрес Путина. В 2005-м, вспоминают телевизионщики, это уже был бы нонсенс. Тогда же политические ток-шоу стали выходить в прямом эфире только на «Орбиту» - то есть на Дальний Восток. Так что с тех пор на Дальнем Востоке свободы больше, чем в стране в целом: на дневных летучках руководители каналов в контакте с Громовым или другими кремлевцами решают, что, как и где подправить, - перед эфиром на европейскую часть России.

И тогда же стало ясно, что президент абсолютно вне критики на ТВ. Появились запретные темы и фигуры, такие, как опальные Михаил Касьянов или нацболы. В 2006 г., например, в каждой монтажной кабинке дирекции информполитики Первого канала висело напоминание монтажерам, что символика НБП запрещена к показам в телесюжетах: в Кремле тогда опасались лимоновцев и перестраховывались.

На телевидении все говорят: Кремль управляет телеканалами «в ручном режиме». Ни начальники на ТВ, ни кремлевские менеджеры не могут расслабиться буквально ни на минуту. «Громов разговаривает с телевизионщиками по телефону по несколько раз в день», - говорит работник телеиндустрии. Шлифовка картинки и сюжета часто длится в течение всего дня, и смысл одних и тех же новостей меняется. Например, 18 февраля в 6-часовых новостях Первого канала сюжет о программной речи Медведева в Красноярске начинался с ее центрального тезиса: «Свобода лучше, чем несвобода». Телеархив свидетельствует: через три часа в программе «Время» та же ключевая цитата уже звучала в самом конце продолжительного сюжета, и сюжет зазвучал иначе.

По телефону кремлевские менеджеры окончательно выстраивают картину дня - всегда происходит что-нибудь непредвиденное. Однако в целом планирование эфира подчинено жесткому бюрократическому распорядку - иначе бы система вряд ли могла работать сколько-нибудь эффективно. Независимо от планерок и конкретных запретов редакторы и руководители новостных служб ориентируются на идеологическую концепцию «новостей позитива», сформулированную, говорит источник в Кремле, Владиславом Сурковым. Смысл ее в том, что государство быстро и эффективно решает любые проблемы страны и граждан. «Например, если в регион не завезли мазут, то ТВ покажет, как его завезли и наказали виновных», - поясняет собеседник Newsweek.

Между кремлевскими чиновниками распределены участки работы: на Громове (когда он был пресс-секретарем президента) - первые лица и внешняя политика, на Суркове и его сотрудниках - Дума и партии. На пятничных планерках в Кремле обсуждаются информационные поводы и графики первых лиц грядущей недели. Так создается новостной фон. Новости как бы растягивают внутри недели: сначала идет «голова» новости, то есть постановка проблемы; затем сама новость, как президент, правительство, Дума что-то предпринимают в этой связи; а потом закрепляющий «хвост» - на выходных в итоговых программах еще раз всё объясняют сначала.

 

Спасибо вам большое

 

 

 

На время выборов бразды правления переходят от Громова к Суркову и его подчиненным. Работник одного из телеканалов вспоминает: это Сурков во время парламентской кампании запретил показывать в эфире коммуниста Геннадия Зюганова в окружении простых избирателей КПРФ, чтобы не пробуждать к нему лишней симпатии: «На партийном пленуме или, например, с пионерами можно, а с рабочими - нельзя». Громов привык работать с руководителями телеканалов. Сурков формирует картину дня через комментаторов и ньюсмейкеров - министров, депутатов и проч. Для них в кремлевском Управлении внутренней политики пишут и шлют по факсу «цитаты» - то, что они и расскажут телекорреспондентам.

Параллельно эти факсы иногда приходят и в новостные службы каналов - чтобы на ТВ понимали, к кому обращаться за комментарием и какую «цитату» пустить в эфир. Обычно факсы приходят без подписи. Один из кремлевских чиновников, рассказывают для примера на телевидении, сначала подписывал эти бумаги своей фамилией, а потом перестал, и когда руководитель информслужбы на ТВ попросил его - так спокойнее - вернуться к этой практике, стал ставить вместо подписи два креста. Источник в Думе вспоминает, что перед выборами у лидера «Справедливой России» Сергея Миронова были большие проблемы с региональными филиалами телеканала «Россия»: те требовали от сотрудников его штаба телефонограммы от главы ВГТРК Олега Добродеева, что сюжеты о СР можно пускать в эфир.

Наблюдатели не раз обращали внимание, что так называемые прямые линии Путина с народом несут явные следы кропотливой режиссуры, а те, кто участвовал в этих эфирах, признавались потом, что наизусть учили тексты вопросов. Эти же вопросы, подтверждали в министерствах, заранее рассылались в профильные ведомства, чтобы подготовить ответы. В прошлом октябре - тоже в разгар предвыборной кампании - во время последней такой линии Путину дозвонилась бабушка, и эту реплику в Кремле тоже приготовили заранее: «Это правда вы? А раньше тоже были вы? Ой, господи, спасибо вам большое». «[Для съемок на ТВ] людей тогда тренировали часами», - подтверждает источник в Думе.

Тогда же, в сентябре, Олег Добродеев лично отправился на дачу к Никите Михалкову, чтобы вместе сделать фильм о Путине к его, Путина, дню рождения. «Это подарок», - цитировали тогда Добродеева его подчиненные. Добродеев вообще больше своего коллеги с Первого канала Константина Эрнста погружен в политику и сам предложил, когда Скотленд-Ярд обвинил российские спецслужбы в убийстве Александра Литвиненко, начать ответную пропагандистскую атаку, вспоминает бывший сотрудник ВГТРК. «Кремль впервые не защищался, а атаковал», - объясняет он. И с помощью ТВ Кремль выставил отравителем Березовского.

 

Сговор успешных людей

 

 

 

Тридцать лет назад на Чукотке построили телерадиопередатчик для доставки сигнала по Сибири и Дальнему Востоку - в несколько раз мощнее останкинского. «И он по-прежнему кипятит Тихий океан», - иронизирует бывший сотрудник канала «Россия». В том смысле, что шлет сигнал почти вхолостую - аудитория-то на малозаселенных сибирских просторах невелика. Гостелерадио СССР преобразовалось в четыре контролируемых государством телеканала, но осталось таким же избыточно дорогим, подчеркивают наблюдатели.

В этом году государство потратит на телевидение и радиовещание 23,5 млрд руб. Для бюджета это мелочь, но на фоне относительно скромных рекламных доходов отрасли (по оценкам экспертов, $4,5 млрд в этом году) - довольно много. И к тому же сравнимо с бюджетами крупнейших мировых телесетей, таких, как британская BBС с ее корпунктами по всему миру, четырьмя телеканалами и бюджетом в $6 млрд. К тому же у министерств и ведомств есть свои отдельные бюджеты на пропаганду своей деятельности, и эти деньги в основном тоже уходят телеканалам.

Не только каналы ВГТРК, но и Первый канал, и НТВ - формально, частные компании - получают от государства субсидии на доставку сигнала в города с населением менее 200 000 человек. Так сложилось исторически, и деньги-то небольшие - около $70 млн, - но достаются они этим каналам именно потому, говорят наблюдатели, что государство считает политические новости стратегическим ресурсом вроде мазута или продуктов северного завоза. «Это сговор успешных людей, - так описывает сотрудничество руководителей телеканалов и кремлевских менеджеров комментатор Анна Качкаева, - по формуле: вы нам обеспечиваете [нужную новостную картину], а мы даем вам дополнительные возможности для бизнеса».

Государство не лезет в бухгалтерию центрального телевидения. Счетная палата не интересуется состоянием дел на Первом канале, говорит Качкаева. Министерства Счетная палата проверяет каждый год, последняя же комплексная проверка ВГТРК прошла в 2000 г. Структура собственности Первого канала до сих пор в тумане, обращают внимание эксперты. Хотя Березовский утверждает, что в 2000-м - когда Путин обвинил его в организации телепостановки с участием проституток на месте гибели подлодки «Курск» - продал свой 38-процентный пакет акций Первого канала Роману Абрамовичу, формально эти акции до сих пор записаны в равных долях на пять кипрских компаний.

 

Мечтать не вредно

 

Так что не жесткий диктат, а взаимовыгодное сотрудничество определяет положение дел на ТВ, отмечают эксперты извне и внутри телевизионной отрасли. «Телеканалы сами хотят быть ближе к Кремлю, - говорит бывший топ-менеджер ВГТРК, - у них даже фирменные логотипы на бланках с гербом - как у министерств». Планка возможного жестко не определена, но журналисты склонны сами ее занизить, на всякий случай, а потом и сами начинают верить в то, что говорят, объясняет работник телевидения: «Это разврат, идущий сверху». В Кремле уже даже жалуются, что на мероприятиях с участием первых лиц телерепортеры сами подходят за инструкциями: «А что было важного?» На телевидении подтверждают: так и есть.

При этом работники отрасли утверждают: далеко не всем журналистам и их начальникам всё равно, что им можно, а что нельзя. Люди, устраиваясь на работу, всерьез волнуются, будет ли у них свобода, уверяет топ-менеджер с телевидения. Иногда и руководителю удается отстоять свою точку зрения перед тем же Алексеем Громовым, рассказывают на ТВ. Например, не пустить сюжет в эфир. Но на практике это чаще всего означает, что в следующий раз у него не будет такой возможности, а сюжет покажут коллеги с другого канала.

Для Кремля Первый канал, «Россия» и НТВ - инструмент для решения политических задач. Социологи подтверждают: рост популярности интернета пока не влияет на эффективность центрального ТВ, и именно оно для подавляющего большинства остается поставщиком новостей. Поэтому кабельный канал «Вести-24» гораздо свободнее - его мало смотрят, а, к примеру, на вещающий заграницу Russia Today не давят вообще. И как инструмент ТВ работает качественно: кроме монетизации льгот в 2005 г., собеседники Newsweekне вспомнили кризисов, с которыми бы не справилась телепропаганда. Тогда, в 2005 г., на ТВ активно ходили слухи об отставке глав двух первых каналов рнста и Добродеева.

«Все ждали перемен [с приходом Медведева], - говорит связанный с Кремлем работник ТВ, - и я могу утверждать с уверенностью: ничего не поменялось вообще». А кремлевский сотрудник дает понять: Медведев не станет ломать систему, а исходит из того, что пресловутые «ножницы» между реальной и телевизионной информационной повесткой дня постепенно будут сужаться сами собой - таковы веяния жизни. На позиции центральных телеканалов неизбежно повлияет внедрение цифрового телевидения, за которое Медведев активно ратует, но необходимые для этого ключевые решения до сих пор не приняты.

Это еще все нескоро, в будущем. А в сентябре, когда начнется новый сезон, картина на телеканалах вряд ли принципиально изменится, прогнозирует Качкаева. «Мечтать не вредно, - соглашается с ней Павел Гусев, главный редактор “Московского комсомольца” и глава комиссии Общественной палаты по СМИ. - Телевидение - это клетка в структуре власти».

 

Михаил Фишман, Константин Гаазе

Русский Newsweek, 4.08.08


Реклама:
-