Журнал «Золотой Лев» № 153-154 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А. Аксёнов

 

Как организовать и воспитывать подростков[1]

 

Преамбула

 

Фраза о том, что "будущее страны будет таким, какими его сделают дети", сомнений не вызывает. Но прикладывать усилия к воспитанию подрастающих поколений государство фактически отказывается, перекладывая эту проблему исключительно на плечи родителей, задавленных необходимостью бороться за выживание в современном мире. В деле организации досуга молодежи ощущается явственный вакуум, который не могут заполнить существующие детско-юношеские клубы и всякого рода скаутские организации. Кроме того, от имеющихся клубов весьма мало толку в деле патриотического воспитания. Те единичные клубы, которые стараются что-то сделать в данном направлении, не в состоянии закрыть эту зияющую брешь.

Зато нашу молодежь активно обрабатывают средства массовой информации, которые, увы, прививают самые низменные стереотипы поведения и предоставляют самые низкопробные образцы для подражания. Результаты такого преступного пренебрежения государством своими обязанностями в деле воспитания молодежи очевидны. Преступность, наркомания, полная аполитичность и безразличие к судьбе страны стали визитной карточкой поколения 80-х. Это же ждет и поколение 90-х, если не принять срочных мер.

Нельзя сказать, что власть не понимает происходящего. Первыми лицами государства произносится много речей о важности этого вопроса. Создаются политически ангажированные молодежные движения типа "Наши", "Мишки". Но эти проекты даже не предназначены решать проблему, они только обозначают телодвижения. Нужна свежая идея и инициатива снизу. Возьму на себя смелость предложить и то, и другое.

 

ГЛАВА I «ОРГАНИЗАЦИЯ»

 

Идея

 

В дискуссиях на тему молодежных организаций спорящие обычно не могут выйти из рамок представлений, очерченных скаутским движением или его советским аналогом - пионерской (комсомольской) организацией или ДОСААФ. Именно в дискуссиях возникла идея о радикально ином основании для организации досуга и воспитания подростков. Это массовое молодежное движение, основанное на исторической реконструкции и ролевой игре.

Ролевое движение в России в основном воспроизводит мир Толкиена, мир "Властелина колец" и "Сильмариллиона". В эльфов и гномов играют множество молодых людей разных возрастов. Существуют свои клубы, кланы и правила. Но от уже существующих ролевиков нам нужна только идея БОЛЬШОЙ ИГРЫ и наработанный опыт по снижению травматизма.

Совершенно особое дело - клубы исторической реконструкции. Они охватывают разные эпохи. Это времена викингов, русское средневековье, петровские времена, наполеоновские войны, а также реконструкция Первой и Второй мировых войн. Реконструкторы не только добиваются максимальной похожести обмундирования, оружия и экипировки. Они восстанавливают быт, взаимоотношения людей выбранной эпохи. Глубокое знание истории, умение и желание работать руками - отличительный признак реконструкторов. Движение исторической реконструкции может послужить основой новой "пионерии".

Здесь есть чем увлечь подростков. Они могут с удовольствием тратить свое время и силы на изготовление костюма, доспехов, элементов утвари. Подростки будут упражнять свое тело в походах, тренировках с игровым оружием, в рукопашных боях. Кроме тела подростки смогут тренировать ум, осваивая (в разумных пределах) старинные ремесла - работу по дереву, коже, глине, металлу. И не только ремесла будут развивать ум подростка, вполне исторически достоверно будет умение играть в шахматы, (которые были очень популярны на Руси). Ну и, само собой разумеется, возникает глубокое и образное знание истории РУСИ-РОССИИ. Организованные в дружины, подростки будут привыкать к дисциплине, к послушанию старшим и ответственности за младших.

В выборе исторического отрезка, который будет образцом для ИГРОВОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ, нет колебаний. Это русское средневековье. Почему именно оно? Дело в том, что, во-первых, исторические сведения об этом периоде скудны, что оставляет простор для воображения, столь необходимый для организации ролевых игр. Во-вторых, этот период заложил глубинные основы национального характера и дал начало великороссам как этносу. Именно оттуда, из той эпохи, должен расти корень патриотического чувства молодого человека. Именно тогда произошло окончательное отделение России от Европы, и причины этого отделения надо объяснять подросткам, чтобы они начали осознавать свою особость, свою национальную самобытность как народа.

Еще одна важная составляющая - это структура организации. Комсомольская и пионерская организации к финалу своего существования выродились в бюрократических монстров, в которых царили формализм, очковтирательство и показуха. Но печальный пример СССР дает нам колоссальный опыт. Мы можем сознательно строить организации таким образом, чтобы в них не появлялось и тени бюрократизма, причем вне зависимости от руководящих личностей. Методика такого построения будет более подробно рассмотрена в разделе "Структура".

 

Цель

 

Подростковый и юношеский возраст характеризуется очень быстрым физическим и психическим развитием и, как следствие, частой сменой доминирующих мотивов поведения и деятельности. В сущности, юность есть не что иное, как переход от чисто физической зрелости к зрелости социальной, и мотивы поведения подростка посвящены реализации этой "программы-максимум" собственного развития. Из всех мотивов, что руководят подростками, можно выделить четыре, которые, с одной стороны, полностью характеризуют особенность этого периода развития человека, а с другой стороны - важны для наших целей.

1. Потребность быть частью коллектива, чувство долга, коллективизма, товарищества.

2. Потребность быть и считаться взрослым; потребность в признании со стороны мира взрослых.

3. Стремление доказать окружающим свою уникальность и самостоятельность. Желание бросить вызов.

4. Потребность в проектной, авторской деятельности (создание чего-то не бывшего ранее), в особенности - при реализации коллективной идеи, которая захватила всех1.

При отсутствии позитивных форм воплощения эти мотивы приводят к появлению сначала стаек, а потом и подростковых банд. Доказательства своей взрослости подростки предъявляют посредством употребления алкоголя, сигарет, нецензурной брани и, самое страшное, наркотиков. Свою уникальность подростки выражают через эпатаж. В свое время это были рокеры и панки, сейчас - "эмо" и "готы"... Предоставленные самим себе подростки становятся хорошей мишенью для зла во всех его проявлениях.

Создавая организацию, мы предоставляем подросткам возможность почувствовать свою уникальность на фоне сверстников (и даже взрослых). Даём им самоорганизованность в форме дружин. Даём им чувство взрослости через умения и практические навыки. Не исключено, что эти умения и навыки предоставят им возможность самостоятельно заработать свои первые деньги, и это станет гораздо большим доказательством своей самостоятельности, нежели пиво и сигареты.

Но это мотивы, которые мы будем использовать, направляя подростка к определенной цели. Главной целью организации будет формирование патриота и гражданина. Молодого, сильного, благородного, знающего цену дружбе, знающего историю своей Родины мужчины.

Часто можно слышать слова о необходимости знания своей истории. Эти слова превратились уже в своего рода мантру, которую произносят, не вникая в смысл сказанного. Однако можно очень ясно представить себе значение, которое заключено в знании истории. Для этого надо только взглянуть на жизнь как на непрерывные процессы управления и самоуправления. При таком взгляде средства воздействия на общество можно расположить в виде некоторой иерархии приоритетов. Ниже приведены средства воздействия в порядке убывания их быстродействия, но вместе с тем в порядке возрастания силы воздействия и долговременности последствий.

 

6

Насилие

Действует быстро. Враг очевиден. Результат очень недолговечен.

5

Оружие геноцида, поражающее как живущих, так и несколько последующих поколений. (Радиация, некоторые виды химического и бактериологического оружия, АЛКОГОЛЬ и прочие НАРКОТИКИ.)

Применение присходит медленно в течение жизни одного поколения. Враг заметен. Результат трудно ликвидируем и действует на следующие поколения.

4

Деньги. торговля, кредитно-финансовая система. Где не пойдет войско, пройдет осел, навьюченный золотом (например, Ж .Аттали, Ротшильды).

Ростовщическая кабала - самый быстрый из относительно незаметных со стороны механизмов воздействия. Враг в принципе известен, но неуязвим.

3

Информация. светские идеологии, вероучения о религии, технико-технологическая прикладная информация. Владея информацией, можно успешно победить обладающего только деньгами.

Человек идейный или верующий не может быть подкуплен или запуган. Это говорит о более высоком приоритете идеологического уровня над всеми предыдущими. Насаждение нужной религии процесс занимающий столетия, но результат может существовать тысячелетиями.

2

История. Дает возможность увидеть причинно-следственные связи и тенденции развития ситуаций из прошлого в будущее. Умышленное искажение истории народа приводит к в принципе неисправимым последствиям. Уничтожение исторической памяти ведёт к неотвратимому исчезновению народа.

Знание истории вскрывает всякое воздействие на предыдущих приоритетах. Знание истории позволяет критично относиться к повторению аналогичных мероприятий в будущем. Знание истории может победить даже религию или идеологию - вскрывая механизмы их появления и развития, развенчивая мифы.

1

Методология познания, Способность самостоятельно получать знание и искать истину. Различать: истину, правду, добро - ложь, зло.

Способность взглянуть на все процессы в их иерархической взаимозависимости и, основываясь на методологии познания получить новое знание даже при отсутствии информации.

 

Наш проект дает подростку защиту сразу на нескольких приоритетах. Делает их защищенными от физического насилия. Прививает образ жизни, защищающий от оружия геноцида. Обогащает информацией о мироустройстве и о человеческих отношениях, прививает патриотизм как идеологию. Ну, и самое большее, чего можно добиться этим проектом, - углубленное знание истории и обладание представлениями об идеальном будущем.

Наша цель - на высоких образцах прошлого дать мальчику навыки и опыт РАЗЛИЧЕНИЯ ДОБРА и ЗЛА.

 

Структура

 

Как уже упоминалось, воспроизводить классическую структуру бюрократического управления - значит заранее обречь дело на деградацию и профанацию. Здесь надо сделать обширное отступление и объяснить, почему.

Великое множество мотивов, которые руководят поступками человека на протяжении его жизни, при некотором упрощении можно свести к трем краеугольным: желание поощрения, страх наказания и лень.

Поощрение включает в себя не только материальные блага, но и моральные. Уважение, слава, чувство самоудовлетворения, чувство выполненного долга - эти моральные поощрения по силе порой многократно превосходящие деньги.

Наказание тоже может быть нематериальным - стыд, совесть, неуважение окружающих могут подвигнуть человека даже на действия, сопряженные с риском для жизни, настолько порой страх морального наказания может оказаться сильнее инстинкта самосохранения. Впрочем, моральное наказание зависит от наличия совести.

Лень - это могучее естественное чувство, доставшееся нам в наследство от животного мира. Природа позаботилась о том, чтобы сытые львы были безопасны. Если бы не было чувства лени, то животные не экономили бы энергию, ели существенно больше и, следовательно, чрезвычайно напрягали биосферу, обостряя борьбу за выживание и уменьшая свои шансы в этой борьбе. Человек также склонен экономить свою энергию, если его не побуждает к трудодейству какой-то из двух других побудительных мотивов.

В своей трудовой деятельности работник всегда имеет две инстанции, которые могут наказать его или поощрить. Одна инстанция - это начальник, вторая - то дело, которое он выполняет. Первая инстанция не нуждается в комментарии, а вот вторую иллюстрируем таким примером: огородник, тратящий время на своем дачном участке, не имеет над собой никакого начальника. Трудолюбие и инициатива, проявляемые работником, имеют своим источником сам огород. Будущий урожай наградит или накажет огородника без всяких посредников. Тот же человек может быть работником совхоза или колхоза. На этой работе поощрение и наказание исходит от начальника, который может пользоваться ими с некоторым произволом. Наш огородник может застраховать себя от наказания за нерадивость, используя какие-то средства, не имеющие отношения к работе (дружба, подхалимаж и т.д.). Дело при этом страдает и является не целью деятельности, а предметом торга между работником и начальником.

Бывает, что начальник искренне заботится о Деле и строго следит за тем, как Дело выполняется. Наказание-поощрение он применяет в соответствии с реальным результатом и достаточно владеет информацией, чтобы не быть жертвой манипуляций со стороны работников. Такие начальники чаще всего наблюдаются в небольших фирмах, основанных на частном капитале. Именно эти небольшие фирмы с предельно замотивированным хозяином делали капитализм более выигрышным по сравнению с бюрократическим социализмом позднего СССР. Но в больших фирмах на Западе, где нет непосредственного контроля хозяина за Делом, царит совершенно другая картина. В крупных корпорациях мы видим всё ту же бюрократическую систему, и, разумеется, ни на секунду бюрократия не исчезала из государственных структур управления.

Не хочу долго обсуждать эту тему. Она достойна отдельной книги. Но здесь можно сделать вывод, что построение структуры управления предполагаемой организацией должно учитывать закономерности поведения человека и нести в себе автоматизмы, защищающие её от загнивания, от имитации трудовой деятельности и очковтирательства. Как это сделать? Есть несколько принципов, которые нужно заложить в организацию и неуклонно им следовать.

Первый. Наказание и поощрение руководителей всех уровней должно иметь прямую связь с их успехами и неудачами. Вышестоящие руководители не имеют право ни одного рычага воздействия на своих подчиненных (кроме моральных и высшей меры - увольнения). Более того, оплата труда руководителей высокого уровня должна иметь зависимость от подчиненных, именно подчиненные могут иметь возможность поощрить или наказать своего руководителя, оценивая эффективность его работы на собственной шкуре.

Второй. Руководитель никогда не должен вмешиваться в работу своего подчиненного. Руководитель должен обеспечить подчиненному возможности для эффективной работы, но принятие решений и ответственность за результат должен нести сам исполнитель. Это звучит непривычно, но если помнить, что поощрение и наказание работника привязано к его результатам, логика в этом требовании становится бесспорной.

Третий. Система должна нести в себе механизм, подталкивающий её к расширению. Примером могут служить методы, используемые в сетевом маркетинге, которые позволят использовать созидательную энергию не только руководителя проекта, но и всех его участников. Но пора перейти от теории к практике. Кстати, будем сразу вводить специфические термины, которые станут неотъемлемой частью организации.

 

Дружина

 

Базовой организационной единицей будет дружина. Численность дружины не должна быть строго фиксирована, но разумно иметь в дружине не больше сотни подростков, и то при условии хорошо налаженного самоуправления и ответственности старших подростков за младших. В дружины будут приниматься подростки в возрасте от 10 до 14-15 лет. Членство в дружине длится до окончания школы, но может, разумеется, длиться и дольше. В идеале связь со своей дружиной не должна рваться на протяжении всей жизни.

Вне зависимости от возраста все вступившие в дружину начинают со статусом отрока до тех пор, пока не изготовят своими руками элементарные игровые доспехи и не освоят базовые навыки. Вероятнее всего дружинниками будут становиться дети в возрасте 14-15 лет. Дальнейшая подготовка дружинника способствует переводу их в статус старших дружинников. Этому статусу соответствует уже серьезная подготовка во всех прикладных дисциплинах, в истории и доспехи, близкие по качеству изготовления к исторической реконструкции.

Непосредственный руководитель дружины будет носить звание воеводы. Руководство дружиной не предполагает полной занятости (по крайней мере поначалу), поэтому воеводой может стать любой увлеченный этим делом человек и заниматься дружиной в свободное от работы время. Тем более что это время будет как раз совпадать со временем досуга подростков, которое мы имеем целью занять.

Оплата труда воеводы будет формироваться следующим образом. Базовой ставкой, на которую могут рассчитывать основатели дружин, будет 8 тысяч рублей. После того, как численность дружинников достигнет 20 чел, он автоматически получает бонусную часть - прибавку к оплате в 4 тысячи. Следующую прибавку в 4 тысячи он получит при достижении численности дружинников в 50 чел. К этому времени дружина будет уже нуждаться в постоянном помещении и мастерских. А затраты времени у добросовестного руководителя будут уже весьма существенны. В выигрышной ситуации оказываются преподаватели школ, на базе которых и будет возникать большинство дружин. С учетом оплаты за преподавание зарплата такого учителя может составить свыше 30 тысяч.

Но помочь материально сам себе он сможет и по-другому. Денежные прибавки к оплате воеводы будут начисляться по результатам регулярных (минимум раз в 3 месяца) общегородских турниров дружин. Если подопечные воеводы сумеют завоевать первенство города, по каким-то дисциплинам, это автоматически повысит оплату его труда на какую-то заранее известную сумму. Потеря первенства приведет к автоматической потере бонуса. Именно на  регулярных турнирах будет подтверждаться и численность дружин. Бумажная отчетность не заменит в этом вопросе реальности, и мы получим объективно работающий механизм контроля.

Кроме того, дополнительную оплату воевода сможет получить в том случае, если он приложит руку к созданию новых дружин. Это может выглядеть следующим образом. Пока дело не получит широкой огласки и не появится мода на этот вид внешкольного досуга, пополняться дружины будут не слишком интенсивно. Первые дружины, скорее всего, будут объединять школьников из разных школ. Но по мере роста численности первых дружин возникнет необходимость их разделения. Воевода может проявить в этом деле инициативу и предложить своего кандидата на роль руководителя отпочковавшегося клуба. Если у протеже дело пойдет успешно, то его патрон станет получать такую же бонусную долю от зарплаты протеже, как и городской руководитель. Несложно понять, что мотивировка весьма существенная и приведет к некоторому азарту в деле расширения дружинного движения. Дело общегородского руководства будет сводиться только к устранению перегибов и диспропорций.

Моменты наступления условий для повышения оплаты труда руководителя клуба объективны и не зависят от мнения вышестоящего руководства. Эти моменты легко поддаются проверке и контролю сторонних наблюдателей. А такими наблюдателями будут выступать члены своего рода "попечительского совета", в который войдут представители городской администрации, духовенства, деятели искусства и науки и представители взрослых реконструкторских клубов. Последние будут особенно активно (и не формально) принимать участие в жизни дружин, поскольку будут иметь некоторую материальную заинтересованность как инструкторы и консультанты.

 

Посадник

 

Непосредственным начальником воеводы станет посадник. Посадник будет заниматься всеми организационными и отчасти финансовыми вопросами во вверенном ему районе. На него ложится обязанность взаимодействовать с районной администрацией, школьным руководством и спонсорами.

Посадник обязан организовывать регулярные тематические турниры и принимать участие в создании летних лагерей. Посадник решает вопросы с помещениями для клубов и с оборудованием мастерских.

Назначение на эту должность может происходить по-разному. Посадник может быть выдвинут из среды руководителей клубов, может быть предложен администрацией города или района, может быть просто нанят через кадровое агентство. Главное в том, чтобы он был достаточно энергичным и преданным Делу.

Оплата труда посадника формируется так же, как и у воевод. Базовая ставка 20 тыс. руб. плюс к ней он получает бонусную часть от прибавок к зарплате, получаемых воеводами. Бонусная часть определяется в 10%. То есть если воевода дружины численностью 55 человек добился победы в турнире по двум номинациям - рукопашный бой и стрельба из лука, - то его прибавка к базовой (8 т.р.) ставке будет 12 т.р. (4x2=8 т.р. за численность и 2x2=4 т.р. за победы). Эти 12 т.р. позволяют посаднику получить в качестве бонуса 1200 руб. Эти деньги не отнимаются от воеводы, они параллельны, но на них воеводой может быть наложено вето. То есть, воевода, недовольный работой посадника может заблокировать выплату посаднику бонусной части от своего заработка. Если посадник будет работать неэффективно, то все воеводы могут лишить его бонусов и посадить на голый оклад. Это дает сильный мотив посаднику вникать в свои обязанности и следить за моральным климатом вверенного коллектива.

 

Наместник

 

В условиях небольших городов организацию вполне может возглавлять посадник, но в мегаполисах объем работы становится непомерно велик для одного человека. В таких случаях понадобится координатор работы районных посадников. Этот уровень будет называться наместник. Посадники являются его штабом, но, кроме того, наместник ведет делопроизводство и бухгалтерию.

Наместник занимается общегородскими организационными и финансовыми вопросами. На него ложится обязанность взаимодействовать с городской администрацией, с городским школьным руководством и, возможно, с федеральными структурами. Он организовывает обучение и тренинги для посадников, воевод и дружинников. Он работает с прессой и членами "попечительского совета". Но самое главное - это формирование необходимой бумажной отчетности. Главная задача наместника "выбивать" средства под креатив низовых руководителей. Ещё одной задачей уровня наместника является участие в организации общероссийских и региональных ролевых игр и турниров городских ратей.

Оплата труда наместника формируется точно так же, как и зарплата посадников. Он получает базовую ставку в 30 т.р. и 10% от бонусной части посадников. Точно так же бонусная часть может быть заблокирована посадниками как знак неодобрения и несогласия.

 

Триумвират

 

Минимум один раз в год должны проводиться общероссийские турниры. Организационный совет этих турниров состоит из трех князей. Это победители прошлогодних игр. Чаще всего возглавлять городские рати поручают самым энергичным и харизматичным посадникам или воеводам, реже наместникам. Тот, кто возглавляет городскую рать на общероссийских мероприятиях, получает титул князя, его помощники (соратники), которые сопровождают городскую рать и отвечают за частную подготовку ратников, получают титул боярина.

По результатам игр определяется три рати-призера. Князья, возглавляющие эти рати, автоматически становятся верховной властью на один год. Это не освобождает их от обязанностей в своих городах, но возлагает дополнительные, связанные с общенациональными и международными вопросами.

 

Пресса

 

Не может быть успешного развития проекта, если отсутствует обмен информацией и чувство соревновательности. Обеспечить все это призваны будут свои СМИ. Главным информационным органом станет Интернет-портал нашего проекта. Структура его будет позволять не только обмениваться мнениями и спорить на форуме, но и в интерактивной форме получать любую историческую и технологическую информацию.

Портал будет своим построением напоминать распространенные в Интернете флеш-игры. Каждый участник сможет не только получить интересующую его информацию по истории, оружию или по текущим делам организации, но и просто поиграть. Игровую часть проекта нельзя считать пустяком. Такие игры будут оказывать положительное программирующее воздействие на подростков.

Каждая городская рать будет иметь свой филиал на портале - свой виртуальный город со своим форумом и штабом. Виртуальной столицей проекта станет город Китеж. В Китеже разместится главный форум и виртуальная редколлегия, которая сформирует бумажное издание нашего проекта.

Бумажная еженедельная газета нужна обязательно. Во-первых, далеко не у всех есть Интернет или есть возможность часами в нем находиться. Во-вторых, она нужна родителям. Регулярная газета - доказательство масштабности проекта и аргумент ЗА при любых размышлениях о ребенке и его увлечении. Вообще-то нельзя недооценивать роль семьи. Семья, принимающая посильное участие в увлечении подростка будет через это укрепляться. Совместная возня отца и сына при изготовлении чего-либо полезна им обоим. Но чтобы семья понимала важность этой работы, надо воздействовать на неё, и в этом должна будет помочь собственная общероссийская газета.

Поскольку газета будет распространяться только по подписке, то есть среди своих, то представительскую функцию проекта должен взять на себя глянцевый, хорошо иллюстрированный журнал типа издававшегося некоторое время "Империя Истории". Если газета будет во многом изданием самодеятельным, своего рода продолжением форумов Интернет-портала, то журнал должен быть профессиональным изданием. Его миссия - положительный образ нашего проекта в состоятельных кругах. Само собой, будет очень полезным и важным постоянное внимание к проекту других СМИ, в первую очередь электронных. Многое будет зависеть от активности столичных координаторов. Возможно, что работу с газетой и СМИ стоит поручить специальному посаднику.

Кроме периодики проект должен выпускать и свою литературу. По образцу советского издательства "Детская литература" можно будет выпускать малоформатные недорогие книжки для детей, в которых действие разворачивается в русском средневековье, а лавные действующие лица подростки. Для этого необходимо наладить сотрудничество с современными российскими литераторами.

 

Промежуточный итог

 

Предлагаемая схема не лишена недостатков и не идеальна, но она позволяет в некоторой степени делократизировать работу организации. Подчинить интересам подростков все ступени иерархии. Сделать успешную работу с подростками залогом финансового благополучия всех задействованных. Схема лаконична и не подразумевает развития огромного паразитического аппарата. Все расчеты и финансовые потоки внутри организации должны быть открыты и прозрачны. Но схема управления - это все-таки не главное. Главное - добиться поставленных целей. Главное - это учебно-воспитательный процесс.

 

ГЛАВА II «УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

 

Теория

 

В вопросах воспитания и взросления ребенка у нас есть надежная опора в виде работ замечательного исследователя, основателя нравственной психологии Анатолия Гармаева2. В рамках этой работы нет места для развернутого изложения теории, но несколько базовых положений необходимо озвучить.

В своем развитии ребенок проходит несколько четких последовательных этапов социального импринтингах, формирующих его личность. Наши предки очень хорошо (интуитивно) знали эти этапы, и практически все обычаи и традиции так или иначе базируются на их закономерностях. Урбанизация порвала связь человека с традициями предков и породила все те проблемы, которые мы не знаем как решить. Этапы развития работают с непреложностью законов тяготения, и понимание их предельно необходимо. Вот все они, начиная с внутриутробного:

На протяжении последних 6 месяцев до рождения у ребенка происходит формирование общей установки на эмоциональное восприятие мира и взаимоотношений с ним.

От рождения до 3 лет - запечатление программ эмоционального реагирования на изменения в окружающем мире и уточнение. В это время формируются и развиваются способности и особенности восприятия добра и зла, благодарности и обиды, признательности и равнодушия, нежности и грубости, сопереживания, сочувствия и брезгливой отстраненности. До 3 лет на эмоциональном уровне начинается прорастание или отмирание, если не получит развития, способности любить. Это специфически человеческая способность - любить, а не просто влюбляться (способность влюбляться идет от биологии, от животного мира, способность любить - от социального, от сугубо человеческого мира).

С 3 до 5 лет через игру формируется и развивается воображение, фантазия и через них развивается способность различать форму и смысл. Игра - это всего лишь форма. В это время формируется и развивается способность индивида видеть "сверхзадачу по Станиславскому". В этом периоде во время игр развивается или отмирает зародыш ориентации жизнедеятельности индивида на главный смысл жизни: зачем я живу? Вот тут и записываются программы: "жить, чтобы есть" или "есть, чтобы жить" - что ради чего? где основной акцент?

С 5 до 7 лет формируются внутренние душевные силы для устойчивого нахождения в истинном трудовом процессе. В это же время формируется программа послушания как форма и глубинный принцип межчеловеческих отношений - не подчинения, а именно послушания.

С 7 до 10 лет формируются и запечатлеваются внутренние основания, внутренние силы устойчивого нахождения в процессе учебы.

С 10 до 12 лет - период формирования программ нахождения и узнавания, оценки собственного места в структуре различных видов деятельности и социальных отношений.

12 лет - это пиковая крайняя точка на уровне освоения. Затем этапы повторяются в обратном порядке.

С 12 до 14 лет - период самоутверждения на применении освоенного, запечатленного в 10 - 12 лет. Теперь нужно не просто найти и узнать свое место - теперь необходимо утвердить за собой это место, оградить его от помех, от посягательств, добиться признания своего "суверенитета" окружающими, и прежде всего - взрослыми.

14-17 лет - "повторяется" период 7-10, но теперь на уровне абстрактно-теоретического мышления с выходом на философские обобщения и на формирование картины мира в целом. В периоде 7-10 лет самым близким человеком должен был стать учитель. В 14-17 лет - в период выхода на абстракции, на философию, на проблематику Космоса, Земли, человечества - учителя могут быть и заочные.

17- 9 лет - включение в трудовую жизнь и освоение социального почитания старших. Это "повтор" возраста 5-7 лет. Только там было послушание, здесь же - почитание.

19-21 - время перехода на новую ступень осмысления жизни, осмысления уже пройденного пути, время формирования стратегического целеполагания для своей предстоящей жизни.

21-24 - период "юношеского младенчества", или эмоциональное самоутверждение из подсознания.

Предполагается, что в дружину будут приходить отроки в возрасте 10-12 лет и оставаться в ней до 17-ти. Рассмотрим подробнее положения теории для этих возрастов.

10-12 лет - эмпирические поиски своего места.

"Драмкружок, кружок по фото, А мне еще и петь охота!" - писала Агния Барто об этом возрасте. Это время, когда ребенок записывается в несколько кружков, хватается за множество разнообразных дел, увлечений, тут же бросает начатое и принимается за еще большее количество новых. А учеба подождет, надоела она. Оценки его уже больше не интересуют, разве что как навязанное искусственно условие приема в желаемый кружок. Так старательно учился, таким авторитетом была учительница - и все ушло куда-то, к огорчению учителей и родителей, не знающих объективных закономерностей этого периода, знающих только внешние проявления без понимания глубинной сути, без умения эту суть использовать в качестве опоры при работе с детьми.

Здесь опять же есть две крайности.

Родителям так хочется добиться чего-то определенного, полезного для будущего. Заинтересовался ребенок музыкой - ему покупают дорогой инструмент и хотят, чтобы он эти большие затраты оправдал. А ему уже надоело. Он теперь пробует рисовать. Но родители силой принуждают его продолжать заниматься музыкой, не подозревая, что формируют этим своего рода иммунитет к музыке. Можно человека привести в лес, ткнуть в кучу грибов, заставить собирать и тащить. Он набьет корзину и притащит. Но после этого по своей воле за грибами уже идти не захочет.

Другая крайность: родители начинают тешить своего любимца. А он "прыгает" с одного увлечения на другое, ни в чем не стараясь разобраться по сути. Формируется и развивается верхоглядство.

Здесь требуется очень уважительное внимание, доброжелательное сочувствие, помощь в попытках вникнуть в суть, иногда даже участие "за компанию", но пробовать ребенок должен сам. Пробовать до тех пор, пока не убедится - это не то, что ему действительно подходит. Только после достижения такого понимания можно переходить к другому, обязательно используя полученный опыт, а не наугад - "только бы другое." А потом возможен и возврат на более полном опыте. Обязательно доводить дело до логически осознанного результата.

Переходы возможны и необходимы, но не потому, что "надоело". Попробовал, убедился, осознал полученный опыт - можно продолжать поиск. Вот такой результат должен быть у любого увлечения. Хочешь пробовать - пробуй, но обязательно доведи до логически ясного результата.

С 12 лет волна проявления феномена социального импринтинга идет как бы в обратную сторону, этапы повторяются в обратной последовательности. Но теперь речь идет не столько о запечатлении, сколько о закреплении и развитии запечатленного в новых действиях. То, что до этого времени не запечатлелось в своих глубинных основаниях, атрофируется. В это время даже вопреки воле и желанию активизируется на уровне подсознания и заставляет совершать неожиданные даже для самого индивида действия то, что сформировалось и закрепилось на предыдущих этапах.

12 - 14 лет. Повторяется этап возраста 10 - 12, когда человеку надо попробовать, найти свое место среди разных по сущности и равных по возрасту. Авторитет взрослых в это время падает. Взрослые нужны - они часть обстановки, дающей возможности для действий. Но авторитет - уже не они, а сверстники. Усиленно проявляется запечатленное и возрасте 10 - 12, и в возрасте 0 - 3 года. Если человек ощущал тогда обиду, свою или своих близких, особенно матери, то сейчас он невольно ожидает таких действий со стороны других и старается их упредить по принципу "лучшая защита - это нападение".

Он прибегает к грубости раньше, чем возникнет повод к этой грубости. От 87 до 93% подростков в это время становятся очень жестокими, беспощадными, насмешливыми по отношению к взрослым. Со сверстниками устанавливается жесткая иерархия: подчиняться сильнейшему и отыгрываться на слабейшем.

Но 7-13% подростков как бы "выпадают" из этого жесткого диктата. Им очень важно в это время проявить свою заботливость, внимание, нежность. Большинство сверстников способны встречать проявление этих качеств насмешкой, в лучшем случае - снисходительным равнодушием как самооправдание собственной неготовности к таким действиям (зелен виноград!). А взрослые - и родители, и учителя - в подавляющем большинстве случаев не готовы ни к тому, ни к другому. Отсюда трагедии подростковой любви, не понятой ни сверстниками, ни взрослыми. Отсюда же резкое обострение проблемы "отцов и детей", отсюда проблемы подростковой преступности. В это время с подростком нельзя работать один на один: он перестает слышать авторитет взрослого. "Внутренний голос" подталкивает его поступить наоборот, чтобы "отстоять свою независимость".

В это время очень эффективна работа с группой подростков при условии уважительной адресации к внутригрупповой иерархии без выделения отдельных индивидов взрослым (они их выделят сами!). Такой взрослый становится очень большим групповым авторитетом, и подростки готовы его всячески защищать, как необходимый им компонент среды обитания группы. Это может быть тренер спортивной команды, это может быть руководитель театральной студии, а может оказаться и преступник-рецидивист.

В это время мощно проявляется запечатленное не только в возрасте от рождения до 3 лет, но и в предыдущем периоде (10-2 лет), когда тщеславные родители пытались сделать из своего дитяти будущего спортсмена, музыканта, математика, когда они, игнорируя отсутствие у него устойчивого желания, доводили временные его увлечения до абсурда.

Это возраст, когда гибнут многие хорошие ростки начавшей пробиваться необычной нежности, заботливости, стремление не ко влюбленности, а к любви. В тех случаях, когда жесткий стиль отторжения взрослых и беспощадная борьба за иерархические места в подростковой группе накладывается на психофизиологические процессы этого возраста, получается еще более трагичное положение, особенно с девочками. Здесь закладываются будущие семейные катастрофы и пожизненные неврозы с различными "приложениями" к ним.

14-17 лет - активизируется запечатленное в периоде 7-10 лет. Школьники вдруг снова начинают прилежно учиться. Но не все, а только те, кто более или менее нормально прошел период 7-10 лет, кто душевно не покалечен в начальных классах, кому повезло с личностью первого учителя. Но в это время учеба уже иная. Здесь начинает особенно интенсивно развиваться или отмирать, не успев развиться, способность к абстрактно-логическому мышлению. Интеллектуальный потенциал будущего общества погибает максимально в это время. Будущее науки определяется в этом периоде. В это время получает развитие или отмирает склонность к философским размышлениям, к абстрактно-теоретическому обобщению. Увы: во многих случаях и учителя, и родители к этому опять же не готовы. В результате они утрачивают остатки авторитета, превращаясь в "предков".

Опираясь на вышеизложенное, можно составить примерно следующий план:

В возрасте 10-12 лет ребенок ищет, во-первых, занятие, во-вторых, коллектив? Пожалуйста! - ДРУЖИНА! В Дружине есть огромный спектр занятий - освоение различных ремесел, работа с материалами и инструментами, занятия физкультурой и рукопашным боем, фехтование, стрельба из лука. Приветствуется занятие шахматами и другими стратегическими играми, освоение национальных музыкальных инструментов, фольклора и песен. Своей "широкополосностью" дружина способна удержать внимание многих ребят и предложить им испытать себя во множестве разных дел. Дел, подчеркнем, выполняемых в коллективе таких же увлеченных сверстников. Кроме того, Дружина - это не Дворец пионеров, где кружки по интересам оказываются не связанными ни друг с другом, ни с каким-либо общественно-значимым результатом. Напротив, деятельность Дружины по существу проектная деятельность, связанная с планированием и реализацией определенного проекта (подготовкой к выступлению Дружины на очередном соревновании Ратей). Таким образом, все "занятия" внутри Дружины являются иерархически организованными (подчиненными достижению конечного результата) и, самое главное, осмысленными. Сама структура помогает подростку с определением "своего места". А какой простор для творчества, самовыражения и развития стратегического мышления!

Отметим еще одну весьма важную с точки зрения социального импринтинга особенность деятельности Дружины. Поиски своего места в социуме начинаются с подражания, копирования, своеобразного отыгрывания (зачастую - неосознанного) образа действий окружающих. В этом - существо феномена социального импринтинга. Программы поведения копируются и осваиваются на конкретных примерах поведения, а не на основе "моралей" И чем больше положительных примеров человеческого самоопределения находится перед подростком, тем лучше. Вспомним, ведь изначально для темы исторической реконструкции был выбран один из самых героических периодов в истории России, а ведь это еще и один из немногих периодов государственного самоопределения России (эта параллель между сутью актуальной психологической задачи подростка и сутью (парадигмой) исторического контекста, в который он погружается во время игры, возможно, неочевидна, на первый взгляд, но она создает базу для необъяснимой, мифологической притягательности такой игры для подростка).

Практика показывает, что в возрасте 12-14 лет подростки начинают выстраиваться в иерархии, и авторитет сверстников для них становится важнее авторитета взрослых? Прекрасно! Дружина - полувоенная организация с внутренней иерархией, но иерархией не по эпотажно-хулиганской наглости, а по умениям и успехам в реальном военно-историческом деле, по степени личных вложений в общее Дело. Эта подростковая иерархичность из нерешаемой проблемы общеобразовательных учреждений превратится в эффективнейший инструмент воспитания.

В возрасте 14-17 в подростках снова просыпается желание учиться? Дружине снова есть что предложить! Ориентирование на местности, выживание в экстремальных условиях, совершенствование в боевых искусствах, альпинизм, спелеология. Даже если тематика интересов старших дружинников выйдет за пределы нашего проекта, в рамках организации можно будет организовать ЛЮБОЙ кружок. Дружинники должны чувствовать, что организация с уважением относится к их тяге к знаниям. Это хлопоты посадника-наместника, это их обязанность.

Знай и люби историю Родины - здесь материала, нагружающего мозг, море. Основным источником исторических знаний будет наш специально проработанный интернет-портал. Но и чтение обычных книг никто не отменял. Ну и необязательно зацикливаться на нашей патриотической тематике. Истории мировой архитектуры, металлургии, кораблестроения и мореплавания, истории Европы и Востока, истории религий просто обязательны для понимания. Надо  не только понимать почему МЫ такие. Надо знать и то, почему такие - ОНИ.

И самое главное. Эта категория подростков станет активной руководящей частью дружин. Они будут нести большую часть нагрузки по обучению младших. А ведь не секрет, что, для того чтобы чему-то качественно научиться, надо попытаться этому научить другого. Подросток, обучающий младших, сразу получает новый масштаб мышления. Мы пробуждаем в молодом человеке чувство активного творца реальности, созидателя.

Итак.

Предлагаемая форма организации подростков позволяет пользоваться широчайшим арсеналом учебных и воспитательных средств. Далее будут намечены те направления работы воевод, которые станут едиными для всех дружин. Местные отличия предугадать и описать невозможно. Кроме того, не будет заостряться внимание на особенностях периода становления организации, когда у всех без исключения отсутствует опыт и наработки. Обо всех проблемах и непонятных моментах будет идти речь в третьей главе, специально этому посвященной. А пока что представим себе, что организация уже давно создана и работает, как отлаженный механизм.

 

Отроки

 

Как уже говорилось выше, младшим возрастом принятия в Дружину можно считать 10-12 лет. В этом возрасте ещё нельзя требовать от подростка углубленного освоения навыков или ясного понимания истории. Пока что все будет восприниматься как игра. Но игра - это одна из лучших форм обучения, так что относиться к ней надо очень серьезно. Руководителями и старшими партнерами в этой игре будут дружинники.

В этом возрасте можно начинать с обучения рукопашному бою. Это сильно поднимает у подростка самооценку и попутно делает человека сдержанным и дисциплинированным. Инструкторами по рукопашному бою должны стать старшие дружинники. Пусть сами дружинники ещё не достигли уровня мастера, но они уже должны иметь возможность взглянуть на рукопашный бой не только как ученики, но и как наставники. Их самооценка от этого повысится очень существенно. Кроме того, уважение сверстников к таким инструкторам-дружинникам станет инструментом управления Дружиной в целом.

Под руководством старших дружинников отроки будут упражняться и во владении оружием (разумеется, учебным). Это, конечно, самая главная приманка для подростков, и надо дать им возможность почувствовать удовольствие от стрельбы из лука, от элементов фехтования. Но обязательным условием будет хорошая физическая подготовка и наличие своих защитных доспехов -"стеганки" (шлем может быть и дружинным).

Кроме всего вышеизложенного малышне надо дать возможность поработать с глиной, с деревом, кожей и тканью. Горшки, ложки, лапти, костюм, сделанный собственными руками (или с тайной помощью мам) и конечно самые свои первые примитивные доспехи - вот материальные и зримые результаты, которыми можно похвалиться и помериться со сверстниками.

Работа с отроками настолько важна, что при организации районных и городских турниров у отроков должны быть очень существенные возможности сделать весомый вклад в общекомандную копилку. Например, так.

Идут состязания стрелков. Из каждой дружины жребием выбираются по трое дружинников и без жребия один отрок. Что даст такая система? То, что все дружинники должны более-менее прилично стрелять, потому что выставлять специально натренированных снайперов правила не дадут, а вот отроки могут очень качественно сосредоточиться на выбранной специализации и ещё до полноценного вступления в дружину уже показать себя полезными бойцами. Точно так же во всех прочих соревнованиях участие дружинников подразумевается усредненное, а отроков - подготовленное. Мотивация для подростков очень существенная. Соревнования между собой за право выступить на городском турнире будут полезны для укрепления дружины и повышения дисциплины.

Великовозрастные отроки, т.е. те, кто вступает в дружину старше, чем в 12 лет, все равно должны побыть в статусе отроков около года. Но присутствие таких старших отроков не должно оттирать младших на соревнованиях, для чего для соревнований можно сделать возрастную планку. Примерно через год отсеются ленивые и неспособные, а оставшиеся будут готовы повысить свой уровень.

 

Дружинники

 

Один раз в год, в торжественной обстановке, дружина принимает новых соратников. Это может быть начало учебного года, это может быть летний лагерь. Здесь решать самим Дружинам и воеводам. У каждой Дружины могут быть свои традиции. Новые дружинники должны вполне владеть рукопашным боем и луком. Их снаряжение должно быть не хуже кожаных доспехов и простого "норманнского" шлема.

Дружинники продолжают осваивать рукопашный бой, но уже под руководством серьезных инструкторов. Физическая подготовка становится более интенсивной. Фехтование на мечах, шестах и топорах выходит на первое место. Начинаются выходы в "поле", на местность. Походы зимой и летом, элементы выживания в экстремальных условиях, оказания экстренной медицинской помощи.

Важное место начинает занимать психологическая подготовка. Дружинники (особенно старшие) становятся серьезной организованной силой, они должны сознавать, что на них ложится ответственность за свои поступки. Именно в работе с дружинниками нагрузка воеводы максимальна. История становится не просто интересным чтением, а источником образцов для подражания. Ролевая составляющая игр должна закреплять рыцарские стереотипы поведения, стереотипы подвига. Образцами для подражания должны стать герои нашей славной истории. Но и историю предателей и подлецов нельзя умалчивать. Примеры должны быть и отрицательные. В это время уже надо давать представление об истории как о процессе, который творится руками простых людей, таких, как они сами. Надо приучить мыслить дружинников в большом масштабе, надо прививать им веру в способность творить историю, как творили её наши великие предки.

В этот период необходимо ненавязчивое подключение православной церкви. Организованные экскурсии в крупные монастыри и соборы со специальными лекциями по истории православной церкви, её социальной и идеологической роли, её значения в обороне государства. Закрепление представления о себе как о русском православном воине сделает мощную прививку против фальшивых либеральных ценностей. В сознании дружинника должны естественно откладываться представления о православной морали. В этом деле многое будет зависеть от того, кто будет руководить изданием литературы для Дружин, управлять Интернет-порталом и редактировать прессу.

Дружинники - это основная масса участников городских и районных турниров. Кроме состязаний по командному зачету, пример которых приводился выше, каждый дружинник может принять участие в битве за звание лучшего (первого) в городе - мечника, лучника, кузнеца (и т.д.). Лучшие дружинники могут получать специальные призы от спонсоров. Даже если финансирование проекта со стороны государства будет достаточным, спонсоров все равно надо привлекать. Связи с промышленными и торговыми предприятиями города могут оказаться очень полезными при неожиданно возникающих проблемах, требующих оперативности. Кроме того, рекламируя свое участие в проекте, спонсоры будут рекламировать и сам проект.

Лучшие из дружинников составляют городскую рать и представляют город на региональных или всероссийских турнирах. Для ратников необходимо будет ввести некоторые знаки отличия, подчеркивающие их ранг. Например, ношение алого плаща для участников и право разместить икону на шлеме для победителей всероссийских турниров.

Получить путевку на региональные или всероссийские мероприятия совершенно невозможно без изготовления достойных, исторически достоверных, доспехов. У подростка появляется задача - сделать кольчугу, ламелярные или чешуйчатые доспехи, латные перчатки, поножи, налокотники, хороший шлем с кольчужной бармицей. Кроме военного костюма участнику региональных или всероссийских мероприятий надо иметь исторически достоверный светский костюм. Быть хорошо знакомым с историей, бытом и нравами реконструируемого на турнире-фестивале периода.

Работа с металлом подразумевает наличие мастерской и её оснащение. Это задача посадников и наместников. Школьные мастерские - это первые кандидаты на дружинные арсеналы, как и школьные спортивнее залы - кандидаты на роль тренировочной арены. Кроме работы по металлу дружинники будут весьма естественно осваивать ремесло плотника. Думаю, что летние лагеря будут постепенно превращаться во вполне достоверные крепости, построенные руками самих подростков.

Навыки работы по металлу и дереву могут стать источником первых заработков у подростков. Посадник или наместник вполне могут организовать небольшой необременительный бизнес, в котором весь заработок идет ребятам. Например, подростки могут принимать участие в ремонте собственных школ, могут оборудовать детские площадки. Скамейки, песочницы, горки и домики для детей - это реальная помощь муниципальным предприятиям и источник реальных денег. Нельзя недооценивать воспитательный элемент первых заработанных денег. Очень часто эти первые деньги на всю жизнь определяют путь человека. Если это украденные или выигранные деньги  одно, а если это деньги как благодарность людей за принесенную пользу - совсем другое. Но во всем надо соблюдать меру. Наша цель не бизнес. Наша цель - воспитание Человека.

 

Старшие дружинники

 

Это действительно старшие. Думаю, что при правильной постановке учебно-воспитательного процесса желающих уйти из клуба будет очень немного. И старшеклассники будут уже вполне подготовленными инструкторами для отроков и дружинников. Некоторые даже вполне сами могут стать воеводами (руководитель Дружины, из которой выйдет молодой воевода, будет получать свой денежный бонус). Руководство Дружиной можно ведь совмещать и с учебой в ВУЗе.

Старшие дружинники вполне могут организовывать отряды добровольной помощи милиции. Это общественная нагрузка, которая будет хорошим пиаром нашей организации и хорошей практикой для самих дружинников. Большая часть старших дружинников будут хорошо подготовленные бойцы, владеющие навыками реального рукопашного боя и боя с применением подручных средств.

Это будут патриотично, но не националистично настроенные молодые люди, понимающие разницу между гастарбайтером и уголовной сволочью. Это будут люди с правильным взглядом на мир. Наркоманы, гомосексуалисты, гламурные подонки - будут восприниматься как мерзкие болячки на теле святой Руси. Всякого рода "ученые" шельмователи и хулители России тоже потеряют свою убедительность в глазах нашего идеологически подготовленного и духовно здорового молодого человека.

Старший дружинник должен мыслить нешаблонно. Старший дружинник должен вполне ясно понимать ключевые положения, на которых построена его родная организация. Форум будет содержать всю необходимую информацию по теоретическим основам, заложенным в фундамент структуры проекта. Самые энергичные и талантливые из старших дружинников будут сориентированы на карьеру в госорганах. Причем организация будет всеми силами помогать своим "бывшим" дружинникам в продвижении по карьерной лестнице, в том числе и руками тех "бывших", что уже заняли какие-то должности в администрациях разного уровня. Думаю, что появление в больших количествах такой русской молодежи изменит вектор движения государства в сторону здравого смысла. Жаль только, что это будет весьма нескоро по человеческим масштабам.

 

ГЛАВА III «ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ»

 

Деньги

 

В наш меркантильный век без внушительных денежных вливаний невозможно начать масштабное дело. Весь изложенный выше проект не состоится, если не будет найден стабильный и серьезный финансовый источник. Спонсорские деньги вряд ли будут большими и стабильными. Собирать деньги с родителей подростков дело несправедливое, да и не потянут небогатые семьи такую нагрузку, а наша цель - это дети как раз из таких семей. Максимум возможных сборов с семей - это деньги за подписку на газету, литература и затраты на материалы для поделок своих чад.

Самым правильным было бы получить строчку в федеральном или городском бюджете. При наличии хорошей поддержки нашей идеи в верхах государственного руководства финансирование может перестать быть проблемой.

Какой величины должны быть финансовые вливания на первый-второй год существования организации?

Прикинем на примере Петербурга. Думаю, реально за один первый год организовать два десятка дружин. Их численность вряд ли вначале перевалит за два-три десятка дружинников в каждой. С учетом разыгранных призовых сумм и оплаты труда посадника получаем порядка 300 тыс. руб. в месяц, или 3,5 млн. руб. на первый полный год только на оплату труда. Кроме того будут затраты на создание и поддержание сайта. Аренда офиса для посадника и элементарная оргтехника. Итого 4 млн. только для старта проекта.

Какими могут быть затраты на поддержание работоспособности организации при её значительном развитии (СПб и Ленобласть)? Думаю, что порядка 500 дружин с максимальной численностью (порядка 50 тыс. подростков) потребуют иметь соответственно 500 воевод, не меньше двух десятков посадников и наместника. Фонд оплаты труда составит приблизительно 10 млн. руб. в месяц или 120 млн. руб. в год. А если учесть затраты на оплату сторонних инструкторов и преподавателей, на организацию летних лагерей и региональных мероприятий, на страховку детей, на аренду помещений для дружин... Можно предположить, что затраты возрастут до 150 млн. в год.

Затраты на всероссийскую организацию тоже можно примерно подсчитать, опираясь на некоторые цифры, которые можно найти на сайте Госкомстата. Так, на начало 2007 года в России существовало примерно 60 тыс. общеобразовательных муниципальных учебных заведений. По-хорошему, при каждом из них должна существовать дружина. Один посадник организовывает работу 25-30 дружин. Наместники потребуются только в городах-миллионниках, а их в России 11. Отсюда можно сделать вывод, что потребуется примерно 15 млрд. рублей в год. Это затраты сравнимые с такими строчками в федеральном бюджете (за 2006 год) как:

- на сельское хозяйство и рыболовство - 110,8 млрд. руб.

- на связь и информатику - 20,3 млрд. руб.

- на прикладные научные исследования в области национальной экономики - 47,2 млрд. руб.

Но эти затраты ничто по сравнению со средствами, замораживаемыми в "фонде будущих поколений". (В 2006 году в Стабфонде похоронили 2250,6 млрд. руб.) Масштабные затраты, ориентированные на следующие поколения, может себе позволить только государство, строящее самостоятельную политику и нуждающееся в устойчивости и сознательной поддержке граждан. Тенденции, которые в последнее время наблюдаются, дают робкую надежду, что Россия станет когда-нибудь таким самостоятельным суверенным государством.

 

Кадры

 

Развитие организации сильно зависит от личностей воевод и посадников. Главное требование к личности посадника или наместника - это люди имперского, созидательного уровня мышления, ориентированные на деятельность во благо общего Дела, не стяжатели. Человек с уровнем мышления обывателя с такой работой (особенно на начальном этапе проекта) не справится. Именно поэтому зарплата должна зависеть от успехов в начатом деле. Это должно несколько отрезвить безответственных товарищей, рассчитывающих только имитировать работу.

Лучшие кадры можно найти среди ветеранов горячих точек и уволенных в запас офицеров - эти люди легко завоюют авторитет у ребят. Среди преподавательского состава тоже можно найти много желающих, но тут требуется очень серьезный персональный подход, поскольку преподавательский состав в последние десятилетия сильно деградировал в политической и социальной активности и далеко не каждый преподаватель сможет завоевать уважение подростков.

В Петербурге, Москве, Великом и Нижнем Новгороде и некоторых других городах можно рассчитывать на активную поддержку со стороны существующих клубов исторической реконструкции и исторического фехтования. В большинстве других городов инициатива неизбежно возникнет после успешного старта проекта в каком- то образцово-показательном регионе (вероятнее всего СПб).

 

Национализм

 

Со стороны параноидально настроенной прессы, особенно проплаченной всякого рода "интернациональными" силами, могут раздаться обвинении в нагнетании националистических настроений в молодежной среде. К сожалению, нормальный, здоровый национализм, который должен всегда присутствовать в государстве, усилиями "интернационалистов" беспощадно ошельмован и на такие нападки придется давать четкие ответы. "Россия всегда была многонациональным государством"[2], "В России понятие «свой» базировалось не на национальных признаках, а на отношении к защите Родины от внешней агрессии и на основании православной веры". Так, например, осевшие в пределах московского княжества татары стали своими, а Новгород с неизменным сепаратизмом и заигрыванием с католическим Западом становился все более чужим.

Разделение понятия "свой-чужой" по признаку служения Отечеству - это очень хорошая идеологическая инъекция и для современной России. Но и такая постановка вопроса встретит мощную скрытую оппозицию. Но Бог в правде, а значит, с нами.

 

Старт проекта

 

Можно уже сейчас на голом энтузиазме создать 3-4 таких дружины. Но далеко на энтузиазме не уедешь. Нельзя начинать с фальстарта, с провала и дурного примера. Поэтому обязательно нужна серьезная финансовая и политическая поддержки на государственном или городском уровне. В случае успешного старта и развития проекта он может быть легко расширен. Можно создавать на имеющейся организационной базе молодежные клубы других направлений, форм и тематик. Это будет творческое усилие всех тех, кто откликнется на наш замысел. Это будет уже проект "Россия молодая" - охватывающий всех подростков от первоклашек до студентов.

Данная работа - это попытка найти единомышленников в среде влиятельных людей. Это просьба помочь своим авторитетом, своим знанием политических реалий, своим советом.

 

1 Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - С. 171-178. (Назад)

2 В свое время я узнал об этих вопросах из уст замечательного Учителя Валерия Степановича Бушуева в рамках университетского курса по социологии. В дальнейшем я буду опираться на его изложение этих вопросов.

3 Импринтинг (впечатывание)- это феномен возникновения, развития и проявления способностей и программ жизнедеятельности животных, заключающийся в том, что в определенные периоды их существования активизируются способности к формированию определенных свойств и программ жизнедеятельности, закрываясь по истечении этих периодов, а в другие. Столь же определенные периоды, активизируется их проявление.

Социальный импринтинг - это то же самое применительно к социальным качествам и программам жизнедеятельности человека.

 

 

Электронный адрес автора: vaterland@yandex.ru

Дуэль, 20.05.08



[1] Заголовок дан редакцией «Золотого льва». При довольно скептическом отношении к данному проекту редакция воспроизводит его в порядке информационного обмена.

[2] Речь идёт не о многонациональном, а о многонародном государстве (прим. ред. ЗЛ).


Реклама:
-