Журнал «Золотой Лев» № 159-160 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В.Л. Махнач

 

Это полицейская провокация!

 

В.Л.МахначВладимир Леонидович, что Вы ожидали от завершившегося 29 июня 2008 года Архиерейского собора и как прокомментируете его первые итоги?

 

Вопрос о церковном суде действительно важен, но уже правилом Карфагенского Поместного собора, в котором участвовал блаженный Августин, епископ Иппонийский, и чьи деяния включены в «Книгу правил», предусмотрено положение, при котором было неверно, недопустимо и неправильно говорить, что у нас нет церковных судов. Там есть четкое положение, что епископа судят двенадцать епископов, пресвитера судят шесть епископов, диакона – три. Только мирянина может судить один — правящий — епископ. Но если у епископа есть личные споры с пресвитером, то он не должен участвовать в суде. Потому церковный суд могли совершать всегда, но до недавнего времени просто делали вид, что не могли.

Более того, так как этот – Карфагенский – Собор включен в «Книгу правил», т.е. в святоотеческое Предание, то его нормы нарушать нельзя. Поэтому для суда над епископом надо собирать двенадцать епископов и т.д. Это единственное, на что можно было бы обратить внимание. Я думаю, что отцы Собора, которые на прошлых Соборах являли неоднократно подлинное богомудрие и сейчас от него не уклонились.

Что касается диалога с инославными, то от себя сказал бы, что я не против. Но только в том случае, что мы свидетельствуем перед ними православную Истину. Возможен и тактичный ход, нигде не выставляя вопросы церковной, а не священной традиции, как камень преткновения, но ни в коем случае не прогибаясь в вопросах вероисповедных или тех канонических, которые приняты для нас в течение полутора тысяч лет. Это неправильно, и мы ничем не способствуем спасению инославных, наоборот, мешаем своему собственному. А вообще диалог возможен.

Когда появился термин "экуменизм", он не означал ничего плохого, а лишь попытку некоего сближения с англиканами и старокатоликами, т. е. теми западными христианами, которые вероисповедно были нам ближе всего. Это было в конце XIX века. Я не вижу в этом даже ошибки, но за минувшее столетие ситуация резко изменилась. Как сказал замечательный русский архиерей – архиепископ Аверкий (Таушев): нельзя христианину не мечтать воссоединиться с другими христианами, и, прежде всего, с сохранившими апостольское преемство римо-католиками. Мы должны были бы сделать все возможные уступки, которые бы не нарушали нашей веры. Это было бы возможно, если бы римо-католики двигались в сторону Православия. Но они двигаются, увы, в сторону протестантизма!

Третий вопрос очень болезненный. Действительно, в проблему Преосвященного Диомида ввязалась идеологическая ситуация. Но Поместный Собор Русской Православный Церкви (тогда она называлась Православной Российской Церковью) в 1918 году принял постановление, согласно которому ни один христианин или группа христиан не могут считать свою политику церковной, а только лишь своей. Это норма, отменить которую может лишь полномасштабный Поместный Собор, а их не было со времен избрания нынешнего Патриарха. И Архиерейский Собор не является полномасштабным Поместным Собором, потому отменить такое положение не может.

Следовательно, если даже один епископ Диомид политически полагает нечто, а все епископы политически полагают что-то иное, то их частное мнение — а это его частное мнение. Так постановил Собор – высшая для нас церковная инстанция, в котором, смею веровать, пребывает незримо Святой Дух, как в любом Поместном и Вселенском Соборе.

Другое дело, создается впечатление, что претензии к епископу Диомиду чисто идеологические, причем продиктованные государством. Православные во все века считали, что и Православному Царю не следует вмешиваться в подобные вопросы. У нас же государство не православное, хотя страна-то православная. Поэтому вопрос в том, им какое дело – какое дело Велиару до церковных дел? как он вообще смеет свое нехристианское рыло совать в церковные дела? Это ужасно.

Что же касается канонических, т.е. дисциплинарных аспектов, то, я считаю, что сама формулировка обращения епископа Диомида «ко все чадам Церкви», была уже дисциплинарным нарушением. Конечно, возникает вопрос, принадлежит ли она ему, ведь он уточнял, что предназначал это братьям-архиереям, а не широкой общественности. Есть основания полагать, что епископ Диомид был использован, т.е. кто-то воспользовался его доверием.

Кто-то получил текст и его использовал. Но этот вопрос, кстати, не ставился на Соборе, а самого епископа на Соборе не было. Собор может отлучить архиерея заочно, но только в случае немотивированного отказа последнего явиться на Собор. Справка о болезни может считаться мотивированным отказом. Из истории можно привести массу примеров отказа по болезни, а иногда и по «болезни» дипломатической, и все это принималось (когда, например, подозреваемый в ереси архиерей не явился, сказавшись больным). Бывали и повторные вызовы, но в отношении епископа Диомида этого не было, не было и обвинений в ереси.

Самое высшее прегрешение, которое может совершить архиерей, – это вероотступничество. В этом епископа Диомида никто не обвинял.

Здесь действует гнусная провокация со стороны нецерковных кругов. Я охотно верю, что мальчики и девочки православного, как они себя называют, корпуса «Наших» в Бога веруют. Однако, попытки моего друга выяснить, какого они прихода, успехом не увенчались – такого прихода не нашлось! Я хорошо знаю Нижний Новгород, где церквей не так много, как в Москве. И там было бы затруднительно не принадлежать к какому-либо приходу.

Но если они веруют в Христа, то они христиане. Если они раз в год причащаются, то христиане. Хотя святитель Филарет утверждал, что если человек приступает к причастию менее четырех раз в год, то он не христианин. Но они, эти ребята, не представляют себе устройства Церкви, они не представляют себе, что глава Поместной Церкви только лишь председатель в Соборе епископов, так как по благодати все епископы равны, т.е. Патриарх Алексий равен епископу Диомиду, впрочем, как и любому другому епископу. Но этого дети не знают, ибо у нас враги Церкви до сих пор не позволяют преподавать «Основы православной культуры».

Поэтому мне непонятна ситуация. Каноническое прегрешение – обратился как Патриарх… Ну, грамотнее надо быть. Обратился бы он иначе, и проблема была бы снята! Но за такое дисциплинарное нарушение следует, мне кажется, как максимум, временное запрещение в служении, а это совсем не извержение из сана. Сана, кстати, лишали святителя Николая, но за то, что он еретику Арию на Соборе морду набил. Но ведь это не тождественно поступку Диомида. И то осподь вступился за святителя, и ему сан вернули.

Что же касается этой странной демонстрации, то непонятно, кто организовал ее...

 

Почему же? Очень даже понятно. "Наши" — это молодежная организация при АП...

 

... А крестный ход вокруг храма Христа Спасителя совершали не только сторонники Диомида — заметим, что он не был лишен сана на этот момент, – но и украинцы, выступавшие против автокефалии мнимой Украинской Церкви, которая канонически даже не является автономной. Судя по всему, и потасовки там не было. СМИ, преимущественно электронные, лгут, заявляя, что подрались православные. Но была листовка, безумно дорогая (многоцветный глянец), которая содержала положения, близкие по стилю Кириллу Фролову, хотя он не признается в авторстве листовки. Там были и очень странные моменты. Во-первых, требование введения миссионерской литургии. Я, безусловно, не против того, чтобы батюшка перед началом обедни несколько минут изъяснял, что будет происходить, чтобы батюшка на тему богослужения сказал бы проповедь после чтения Евангелия и вообще поручил бы диакону или псаломщику, или мирянину, еще и после отпуста прочитать разъяснения. Но я против, чтобы после каждой молитвы читалось ее разъяснения по-русски. Это может быть в итоге не миссионерская, а антимиссионерская литургия!

Таким образом, мне не очень понятна эта листовка и то, почему в ней содержалось чудовищное оскорбление – призыв отправить Диомида и диомидовцев в чукотскую пещеру. Это же не православный придумал, а бандит! Явный намек не пензенскую пещеру, но там-то сидели сектанты, а не православные. Давайте на этом моменте акцентируем внимание. Почему в момент приема Собором своего решения, такое происходило? Неужели отцам Собора не попала ни одна листовка, ни один экземпляр? Там же все ясно – это полицейская провокация! И поведение наших «независимых» СМИ (а я много раз наблюдал их дружную «независимость», когда они вместе маршировали как «Наши») тоже вызывает сильное подозрение, что это часть церковной политики.

Слишком большая разница, когда православные вносят в политику церковную жизнь, церковное мнение, церковное суждение, и совсем другое дело, когда кто-то иной политику тянет в церковную жизнь и церковное мнение. Первое дело — Христово, второе – антихристово.

 

Праваяу, 1.07.08


Реклама:
-