Журнал «Золотой Лев» № 153-154 - издание русской
консервативной мысли
Б.Л. Вишневский
Приватизация прибылей, национализация
убытков
Зачем нужны госкорпорации? Ответ
у большинства независимых экспертов один: для сохранения контроля «друзей
Путина» (именно они находятся во главе этих структур) даже и после его ухода с
поста президента за ведущими отраслями экономики и финансовыми ресурсами.
12 мая, во время первого визита Владимира
Путина в Петербург качестве премьера он посетил «Адмиралтейские верфи» - бывшее
ФГУП (федеральное государственное унитарное предприятие), которое его мартовским
указом (изданным еще в статусе президента) включено в состав ОАО «Объединенная
судостроительная корпорация».
Туда же, - с аналогичной сменой статуса ФГУП, - включены
другие питерские предприятия «оборонки»: ЦКБ «Алмаз», ЦКБ «Рубин», КБ «Малахит»
и Средне-Невский судостроительный завод. По сути, «ОСК» становится еще одной
государственной корпорацией – структурой, которым в 2008 году из федерального
бюджета выделено почти 14% его расходной части (920 миллиардов рублей). А под
деятельность планируемых госкорпораций запрашиваются
уже триллионы рублей.
При этом юридически конструкции госкорпораций
и ОАО со «100-процентным государственным участием» (что вовсе не значит
получение государством 100% их прибыли) крайне сомнительны: они легко позволяют
«уводить» от государства значительные бюджетные средства и федеральную
собственность. Да и полезных результатов работы госкорпораций
пока что не наблюдается. Более того, один скандал следует за другим…
Понятие «государственные корпорации» появилось в
Федеральном законе «О некоммерческих организациях» в 1999 году. Но реально
такие корпорации начали создаваться (причем, одна за другой) в 2007-2008 годах.
Тогда и вспомнили об особенностях их правового статуса.
В указанном законе прописано, что государственной
корпорацией признается «не имеющая членства некоммерческая организация,
учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная
для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных
функций». О создании каждой госкорпорации принимается
отдельный федеральный закон. При этом «имущество, переданное государственной
корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации».
Заметим, не государственной собственностью – а собственностью госкорпорации. Две большие разницы: если в государственных
акционерных обществах (таких, как «Газпром», «РЖД», РАО ЕЭС
и другие) государству принадлежит хотя бы пакет акций, то в госкорпорациях
государству не принадлежит вообще ничего. Соответствующие средства являются
государственными, а собственность — федеральной только до момента передачи их в
корпорацию. Так что, слово «государственная» в их названии – лишь дымовая
завеса.
Далее, закон устанавливает, что «государственная корпорация
не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не
отвечает по обязательствам государственной корпорации». Наконец, госкорпорации не могут быть признаны банкротами, и на них
не распространяются общие правила контроля за НКО. Они не обязаны предоставлять
никакие отчеты (в том числе, финансовые) многочисленным контролирующим органам,
что является «бичом» для обычных НКО, и их нельзя (как
обычные НКО) закрыть, если они не отчитываются. Единственное, что от них
требуется в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» – раз в год
публиковать отчет об использовании своего имущества…
Руководство госкорпорацией тоже
весьма специфично. У каждой из них есть наблюдательный совет, все члены и
председатель которого назначаются или правительством, или президентом РФ (в
случае с «Росатомом» и «Ростехнологиями»).
В «Банке развития» председателем наблюдательного совета по должности является
премьер-министр. Затем наблюдательный совет назначает правление и генерального
директора корпорации, которые, собственно, и решают все практические задачи.
Что уже создано?
«Банк развития». Создан на основе
Внешэкономбанка. Статус определен федеральным законом № 82-ФЗ от 17 мая 2007
года. Функции - управление государственным долгом, пенсионными накоплениями,
инвестиционная деятельность. Банку переданы бюджетные средства - 250 миллиардов
рублей.
«Роснанотех». Статус определен
законом № 139-ФЗ от 19 июля 2007 года. Цель - создание наноиндустрии
и перспективных нанотехнологий.
Передано из бюджета 130 миллиардов рублей.
Фонд содействия реформированию ЖКХ. Статус определен законом
№ 185-ФЗ от 21 июля 2007 года. Цель - реформирование ЖКХ, расселение ветхого
жилого фонда. Передано из бюджета 240 миллиардов рублей.
Корпорация «Олимпстрой». Статус
определен законом № 238-ФЗ от 30 октября 2007 года. Цель - строительство
спортивных сооружений, создание транспортной, инженерной, энергетической
инфраструктуры к Олимпиаде — 2014. Передано из бюджета 300 миллиардов рублей.
«Росатом». Создана
на основе Федерального агентства по атомной энергии. Статус определен законом №
317-ФЗ от 1 декабря 2007 года. Цель - функционирование организаций ядерного,
энергопромышленного комплексов. Дополнительных средств из бюджета не
выделялось.
«Ростехнологии». Статус определен
законом № 270-ФЗ от 23 ноября 2007 года. Цель - поддержка на внутреннем и
внешнем рынках российских организаций-разработчиков и производителей
высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в
организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный
комплекс.
Кроме этого, действуют (хотя и не имеют определяющего их
статус закона, но де-факто являются госкорпорациями)
«Объединенная авиастроительная корпорация» и упомянутая «Объединенная
судостроительная корпорация». И планируется создание госкорпорации
«Автодор». Цель - модернизация дорог федерального
значения, строительство платных дорог, ремонт и содержание автодорог. Объем
работ – не менее 4 трлн. рублей. «Автодор»
должен к 2012 году достроить и привести в порядок федеральные трассы страны,
модернизировать дороги федерального значения на условиях концессионных
соглашений и с переводом их в режим платных.
Как «Банк развития» управляет государственными пенсионными
накоплениями, хорошо известно всем пенсионерам: доходность вложений в два раза
ниже инфляции, и пенсионные деньги стремительно обесцениваются. В 2007 году
банк обеспечил доходность в 6.01% (ранее доходность пенсионных накоплений ВЭБ
также неизменно отставала и от инфляции, и от частных компаний). При этом банк
разместил около 115 миллиардов рублей «временно свободных средств» на …
депозитах в других банках.
«Роснанотех», на который возлагаются большие надежды, поскольку понятие «нанотехнологии» нынче стало чрезвычайно модным, пока что
подписал целую кучу соглашений о сотрудничестве. С другой
государственной корпораций – Росатомом, с МИД России,
с Федеральным космическим агентством, с Федеральным агентством по техническому
регулированию и метрологии, а его руководитель Леонид Меламед заявляет, что его
корпорация уже сегодня отобрала около двух десятков проектов, реализация
которых к 2009 году сулит значительные дивиденды. Но конкретных проектов
не называет. При этом, как выясняется, на сегодняшний день у России ни одного нанопатента, хотя в мире их зарегистрировано уже около 10 тысяч.
Впрочем, в 2008 году «Роснанотех»
намерен получить 5 млрд. руб. прибыли. Но вовсе не от нанотехнологий. Все куда проще. Так же, как и Банк
развития, «Роснанотех» положил деньги на банковские
депозиты – в Сбербанке, ВТБ, «Альфа-банке» и ряде
других, и на этом и получает прибыль. И даже обычно крайне осторожный спикер
Госдумы Борис Грызлов, узнав об этом, потребовал поставить госкорпорации
под контроль парламента, и заявил, что деньги им «были переданы не для того,
чтобы прокручивать их в банках»…
Фонд содействия реформированию ЖКХ без устали трудится над
рассмотрением заявок на финансирование капитального ремонта и переселение
граждан из ветхого и аварийного жилья. На сегодня Фонд одобрил 70 заявок из
шести регионов, выделил 3.7 миллиарда рублей на финансирование капремонта, и
813 миллионов рублей на переселение.
О проблемах «Олимпстроя» сейчас
много говорят и пишут – в связи с отставкой теперь уже бывшего главы корпорации
Семена Вайнштока и заменой его на бывшего мэра Сочи Виктора Колодяжного. Говорят,
что Вайншток обнаружил завышение примерно на треть расходов в сметах на
строительство трех проверенных объектов олимпийской инфраструктуры. Что, по его
мнению, предварительные расчеты необходимых финансовых затрат и времени были
сделаны очень приблизительно, что свободных земель в Сочи нет, а потому любой
земельный участок под олимпийскую застройку придется выкупать по гигантским
ценам. Заметим: на реализацию Федеральной целевой программы «Развитие Сочи как
горноклиматического курорта» предусмотрено 314 млрд. руб., в том числе 185
млрд. - из федерального бюджета. Это в два раза больше, чем суммарный бюджет
трех прошедших зимних Олимпиад - в Нагано, Солт-Лейк-Сити и Турине. Но оказывается, что и этого
недостаточно: только на создание необходимой транспортной инфраструктуры
потребуется 316 млрд. рублей. А тут еще глава ВТБ Андрей Костин заявил, что
банк отказывается участвовать в тендерах на размещение средств госкорпорации ввиду непрозрачности депозитных аукционов…
Не меньше проблем с и корпорацией «Ростехнологии»,
созданной на основе могущественного «Рособоронэкспорта».
Ее глава Сергей Чемезов попытался получить под свой полный контроль
государственные активы военно-промышленного комплекса – но против
выступил первый вице-премьер Сергей Иванов. А затем Минэкономразвития
не согласовало подготовленный Чемезовым проект указа президента о передаче
корпорации госпакетов акций более 500 предприятий: МЭРТ потребовал исключить из
этого перечня акции целого ряда предприятий, а по остальным представить
обоснование целесообразности их включения в госкорпорацию.
Ведь из федерального закона «О госкорпорации «Ростехнологии» совершенно неясно, кто несет ответственность
за невыполнение передающимися ей предприятиями работ по обеспечению обороноспособности
государства»…
Ну и зачем нужны эти монстры? Собственно, ответ у
большинства независимых экспертов один: для сохранения контроля «друзей Путина»
(именно они находятся во главе этих структур) даже и после его ухода с поста
президента за ведущими отраслями экономики и финансовыми ресурсами. Ведь все
они действуют по принципу «приватизация прибылей, национализация убытков». Это
в нынешней России называется «государственно-частное партнерство»: доходы
частные, а расходы – государственные.
АПН-Северо-Запад, 16.05.08