Журнал «Золотой Лев» № 155-156 - издание русской
консервативной мысли
А. Сулейманян
Кандидат психологических
наук
Чичиков как ветеран
психологических войн
Почти 10 лет тому назад меня пригласили впервые в моей жизни на телевидение —
участвовать в передаче “Очевидное — невероятное”: поводом послужила моя статья
о глупости астрологии с точки зрения психологии. По замыслу редакции с
опровержением этой лженауки должны были выступить представители астрономии,
медицины и психологии. Однако в назначенный день передача неожиданно была снята
с эфира по идеологическим соображениям. На мой недоуменный вопрос о причинах
этого мне ответили: “Потому что вы все выступили против астрологии!” Не секрет,
что в 1997 году идеология всех каналов нашего телевидения была либеральной, что
в данном случае подразумевает неприязнь к академической науке!
Второе мое несостоявшееся приглашение на телевидение было
связано с позорным поражением сборной России по хоккею в 2000 году в
Петербурге. О психологических причинах провала я написал для “Литературки”. Один из редакторов НТВ прочитал статью и
пригласил меня в студию для обсуждения. Я согласился, но на следующий день
расстроенная ведущая сообщила мне, что моя персона объявлена нон грата. Меня
это ничуть не удивило, поскольку основные идеи моей статьи были совершенно
неприемлемы для информационно-либерального штаба. Причины провала мною были
названы следующие: во-первых, НХЛ не является лучшей лигой мира; во-вторых,
многие “звезды” сборной России искусственные; и
в-третьих, побеждать за сборную за деньги нельзя.
Третий эпизод связан с кратковременным сотрудничеством с
российской версией американского журнала “National Geographic”. Я предложил редакции материал о моем
путешествии по Чили: с товарищем из МГУ мы проехали почти всю страну с юга на
север (а это около 5 тысяч километров). Мне было отказано сразу же, поскольку,
как сказал заместитель главного редактора, Вашингтон позволяет нашим авторам
писать только о России и бывших республиках СССР! Вряд ли я ошибусь, если
скажу, что причина этого не в нежелании делиться гонорарами; необходим взгляд
на мир из Вашингтона, а не из Москвы. Редакционная политика состоит в том, что
об остальном мире позволено писать только своим авторам. (Поясню
несведущим: “National Geographic” вполне в духе З. Бжезинского проводит линию об
исключительности либеральной картины мира, а журнал о путешествиях дает для
информационного продвижения данной концепции редкие возможности.)
Только неискушенному человеку трудно представить, что все
СМИ “цивилизованного мира” способствуют продвижению одной и
той же идеологии и что нет журналов, газет, телепрограмм и т. п. вне идеологии.
Более того, именно темы, традиционно провозглашаемые вне
политики — наука, спорт, путешествия, детские, женские, мужские и молодежные
издания, психология и т. п., — самые подходящие для незаметного и изощренного
внедрения либеральной системы ценностей.
Кратко поясню это на примере нашего рынка СМИ.
Наши молодежные журналы откровенно глупы, наполнены
развлечениями и поощрением добрачных отношений. Кстати, само слово “секс”
невозможно литературно перевести на русский язык.
Женские издания учат, как манипулировать мужчинами (а не
ладить, как учили в “старые добрые времена”) и феминизму. Коллега по
психологическому институту рассказала, что в последние годы дамы медитируют,
чтобы дать имя будущему ребенку. Не из женских ли журналов выпорхнула эта чушь?
Игрушки из детских журналов или уродливы и агрессивны (для
мальчиков), или развивают потребительское отношение к жизни, а не материнство
(кукла Барби).
Мужские журналы похожи на издания для богатых бездельников:
ни слова об уме, мужестве, великодушии и прочих традиционных добродетелях.
Психологические издания стоят на шатком фундаменте
психоанализа, экзистенциализма и заменяют науку “интеллигентской болтовней”.
Они тем более опасны, что дают ложные ответы на вечные поиски души. Да и для
большинства авторов души не существует.
Издатели понимают, что гламурные
персонажи могут удовлетворить только самому невзыскательному вкусу. Поэтому
наиболее дальновидные либералы, отлично осознавая, что глубокое и бесповоротное
изменение российского общества возможно только при условии согласия с этими
идеями самой деятельной его части, подготовили проект “либеральный герой”, с
основными положениями которого я и познакомлю ниже.
* * *
Первой ласточкой этой перемены была, на мой взгляд, статья
в горбачевском “Огоньке”, в которой проводилась мысль, что Чичиков на самом
деле положительный персонаж и он именно тот, кто необходим современной России.
А недавно мне в руки попал один замечательный документ — “в нашей жизни нет
ничего случайного”, — в котором эта точка зрения приводится в подробностях и
последовательно. Документ (реферат) анонимен, доступен (одна из моих студенток
взяла его из Интернета), и полагаю, что эти анонимность и доступность
убедительно показывают, что материал предназначен для широкого распространения.
Оставляя за рамками данной статьи темы о мотивах
предпринимательской деятельности, остановлюсь только на одном вопросе: такие ли
герои должны стать основой процветания России? Сознательно избегаю и
американского термина “средний класс”, предпочитая старинное понятие
“состоятельный гражданин”, которое, с научной точки зрения, глубже и точнее,
поскольку состоявшаяся личность не обязательно удовлетворяет либеральным
категориям жизненного успеха. И тем более это понятие не годится для
рассуждения о духовных предметах для тех, кто полагает, что земная часть —
подготовка к вечности. Кстати, полагаю, что не всем известно, что основа
протестантской этики — фундамента либерального миропорядка — вначале строилась
на принципе, что земное богатство — пропуск в Рай Небесный, а бедность —
проклятие, ведущее в ад!
Итак, “с кого делать жизнь” призывают вожди “свободного
рынка и демократии”?
Реферат1 начинается с изложения “символа веры”:
“Предпринимательство может нормально
существовать только в соответствующей культурной среде. Иными словами, разговор
надо вести не о пропаганде некоторого вида деятельности, а об изменении
жизненной философии и мировосприятия всего общества. Предпринимательство и все,
связанное с ним, должно из сомнительного и даже постыдного стать сначала приемлемым,
а затем и достойным, высоко ценимым в культуре. Становление бизнеса неизбежно
потребует утверждения частной собственности как высшей социальной и
нравственной ценности”.
Сколько здесь лукавства и одновременно поистине дьявольской
изворотливости! Во-первых, читающему создают установку, что единственно
возможная основа предпринимательской деятельности — либеральная идеология; а
это — или глупость или ложь! Во-вторых, не объясняется, почему в традиционных
обществах, а наше общество до сих пор сохраняет некоторые его черты,
либеральное предпринимательство считается постыдным! Не из зависти к чужому
богатству, а потому что, говоря словами Конфуция, “стыдно быть богатым в плохие
времена, и стыдно быть бедным в хорошие”.
“Капитаны промышленности” нам, несомненно, необходимы для
преодоления затянувшейся смуты, но только в том случае, если они будут понимать
“промысел” в библейском смысле: как заботу и служение сильного о слабом,
старшего о младшем, хозяина о работнике.
Следовательно, центр внимания в объявленной либералами
психологической войне надо перенести на цели и ценности “деловых людей”. Ведь
предпринимательство, как искусство и СМИ, эффективнейшие средства “цивилизационного перехода”: например, художники Возрождения
стали тем “запалом бомбы”, взорвавшей христианскую культуру Европы; а газеты
подготовили французскую буржуазную революцию.
Нельзя не задаться вопросом: насколько цели либерального
предпринимательства совпадают с основами нашей цивилизации? И не только нашей!
Ведь с помощью этого средства была уничтожена, например, “старая добрая
Англия”, о которой и поныне безутешно вздыхают самые умные жители Королевства.
На туманном Альбионе был впервые опробован и метод быстрого создания финансовой
олигархии и превращения большинства населения (тогда это были йомены, так
называли лично свободных крестьян-собственников) в бездомных нищих, которых под
страхом тюремного заключения за бродяжничество заставляли за копейки работать
на фабриках! В России эта модель была слегка приспособлена к условиям именно
нашей страны, но, по сути, если смотреть непредвзято, методы были те же —
раздача “жирных кусков” одним и лишение даже скромного достатка большинства,
особенно в науке, производстве и сельском хозяйстве.
Эти факты, кроме того, опровергают марксистскую концепцию
истории, одной из основ которой — определяющая роль экономики для идеологии.
Наоборот, мы видим, что вначале идея рождается в голове (почему и как — другой
вопрос), а затем, исходя из нее, целенаправленно и осознанно меняют основы
жизни, в том числе и экономические. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить
исчезновение рабства в Византии (оно было искоренено не потому, что было
экономически невыгодным, а потому, что Христианская империя отказалась от него
по идеологическим соображениям); так же как и Лондон, и Вашингтон возродили
рабство, следуя не экономической, а идеологической логике — язычник проклят
перед Богом, и обращаться с ним следует как с низшим существом!
Именно по этой причине протестантские миссионеры Нового
Света не крестили индейцев Северной Америки, в отличие от их католических
собратьев в Южной, полагавших свою миссию не только в завоевании Нового Света,
но и в “выведении язычников из тьмы египетской”.
Однако продолжим знакомство с документом, который, надеюсь,
убедит даже самых беспечных, с каким опасным, сплоченным, коварным,
непреклонным и неумолимым врагом придется вести борьбу до победного конца.
“Культурологи и социальные психологи
отмечают, что базовые ценности общества формируются в сказках, детских стихах,
историях для детей. Здесь в свернутом виде присутствует все то, что позднее
разворачивается в сознании взрослого человека: мифы, нормы и ценности,
жизненные ориентиры. Со всем этим в нашей стране полная катастрофа. Все то что
есть противостоит ценностям либерализма… Сегодня стоит неотложная задача
создать целый пласт отечественной литературы для детей, ориентированной на модели,
сложившиеся в западной цивилизации… Необходима огромная работа еще в одном
направлении — создание массива популярной литературы для детей и подростков,
вводящей их в мир либеральной экономики, раскрывающей историю человечества
как историю становления и развития рынка (курсив мой. — А. С.).
Книги, сплавляющие воедино образы рынка и цивилизации и противопоставляющие
этому образы хаоса, варварства, всеобщей нищеты. Такой литературы, адресованной
не только нашим детям, но и молодежи, нет. Нужны конкурсы, престижные премии
авторам, ученые звания для них, последовательная издательская политика”2.
Полагаю, что это как раз тот случай, когда комментарии
излишни.
И, наконец, для чего жить в этом “самом прекрасном из
возможных миров”?
“В известном смысле и либеральная, и
тоталитарная пропаганда используют, хотя и по-разному, одни и те же
психологические механизмы. Если тоталитарная пропаганда… состоит в многократном
заклинательном повторении одних и тех же примитивных
формулировок-лозунгов, то пропаганда в свободном3 обществе представляет собой
многообразное варьирование в самой различной семантике различающихся и даже как
бы противостоящих внешне позиций, за которыми стоит одна и та же сущность. При
этом четко осознается, отслеживается, что должно оставаться сферой свободного
выбора индивида, а где выбора нет и не может быть (курсив мой. —
А. С.). Например, идеологическое пространство формируется таким
образом, что индивид может в соответствии со своими склонностями выбирать между
тем, чтобы покупать удобные и престижные вещи или ограничивать себя, сколачивая
капитал и формируя основу будущего процветания”.
Как не задать риторический вопрос: глупы были или
сознательно вводили в заблуждение наивного советского гражданина “демократы ельцинско-горбачевского” призыва, утверждая, что на Западе,
в отличие от СССР, свобода выбора!
Если попытаться резюмировать все сказанное, то нельзя не
увидеть, что идеал либеральной цивилизации — гедонист или бесконечный
потребитель материальных благ; потребление может быть либо немедленным (если вы
родились в семье, вписавшейся в свободный рынок), или отсроченным — о
перспективах последнего очень убедительно и ярко рассказывает Джек Лондон в
романе “Мартин Иден”.
Может ли такая личность быть творческой и смелой? Способна
ли она восстановить величие страны?
* * *
Поскольку процитированного достаточно, прервусь, чтобы
обсудить тему: что можно этому противопоставить? Настоятельно необходим образец
для подражания, потому что критика без встречного предложения бесплодна, что
показывает, например, идеология брежневской эпохи: справедливо указывая на
низкое качество и упадок “буржуазной культуры”, она не смогла предложить
живого, а не искусственного героя — не с “плакатных же комсомольцев брать
пример”, — и потому во многом проиграла либералам! Существенно, что и З. Бжезинский
в книге “Евразийская шахматная доска” считает либеральную культуру оружием едва
ли не более сильным, чем атомная бомба.
Считаю, что в данном случае уместно поделиться собственным
трудным опытом возобновления журнала “Всемiрный
путешественник”, впервые увидевшего свет в 1867 году. Его основателем был
генерал-лейтенант Генштаба Российской империи. Наши авторы — не профессиональные
журналисты, но в этом наша сила, а не слабость. У каждого есть любимое дело
жизни и “лица не общее выражение”. Объединяет всех любовь к Отечеству и “муза
дальних странствий”. В путешествии необходимо стойко переносить тяготы и
лишения, быть верным товарищем, никогда не унывать, быть готовым к любым
неожиданностям! Никто из них никуда не уехал в тяжелую для науки и образования ельцинско-горбачевскую эпоху, сохранив верность России и
науке!
Путешественник — строитель мостов между народами, а это так
необходимо в современной России. Вспоминаю слова моего деда: когда он узнал,
что я единственный армянин на своем курсе, он потребовал всегда вести себя
достойно, говоря, что “по тебе будут судить обо всех!”. Народы России должны
узнать друг друга в лице лучших представителей, а не бандитов и мошенников.
Где же найти современного героя? Это все те, кто сохранил
“веру и верность” Отечеству и любимому делу в смутные времена 90-х годов. Все,
кем движет познание мира, стремление к красоте, вера в победу! Это умный,
добрый и мужественный герой, который — нет никаких сомнений — нужен, а потому
будет востребован в современной России.
РФС, №11/2008